Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Учебная деятельность


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность — учебная.
Учение тесно связано с трудом прежде всего потому, что любому труду необходимо учиться, учение предваряет труд. Но и само учение есть своеобразный и напряженный труд, требующий как от ученика, так и от учителя значительных и длительных усилий. Содержанием учебной деятельности детей является усвоение ими определенной системы знаний. Эти знания составляют опыт многих поколений людей, живших в разных странах и в разные исторические периоды.
В процессе разнообразного труда люди познавали мир, раскрывали действующие в природе и обществе законы, накапливавали многообразные факты, определяли их происхождение, взаимозависимости, своеобразие, объединяли их в группы и категории. Каждое новое поколение получает от предшествующих накопленные знания в готовом виде; оно должно овладеть этими знаниями, усвоить их. Это и цель, и мотив учебной деятельности.
Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности и процесс усвоения способов использования этих знаний.
Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию учеником тех фактов, явлений, законов, которые ему передает учитель или о которых он прочитал в учебнике. «Усваивать — значит сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного»,— писал И. М. Сеченов.
Таким образом, основой учебной деятельности становитсяслияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом, накопленным ребенком за 5—7—10 лет жизни, и обогащение этого опыта в процессе учения.
Такое понимание учебной деятельности характеризует ее прежде всего как деятельность познавательную. Ребенок не просто заучивает материал программы, но и познает мир, не только настоящий, но и прошлый, не только видимый, но и воображаемый. Опосредованное познание ребенком мира путем усвоения накопленных обществом знаний — это не только ускоренное, сжатое во времени узнавание действительности, это и процесс формирования личности. Зная структуру числа или свойства математических действий, овладевая знаниями о составе слова, о строении растения или об истории родной страны, знакомясь с открытиями в области техники и промышленности, животноводства и судоходства, дети начинают понимать огромное значение творческого труда человека, начинают ценить замечательные дела людей труда и науки.
Учение есть такой вид деятельности, в котором личный опыт ребенка служит базой и в то же время проверкой, конкретизацией получаемых знаний. Академик А. Н. Несмеянов писал, что усвоить не значит выучить, вызубрить. Сам корень слова говорит о его значении: усвоить предмет — значит сделать его своим, так овладеть знаниями, чтобы они стали твоими собственными и их можно было бы легко применять в разных жизненных обстоятельствах.
Познание действительности учащимися посредством усвоения ими общественного опыта влияет на протекание познавательного процесса, совершенствуя его.
В. И. Ленин характеризует процесс познания в его историческом развитии как переход от чувственного познания к абстрактному мышлению, а от него к практике.
Младенец также начинает познание мира с чувственного восприятия. Однако весь процесс индивидуального развития познания складывается иначе, чем в историческом становлении общества, благодаря раннему освоению речи и обучению ребенка взрослыми.
Младшие дошкольники знакомятся с предметами путем практического действия с ними. Ощупывание годовалым младенцем кубика, похлопывание по мячу, разглядывание цветных игрушек — это чувственное познание, включенное в практическую деятельность малыша.
Дети в практике своего общения с другими людьми рано начинают пользоваться разговорным родным языком. А ведь овладение словом есть уже шаг к обобщениям и абстракции К Но только в подготовительной группе детского сада и, конечно, в основном в школе дети узнают, что слова состоят из звуков, слогов, что есть корень слова, суффикс и т. д.
В процессе учения знания даются в дидактически отработанной форме, специально рассчитанной на их наиболее легкое и успешное усвоение детьми. Чтобы усвоить знания, слить их с собственным опытом, т. е. уметь их применять, ребенок должен освоить и различные способы действия с учебным материалом. Так, изучая арифметику, школьник овладевает измерительными, вычислительными навыками и умениями решать задачи.
Овладевая грамматикой, ребенок учится грамотно писать, правильно и выразительно читать, связно излагать мысли автора своими словами. Осваивая материал природоведения, школьник учится вести наблюдения за развитием растений, учится работать с географической картой и т. д.
Освоение разнообразных способов учебной деятельности требует от детей значительной и очень разнообразной активности. Эффективность учения непосредственно зависит от того, как и на что направляет эту активность учитель в повседневной работе учащихся.
Если учитель организует умственную активность детей, учитывая их индивидуальные способности, побуждая их самостоятельно искать способы решения задач, обучая их целенаправленно наблюдать, искать в предметах, знаках, фигурах, словах общее и различное, делать выводы и обобщения, то учебная деятельность становится школой умственного развития учащихся. Правильная организация умственной активности детей обеспечивает высокую эффективность учебной деятельности, быстрое развитие умственных способностей, наблюдательности и воображения, памяти и волевых качеств личности, учебных и познавательных интересов, высоких нравственных и интеллектуальных чувств.
Особенности учебной деятельности:
1. Учебную деятельность детей организуют воспитатели или учителя в соответствии с государственными требованиями, оформленными в определенном документе — программе. В программе строго обозначено то содержание, над которым должны работать дети на каждой ступени их развития. Установлены определенный порядок и длительность прохождения каждой темы, указаны методы работы и те требования, которые должны выполнять дети, чтобы их можно было перевести в следующий класс. В программе, таким образом, зафиксированы уровень и объем знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в школе. Учение является наиболее регламентированным видом детской деятельности.
2. Содержанием учебной деятельности детей является усвоение знаний, добытых другими людьми. Овладевая знаниями и применяя их в разных видах своей деятельности, учащиеся осваивают специальные навыки и умственные умения, т. е. различные способы действия.
3. Основной формой активности ребенка в учебной деятельности является умственная активность. Несмотря на то что занятия с маленькими детьми опираются в значительной мере на их физические действия: пересчитывание конкретных предметов, измерение, письмо,— эти виды действий имеют вспомогательный характер. По мере формирования умственных действий большинство из них интериоризируется (П. Я. Гальперин) или, автоматизируясь, превращается из содержания деятельности в способы деятельности. Например, писание букв, бывшее в начале первого года обучения основным содержанием уроков русского языка, становится даже у первоклассников к концу учебного года средством выполнения ряда упражнений.
Активность школьников учителя направляют на то, чтобы слушать объяснения, понимать читаемый текст, работать с математическим или грамматическим материалом. Организованная учебная деятельность требует активности мышления: анализа, обобщения, сравнения нового со старым, умозаключений, конкретизации известных правил и других операций, обеспечивающих понимание учебного материала. Это облегчает и работу памяти.
Роль памяти в учебной деятельности исключительно велика. Уже в детском саду на занятиях воспитатель обогащает память детей новыми представлениями о животных и растениях, о родном городе и явлениях общественной жизни. Четырех-, пятилетние дети заучивают стихи, рассказывают о своей маме, рисуют по представлению, воспроизводя виденные в жизни предметы: человека, елочку, трамвай, а позже и целые события: праздник елки, ледоход, который они наблюдали на прогулке. Поступив в школу, дети осваивают множество специальных терминов: грамматических (звук, буква, подлежащее, существительное), арифметических (сумма, минус, равенство, произведение), природоведческих, обществоведческих.
Хорошо организованная учебная деятельность детей обогащает и упражняет их воображение. Когда воспитатель рассказывает детям о жизни народов СССР, когда дает им сведения о жизни людей в далеких краях, он развивает воображение ребят. Чтобы представить себе жизнь нашего народа до революции, жизнь далеких полярников и полеты космонавтов, чтобы слова учителя или рассказ, прочитанный в книге, превратился в живую, волнующую картину жизни настоящей, прошедшей или будущей, нужна фантазия, творческое воображение. Но воображение нужно и для усвоения математики, и для усвоения грамматики.
Придумывание задач на заданные числа, нахождение способов для решения предложенной задачи, составление рассказа по деформированному тексту, придумывание названия к картине или рассказу — все эти и другие задания упражняют творческое воображение детей.
Процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называется интериоризацией, что означает превращение во внутреннее.
В учебной деятельности все психические процессы принимают произвольный характер. Хотя и в игре формируется мышление, воображение, создаются условия для обогащения памяти, но в учебном труде вся психическая деятельность ребенка вводится в рамки обязательной, строго регламентированной деятельности. Дети должны приложить усилия, чтобы воспринять учебный материал на уроке или дома, запомнить и припомнить нужные названия, правила, определения.
Само учение становится с самого начала серьезным, обязательным и ответственным трудом. Поэтому учебная деятельность требует от детей волевого напряжения, выдержки, самообладания. Задание учителя надо выслушать и выполнить именно так и в той последовательности и именно таким способом, как это задано. В учебной работе дети постоянно должны сдерживать свои порывы: ждать, когда учитель вызовет, не выкрикивать с места уже найденное решение и т. д. Так в учебной деятельности формируются дисциплинированность и самостоятельность, творческая активность и умение строго подчиняться требованиям педагога, т. е. волевые качества человека.
4. Учебная деятельность, особенно в школе, как форма коллективного труда детей, открывает педагогу широкие возможности для формирования у учащихся лучших коллективистических черт, отношений товарищеской взаимной ответственности и сотрудничества. Используя организацию октябрятских звездочек, работу «по колонкам», широко применяя обоснованные оценки ответов и работ учеников их же товарищами, организуя взаимопомощь учащихся друг другу и совместную их работу в учебное и внеучебное время, учитель сплачивает учащихся своего класса в единый работоспособный и дружный коллектив.
5. Учебная деятельность, как и любая другая, изменяется с возрастом детей. Начиная с младшей группы детского сада, в режим жизни детей вводятся 10—12-минутные занятия. В отличие от свободных игр они обязательны для всех детей. Длительность этих занятий регулярно возрастает. В подготовительной группе порядок дня предусматривает ежедневно три занятия, по 20—30 минут каждое. С переходом ребенка в школу учебная деятельность изменяется не только по содержанию, методам организации, но и по тому значению, которое она занимает в жизни ребенка. Она становится ведущей деятельностью, обусловливая не только весь режим жизни ребенка, но и его поведение, его положение в семье, всю его жизненную социальную позицию.
С изменением содержания и форм учебной деятельности меняются и формы помощи учителя. Малышам надо показывать все действия и способы работы: как держать ножницы, как рассказывать по картинке, как отличить цифру 6 от цифры 9. Школьники нуждаются в другой помощи: их надо побуждать к мыслительной активности, учить, как отбирать нужные в конкретном случае, хорошо известные ученикам правила, как проверять решаемый пример, как лучше усвоить новое правило, как составлять таблицу падежных окончаний.
Педагог и воспитатель должны не только хорошо знать требования программы и методическое руководство к ее осуществлению. Богатейшие развивающие возможности учебной деятельности могут быть успешно использованы воспитателем дошкольников и учителем начальной школы, если они ясно представляют себе реальный уровень развития умственных, волевых, нравственных и физических сил каждого своего ученика. Важно знать меру трудностей, содержание каждого нового задания и необходимые способы действия с ним.
Цель учебной деятельности — познание детьми окружающего, т. е. овладение ими системой знаний, учебных навыков и умений. В процессе решения этой задачи формируются разносторонние интересы, способности и черты характера ребенка.
Мотивы учебной деятельности учащихся меняются с возрастом. Дошкольник подчиняется установленному порядку в группе детского сада. Ему нравятся учебные занятия. В учебной деятельности дошкольников еще много занимательности, элементов игры. Для младших школьников на первых порах мотивом может быть желание стать настоящим школьником, ходить с ранцем, получать хорошие отметки, похвалу учительницы. Старшие школьники стремятся познавать новое, неизвестное, совершенствовать свои силы. Они хотят стать в будущем инженерами, врачами, летчиками и знают, что для этого надо многому научиться.
Средствами учебной деятельности могут быть самые разнообразные умственные и практические действия: наблюдение, слушание, чтение, счет, письмо и некоторые трудовые и специально учебные действия: вырезание, рисование, конструирование. Уровень освоенных учебных действий и приобретенных знаний свидетельствует о степени обученности ребенка. Она в значительной мере определяет успешность его дальнейшей учебной деятельности. Степень сформированности учебных и познавательных интересов и воспитанность необходимых учебных привычек составляют существенное условие готовности ребенка к дальнейшему более сложному учебному труду.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +