Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие передовой педагогической мысли в России


Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"
Изд-во Московского университета, 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Н. К. Крупская уделила много внимания исследованию педагогических высказываний, трудов и деятельности великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
Изучение научной лаборатории Н. К. Крупской позволяет утверждать, что труды К. Д. Ушинского были ей известны еще до революции. Анализ всей учительской работы Н. К.Крупской в Смоленской школе в 90-х годах прошлого столетия по архивным и литературным материалам свидетельствует, что в процессе преподавания она опиралась на теорию обучения К. Д. Ушинского, на его методику первоначального обучения, особенно по русскому языку. Высокую оценку его педагогической системы Н. К. Крупская дала еще до Октябрьской революции. Ей принадлежит мысль о том, что в вопросах дидактики русская демократическая педагогика XIX в. в лице ее корифеев поднялась на очень высокую ступень. В 1910 г. в статье «Как писать сочинения» Н. К. Крупская писала о К. Д. Ушинском как о классике русской педагогики. Говоря об исканиях французских методистов, недовольных тем, что методы обучения родному языку во многих школах развивают лишь умение сыпать шаблонными фразами.и резонерствовать по всякому поводу, она противопоставила им К. Д. Ушинского. Показывая их беспомощность, она констатировала, что они в своих методических исканиях дальше общих дидактических положений, давно известных со времен Ушинского каждому учителю русской школы, не идут: «Для русского учителя все эти истины, которыми насквозь проникнута методика русского языка со времени Ушинского (я говорю о начальных ступенях обучения), стали общим местом». Высокая оценка Н. К. Крупской дидактической системы К. Д. Ушинского нашла выражение в ее позднейших отзывах об учебниках, составленных им.
С большим одобрением она отзывалась об учебниках К. Д. Ушинского по родному языку. В этих учебниках она высоко ценила то, что К. Д. Ушинский наполнил их содержание естествознанием, изложил его живым народным языком, связал изучение языка с жизнью, построил обучение на наглядности и подчинил все это основной цели — развитию мышления в процессе обучения. В своих многочисленных выступлениях по вопросам составления учебников Н. К. Крупская в качестве образца неизменно выдвигала учебники К. Д. Ушинского. Так, например, в феврале 1922 г. при обсуждении в президиуме Государственного ученого совета вопроса о переиздании лучших дореволюционных учебников она указала на «Родное слово» и «Детский мир» как на желательный тип учебника и книги для чтения.
В 1923 г. в своем докладе о требованиях, предъявляемых к учебнику, Н. К. Крупская подробно останавливалась на положительных сторонах учебников К. Д. Ушинского. «Чем хороши были учебники Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»? — Тем, — говорила она, — что они брали и освещали явления, близкие ребенку, что форма изложения в них была очень конкретна».
В 1925 г. Государственным ученым советом, по предложению Н. К. Крупской, были отмечены лучшие детские книги Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других авторов.
Она писала, что педагогическая система К. Д. Ушинского имела демократическое значение не только в дореволюционный период, но во многом сохранила актуальность и для советской педагогической науки и школы. В его педагогической системе она видела и черты, роднящие ее со взглядами революционных демократов. В одном из неопубликованных вариантов статьи о К- Д. Ушинском она писала, что у изучающих биографию К. Д. Ушинского «не может не проснуться интерес к высказываниям Добролюбова и Чернышевского»18. Статья Н. К. Крупской «К вопросу об изучении истории педагогики» (1937 г.), посвященная значению системы К. Д. Ушинского, равно как и варианты ее, хранящиеся в Институте марксизма-ленинизма, содержат принципиальную и объективную оценку великого педагога, свободную от односторонности, предостерегающую от идеализации и модернизации его наследия. В одном из вариантов статьи о К. Д. Ушинском Н. К. Крупская писала: «Реакционные взгляды переплетаются у него со взглядами самыми передовыми. Что надо отбросить, что надо взять, в этом у нас может разобраться без всякого труда наша молодежь. Реакционные взгляды К. Д. Ушинского никого из современной молодежи не могут смутить, а взять у К. Д. Ушинского можно очень много»
С чувством национальной гордости писала она о русской демократической педагогике. В статье «Лев Толстой в оценке французского педагога» она протестовала против трактовки зарубежным автором самобытности русской педагогики как выражения патриархальности, отсталости.
Демократическая направленность отечественной педагогики этого периода была воплощена в стремлении сделать образование доступным для народа, связать воспитание с жизнью, с потребностями народа.
С чувством восхищения говорила Н. К. Крупская о великом писателе и мыслителе Л. Н. Толстом, во взглядах и педагогической деятельности которого эти прогрессивные тенденции нашли яркое выражение. Она писала, что «в педагогических статьях Толстого, как и во всех его произведениях, так много общечеловеческого, что и иностранцу они должны дать очень и очень много». С негодованием она отвергла клеветническую оценку педагогической деятельности Л. Н. Толстого, данную французским педагогом Куни, который стремится представить его как проповедника религиозного воспитания, составляющего «благо для невежественного русского мужика». Громадную заслугу Л. Н. Толстого Н. К. Крупская видела в том, что педагогические проблемы он ставил резко, широко, в тесной связи с окружающей действительностью, не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», и потому его педагогические статьи «являлись неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения...». «Для Толстого педагогика не была мертвой, застывшей доктриной. Для него она была живым делом, сложным и развивающимся».
Идея народности в просвещении, так блистательно защищавшаяся великим художником-мыслителем, хотя иногда в парадоксальной форме, не могла не вызвать глубокой симпатии у Н. К. Крупской. Поборник демократизма и гуманизма, Л. Н. Толстой мечтал приобщить народные массы к источникам культуры и много сделал, как показала Н. К. Крупская, в своей теоретической и практической деятельности для просвещения крестьянских детей. В стремлении создать школу, близкую народу, она видела сходство Л. Н. Толстого с Песталоцци, о чем она писала в книге «Народное образование и демократия». В 1920 г., отмечая прогрессивную роль журнала «Свободное воспитание», который по своему направлению был близок Л. Н. Толстому, она писала И. И. Горбунову-Посадову, что при старом режиме, когда личность ребенка подавлялась, с ней не считались, «голос протеста против игнорирования потребностей, переживаний, интересов ребенка громко прозвучал со страниц «Свободного воспитания» .
В своих статьях и выступлениях, посвященных характеристике возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, Н. К. Крупская часто ссылается на Л. Н. Толстого, на талантливое, психологически тонкое изображение им детей: «И не только душу взрослых, также душу ребенка умел видеть Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят». Произведения, где он рассказывает о детях, раскрывает их внутренний мир, вызывают восторг у нее.
Какое сильное впечатление еще в юношеские годы на Н. К. Крупскую произвели педагогические идеи великого мыслителя и его деятельность в Яснополянской школе, видно из следующего отрывка: «Так интересно было это написано. С какой любовью Л. Толстой отдавался педагогическому делу, писал об учащихся, о ребятах, как замечательно он сумел вскрыть всю поэзию, всю радость, которую дает педагогическая профессия. Я читала это, когда еще училась в гимназии и мне так хотелось стать учительницей».
В 1927 г. Н. К. Крупская вспоминала, что ей нравилось у Л. Н. Толстого то, что он в каждом ребенке видит человека и уважает его личность. Достойным подражания в педагогической деятельности Л. Н. Толстого она считала непринужденность, непосредственность во взаимоотношениях между учителем и детьми: «На всю жизнь врезалось в память, как Л. Толстой с ребятами писали рассказ и как ходили ночью по деревне и говорили о самом задушевном... Мне казалось, что Л. Толстой понимал, как бережно надо относиться к детям, дать им развернуться, осознать жизнь». «Самое важное у Толстого — это любовь к ребятам, уважение к личности ребенка и уменье наблюдать ребят»,— писала Н. К. Крупская в 1938 г. в письме к завучу Яснополянской школы им. Л. Н. Толстого.
Н. К. Крупской, поборнице внутренней, сознательной дисциплины, нравилась дисциплина Яснополянской школы, которая создавалась талантливым мастером педагогического дела, тонким знатоком детской души, дисциплина, основанная на увлеченности детей занятиями, на их «погружении в работу».
«Азбука» и «Книги для чтения», — создания гениального мастера слова, замечательные в художественном и познавательном отношении, могли служить, по мнению Н. К. Крупской, образцом и для советской школы. В качестве особенностей этих книг помимо их высокой художественности она отмечала знание их автором жизни деревенского ребенка и его интересов. Особым достоинством она считала, что «Азбука» и «Книги для чтения» содержат богатый материал для воспитания мышления в процессе овладения языком.
Высоко оценивая педагогические высказывания и деятельность Л. Н. Толстого в Яснополянской школе, Н. К. Крупская в книге «Народное образование и демократия» сочувственно отмечала критику им школы учебы. В Л. Н. Толстом она ценила беспощадное разоблачение им существовавшей системы народного просвещения, затхлого и бюрократического направления ее. «Были годы глухой реакции, — вспоминала Н. К. Крупская в 1928 г., — и страстная критика Л. Толстого рвала мертвое молчание, будила, не давая покоя. «Самокритика» дворянского и буржуазного уклада была освежающим каким-то потоком». Впоследствии Н. К. Крупская писала, что журнал «Свободное воспитание» был в дореволюционные годы единственным журналом, на страницах которого можно было писать против буржуазной педагогики. Об этом в 1934 г. она вспоминала: «Я сотрудничала в журнале «Свободное воспитание», где имела возможность выступить против идей буржуазной педагогики, например, против Элен Кей, выступавшей против детсадов, против школы, против воспитания какого бы то ни было товарищества». В 60— 80-х годах XIX столетия, когда в Европе, особенно в Германии, господствовала школа учебы с игнорированием личности ребенка, стиранием его индивидуальных особенностей и гербартианство с его формализмом, односторонним интеллектуализмом, в противовес этому, как показала Н. К. Крупская, выступает Толстой с протестом против этих пороков, с признанием свободы и естественности в воспитании, с требованием уважения и любви к ребенку, стимулирования активности и творчества. Именно Н. К. Крупской педагогическая наука обязана ярким и последовательным освещением оригинальной педагогической системы великого писателя с ее глубоким демократизмом и гуманизмом. Положительно оценивая демократическую направленность педагогической деятельности великого художника, она одновременно подчеркивала ограниченность и противоречия в ней, обусловленные его идеалистическим мировоззрением и особенностями эпохи. Н. К. Крупская многократно подчеркивала, что и в молодые годы она отвергала философские воззрения великого писателя «с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». В 1928 г. в статье «О Льве Толстом» она писала: «Ни одной минуты я не была непротивленкой, «толстовкой». В. И. Ленин писал: «Противоречия во взглядах Толстого — не противоречия его только личной мысли, а отражение тех в высшей степени сложных, противоречивых условий, которые определяли психологию различных классов и различных слоев русского общества в пореформенную, но дореволюционную эпоху».
В тот же самый период, когда выступали выдающиеся мыслители К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, в русской педагогике проявилась и революционно-демократическая струя в трудах и деятельности блестящей плеяды русских революционных демократов, оказавших, по признанию Н. К- Крупской, большое влияние на формирование ее миросозерцания. «Герцен, Белинский, Добролюбов и особенно Чернышевский давали необходимую зарядку, давали определенное направление мысли, давали руководство к действию, хотя в самых общих чертах, полунамеками, толкали на искание путей и сил, могущих изменить действительность». В библиографических и историографических материалах Н. К. Крупской (1913—1914 гг.) сочинения А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева занимают большое место.
Революционные демократы занимают видное место во всей системе Н. К. Крупской как выдающиеся представители передовой русской общественной мысли, как корифеи русской литературной критики. Во всех ее рекомендациях по вопросам литературы она отводила им почетное место.
Революционно-демократическое движение 40—60-х годов, представляющее важный этап в развитии русской общественной мысли, целую систему философских и социально-политических взглядов, не могло не коснуться и вопросов просвещения как важной стороны общественной жизни.
Взгляды революционных демократов по вопросам воспитания Н. К. Крупская рассматривала как составную часть их общей концепции. Эта мысль отражена в критическом отзыве на статью о педагогических воззрениях Н. Г. Чернышевского: «Надо было показать, как сказанное вытекает из всех установок Чернышевского в целом», — объясняла она автору.
Выдвигая перед Обществом педагогов-марксистов в качестве важнейшей задачи изучение высказываний классиков марксизма, она вместе с тем говорила: «Необходимы изучение и оценка того, что говорили по вопросам просвещения Плеханов, Чернышевский, Герцен, Писарев, на произведениях которых учился в свое время Владимир Ильич».
В статье «Памяти Некрасова» Н. К. Крупская говорила: «Для коммуниста дороги имена Белинского, Добролюбова, Чернышевского».
В 1930 г. на пленуме сессии ГУСа, говоря о разработке марксистско-ленинской педагогики, она выдвинула задачу изучения взглядов Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева как «предшественников» марксистской педагогики. Эта мысль выражена и в других ее выступлениях. В 1936 г. в докладе, посвященном столетию со дня рождения Н. А. Добролюбова, она высоко оценила его общественно-революционную и публицистическую деятельность и закончила доклад словами: «Его ненавидело дворянство, все сторонники старого порядка, память его чтят миллионы строителей социализма в нашей стране». Называя Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Писарева предшественниками русских социал-демократов в вопросах воспитания, утверждая, что они ближе всех подошли к учению Маркса и Энгельса о воспитании, Н. К. Крупская исходила из следующего. Во-первых, в отличие от западноевропейских педагогов-демократов (Руссо, Песталоцци, Оуэн) они рассматривали человека не только как продукт обстоятельств и воспитания, а как активного преобразователя жизни. Человек — «и волна, и кормчий, и лодка», — образно говорил А. И. Герцен. Во-вторых, революционные демократы единодушно утверждали, что без коренного изменения общественного строя нельзя изменить и воспитания. Но Герцен, Чернышевский, Добролюбов не видели основной движущей силы этого преобразования.
Революционный марксизм позволил Н. К. Крупской развить и обогатить мысли революционных демократов о воспитании. Именно в трудах Н. К. Крупской еще в дооктябрьский период ее деятельности впервые в педагогике прозвучало утверждение, что «лишь рабочий класс может сделать школу труда орудием преобразования современного общества».
Преемственность и близость в интерпретации проблем воспитания у Н. К. Крупской и у революционных демократов выступает в решении координальной проблемы формирования личности, условий воспитания ее.
Проблема формирования и воспитания личности, находившаяся в центре внимания Н. К. Крупской, решалась революционными демократами с материалистических позиций. Их выступления против фатальной обреченности развития детей наследственностью, против воспитания в отрыве от общественной среды, «отшельнического» (у Руссо) воспитания, по образному и остроумному выражению А. И. Герцена, нашли поддержку и дальнейшее научное развитие в марксистско-ленинской педагогике и психологии, в статьях и речах Н. К. Крупской. Говоря о материалистических традициях, представленных революционными демократами в вопросе об условиях формирования личности, надо иметь в виду, что естественнонаучной основой передовой русской педагогики второй половины XIX столетия была рефлекторная теория психической деятельности, созданная И. М. Сеченовым, идейным вдохновителем которого был Н. Г. Чернышевский.
В числе проблем, которым революционные демократы придавали большое значение, была проблема связи школы с жизнью. Занятия трудом они считали одним из главных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Нельзя не согласиться с оценкой Е. О. Зейлигер-Рубинштейн, что в проекте, озаглавленном «Политехническая народная школа», Н. П. Огарев «фактически проводил идею соединения обучения с производительным трудом, однако не формулируя ее и не давая ей теоретического объяснения».
Проблему связи образования с производительным трудом, выдвинутую классиками марксизма-ленинизма в качестве составной части всей теории научного коммунизма, Н. К. Крупская впервые сделала достоянием педагогической мысли. Актуальность идей революционных демократов по отдельным вопросам обучения и воспитания можно проиллюстрировать таким фактдм. В 1936 г. Н. К. Крупская в одной из бесед с учителями, ссылаясь на статью Н. А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании», заметила: «Эту статью я когда-то читала, а когда теперь перечитывала, то я волновалась и думала, как современна эта статья». Особенно часто по вопросам обучения Н. К. Крупская обращалась к трудам Д. И. Писарева, подчеркивая богатство мыслей и революционный пафос его произведений, компенсирующие парадоксальность и даже явную неправильность некоторых его утверждений.
Отстаивая преподавание естественных дисциплин в школе по мотивам мировоззренческого и познавательного характера, она часто ссылалась на Д. И. Писарева, например, в статье «Советская школа и естествознание». В его наследии Н. К. Крупская находила ценные элементы и в вопросах дидактики. Анализируя вопрос о методах и приемах развития мышления, она часто ссылается на Д. И. Писарева.
Оценивая педагогов-демократов конца XVIII и XIX в., нужно иметь в виду, что буржуазный демократизм не означает еще буржуазной идеологии. Ленин писал, что в XVIII в. и у нас с 40-х до 60-х годов XIX в., когда выступали просветители, основной вопрос заключался в борьбе с феодальным строем на Западе, с крепостничеством в России. «Новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий в том строе, который вырастал из крепостного».
Освещение Н. К. Крупской с марксистских позиций взглядов великих педагогов-демократов составляет научный вклад не только в историю развития педагогической мысли, но и во всеобщую историю нового времени.
Развитие прогрессивной мысли в XIX в. шло, неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, в борьбе с реакционными течениями. Она объясняла, что развитие капитализма в XIX в. и связанное с этим обострение классовой борьбы нашли свое отражение и в педагогике, в факте возникновения различных педагогических учений и борьбы между ними.
У Н. К. Крупской мы находим характеристику гербартианства, как наиболее влиятельной и распространенной в XIX в. педагогической системы, отвечавшей интересам господствующего класса.
Гербартианство — педагогическая система, созданная выдающимся немецким педагогом Гербартом и пользовавшаяся во второй половине XIX столетия большим влиянием во многих странах Европы. На этой системе основывалось обучение в средней классической школе в ряде стран, но в известной степени ее влияние распространялось и на начальную школу, на ее общий дух. Педагогическое наследие Гербарта и сейчас популярно в ФРГ. В центр педагогической мысли во второй половине XIX столетия это педагогическое течение поставили широкое философское и психологическое обоснование, идея воспитывающего обучения, проблема многосторонности интереса, метод математического анализа психологических явлений. В историографических фондах мы находим у Н. К. Крупской выписки с критическими замечаниями из работ таких крупных последователей Гербарта, как Рейн, Циллер и Вилльман. Идеализм и метафизика гербартианства в психологии и педагогике, авторитарность в вопросах воспитания, интеллектуализм во всей педагогической системе были подвергнуты ею последовательной и убедительной критике при освещении ею школы второй половины XIX и начала XX столетия. Н. К. Крупская критиковала школу, построенную на гербартианских началах, за отрыв ее от жизни, словесный характер обучения, недооценку естественных наук в обучении.
Особенно она бичевала понимание гербартианцами нравственного воспитания как воспитания личной морали, опирающейся на постоянные, неизменные идеи, вечные и «сверхчеловеческие», антиобщественный характер системы. Отделение умственного труда от физического, сведение содержания образования только к умственному — все эти черты гербартианства наблюдались во многих буржуазных школах и особенно в немецкой школе во второй половине XIX и начале XX в., как показала Н. К. Крупская, подвергая всю эту систему резкому осуждению. Критикуя Гербарта и его сторонников за отрыв обучения от физического труда, она отмечает, что там, где они говорят о труде, он выступает у них только в качестве методического средства. Ее оценка гербартианства подтверждается позднейшими исследованиями советских и немецких (ГДР) педагогов.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +