Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность — учебная.
Учение тесно связано с трудом прежде всего потому, что любому труду необходимо учиться, учение предваряет труд. Но и само учение есть своеобразный и напряженный труд, требующий как от ученика, так и от учителя значительных и длительных усилий.
Содержанием учебной деятельности детей является усвоение ими определенной системы знаний. Эти знания составляют опыт многих поколений людей, живших в разных странах и в разные исторические периоды.
В процессе разнообразного труда люди познавали мир, раскрывали действующие в природе и обществе законы, накапливавали многообразные факты, определяли их происхождение, взаимозависимости, своеобразие, объединяли их в группы и категории.
Каждое новое поколение получает от предшествующих накопленные знания в готовом виде; оно должно овладеть этими знаниями, усвоить их. Это и цель, и мотив учебной деятельности.
Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности и процесс усвоения способов использования этих знаний.
Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию учеником тех фактов, явлений, законов, которые ему передает учитель или о которых он прочитал в учебнике. «Усваивать — значит сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного»,— писал И. М. Сеченов.
Таким образом, основой учебной деятельности становитсяслияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом, накопленным ребенком за 5—7—10 лет жизни, и обогащение этого опыта в процессе учения.
Такое понимание учебной деятельности характеризует ее прежде всего как деятельность познавательную. Ребенок не просто заучивает материал программы, но и познает мир, не только настоящий, но и прошлый, не только видимый, но и воображаемый.
Опосредованное познание ребенком мира путем усвоения накопленных обществом знаний — это не только ускоренное, сжатое во времени узнавание действительности, это и процесс формирования личности. Зная структуру числа или свойства математических действий, овладевая знаниями о составе слова, о строении растения или об истории родной страны, знакомясь с открытиями в области техники и промышленности, животноводства и судоходства, дети начинают понимать огромное значение творческого труда человека, начинают ценить замечательные дела людей труда и науки.
Учение есть такой вид деятельности, в котором личный опыт ребенка служит базой и в то же время проверкой, конкретизацией получаемых знаний. Академик А. Н. Несмеянов писал, что усвоить не значит выучить, вызубрить. Сам корень слова говорит о его значении: усвоить предмет — значит сделать его своим, так овладеть знаниями, чтобы они стали твоими собственными и их можно было бы легко применять в разных жизненных обстоятельствах.
Познание действительности учащимися посредством усвоения ими общественного опыта влияет на протекание познавательного процесса, совершенствуя его.
В. И. Ленин характеризует процесс познания в его историческом развитии как переход от чувственного познания к абстрактному мышлению, а от него к практике.
Младенец также начинает познание мира с чувственного восприятия. Однако весь процесс индивидуального развития познания складывается иначе, чем в историческом становлении общества, благодаря раннему освоению речи и обучению ребенка взрослыми.
Младшие дошкольники знакомятся с предметами путем практического действия с ними. Ощупывание годовалым младенцем кубика, похлопывание по мячу, разглядывание цветных игрушек — это чувственное познание, включенное в практическую деятельность малыша.
Дети в практике своего общения с другими людьми рано начинают пользоваться разговорным родным языком. А ведь овладение словом есть уже шаг к обобщениям и абстракции К Но только в подготовительной группе детского сада и, конечно, в основном в школе дети узнают, что слова состоят из звуков, слогов, что есть корень слова, суффикс и т. д.
В процессе учения знания даются в дидактически отработанной форме, специально рассчитанной на их наиболее легкое и успешное усвоение детьми. Чтобы усвоить знания, слить их с собственным опытом, т. е. уметь их применять, ребенок должен освоить и различные способы действия с учебным материалом. Так, изучая арифметику, школьник овладевает измерительными, вычислительными навыками и умениями решать задачи.
Овладевая грамматикой, ребенок учится грамотно писать, правильно и выразительно читать, связно излагать мысли автора своими словами. Осваивая материал природоведения, школьник учится вести наблюдения за развитием растений, учится работать с географической картой и т. д.
Освоение разнообразных способов учебной деятельности требует от детей значительной и очень разнообразной активности. Эффективность учения непосредственно зависит от того, как и на что направляет эту активность учитель в повседневной работе учащихся.
Если учитель организует умственную активность детей, учитывая их индивидуальные способности, побуждая их самостоятельно искать способы решения задач, обучая их целенаправленно наблюдать, искать в предметах, знаках, фигурах, словах общее и различное, делать выводы и обобщения, то учебная деятельность становится школой умственного развития учащихся. Правильная организация умственной активности детей обеспечивает высокую эффективность учебной деятельности, быстрое развитие умственных способностей, наблюдательности и воображения, памяти и волевых качеств личности, учебных и познавательных интересов, высоких нравственных и интеллектуальных чувств.
Особенности учебной деятельности:
1. Учебную деятельность детей организуют воспитатели или учителя в соответствии с государственными требованиями, оформленными в определенном документе — программе. В программе строго обозначено то содержание, над которым должны работать дети на каждой ступени их развития. Установлены определенный порядок и длительность прохождения каждой темы, указаны методы работы и те требования, которые должны выполнять дети, чтобы их можно было перевести в следующий класс. В программе, таким образом, зафиксированы уровень и объем знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в школе. Учение является наиболее регламентированным видом детской деятельности.
2. Содержанием учебной деятельности детей является усвоение знаний, добытых другими людьми.
Овладевая знаниями и применяя их в разных видах своей деятельности, учащиеся осваивают специальные навыки и умственные умения, т. е. различные способы действия.
3. Основной формой активности ребенка в учебной деятельности является умственная активность. Несмотря на то что занятия с маленькими детьми опираются в значительной мере на их физические действия: пересчитывание конкретных предметов, измерение, письмо,— эти виды действий имеют вспомогательный характер. По мере формирования умственных действий большинство из них интериоризируется (П. Я. Гальперин) или, автоматизируясь, превращается из содержания деятельности в способы деятельности. Например, писание букв, бывшее в начале первого года обучения основным содержанием уроков русского языка, становится даже у первоклассников к концу учебного года средством выполнения ряда упражнений.
Активность школьников учителя направляют на то, чтобы слушать объяснения, понимать читаемый текст, работать с математическим или грамматическим материалом. Организованная учебная деятельность требует активности мышления: анализа, обобщения, сравнения нового со старым, умозаключений, конкретизации известных правил и других операций, обеспечивающих понимание учебного материала. Это облегчает и работу памяти.
Роль памяти в учебной деятельности исключительно велика. Уже в детском саду на занятиях воспитатель обогащает память детей новыми представлениями о животных и растениях, о родном городе и явлениях общественной жизни. Четырех-, пятилетние дети заучивают стихи, рассказывают о своей маме, рисуют по представлению, воспроизводя виденные в жизни предметы: человека, елочку, трамвай, а позже и целые события: праздник елки, ледоход, который они наблюдали на прогулке. Поступив в школу, дети осваивают множество специальных терминов: грамматических (звук, буква, подлежащее, существительное), арифметических (сумма, минус, равенство, произведение), природоведческих, обществоведческих.
Хорошо организованная учебная деятельность детей обогащает и упражняет их воображение. Когда воспитатель рассказывает детям о жизни народов СССР, когда дает им сведения о жизни людей в далеких краях, он развивает воображение ребят. Чтобы представить себе жизнь нашего народа до революции, жизнь далеких полярников и полеты космонавтов, чтобы слова учителя или рассказ, прочитанный в книге, превратился в живую, волнующую картину жизни настоящей, прошедшей или будущей, нужна фантазия, творческое воображение. Но воображение нужно и для усвоения математики, и для усвоения грамматики.
Придумывание задач на заданные числа, нахождение способов для решения предложенной задачи, составление рассказа по деформированному тексту, придумывание названия к картине или рассказу — все эти и другие задания упражняют творческое воображение детей. Процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называется интериоризацией, что означает превращение во внутреннее.
В учебной деятельности все психические процессы принимают произвольный характер. Хотя и в игре формируется мышление, воображение, создаются условия для обогащения памяти, но в учебном труде вся психическая деятельность ребенка вводится в рамки обязательной, строго регламентированной деятельности. Дети должны приложить усилия, чтобы воспринять учебный материал на уроке или дома, запомнить и припомнить нужные названия, правила, определения.
Само учение становится с самого начала серьезным, обязательным и ответственным трудом. Поэтому учебная деятельность требует от детей волевого напряжения, выдержки, самообладания. Задание учителя надо выслушать и выполнить именно так и в той последовательности и именно таким способом, как это задано. В учебной работе дети постоянно должны сдерживать свои порывы: ждать, когда учитель вызовет, не выкрикивать с места уже найденное решение и т. д. Так в учебной деятельности формируются дисциплинированность и самостоятельность, творческая активность и умение строго подчиняться требованиям педагога, т. е. волевые качества человека.
4. Учебная деятельность, особенно в школе, как форма коллективного труда детей, открывает педагогу широкие возможности для формирования у учащихся лучших коллективистических черт, отношений товарищеской взаимной ответственности и сотрудничества. Используя организацию октябрятских звездочек, работу «по колонкам», широко применяя обоснованные оценки ответов и работ учеников их же товарищами, организуя взаимопомощь учащихся друг другу и совместную их работу в учебное и внеучебное время, учитель сплачивает учащихся своего класса в единый работоспособный и дружный коллектив.
5. Учебная деятельность, как и любая другая, изменяется с возрастом детей. Начиная с младшей группы детского сада, в режим жизни детей вводятся 10—12-минутные занятия. В отличие от свободных игр они обязательны для всех детей. Длительность этих занятий регулярно возрастает. В подготовительной группе порядок дня предусматривает ежедневно три занятия, по 20—30 минут каждое. С переходом ребенка в школу учебная деятельность изменяется не только по содержанию, методам организации, но и по тому значению, которое она занимает в жизни ребенка. Она становится ведущей деятельностью, обусловливая не только весь режим жизни ребенка, но и его поведение, его положение в семье, всю его жизненную социальную позицию.
С изменением содержания и форм учебной деятельности меняются и формы помощи учителя. Малышам надо показывать все действия и способы работы: как держать ножницы, как рассказывать по картинке, как отличить цифру 6 от цифры 9. Школьники нуждаются в другой помощи: их надо побуждать к мыслительной активности, учить, как отбирать нужные в конкретном случае, хорошо известные ученикам правила, как проверять решаемый пример, как лучше усвоить новое правило, как составлять таблицу падежных окончаний.
Педагог и воспитатель должны не только хорошо знать требования программы и методическое руководство к ее осуществлению. Богатейшие развивающие возможности учебной деятельности могут быть успешно использованы воспитателем дошкольников и учителем начальной школы, если они ясно представляют себе реальный уровень развития умственных, волевых, нравственных и физических сил каждого своего ученика. Важно знать меру трудностей, содержание каждого нового задания и необходимые способы действия с ним.
Цель учебной деятельности — познание детьми окружающего, т. е. овладение ими системой знаний, учебных навыков и умений. В процессе решения этой задачи формируются разносторонние интересы, способности и черты характера ребенка.
Мотивы учебной деятельности учащихся меняются с возрастом. Дошкольник подчиняется установленному порядку в группе детского сада. Ему нравятся учебные занятия. В учебной деятельности дошкольников еще много занимательности, элементов игры. Для младших школьников на первых порах мотивом может быть желание стать настоящим школьником, ходить с ранцем, получать хорошие отметки, похвалу учительницы. Старшие школьники стремятся познавать новое, неизвестное, совершенствовать свои силы. Они хотят стать в будущем инженерами, врачами, летчиками и знают, что для этого надо многому научиться.
Средствами учебной деятельности могут быть самые разнообразные умственные и практические действия: наблюдение, слушание, чтение, счет, письмо и некоторые трудовые и специально учебные действия: вырезание, рисование, конструирование. Уровень освоенных учебных действий и приобретенных знаний свидетельствует о степени обученности ребенка. Она в значительной мере определяет успешность его дальнейшей учебной деятельности. Степень сформированности учебных и познавательных интересов и воспитанность необходимых учебных привычек составляют существенное условие готовности ребенка к дальнейшему более сложному учебному труду.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.