Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Бытовая деятельность


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В быту ребенок вступает в общение с другими людьми, подражает близким, учится у них, переживает различные состояния, действует. Поэтому необходимо учесть и роль бытовой деятельности в развитии ребенка. Именно в быту создаются наиболее благоприятные условия для выработки у ребенка основных привычек: гигиенических, обращения с вещами, культурного общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, привычки к определенному режиму.
Режим — это распределение во времени того, что ребенок выполняет повседневно (сон, занятия, прогулки, игры). Соблюдение такого порядка обеспечивает не только определенный -ритм физиологической жизни организма (в определенное время ребенок хочет есть, спать и т. д.), но и вырабатывает полезные привычки (своевременную готовность к занятиям, стремление к порядку, чистоте), которые имеют самое непосредственное значение для формирования ценнейших черт характера, таких, как организованность, собранность, дисциплинированность.
Порядок — это определенное расположение предметов в пространстве комнаты, в шкафу, на полочках для игрушек, подготовка рабочего места, расположение всех инструментов и материалов: клея, красок, ножниц — так, чтобы они всегда были под рукой. Подчинение порядку формирует у ребенка привычку к аккуратности, организованности, учит продумывать предстоящую работу и заранее подготавливать для нее все необходимое.
Огромное значение для управления активностью ребенка в быту имеют правила поведения. При всем их кажущемся раз» нообразии они могут быть с&едены в три группы: «надо», «нельзя» и «можно». Чем последовательнее предъявляются эти требования ко всем детям в группе, классе или семье, чем единодушнее взрослые в предъявляемых к детям требованиях и чем последовательнее контролируют они их выполнение, тем в большей степени такие правила способствуют выработке определенных стереотипов, т. е. привычек культурного поведения. Только на их основе может быть выработана у детей, начиная с дошкольного возраста дисциплинированность и разумная самостоятельность.
Исследования В. А. Горбачевой показали, что, попадая в новые условия, трехлетний ребенок не сразу осваивает существующие в данной группе правила поведения. Однако, если установленные правила строго соблюдаются и подчинение этим правилам педагоги постоянно контролируют и оценивают, если на них постоянно обращают внимание детей, эти правила активно усваиваются каждым ребенком. Успешное выполнение или нарушение правил превращается для ребят в основной критерий оценки поведения других и себя самого.
Дети часто жалуются друг на друга. Жалоба — это обращение к воспитателю за помощью: «Коля меня толкнул», «Саша у меня мишку отнял» и т. п. Такие жалобы в группе опытного воспитателя, как правило, быстро исчезают. Детей приучают жить дружно.
Иную картину представляют жалобы второй категории, когда жалующийся, заявляя о каком-то проступке товарища, сам совершенно не пострадал от него: «Ася не убрала кубики», «Лева сел за стол с немытыми руками». Такие жалобы В. А. Горбачева назвала заявлениями. Ребенок своим заявлением как бы проверяет действенность, важность правила и ждет от воспитателя подтверждения его обязательности.
Дети должны совершенно точно знать, что и в каком порядке они должны делать, когда и как готовиться к занятиям, как вести себя, когда пришли с прогулки или дежурят в классе. Самое главное — неослабно контролировать, как дети выполняют установленные правила, и обоснованно оценивать их поведение: «Хорошо дежурил, потому что...» (перечисляются правила, которым соответствовало поведение ребенка) или: «Плохо сделал...» (перечисляются правила, которые нарушил ребенок). Это обеспечивает достижение сразу нескольких результатов: а) правила выделяются и становятся для ребят «видимыми вехами» их поведения; б) служат для воспитателя средством управления поведением ребенка; в) требования становятся критериями обоснованной оценки поведения ребенка сначала педагогом, затем основой для отношения каждого из детей к поступкам товарищей и, наконец, к своим собственным делам.
Этот последний результат совершенно отчетливо сказывается уже у детей старших групп детского сада. Их суждения порой имеют характер подлинно принципиальной оценки чужих и своих поступков. «Мы не очень хорошо дежурили с Витей,— говорит Лена, отчитываясь за неделю.— Вчера я мыльницу на место не поставила, и еще один раз я не проследила, что Игорь не закатал рукава, когда мыл руки перед обедом».
У детей школьного возраста роль правил поведения не только не снижается, но, наоборот, становится еще большей. Вся организация жизни в школе, учебная работа в классе, требования к подготовке домашних заданий, необходимость следить за своим внешним видом, за учебными вещами, приносить в определенные дни физкультурный костюм, тетрадь для рисования или пения — все эти правила требуют точного и постоянного исполнения. Ведь и вся учебная работа строится на ряде правил: орфографических, вычислительных и др.
Огромнуют роль в бытовом общении играет подражание во всех его видах. Ребенок копирует взрослых, в первую очередь близких ему людей: отца, мать, воспитательницу, учителя. Он воспроизводит сначала непроизвольно, а затем намеренно интонации голоса близкого человека, его любимые слова и обороты речодхарактерные жесты, манеру общения и многое другое. Особенно большое значение имеет воспроизведение тех отношений людей друг к другу, которые закрепляют у ребенка чуткость, заботу о близком, уважение к старшим.
Воспитательное значение имеют стиль жизни (упорядоченный, спокойный или порывистый, лихорадочный), убранство комнаты, манера старших одеваться, говорить, смеяться, жизнерадостность или пессимизм взрослых, их отношение к радостному и тревожному и бесконечно разнообразные мелочи быта. Содержание и организация повседневной жизни ребенка формирует, у него целую систему привычек, требований к своей среде. Нервная система ребенка очень пластична, а окружающая его среда постоянно меняется. Именно поэтому выработанные привычки требуют постоянного контроля и повторения, иначе они легко разрушаются. Чем более согласованны требования семьи и школы (или детского сада), тем быстрее и с меньшим нервным трудом вырабатывается у ребенка система полезных привычек, тем легче на их основе формируется и самостоятельное поведение ребенка.
Активность, присущая младенцу как организму, обеспечивая взаимодействие его с окружающим миром, становится причиной и условием его развития как личности тогда, когда ее направляют и организуют взрослвге. Активность выступает в разных видах деятельности детей, в быту.
Анализ основных видов деятельности и условий повседневной жизни детей показывает, что любая деятельность и организация быта содержат огромные возможности для разностороннего развития детей. Знание этих возможностей и их максимальное использование педагогом путем организации жизни и деятельности ребенка в семье и детском коллективе и ecть решающее условие руководства развитием ребенка. А. С. Макаренко говорил, что воспитатель должен быть прежде всего организатором жизни детей.

Вопросы-задачи

1. Какие привычки необходимо сформировать у ребенка при подготовке его к школе? В какой деятельности это удается лучше всего? При каких условиях? Почему вы думаете, что это положительно скажется на работе ребенка в школе?
2. Зная, что у детей надо вызывать возможно большую активность, учитель музыки заставлял своих учеников быстро играть гаммы и упражнения два часа подряд. Правильный ли это путь развития у детей музыкальных способностей и интересов? А если неправильный, то почему?
3. Составьте конспект (план) занятия по рисованию в старшей группе детского сада (или в I классе), чтобы максимально использовать его для развития умственных способностей детей. Дайте обоснование вашему плану.
4. Как воспитатель может использовать труд ребенка в детском саду для развития разных сторон его личности? Составьте план такой работы для детей двух-, пяти-, девятилетнего возраста.
5. Пионервожатый летнего лагеря регулярно проводит линейку утром и вечером. Отряды отдают рапорты, рассказывают о проведенном дне. Играет баянист. Но почему-то ребятам скучно, и жизнь в лагере их не радует. Почему? Какие могут быть причины? Подскажите, на что надо обратить внимание взрослых, чтобы жизнь в лагере удовлетворяла детей и способствовала их развитию?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +