Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Семилетняя школа


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Улучшение материального благосостояния широких народных масс, быстрый рост культурности народов СССР и стремление их к образованию обусловили большое развитие повышенного образования.
Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1930 г. определило: «ввести с 1930/31 уч. года всеобщее обязательное начальное обучение мальчиков и девочек в объёме семилетней школы в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках».
Число семилетних (неполных средних) школ и учащихся в них стало быстро расти.
Количество учащихся в V—VII классах быстро увеличивалось не только в городах и рабочих посёлках, но и в сельских местностях.
В V—VII классах семилетней и средней школы сельских местностей было учащихся:
В 1929/30 уч. г. ... 533 429
„ 1930/31 ..... 813 101
„ 1935/36 ..... 3 902 010
„ 1938/39 ..... 5 576 708
Таким образом, за 10 лет число учащихся V—VII классов в сельских местностях выросло в 10 раз!
Особенно сильно возросло число семилетних школ и учащихся в V—VII классах школы во всех союзных республиках за последний период. Так, в Молдавской ССР в 1944 г. было 243 семилетние школы, а в 1951/52 г. — 861; в Узбекской ССР в 1938/39 г. семилетних школ было 1376, а в 1951/52 г. — 2596; в Таджикской ССР в 1938/39 г. семилетних школ было 157, а в 1951/52 г. — 935.
Число учащихся в V—VII классах особенно сильно выросло за последние 12 лет (1940—1952) в союзных республиках Востока.
С 1949 г. в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему обучению и в сельских местностях. Семилетнее обучение в настоящее время является всеобщим повсеместно.
В сельских местностях многие прежние начальные школы преобразованы в семилетние. В тех случаях, когда здание семилетней или средней сельской школы находится далеко от некоторых селений, организован подвоз учащихся в школы, организуются интернаты и т. п.
В семилетних школах обучение для мальчиков и девочек совместное. Семилетняя школа бесплатна.
Если мы сравним учебный план первых четырёх классов семилетней школы с приведённым в предыдущей главе учебным планом начальной школы, то увидим, что они полностью совпадают. Одинаковы у них и программы.
V класс семилетней школы является непосредственным продолжением IV класса начальной школы. В V и VI классах семилетней школы проводятся переводные экзамены, а в VII классе выпускные экзамены.
Переводные экзамены проводятся учителем соответствующего предмета в присутствии ассистента, назначаемого директором школы из числа преподавателей того же или родственного предмета. Выпускные экзамены проводятся комиссией в составе: директора школы или его заместителя по учебной части (председатель), учителя, преподающего данный предмет, и ассистента по назначению директора.
Выпускные экзамены проводятся: по русскому языку (письменно и устно), алгебре (письменно), географии (устно). В нерусских школах, кроме того, по родному языку.
Свидетельство об окончании семилетней школы даёт право на поступление в VIII класс средней школы без экзамена или в среднее профессиональное учебное заведение — в техникумы, готовящие техников и помощников агрономов, в педагогические училища, готовящие учителей начальных школ, в медицинские училища и т. п.
В средние профессиональные учебные заведения окончившие семилетнюю школу принимаются по вступительным экзаменам, окончившие семилетнюю школу с отличием — без экзамена.
По русскому языку и литературному чтению в V—VII классах семилетней и средней школы: 1) изучается систематический курс грамматики с орфографией и пунктуацией и 2) даётся ознакомление с лучшими образцами русской литературы и элементы науки о литературе.
Литературное чтение имеет образовательные и воспитательные задачи. Знакомство с лучшими произведениями русской литературы должно способствовать выработке у учащихся социалистического отношения к труду, любви к родине и своему народу, чувства дружбы и товарищества.
Курс литературного чтения является своего рода введением в курс истории литературы, который изучается в VIII—X классах: учащиеся знакомятся со многими произведениями, усваивают приёмы разбора этих произведений, приобретают значительные навыки по культуре речи.
По арифметике изучается систематический курс (повторение действий с целыми числами, обыкновенные и десятичные дроби, проценты, пропорции). Арифметика заканчивается в VI классе, но в старших классах преподабатели математики обязаны совершенствовать вычислительные навыки учащихся. В целях политехнического обучения детей знакомят со счётными приборами (арифмометром, счётной линейкой).
Алгебра изучается в VI и VII классах и продолжается далее в старших классах средней школы.
Геометрия также начинается изучением в VI классе, продолжается в VII классе и заканчивается, как и алгебра, в X классе. (Об особенностях преподавания математики в советской школе мы скажем при характеристике программ средней школы в следующей главе).
По биологии в IV классе, как сказано в предыдущей главе, даётся пропедевтический курс неживой природы, который служит введением в систематический курс в следующих классах. Начиная с V класса, даётся систематический курс в следующей последовательности: V класс и первое полугодие VI класса — ботаника (анатомофизиологическии обзор растительного царства и основы систематики); второе полугодие VI класса и VII класс — зоология.
Преподавание естествознания способствует развитию материалистического мировоззрения и связывается с выяснением научных основ сельского хозяйства — растениеводства, животноводства, птицеводства, борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Курс естествознания сопровождается лабораторными занятиями, наблюдениями при помощи микроскопа, наблюдениями в природе, работой на пришкольных учебно-опытных участках, которые при преподавании ботаники в семилетней школе играют особо важную роль.
По этому курсу проводится ряд экскурсий в природу, на сельскохозяйственное производство (в совхозы, колхозы), в музеи. Учащиеся получают на лето ряд практических заданий. Во многих школах существуют кружки юных натуралистов, деятельность которых направляется станциями юных натуралистов.
При ознакомлении с научными основами сельского хозяйства в курсе ботаники и зоологии учащихся в целях политехнического обучения знакомят с приёмами выращивания растений и ухода за животными, с применением электричества в сельском хозяйстве.
Особенно большое значение для политехнического обучения имеют практические работы учащихся в школьных уголках живой природы и на школьном учебно-опытном участке.
Так, в уголке живой природы проводятся: определение всхожести семян, яровизация семян и клубней, выращивание рассады, вегетативная гибридизация и др. Учащиеся ведут дневники этих практических работ, тщательно записывая протекание и результаты опытов.
На учебно-опытном участке часть весенних и осенних сельскохозяйственных работ выполняется всем составом класса в виде фронтальных занятий на уроках, а длительные наблюдения и работы ведутся учащимися в порядке их внеклассной работы, как членов кружков юн,ых натуралистов. По курсу проводятся экскурсии учащихся в совхозы, колхозы и в МТС.
История изучается систематически с V класса. В этом классе по новой программе при 3 часах в неделю изучается (после краткого ознакомления с жизнью первобытных людей) древний Восток, древняя Греция и древний Рим. В VI и VII классах изучается история средних веков (до английской буржуазной революции 1648 г.).
Преподавание истории должно дать учащимся конкретное представление о возникновении и развитии каждого общественного строя. Учащиеся должны знать исторические факты в их закономерности и выдающихся исторических деятелей.
Курс истории имеет большое воспитательное значение — подводит учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории. Как в семилетней школе, так и в дальнейшем, в старших классах средней школы, через всё содержание курса истории проводится идея прогрессивного развития человеческого общества, идея неизбежности гибели старого, отжившего строя и победы нового, более передового строя.
В семилетней школе эта идея ярко выступает при изучении разложения рабовладельческого древнего мира и замены его в средние века строем феодальным, который в свою очередь, с развитием капитализма и буржуазии, сменяется капиталистическим строем.
При изучении истории учащиеся знакомятся с освободительной борьбой народов и получают конкретное представление о справедливых и несправедливых войнах.
Курс Конституции СССР (в VII классе) обогащает учащихся сведениями о государственном устройстве СССР, даёт им понять, что советский строй в нашей стране является высшей формой демократии, показывает учащимся огромную роль Коммунистической партии.
Этот курс убедительно выясняет, что великие победы нашей страны были возможны лишь потому, что наша страна — социалистическая; те права граждан Советского Союза, о которых говорится в Конституции СССР, — это не только формальные, но реальные права, которые осуществляются на практике.
Курс Конституции СССР знакомит учащихся старшего класса семилетней школы с большими достижениями Советского Союза, показывает, что эти достижения возможны только в стране, которая, завершив построение социалистического общества, переходит к коммунизму.
По географии в V классе изучается физическая география; в VI классе даётся физико-географический обзор частей света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия), учащиеся знакомятся с политической картой мира; в VII классе — физическая география СССР вместе с кратким обзором хозяйства страны.
Курс географии должен способствовать формированию материалистического мировоззрения (курс физической географии), дйть конкретные сведения о частях света и расположенных в них государствах, ознакомить учащихся седьмых классов с физической географией СССР и при прохождении этого курса особенно обратить их внимание на такие факты, которые могут служить предметом нашей национальной гордости: необъятные пространства нашей родины, её природные богатства, которые используются в интересах строительства социализма.
Этим курс географии в семилетней школе даёт идейно-политическое развитие учащимся и подводит их к правильному пониманию курса экономической географии в VIII классе средней школы.
Физика в VI классе даёт первоначальные сведения по механике, в VII классе — элементарные знания по разделам: теплота, электричество. Преподавание физики сопровождается демонстрацией преподавателем изучаемых явлений и лабораторными работами самих учащихся.
Химии в советской школе отводится большое место. Преподавание химии служит целям коммунистического воспитания, содействуя формированию у учащихся материалистического мировоззрения и политехническому обучению.
Основными задачами преподавания химии в советской школе являются: сообщение учащимся систематических знаний основ химии и сознательное усвоение ими химических фактов; развитие у учащихся умения наблюдать и объяснять химические явления; ознакомление учащихся с основами химического производства и применением химии в энергетическом, механическом и сельскохозяйственном производствах, на транспорте и в быту; раскрытие преобразующей роли химии в народном хозяйстве нашей страны. Полностью эти задачи выполняются в течение всего курса, который длится четыре года (VII—X классы средней школы).
В VII классе даётся знание законов и основных химических понятий (вещество, элемент, атомно-молекулярное учение, окислы, кислоты, соли, закон сохранения веса, закон постоянства состава) и изучаются вкратце кислород, водород, вода и воздух. Изложение сопровождается демонстрацией опытов и самостоятельным выполнением учащимися практических работ.
Иностранный язык начинает изучаться с V класса и длится до окончания средней школы (до X класса включительно). Основы изучения иностранного языка закладываются в семилетней школе. Учащиеся изучают один иностранный язык: английский, немецкий или французский.
Преподавание иностранного языка имеет своей задачей: 1) научить бегло читать с правильным произношением и интонациями и полным пониманием прочитанного; 2) дать понимание иностранной речи, умение правильно отвечать на вопросы и задавать вопросы в пределах пройденной тематики; умение пересказать содержание прочитанного текста; 3) научить переводить с иностранного языка незнакомый текст средней трудности (с минимальным использованием словаря); 4) умение письменно выражать свои мысли и орфографически правильно писать в пределах пройденного лексического материала и пройденных грамматических правил.
Полностью все эти задачи должен, понятно, выполнить весь курс иностранного языка в V—X классах.
В 1953 и 1954 гг. Министерством просвещения РСФСР и Академией педагогических наук РСФСР была проделана большая работа по переработке учебных планов и программ, в результате которой они были значительно разгружены от второстепенного материала.
Главным средством воспитательной работы — развития диалектико-материалистического мировоззрения, советского патриотизма, интернационального воспитания, развития чувства общественного долга, коммунистических черт воли и характера, дисциплины, социалистического отношения к труду, физического и эстетического воспитания — является воспитывающее обучение, соответствующая направленность учебного материала.
Этим же целям воспитательной работы служат пионерская, комсомольская организации, внеклассная и внешкольная работа, общественная работа учащихся, личный пример учителя и лучших учащихся, школьный режим, убеждение, принуждение, поощрение и взыскание.
Содержание воспитательной работы с учащимися в семилетней школе определяется общими задачами коммунистического воспитания, подробно указанными в начале книги.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся семилетней школы (11—13 лет) идейно-политическое воспитание становится глубже. В этом возрасте начинают уже более чётко определяться интересы детей. Этот возраст требует особо внимательного отношения учителя к индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Это начало переходного периода, когда особенно важно проследить влияния на учащегося, его отношение к дружбе и товариществу, направить его интересы, руководить его чтением, дисциплинировать его, способствуя формированию коммунистических черт воли и характера.
Именно в этом возрасте, в семилетней школе, исключительно большую воспитательную роль играет пионерская организация, так как подавляющая часть пионеров, общее число которых в нашей стране в настоящее время достигло 20 млн., — это учащиеся V—VII классов семилетней и средней школы.
Воспитание дисциплины является одной из важнейших задач семилетней школы (так же, как и школы начальной и средней). Основным методом воспитания сознательной дисциплины в советской школе является убеждение, воздействие на сознание учащихся.
Укрепление дисциплины школьников достигается согласованным воздействием на учащихся педагогов школы и родителей детей, умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом, созданием в школе сплочённого детского коллектива, активным участием в деятельности пионерских и школьных комсомольских организаций, хорошо поставленной внеклассной и внешкольной работой.
Применяются поощрения и взыскания. Приказ министра просвещения «Об укреплении дисциплины в школе» от 12 декабря 1951 года устанавливает меры поощрения:
1. Похвала учителя, классного руководителя, заведующего учебной частью, директора (заведующего) школы.
2. Письменная благодарность директора (заведующего) школы с объявлением перед классом или общим собранием учащихся.
3. Награда книгой, подарком и т. п.
4. Награда похвальной грамотой.
5. Награда серебряной и золотой медалью за отличные и выдающиеся успехи в ученье и примерное поведение с занесением на «Доску почёта».
Установлены также меры наказания:
1. Порицание со стороны учителя, классного руководителя, заведующего учебной частью и директора (заведующего) школы.
2. Приказание учителя провинившемуся ученику встать около парты.
3. Выговор перед классом.
4. Удаление из класса с урока.
5. Оставление после уроков для выполнения несделанного домашнего или классного задания.
6. Вызов для внушения на педагогический совет.
7. Выговор, объявленный приказом директора по школе.
8. Снижение отметки по поведению.
9. Перевод в другой, параллельный класс или в другую школу.
10. Исключение из школы.
Тем же приказом министра просвещения РСФСР предложено для текущего учёта поведения учащихся на уроках и во время перемен ввести в семилетних и средних школах в каждом классе, начиная с V, «Журнал поведения учащихся», в который классный руководитель и учителя, ведущие занятия в данном классе, обязаны заносить записи, характеризующие как похвальное поведение учеников, так и нарушение ими «Правил для учащихся».
В приказе министра указывается большая роль классных руководителей, пионерских и комсомольских организаций в воспитании дисциплины учащихся; учителя и в особенности классные руководители обязаны установить тесную связь с родителями и шире развернуть педагогическую пропаганду.
Большую роль в улучшении дисциплины, в развитии у учащихся чувства долга, чести и ответственности сыграло введение с 1954/55 учебного года форменной одежды для учащихся.
Большую работу проводит семилетняя школа по воспитанию советского патриотизма и по интернациональному воспитанию.
В этом отношении особую роль играет преподавание курса Конституции СССР, а также направленность преподавания литературного чтения, географии (природные богатства СССР и их использование в интересах трудящихся в курсе физической географии), большие достижения СССР в области электрификации (при преподавании темы «Электричество» в курсе физики) и т. п.
Советская школа развивает у своих учащихся чувство уважения к трудящимся всех стран и национальностей; знакомит с творчеством великих людей различных стран и т. п.
Большую работу по воспитанию советского, патриотизма и интернационализма проводят с учащимися V—VII классов пионерская организация и комсомол (сборы отрядов, пионерские костры, пионерские дальние экскурсии — «походы», знакомящие детей с наиболее интересными местами нашей родины и приучающие их любить и изучать свой край и т. п.).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +