Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Низшее и среднее профессиональное образование


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В дореволюционной России низшее профессиональное образование было поставлено очень плохо. Существовало небольшое количество ремесленных училищ, ремесленных школ, низших технических и сельскохозяйственных школ, торговых школ.
Число этих учебных заведений было крайне недостаточно, общеобразовательную и профессиональную подготовку они давали очень слабую, готовили рабочую силу большей частью для мелких ремесленных заведений.
Советской республике пришлось строить систему всего профессионального образования совершенно заново.
В 1920 г. для подготовки квалифицированных рабочих были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), задачей которых являлась подготовка рабочего, «способного поднять производство на высшую ступень, активного участника социалистического строительства».
В 1921 г. существовало уже 43 школы ФЗУ с 2000 учащихся (преимущественно по холодной обработке металла и по текстильной промышленности).
В создании и развитии ФЗУ большую роль сыграл ВЛКСМ. С 1922 г. школы ФЗУ начинают быстро развиваться:
в 1923 г. было 50 000 учащихся
в 1926 - 95 000
Особенно сильно растёт число школ ФЗУ и учащихся в них с 1930 г., в связи с быстрым ростом социалистической промышленности. Число школ ФЗУ и учащихся в них, по данным Центрального управления народнохозяйственного учёта, равнялось:
в 1938 г. - 1513 школ, 224 262 учащихся
в 1939 г. - 1535 школ, 242 236 учащихся
В первые годы существования ФЗУ в них обучались подростки, выросшие ещё в дореволюционных условиях, в подавляющем большинстве малограмотные.
Срок обучения поэтому был рассчитан на 3—4 года, причём общеобразовательные предметы занимали в учебных планах большое место. На теоретическое обучение в первые годы пребывания учащихся в ФЗУ уделялось 4 часа в день, на производственное — 4 часа. В последний год на теоретические предметы — 2 часа, на производственное обучение — 6 час.
В последующее время, в связи с культурным ростом населения нашей страны, общеобразовательный уровень поступающих в школы ФЗУ значительно повысился; общеобразовательная база обучающихся повышалась, доходя до семилетнего образования. Это дало возможность сосредоточить в школах ФЗУ в значительно сжатые сроки — 1 1/2—2 года (в зависимости от специальности) — преимущественно производственное обучение.
После перестройки обучения в ФЗУ по постановлению ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. около 80% времени отводилось на производственное обучение и 20% — на теоретические предметы, связанные со специальностью.
Приёмный возраст был установлен не ниже 15—18 лет, в зависимости от специальности. Сроки обучения дифференцированы в соответствии со специальностью, и фактически, по данным Центрального управления народнохозяйственного учёта на 1 января 1939 г., они устанавливались от 6—9 месяцев (сравнительно редко) до 24 месяцев; чаще всего практиковалось обучение в течение 12—18 месяцев.
ФЗУ возникали при определённых предприятиях и готовили рабочих для этих предприятий. Учащиеся ФЗУ числились рабочими данного предприятия.
Строительство крупнейших заводов, требовавших многочисленных квалифицированных рабочих, бурный рост социалистической промышленности и ликвидация в нашей стране безработицы выдвинули вопрос об организованной государственной подготовке новых рабочих из городской и колхозной молодёжи, о создании трудовых резервов.
2 октября 1940 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан указ «О государственных трудовых резервах СССР», в котором говорилось:
«Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и в городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодёжи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности».
Этим указом учреждались:
1) ремесленные училища с двухлетним курсом для подготовки квалифицированных рабочих (металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других профессий);
2) железнодорожные училища с двухлетним сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.
Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счёт государства питанием, одеждой, обувью, бельём, учебниками, учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах введена форменная одежда.
Указом 2 октября 1940 г. установлено, что ежегодно принимается от 800 тыс. до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодёжи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года, получая заработную плату наравне с другими рабочими соответствующей категории.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 октября 1940 г. для руководства подготовкой и распределением государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, преобразованное в 1946 г. в Министерство трудовых резервов Союза ССР.
На местах были созданы республиканские, краевые, областные и городские управления трудовых резервов.
В настоящее время (с начала 1954 г.) руководство подготовкой квалифицированных рабочих снова осуществляется Главным управлением трудовых резервов при Совете Министров СССР.
Существенной особенностью новой организации подготовки квалифицированных рабочих является её планиоование в общегосударственном масштабе.
Привлечены к работе большие методические силы, налажена подготовка и повышение квалификации преподавателей. Выработаны единые для всего Советского Союза учебные планы и программы обучения по многим специальностям.
Обеспечена мощная материальная база для всей системы училищ и школ системы подготовки трудовых резервов. Большое внимание обращено на воспитательную работу. Издаётся журнал «Производственное обучение».
В ремесленные и железнодорожные училища принимаются подростки обоего пола в возрасте 14—15 лет, имеющие, как правило, образование в объёме семилетней школы. Продолжительность обучения в ремесленных и железнодорожных училищах 2 года.
Учебные планы ремесленных училищ разнятся в зависимости 1)от специальности, по которой получают подготовку учащиеся, и 2) от предыдущей общеобразовательной подготовки учащихся, но во всяком случае включают: 1) производственно-технологические учебные предметы и занятия, 2) общеобразовательные и общетехнические учебные предметы и 3) физическое воспитание.
Таким образом, производственное обучение и технологические учебные предметы занимают от 77,3 до 80,2% всех учебных часов, а общеобразовательные предметы и физическое воспитание от 19,8 (для учащихся, имеющих подготовку в объёме семи классов) до 22,7% всех учебных часов.
Учебный год начинается с 1 сентября, как и во всех других учебных заведениях СССР, и заканчивается в I классе 15 июля, а во II классе 20 июля; зимние каникулы с 1 по 10 января. Учебный год делится на 4 четверти.
Занятия ведутся в I классе по 6 часов, а во II классе по 7 часов в день, причём производственное и теоретическое обучение чередуется (через день).
В третьей и четвёртой четверти второго класса ведётся только производственное обучение по 7 часов (в последние 8 недель по 8 часов) в день. Таким образом, оканчивающие ремесленное училище постепенно привыкают к трудовому режиму, установленному на предприятиях.
Производственное обучение проводится в учебных мастерских (на хорошее оборудование которых обращено большое внимание) и в цехах предприятия.
Оканчивающие ремесленные, железнодорожные и другие училища такого же типа, подготавливающие квалифицированных рабочих, сдают квалификационную работу по специальности с письменным её описанием. Молодой рабочий, окончивший ремесленное училище, получает квалификацию слесаря, токаря 4—5-го разряда. Окончившие эти училища распределяются, согласно постановлению Совета Министров СССР, по отраслям народного хозяйства.
В школы ФЗО принимаются учащиеся в возрасте 16—18 лет. Продолжительность обучения — от 6 месяцев до 1 года, в зависимости от специальности.
Учебный план школы ФЗО включает производственное обучение и 100 часов на изучение технологии соответствующего специальности производства и элементов техники безопасности.
Кроме описанных выше училищ и школ, в системе трудовых резервов возникли специальные ремесленные и сельскохозяйственные училища с увеличенным сроком обучения (3—4 года) для сирот и воспитанников детских домов. Для подготовки из них квалифицированных рабочих горной промышленности г-озданы горнопромышленные училища с семилетним курсом обучения, а для подготовки рабочих массовых профессий этой же промышленности — горнопромышленные школы (по типу ФЗО).
Согласно постановлению Пленума ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства» и последовавших в связи с этим узаконений, были созданы в конце 1953 г. ремесленные училища по механизации сельского хозяйства для подготовки комбайнеров, трактористов, а также (по типу ФЗО) училища механизаторов сельского хозяйства.
Во главе ремесленного или железнодорожного училища и школы ФЗО стоит директор. Учебно-производственной деятельностью руководит заместитель директора по учебно-производственной работе, воспитательной работой — помощник директора по культурно-воспитательной работе.
При директоре функционирует совещательный орган — учебно-производственный совет училища.
В ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО ведётся большая воспитательная работа по повышению идейно-политического уровня учащихся, укреплению сознательной дисциплины, развитию коммунистических черт воли и характера, инициативы и творчества учащихся, по культуре поведения и быта, по художественному воспитанию, по физической подготовке.
В этой воспитательной работе огромная роль принадлежит комсомольской организации.
22 июля 1944 г. ЦК ВЛКСМ разработал ряд указаний по усилению воспитательной работы комсомольских организаций в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Эти организации должны всемерно укреплять авторитет руководителей, мастеров, преподавателей и воспитателей училищ и школ и помогать им в их работе; проявлять широкую инициативу и активность в улучшении политической, культурно-массовой и физической работы; содействовать развитию интереса учащихся к чтению книг путём организации литературных вечеров, выставок лучших книг, помогать библиотеке в пропаганде книги и т. д.
В ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО проводятся лекции и доклады по политическим вопросам и на научные темы, организуются кружки (хоровой, музыкальный, драматический и др.), коллективы физической культуры с секциями — лыжной, фехтования, бокса и др.
Организовано Всесоюзное спортивное общество «Трудовые резервы». В честь 25-летия ВЛКСМ осенью 1943 г. был проведён в Москве первый показ художественной самодеятельности учащихся ремесленных училищ и щкол трудовых резервов, в котором участвовали коллективы со всего СССР.
Показ этот прошёл на высоком уровне, было показано художественное исполнение песен, музыкальных произведений, а также пляски и танца, акробатических упражнений и т. п.
Позднее, в разные годы, было проведено ещё несколько таких показов.
Большую работу провели училища и школы системы трудовых резервов во время Великой Отечественной войны. Количество их за годы войны возросло е 1550 до 2570.
Хотя первое пятилетие существования системы подготовки трудовых резервов прошло (за исключением нескольких первых месяцев) в тяжёлых условиях войны, Советское правительство щедро финансировало систему трудовых резервов. Общая сумма затрат на неё за 5 лет (с октября 1940 г. по октябрь 1945 г.) составила 11 млрд. руб., в том числе на питание 4600 млн. руб., на социально-гигиенические мероприятия 240 млн. руб.
На обмундирование учащихся израсходовано свыше 200 млн. метров шерстяных и хлопчатобумажных тканей, Открыто для учащихся и работников системы трудовых резервов 15 домов отдыха и санаториев.
За первые 5 лет своего существования училища и школы системы трудовых резервов подготовили 2250 тыс. квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий, причём 2 млн. из них были обучены во время Великой Отечественной войны.
Обучаясь, юноши и девушки — учащиеся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО — изготовляют много продукции хозяйственного и промышленного значения.
За отличное выполнение производственных заданий несколько ремесленных училищ было награждено орденами.
Совет Министров СССР постановлением от 30 сентября 1946 г. указал ряд важных мероприятий по улучшению подготовки трудовых резервов.
XIX съезд КПСС дал директиву улучшить в течение 1951— 1955 г. качество подготовки молодых квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов. В 1952 г. окончили ремесленные, железнодорожные училища, горнопромышленные училища и школы и школы фабрично-заводского обучения 326 000 человек.
Кроме училищ и школ трудовых резервов как главного канала подготовки квалифицированных рабочих, эта подготовка и повышение квалификации рабочих проводится школами ФЗУ, профшколами, кружками изучения техминимума, существующими при большинстве предприятий, и различного рода курсами.
XIX съезд Коммунистической партии обязал обеспечить подготовку и повышение квалификации рабочих путём индивидуального и бригадного обучения и через систему курсов и школ, организуемых на предприятиях.
Какой огромный размах получили в СССР эти виды подготовки квалифицированных рабочих и повышения их квалификации, видно из сообщения ЦСУ об итогах выполнения Государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1952 г. В этом году путём индивидуально-бригадного ученичества и курсового обучения проведено повышение квалификации и обучение 7 800 000 рабочих.
Осенью 1954 г. возник новый тип профессиональных учебных заведений системы трудовых резервов — технические училища, с одно- двухгодичным курсом обучения лиц, окончивших среднюю (10-летнюю) общеобразовательную школу.
Технические училища имеют целью за короткий срок подготовить из молодых людей, имеющих полное среднее образование, высококвалифицированных рабочих наиболее ответственных производственных профессий и специальностей, связанных с управлением сложными агрегатами, машинами и механизмами, а также подготовить младший технический персонал.
Так, для металлургической промышленности технические училища готовят машинистов ведущих моторов прокатных станов, машинистов-операторов главных пестов управления прокатных станов, лаборантов металлургического и коксохимического производства; для нефтяной и химической промышленности — бурильщиков-машинистов автобуровых агрегатов, помощников операторов по переработке нефти, лаборантов по электрификации и радиофикации сельского хозяйства.
Технические училища готовят электромехаников, лаборантов сельскохозяйственных лабораторий, радиотехников МТС.
На 1954 год была предусмотрена в технических училищах подготовка высококвалифицированных рабочих и младшего технического состава по 77 профессиям пятнадцати отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли.
В 1954 г. было открыто 260 технических училищ в 152 городах и 13 рабочих посёлках Советского Союза. В ближайшие годы число таких училищ, несомненно, будет быстро расти.
Обучение в технических училищах бесплатное. Приём в число учащихся технических училищ производится без вступительного экзамена; успевающие учащиеся получают стипендию в размере, установленном для учащихся третьего курса техникумов; иногородним предоставляется бесплатное общежитие.
Окончившие технические училища с оценкой «отлично» и желающие продолжать своё образование без отрыва от производства будут приниматься в вечерние и заочные высшие учебные заведения (институты) вне конкурса, при условии сдачи вступительных экзаменов.
Главное место в учебных занятиях занимает производственное обучение в учебных мастерских, которое сочетается с практикой непосредственно на производстве.
В первый же год существования технических училищ, едва только осенью 1954 г. появилось в печати сообщение о предстоящем их открытии, от окончивших среднюю школу поступило большое количество заявлений о приёме, в несколько раз превышающее число имевшихся вакансий.
В 1914 г. в России (без Польши, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы) существовало всего 295 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучалось 35 800 учащихся.
В СССР специалисты средней квалификации для различных отраслей промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства проходят подготовку в техникумах с 4-годичным сроком обучения.
Подготовка среднего медицинского персонала (фельдшеров, акушерок) проводится в фельдшерско-акушерских школах; учителей для начальных школ готовят педагогические училища.
Гигантское развитие социалистической промышленности, сельского хозяйства и культуры обусловило огромный рост как высшего, так и среднего профессионального образования в СССР.
Особенно бурный рост числа техникумов и других средних профессиональных учебных заведений начался с 1930—1931 гг. В 1929/30 учебном году в СССР было 1115 средних профессиональных учебных заведений, а в 1930/31 г. уже 2955, в 1938/39 г. — 3732. Среднее число учащихся в каждом учебном заведении, как существовавшем ранее, так и вновь открытом, сильно повысилось.
До Великой Октябрьской революции в среднем на одно профессиональное среднее учебное заведение приходился 121 учащийся.
В 20-х годах среднее число учащихся в одном профессиональном учебном заведении повысилось до 170—190 (в 1929/30 г. до 196), а в 1938/39 г. дошло до 255.
Увеличение числа учебных заведений и пропускной способности их сильно повысило общее число учащихся. В 1938/39 учебном году в техникумах, медицинских школах, педагогических училищах и других средних профессиональных учебных заведениях обучалось 951 900 учащихся, т. е. число учащихся в средних профессиональных учебных заведениях, по сравнению с дореволюционным временем, выросло в 26,6 раза.
По плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. предложено было к 1950 г. повысить число учащихся в средних профессиональных учебных заведениях до 1280 тыс. человек, причём это задание было перевыполнено.
В 1951 г. имелось 3543 средних профессиональных учебных заведения, в них обучалось 1384 тыс. человек, т. е. в 38,5 раза больше, чем в 1914 г.
Число учащихся в этих учебных заведениях с 1940 по 1951 г. увеличилось на 40%. В 1952 г. в средних профессиональных учебных заведениях СССР обучалось уже (включая заочников) 1475 тыс. человек, а в 1953 г. — 1644 тыс. человек, в 1954 году — 1790 тыс.
По специальностям учащиеся средних профессиональных учебных заведений в 1938/39 г. распределялись так.
Здравоохранение....... 263 397, или 27,7%
Просвещение (учителя начальных школ, дошкольные работники, библиотекари) ..... 255 962, или 26,8%
Промышленность и строительство .... 173 202, или 18,3%
Сельское хозяйство ...... 136 922, или 14,4%
Транспорт и связь ....... 62 653, или 6,6%
Социально-экономическая группа ... 30 032, или 3,1%
Искусство.......... 29 717, или 3,1%
Так же как и высшие учебные заведения, техникумы и другие профессиональные средние школы имеются во всех союзных республиках. Так, в 1939 г. средних профессиональных учебных заведений было:
в Грузинской ССР.....214
„ Узбекской ССР......106
„ Казахской ССР......116
„ Таджикской ССР.....29
Однако размещение средних профессиональных учебных заведений по.территории Советского Союза (до 1954 г.) не вполне соответствовало потребностям хозяйства и культуры: в центральных областях их было много, а в отдалённых союзных и автономных республиках недостаточно, на что руководящими органами Советского Союза и было обращено внимание и указаны пути устранения этого недостатка.
Основными видами средних профессиональных учебных заведений являются: техникумы (индустриальные, транспортные, сельскохозяйственное и др.) с 4-летним курсом обучения; училища (педагогические, музыкальные и др.) с 4-летним курсом обучения; школы (медицинские, юридические и др.) с 3—4-летним сроком обучения.
В средние профессиональные учебные заведения принимаются молодые люди обоего пола в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие образование в объёме семи классов средней школы. Поступающие держат приёмные испытания.
В 1954 г. возникли, средние профессиональные учебные заведения с 2—2 1/2-летним курсом на базе 10-летнего общего образования, о чём мы скажем подробней в конце главы.
В учебные планы средних профессиональных учебных заведений входят:
1) общеобразовательные предметы (литература, математика, естествознание, физика, химия, история, география и др.), изучение которых расширяет общее образование учащихся, полученное в семилетних школах, до объёма среднего образования;
2) специальные предметы, соответствующие специальности данного профессионального учебного заведения;
3) производственная практика, которой уделяется значительное место в учебном плане.
Многие техникумы имеют прекрасно оборудованные лаборатории, кабинеты и мастерские, в которых будущие техники получают теоретическую подготовку путём лекций и уроков, занятий в кабинетах и лабораториях, а также практическую подготовку, которая даётся на практических занятиях в лабораториях, в учебных мастерских и хозяйствах (учебная практика) и на предприятиях, в совхозах и т. д. (производственная практика).
При обучении большое внимание обращается на воспитательную работу — повышение идейно-политического уровня, развитие диалектико-материалистического мировоззрения, развитие любви к родине, воспитание воли, инициативы, чувства долга, любви к своей профессии. В этой воспитательной работе большая роль принадлежит комсомольской организации.
Широко развита внеклассная и внешкольная работа как массовая (вечера, лекции, экскурсии и пр.), так и кружковая.
Успевающие учащиеся обеспечиваются стипендиями. Для иногородних и приехавших из сельских местностей имеются общежития. Оканчивающие держат государственные экзамены или защищают дипломный проект в государственных квалификационных комиссиях. Оканчивающие распределяются на работу по специальности в качестве специалистов средней квалификации.
Окончившие техникумы, педагогические училища и другие средние профессиональные учебные заведения имеют возможность продолжать своё образование (по любой специальности) в высшей школе: они допускаются к приёмным испытаниям в высшие учебные заведения, после того как не менее трёх лет проработают на практической работе по своей специальности.
Некоторый процент (обычно 5%) окончивших средние профессиональные учебные заведения (а именно окончившие с отличием) имеют право поступления в высшие учебные заведения сразу же по окончании, без практического стажа. В предоставлении этого права сказалось внимание и забота Советского правительства о даровитой молодёжи.
При многих техникумах организованы заочное обучение и вечерние отделения.
Хотя, как мы видели из приведённых выше цифровых данных, количество учащихся в средних профессиональных учебных заведениях росло более или менее быстро, всё же бурно развивающиеся социалистические хозяйство и культура нашей страны сильно опережают темпы подготовки специалистов средней квалификации.
Потребность в этих специалистах далеко не удовлетворяется средними профессиональными учебными заведениями. Стране необходимо в несколько раз большее число специалистов средней квалификации, нежели то, что имеется в настоящее время и подготовляется для ближайших лет.
Во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта на одного работника высшей квалификации (инженера и пр.) должно приходиться три-четыре и более специалистов средней квалификации; между тем, как указывает принятое осенью 1954 г. постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием и передовая статья газеты «Правда»: «Серьёзный разрыв допущен между развитием подготовки специалистов с высшим и средним образованием. В результате создалось такое положение, когда в ряде отраслей народного хозяйства техников имеется меньше, чем инженеров».
Постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием, принятое в 1954 г., отметив этот недостаток, указало ряд мер для его устранения.
В этой главе уже сказано о создании с осени технических училищ для подготовки высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала.
Важным мероприятием в деле расширения и улучшения подготовки специалистов средней квалификации является возникновение нового типа средних профессиональных учебных заведений с 2—2 1/2-летним курсом и особых групп при уже существующих средних профессиональных учебных заведениях.
В число учащихся этих средних профессиональных учебных заведений нового типа и особых групп принимаются молодые люди, получившие полное среднее образование (окончившие 10-летнюю среднюю школу).
В этих учебных заведениях, поскольку учащиеся уже имеют достаточное общее образование, обучение сосредоточено на специальных учебных предметах и практике, дающих определённую профессию.
С течением времени, по мере того как всеобщее среднее образование в объёме 10-летней общеобразовательной школы будет введено не только в крупных городах, но повсеместно, этот тип средней профессиональной школы (как 2—272-летней надстройки над 10-летней общеобразовательной школой) будет численно расти.
Открытие технических училищ и возникновение средних профессиональных учебных заведений на базе предшествующего 10-летнего общего среднего образования учащихся является ярким показателем роста культуры советских народов.
Эти новые типы учебных заведений СССР осуществляют задачу, которую поставила много лет тому назад Коммунистическая партия Советского Союза: поднять культурный уровень рабочих до уровня инженерно-технического персонала, сделать всех рабочих и крестьян культурными и образованными.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +