Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Воспитание и обучение слепых, глухонемых и умственно отсталых детей


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В дореволюционной России дефективные дети (слепые, глухонемые, умственно отсталые) не пользовались заботами со стороны государства. Небольшое число школ и приютов для них было открыто и содержалось на средства общественной благотворительности.
В этих благотворительных приютах организовалось лишь ремесленное обучение воспитанников; эта «благотворительность» была своего рода средством создания путём ремесленного обучения дешёвой эксплуатируемой рабочей силы.
Совершенно иначе поставлено воспитание и обучение слепых, глухонемых и умственно отсталых детей в Советское Союзе. В самом начале Великой Октябрьской социалистической революции, в июне 1918 г., состоялся I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов.
На этом съезде и на состоявшемся в конце августа 1918 г. I Всероссийском съезде по просвещению были установлены принципы государственного попечения о слепых, глухонемых и умственно отсталых детях, созданы соответствующие подотделы в составе отделов народного образования.
Эти дети взяты на учёт. Созданы специальные школы и институты, широко развернулась научно-исследовательская работа по дефектологии.
Крупные советские учёные-дефектологи профессора Ф. А. Pay, Д. И. Азбукин, Б. И. Коваленко и др. разработали особые отрасли педагогических наук: тифлопедагогику (воспитание и обучение слепых), сурдопедагогику (воспитание и обучение глухонемых), олигофренопедагогику (воспитание и обучение умственно отсталых детей), логопедию (исправление физических недостатков речи детей).
Совет Народных Комиссаров Союза ССР в ряде своих постановлений 1926, 1927, 1928 и следующих годов проявил большое внимание и заботу о воспитании и обучении дефективных детей. В дальнейшем состоялся ряд съездов и конференций, посвященных тем же вопросам (II Всероссийский съезд по охране детства в 1924 г., сыгравший большую роль в дефектологическом движении; конференция сурдопедагогов в 1930 г. и др.).
В результате гуманного, чуткого отношения к физически недостаточным и умственно отсталым детям со стороны Советского правительства и советской общественности создался ряд научно-исследовательских учреждений и специальных школ, издаётся много учебников для слепых (по методу Брайля), глухонемых и умственно отсталых детей, учреждены дефектологические факультеты для подготовки воспитателей и учителей этих детей.
Уже в 1926 г. в РСФСР существовало 33 учреждения для слепых детей, охвативших 2000 детей в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Смоленске, Казани и других городах. К тому же времени для глухонемых имелось 70 учреждений, охватывавших около 6000 детей. Учреждениями для умственно отсталых детей тогда же было охвачено около 30 000 детей-олигофренов.
Среди экспериментально-исследовательских учреждений по дефектологии тогда же выделялись разработкой вопросов олигофренопедагогики: Детский обследовательский институт в Ленинграде и Экспериментальный дефектологический институт в Москве.
В дальнейшем создана сеть специальных школ и других учреждений для детей с физическими недостатками и умственно отсталых, где они обучаются грамоте, получают общеобразовательные знания в объёме начальной и семилетней школы и получают трудовую подготовку.
Эти школы осуществляют всеобщее обязательное обучение детей с психофизическими недостатками, готовят из них полезных граждан Советского Союза, овладевающих той или другой трудовой специальностью
В настоящее время только в РСФСР имеется около 300 специальных школ для слепых и глухонемых детей и вспомогательных школ для умственно отсталых.
В каждой союзной республике также имеется достаточная сеть специальных школ. Все эти школы являются школами-интернатами, где дети содержатся и воспитываются на полном иждивении Советского государства, независимо от того, есть у них родители или нет.
Специальные школы для слепых имеются — начальные, семилетние (неполные средние) и средние. Продолжительность обучения слепых детей и подростков в каждой из этих школ лишь на один год больше по сравнению с обычными школами (т. е. полный курс средней школы проходится слепыми учащимися в 11 лет, начальной — в течение 5 лет).
За этот срок учащиеся школы слепых, кроме образования в объёме соответствующей общеобразовательной школы, получают и профессионально-трудовую подготовку, делающую их способными к самостоятельному труду в какой-либо области.
Значительное число слепых, окончивших специальную среднюю школу, поступают затем в университеты, педагогические институты и некоторые другие высшие учебные заведения и успешно получают высшее образование. Этим (не говоря уже о других особенностях, как-то: идеологической направленности, заботе государства о воспитании и образовании слепых и др.) советские специальные школы для слепых существенно отличаются от дореволюционных благотворительных приютов для слепых, которые давали слепым лишь элементарную грамотность, главное внимание обращая на профессиональную выучку их какому-либо ремеслу.
Специальные школы для тугоухих детей имеют два отделения, в зависимости от степени тугоухости. Школы для глухонемых имеют 9-летний курс обучения, в течение которого дети овладевают понятной и внятной для окружающих устной речью, получают общее образование в объёме начальной школы и профессионально-трудовую подготовку.
В 1943 и последующих годах были проведены опыты повышенного образования глухонемых по программе семилетней школы, которые дали положительный результат: глухонемые, окончившие эти школы, сдали успешно приёмные экзамены в индустриальные техникумы.
Для исправления недостатков речи детей имеются при некоторых массовых школах логопедические пункты (в РСФСР — более 150), где работают квалифицированные логопеды.
Вспомогательные школы для умственно отсталых детей имеют семилетний курс обучения, в течение которого они дают своим воспитанникам образование в объёме программы обычной начальной школы и профессиональную подготовку по какой-либо специальности (для мальчиков — по сельскому хозяйству, столярному и слесарному делу, для девочек — по швейному делу и т. п.) с квалификацией це ниже третьего разряда.
Государственным учебно-педагогическим издательством ежегодно издаются для специальных школ учебники. Так, в 1953 г. для глухонемых издано 79 000 экземпляров учебников.
В специальных школах ведётся большая воспитательная работа: проводятся вечера, праздники, лекции и пр., интенсивно работают различные кружки.
В некоторых педагогических институтах (в Москве, Ленинграде и др.) имеются дефектологические факультеты, подготовляющие для специальных школ преподавателей с высшим образованием. В Москве существует Научно-исследовательский институт дефектологии, входящий в систему научных институтов Академии педагогических наук РСФСР и ведущий большую исследовательскую работу. В этом институте имеются лаборатории и клиники для детей с физическими и психическими недостатками. За время своего 12-летнего существования (институт организован в 1943 году) он дал ряд ценных научных работ по дефектологии.
Преподаватели специальных школ получают заработную плату с надбавкой в 25% по сравнению с оплатой учителей обычных школ. По тому вниманию, какое уделяется у нас воспитанию и обучению дефективных детей, по тому размаху, какой приобрела научно-исследовательская работа по различным отраслям дефектологии, СССР превосходит все другие страны.
Ярким показателем больших достижений советских педагогов-дефектологов является воспитание и образование Ольги Ивановны Скороходовой, слепой и глухонемой девушки.
О. И. Скороходова родилась в крестьянской семье. В возрасте около 5 лет, в результате осложнений тяжёлой болезни, она ослепла и оглохла, а в возрасте около 9 лет потеряла речь. Ей было около 10 лет, когда она попала в Харьков, в воспитательное учреждение для слепоглухонемых.
В своей книге «Как я воспринимаю окружающий мир», вышедшей в 1947 г. в издательстве Академии педагогических наук РСФСР, книге, написанной О. И. Скороходовой самостоятельно и изданной с полным сохранением стиля, она пишет:
«Только в нашей стране, где стираются границы между физическим и умственным трудом человека, где каждый из нас может в любой области с пользой применить свои знания, я, слепоглухонемая, стала человеком, стала политически сознательной дочерью нашей любимой социалистической Матери-родины; невзирая на глухоту и слепоту, я — член ВЛКСМ, а обладание речью даёт мне возможность выступать на комсомольских собраниях.
Благодаря нашей, советской социалистической системе воспитания и обучения, благодаря тому, что моим воспитанием и обучением, умственным развитием руководил такой талантливый специалист, каким является И. А. Соколянский, я могла правильно развиваться и полюбить многое хорошее в жизни.
Постоянное чтение книг (а я их прочитала немало) развила у меня литературную речь и дало толчок желанию самой писать. Я не приписываю себе никаких заслуг и ничего особенного в себе на нахожу, считаю себя обыкновенной советской девушкой, которая страшно хочет учиться и учиться.
Без всякого сомнения и хвастовства скажу о себе, что люблю трудиться: с утра до вечера я чем-нибудь занята и ищу занятий. Труду и скромности я учусь у нашего великого друга и учителя всего человечества И. В. Сталина, а также у моего незабвенного друга, покойного А. М. Горького».
О. И. Скороходова прекрасно знает не только советскую литературу и русских классиков, но и лучшие произведения мировой литературы. У неё тонкое критическое чутьё. Она увлекается произведениями Пушкина и Горького, занимается лепкой и тонко чувствует красоту скульптурных произведений.
О. И. Скороходова обладает недюжинным литературным талантом, о котором, например, может дать представление её прекрасное по форме и глубокое по содержанию, эмоциям и идее стихотворение, напечатанное в упомянутой выше её книге.

ДУМАЮТ ИНЫЕ

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймёт без слуха звуки и весну!?
Я услышу запах и росы прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать «люблю» ...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет нежная рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Своей книгой «Как я воспринимаю окружающий мир», написанной на основании многолетних самонаблюдений и премированной Академией педагогических наук РСФСР, О. И. Скороходова, несомненно, даёт многое психологам и дефектологам для их научной работы.
Ещё более ценной является изданная в 1954 г. книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (368 страниц), куда вошёл текст первой её книги, ряд её статей (об экскурсиях её в музей Революции, в Исторический музей, в зоологический музей и др., о пространственных, эмоциональных и других представлениях, например, о телефоне, автомашине, самолёте и его полёте, о нефтяных вышках, о картинах и пр.; ряд представлений о животных, ряд очерков и т. п.).
Для психологов и дефектологов её анализ своих представлений (часто с пояснением, почему именно тот или другой предмет или явление она представляет себе так, а не иначе) имеет большое научное значение.
В книге помещено 45 стихотворений О. И. Скороходовой, в которых она выражает большое чувство горячей любви к социалистической родине, гордости громадными её достижениями, преданности Коммунистической партии. В стихотворении «К Отчизне» О. И. Скороходова пишет:

Тебе, любимая Отчизна,
Хочу отдать я сил прибой, —
Тебе обязана я жизнью.
Живу тобой, горжусь тобой!
Я мать ребёнком потеряла,
Но ты мне матерью была,
Меня взрастила, воспитала,
Сердечной лаской приласкала,
Светильник знания зажгла.
Кому же больше, чем Отчизне,
Могу всё лучшее отдать —
Любовь и веру, пламя жизни —
Всё, всё тебе, вторая мать.

Результаты воспитания, образования и обучения О. И. Скороходовой — её материалистическое мировоззрение, высокий идейно-политический уровень, богатый интеллект, художественное развитие, литературный язык, её коммунистическая воля и бодрость, стремление к труду, жизнерадостность, её отвращение ко всякой мистике, мещанству и обывательщине — ставят О. И. Скороходову несравненно выше слепоглухонемой Елены Келлер, которая получила всемирную известность.
О. И. Скороходова — яркое доказательство больших достижений советской педагогики, советской системы воспитания. Вполне правильно она пишет:
«В нашей стране имеются неограниченные возможности для культурного роста людей. В солнечной стране социализма... каждый может стать образованным и высококультурным, нужно только любить знание, стремиться к нему, упорно работать над собой».

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +