Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Содержание, организация и методы обучения в начальной школе


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Начальная школа в СССР имеет 4 класса. В ней обучаются в обязательном порядке дети 7—10-летнего возраста.
Начальная школа — совместная (в ней обучаются мальчики и девочки). Обучение в начальной школе бесплатное.
В начальной школе (или, что то же, в первых четырёх классах семилетней и средней школы) закладывается основа всестороннего развития детей, даются учащимся прочные элементарные знания и навыки, начатки политехнического обучения, проводится воспитание коммунистической морали, физическое и эстетическое воспитание.
Начальная школа в доступной и понятной детям 7—10-летнего возраста форме закладывает первые основы диалектико-материалистического мировоззрения, систематически развивает интересы и любознательность детей, развивает их память, внимание, мышление, речь.
Дети учатся наблюдать предметы и явления окружающего мира, получают понятие о материальности мира, приучаются рассматривать изучаемые явления в их связи и развитии.
Учебные планы и программы начальной школы (как и общеобразовательной семилетней и средней школы) устанавливаются республиканскими правительствами. Однако учебные планы и программы школ различных союзных республик в основе одни и те же.
Учебный план начальной школы РСФСР рассчитан на 4 урока ежедневно для каждого класса (24 часа в неделю). В IV классе два дня в неделю имеют (по учебному плану 1954 г.) по 5 часов, т. е. в неделю назначено 26 уроков.
Продолжительность уроков в городских и сельских начальных школах 45 минут. Между уроками установлены перемены. При составлении расписания заведующие школами обязаны избегать перегрузки отдельных дней трудными предметами, а также не допускать отнесения трудных предметов на последние часы занятий.
В отличие от ранее (до 1954/55 учебного года) действовавшего учебного плана новый учебный план несколько разгружен. В прежнем плане в III классе было 25 и в IV — 27 часов в неделю. Немного уменьшено число часов в неделю на русский язык и арифметику; на естествознание, историю и географию отведено по 2 часа в неделю в IV классе (раньше на историю отводилось 3 часа, а на естествознание и географию по 2,5 часа).
Увеличено в первых двух классах до 2 число часов на физическую культуру (раньше было по 1 часу). Введён новый учебный предмет — ручной труд. Общее число учебных часов за весь курс начальной школы равно 3234 (а по прежнему плану было 3300) — уменьшение на 66 часов.
Программы по русскому языку, естествознанию, истории и географии значительно сокращены, чем устраняется имевшая раньше место перегрузка учащихся учебной работой; объём и сложность учебного материала приводятся в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Сокращены и упрощены также программы по рисованию и пению.
Русский язык является основой начального обучения, могучим орудием коммунистического воспитания. Преподавание русского языка должно опираться на марксистско-ленинское учение о языке. Задачей преподавания русского языка в начальной школе является: научить детей сознательно и правильно читать, грамотно и связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Курс русского языка начинается разделом «Обучение грамоте», в котором имеются два периода: подготовительный (24 часа) и букварный (76 часов на чтение и развитие речи и 76 часов на письмо).
В подготовительном, или добукварном, периоде в течение первых двух-трёх недель пребывания ребёнка в школе с детьми ведутся занятия по развитию речи, развитию слуха и подготовке руки к письму. Учитель ведёт с детьми беседы о школе и обязанностях учащихся; дети учатся внимательно слушать учителя, спрашивать его, отвечать на его вопросы.
Путём бесед, прогулок и игр развивается наблюдательность детей, расширяется и уточняется словарь детей, развивается их речь. Дети упражняются в делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и в образовании слогов из звуков, слов из слогов и предложений из слов, учатся также правильно держать карандаш, правильно сидеть при письме и писать элементы букв. Проводятся беседы по картинкам.
В букварном периоде дети учатся читать и писать. Обучение грамоте ведётся аналитико-синтетическим звуковым методом. Дети знакомятся с основными звуками и способом их обозначения буквами, учатся составлять слова из букв и слогов, овладевают процессом чтения и письма.
Уже в I классе учащиеся приобретают некоторые сведения по грамматике (слово, слог, звук; звуки гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, употребление ь, употребление букв е, ё, э, ю, я, й).
Во II классе учащиеся знакомятся с алфавитом, усваивают правописание безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Главное внимание и наибольшее количество часов из числа часов, уделяемых на грамматику, во II классе отводится на орфографию, чем закладывается прочная основа безошибочного грамотного письма.
В III классе проводится предварительное ознакомление с именем существительным, именем прилагательным и глаголом. Изучается имя существительное. Даётся понятие о главных членах предложения (подлежащем и сказуемом) и словах их поясняющих, как второстепенных членах предложения. Дети усваивают понятие о составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
В IV классе изучаются имя прилагательное, личное местоимение и глагол; углубляются сведения о главных и второстепенных членах предложения, даётся понятие о простом и сложном предложении.
К концу пребывания в начальной школе учащиеся приобретают навыки правильного, сознательного, выразительного чтения доступной им по языку и содержанию художественной и научно-популярной литературы, должны уметь пересказать устно и изложить письменно прочитанное, записать свои наблюдения над погодой, составить простую деловую бумагу (расписку, доверенность и т. п.).
В течение всех четырёх лет обучения дети знакомятся путём классного и внеклассного чтения (и заучивания наизусть стихотворений и басен) с доступными их пониманию лучшими произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. А. Крылова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. М. Горького, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, А. П. Гайдара и с произведениями народного творчества.
Преподавание арифметики в I—IV классах имеет целью научить детей правильно, сознательно, уверенно и рационально производить действия с целыми числами и применять полученные знания и навыки к решению арифметических задач и выполнению простейших расчётов.
В программу входят: целые числа и действия над ними, метрические меры и меры времени, начальные сведения о простейших дробях, некоторые сведения по наглядной геометрии; умение решать арифметические задачи.
Естествознание, история и география как отдельные учебные предметы до 1945/46 учебного года начинались в III классе. Летом 1945 г. Наркомпрос РСФСР опубликовал некоторые изменения в учебном плане и программах начальной школы, а именно:
Естествознание как самостоятельный предмет с 1945 г. начинается с IV класса, а в I, II и III классах даются некоторые элементарные сведения по естествознанию на уроках русского языка приёмами объяснительного чтения.
В I классе даются конкретные сведения о временах года, о двух-трёх характерных для данной местности видах деревьев, о некоторых животных (собака, кошка, заяц, лиса, медведь).
Во II классе детей знакомят с огородом и овощными растениями, с некоторыми животными и зимующими птицами, даются сведения о лесе (деревья и кустарники, обитатели леса).
В III классе даются сведения о поле и важнейших полевых культурных растениях, о саде и плодовых деревьях; расширяются сведения о животных; прививаются главнейшие гигиенические навыки. Ведутся работы на пришкольном участке, проводятся экскурсии, опыты и практические занятия.
В IV классе проходится небольшой систематический курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва). В этом курсе также предусмотрены наблюдения, простейшие практические занятия, экскурсии.
Задача курса естествознания в начальной школе — пробудить и углубить интерес детей к природе, привести в систему разрозненные представления о природе, полученные до поступления детей в школу, вооружить детей первоначальными знаниями о природе, необходимыми в следующих классах школы для изучения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.
В курсе естествознания дети в доступной им форме усваивают, что предметы природы не остаются неизменными, что между явлениями природы существуют связи, что человек своим активным вмешательством, своим трудом изменяет природу.
При таком преподавании естествознания советская начальная школа закладывает основы воспитания у детей материалистического мировоззрения.
В этом курсе разоблачаются суеверия и предрассудки, связанные с различными явлениями природы. Курс естествознания должен развить у детей любовь к родной природе.
В тесной связи с преподаванием естествознания находится преподавание элементарных сведений по географии. В I, II и III классах первоначальные географические сведения даются на уроках русского языка путём объяснительного чтения и бесед во время экскурсий. Дети приобретают первоначальные понятия о формах поверхности, о видимом движении солнца по небу, о горизонте, о погоде, о реках.
Эти предварительные сведения позволяют в IV классе построить курс географии как отдельный учебный предмет, главной задачей которого является дать детям понятие, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность людей и как труд человека преобразует природу.
В IV классе сначала даётся понятие о плане и о земном шаре. Затем следует краткий обзор СССР (моря СССР, поверхность СССР, реки и озёра СССР; картины природы и трудовой деятельности советских людей в различных природных зонах; Москва — столица СССР).
В курсе географии дети получают представление о важнейших природных ресурсах СССР, которые только при советской власти стали по-настоящему изучаться и использоваться.
Первоначальные сведения по истории учащиеся получают в I, II и III классах на уроках русского (или родного) языка путём объяснительного чтения.
В I классе даются сведения о революционных праздниках; во II классе детям сообщается о жизни рабочих и крестьян до революции, о борьбе трудящихся против эксплуататоров, о В. И. Ленине и И. В. Сталине, о Великой Октябрьской социалистической революции.
В III классе даются сведения о борьбе нашего народа с иноземными захватчиками, расширяются сведения о борьбе трудящихся нашей родины против помещиков и капиталистов под руководством Коммунистической партии, о Великой Октябрьской социалистической революции, установлении советской власти, строительстве фабрик и заводов и создании колхозов в нашей стране.
В конце года сообщаются отдельные эпизоды Великой Отечественной войны и говорится о победе советского народа над фашистскими захватчиками.
В IV классе история преподаётся как самостоятельный предмет. Дети изучают краткий курс истории СССР в хронологическом порядке, начиная с древнерусского (Киевского) государства.
Знакомясь с историческими фактами, дети получают первоначальное представление о развитии общественного строя, о классовых отношениях (крестьяне и помещики, рабочие и капиталисты), о классовой борьбе, о борьбе народов нашей страны с иноземными захватчиками.
Особое внимание в курсе истории уделяется советскому периоду истории нашей родины и руководящей роли Коммунистической партии. На конкретных примерах учащимся сообщается, как Коммунистическая партия руководила рабочим движением до Великой Октябрьской социалистической революции; говорится о В. И. Ленине как создателе и вожде Коммунистической партии; о создании Советского государства, о строительстве социализма в нашей стране, о громадном подъёме сельского хозяйства и индустриализации, осуществлённых под руководством Коммунистической партии во главе с И. В. Сталиным — великим продолжателем дела В. И. Ленина.
В заключительной теме курса «СССР после войны» учащиеся получают сведения о дальнейшем громадном росте хозяйства и культуры нашей родины, об успешном строительстве коммунизма.
Уроки рисования, как указано в объяснительной записке («Программы начальной школы на 1954/55 учебный год»), имеют целью: «обучить учащихся элементарным основам реалистического рисунка, дать им необходимые умения и навыки в рисовании с натуры, по памяти, по представлению, развивать у учащихся зрительное восприятие, умение различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве;
научить учащихся понимать значение рисунка в практической деятельности людей, использовать полученные навыки и умения на занятиях по другим учебным предметам и в общественно-полезной работе;
развивать у учащихся творческие способности, воспитать у них художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;
дать учащимся элементарные знания в области изобразительного искусства, познакомить их с отдельными произведениями изобразительного искусства».
Эти задачи достигаются четырьмя основными видами занятий на уроках рисования: рисованием с натуры, которое занимает главное место, рисованием на темы, декоративным рисованием и беседами об изобразительном искусстве с показом репродукций художественных произведений.
Обучение пению имеет целью развить у учащихся музыкальный слух, музыкальную память, внимание, воображение, любовь к пению и музыке; развить певческий голос учащихся и умение петь.
На уроках пения дети учатся петь Гимн Советского Союза, песни советских композиторов, русские народные песни и песни народов СССР и стран народной демократии, а также отдельные произведения русской и западной классики (в течение года 11—14 песен).
Кроме хорового пения, на уроках пения проводится слушание музыки (песен и инструментальных произведений), а также ведутся занятия по музыкальной грамоте (ноты).
Основными задачами занятий по физической культуре в начальной школе, как указывает объяснительная записка к программе, являются:
«укрепление здоровья, правильное физическое развитие, закаливание учащихся;
обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта, игр, предусмотренных программою, и развитие у них ловкости, быстроты, силы и выносливости (в соответствии с их возрастом);
привитие учащимся навыков личной и общественной гигиены.
Занятия по физической культуре должны содействовать воспитанию у учащихся смелости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества».
Содержанием занятий по физкультуре являются гимнастические упражнения, ходьба, бег, прыжки, элементы строя, игры и (в III и IV классах) лыжная подготовка.
Уроки ручного труда, являясь одним из средств политехнического обучения, имеют целью дать детям некоторые практические навыки работы с бумагой, картоном, деревом, металлом и другими материалами, часто встречающимися в быту; дать умение обращаться с простейшими орудиями некоторых производств.
Учебный год в начальной школе, так же как и в семилетней, и средней, начинается с 1 сентября и делится на 4 учебных четверти, а именно:
Первая четверть с 1 сентября по 5 ноября.
Вторая четверть с 9 ноября по 29 декабря.
Третья четверть с 11 января по 24 марта.
(В сельских местностях конец третьей четверти варьируется в зависимости от местных климатических условий.)
Четвёртая четверть — с 4 апреля по 25 мая в первых трёх классах и до 30 мая в IV классе (в связи с переводными экзаменами).
Перевод из класса в класс в первых трёх классах производится без экзаменов, на основании успеваемости учащихся в году, на основании годовых отметок не ниже «3» по русскому языку и арифметике.
Учащиеся IV класса держат переводные (в V класс) экзамены по русскому языку и арифметике (письменно).
В нерусских школах, кроме перечисленных экзаменов, проводится также экзамен по родному языку.
Инструкции Министерства просвещения РСФСР подробно определяют порядок проведения экзаменов.
Экзамены проводятся учителем, который вёл занятия с экзаменующимися, и ассистентом по назначению заведующего школой. Менее 1А всех начальных школ имеет одного учителя (являются однокомплектными). В остальных школах имеется по 2—3 и более учителей (из расчёта 40 учащихся на одного учителя).
Таким образом, лишь очень небольшая часть начальных школ, даже в сельских местностях СССР, являются однокомплектными. Число их всё сокращается.
В многокомплектных начальных школах каждый учитель ведёт с первого до последнего класса один состав учащихся, занимаясь с ними по всем предметам и имея один класс.
В двухкомплектных школах два учителя, как правило, ведут: первый — II и IV классы; второй — I и III классы.
На следующий год роли меняются: первый учитель ведёт I и III классы, поскольку его IV класс окончил школу и набраны новички, а II класс перешёл в III; второй же учитель занимается со II и IV классами, куда перешли его ученики из I и III классов.
Такая организация даёт возможность учителю хорошо изучить за 4 года своих учеников и осуществлять индивидуальный подход к ним. В однокомплектных школах занятия ведутся одним учителем со всеми четырьмя классами, или уже учитель ведёт занятия в две смены, занимаясь сначала только с двумя классами, а во вторую смену — с двумя другими. В этом случае учитель получает 1,5 оклада заработной платы.
Успеваемость учащихся оценивается по пятибалльной цифровой системе: 5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 — плохо и 1 — очень плохо.
Знания учащихся, вследствие повышения качества учебной работы и требований к учащимся, с каждым годом улучшаются.
Количество оставленных на второй год (по болезни и неуспеваемости) равняется 5—8% всего числа учащихся. Десятки тысяч школ Советского Союза уже не имеют второгодников вовсе.
Основной формой учебной работы в начальной школе (как и в школах других ступеней) является урок.
Методика советской школы различает разные типы уроков, а именно:
1) изложение новых знаний;
2) закрепление знаний и учебных навыков;
3) повторение;
4) проверка знаний;
5) разбор работ учащихся;
6) смешанный.
Чаще всего имеет место смешанный урок, на котором достаточное время отводится и изложению новых знаний, и повторению старых, и проверке знаний учащихся. Проведение урока планируется учителем.
Учитель применяет наглядное обучение, стремится сделать урок возможно более систематическим, не впадая, однако, при этом в педантизм.
Советская школа давно уже преодолела характерную для старой школы методику начального обучения — сухость, педантизм и рецептурность занятий с детьми. С этими недостатками методики начального обучения боролись уже в 60—70-х годах XIX в.
великие русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др. Советская школа использовала их опыт и пошла дальше: она видит в каждом ребёнке творческую личность и стремится подойти к каждому ученику не с готовыми рецептами, а способствовать сознательному усвоению ими знаний и развивать его самостоятельное мышление.
Советская школа стремится знания учащихся связать с жизнью, не жертвуя, однако, системой. Она отвергла поэтому те «новшества», которые предлагались некоторыми «реформаторами» школы (комплексное обучение, при котором нарушается система знаний и отсутствуют учебные предметы, дальтон-план, метод проектов и т. п.) и которые, нарушая систематичность обучения, культивируя клочкообразность сообщаемых учащимся сведений, приводили к слабой грамотности учащихся, снижали роль учителя, разрушали планомерную работу школы.
Рассказ и объяснение учителя, беседа, работа учащихся с книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение), экскурсии, практические занятия на пришкольном участке и в мастерских — таковы методы занятий в советской школе, в частности, школе начальной.
В следующих (V—X) классах к этому прибавляются ещё лабораторные работы (по естествознанию, физике и химии).
Советская школа, начиная с первого же класса, выполняет большую воспитательную задачу: она должна подготовить поколение, способное осуществить и укрепить коммунистическое общество.
В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда коммунистическое воспитание трудящихся, в особенности молодого поколения, приобретает решающее значение, воспитательные задачи школы сильно возрастают.
У учащихся советской школы развиваются основы диалектико-материалистического мировоззрения; советская школа вооружает своих учащихся общеобразовательными знаниями и навыками и умением применять их в практической жизни.
Школа должна дать учащимся политехническое обучение. Начатки его уже имеют место в начальной школе: дети в связи с курсом естествознания работают на пришкольных участках, на уроках ручного труда приобретают умение обращаться с простейшими орудиями производств, принимают участие, начиная с III класса, в ученических кружках «Умелые руки» и т. п.
Советская школа, в том числе и начальная, воспитывает учащихся в духе коммунистической морали. При этом на первый план выступает воспитание советского патриотизма, беззаветной преданности социалистической родине.
Вместе с тем дети воспитываются в духе интернационализма. Большое место в нравственном воспитании занимает воспитание дисциплины, социалистического отношения к труду, коллективизма, чувства долга и чести и других качеств, характеризующих моральный облик советского человека. Это воспитание начинается уже в начальной школе.
Как мы уже говорили, славная часть воспитательной работы проводится в процессе обучения, на уроках; значительная часть её ведётся в процессе внеклассной и внешкольной работы (школьные вечера и праздники, экскурсии, внеклассное чтение, ученические кружки и т. п.).
Большое значение имеет правильный школьный режим, чистота и порядок в школе, красота школьного здания, его оборудование.
Громадное воспитательное значение имеет в начальной школе пионерская организация, работу которой мы рассмотрим в особой главе.
Авторитет учителя — необходимое качество для его плодотворной воспитательной работы.
Средствами (методами) воспитательной работы в советской школе являются: убеждение, разъяснение, принуждение, взыскание, поощрение, организация жизни и деятельности детей.
В начальной школе, где учащиеся ещё не имеют достаточного опыта, убеждение и разъяснение в качестве средств воспитательной работы приобретают особое значение и применяются преимущественно в форме наставления. Принуждение обычно применяется в форме приказания или запрещения.
Взыскания могут иметь форму замечания, выговора и наказания. Советская школа не отрицает наказаний, однако ни в коем случае, категорически не допускаются телесные наказания.
Замечание, выговор — таковы обычные меры взыскания в советской школе. Особо недисциплинированные учащиеся могут быть удалены из класса и даже (в исключительных, случаях) исключены из школы.
2 августа 1945 г. были утверждены «Правила для учащихся», обязательные для выполнения всеми учащимися всех типов школы (начальной, семилетней и средней).
Первые указания по выполнению этих правил закладываются именно в начальной школе, почему мы считаем необходимым подробно сказать об этих правилах (хотя они относятся к учащимся всех типов общеобразовательной школы) именно в данной главе, характеризующей, начальную школу.
«Правила для учащихся» состоят из 20 пунктов и точно, в немногих легко запоминающихся словах определяют обязанности учащихся советской школы в отношении занятий и поведения в школе, по отношению к учителям, родителям и старшим. Они устанавливают нормы поведения учащихся вне школы и дома.
Правила эти таковы:
«Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы быть образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистыми, причёсанными и опрятно одетыми.
6. Содержать в чистоте и порядке своё место в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь; внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся; не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос — поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных слов и грубых выражений, не курить. Не играть в карты на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы».
Правила эти ясно определяют обязанности учащихся по отношению к школе и учению и характер воспитательной работы в отношении дисциплины учащихся, гуманного отношения их к окружающим и соблюдения норм общежития.
Разъяснение учащимся правил начинается с первых же дней пребывания детей, в школе в доступной их пониманию форме.
Советская школа ведёт большую работу с родителями, организуя посещение учителями семей учащихся, индивидуальные и коллективные консультации родителям по различным вопросам воспитания детей, родительские собрания (классные и общешкольные).
При каждой школе организуется родительский комитет из представителей родителей от каждого класса, избираемых на классных собраниях сроком на один год. Заседания родительского комитета происходят ежемесячно.
Родительские комитеты организуют комиссии: культурно-просветительную, хозяйственную и др. Члены родительского комитета, входящие в соответствующие комиссии, оказывают школе помощь в осуществлении мероприятий по специальности данной комиссии: например, члены культурно-просветительной комиссии заботятся об устройстве ёлки, вечеров самодеятельности и вообще о развитии внеклассной работы.
Начальная школа нерусских народов СССР, в частности народов Востока, развивалась особенно быстро. У народов Севера и некоторых других народов, не имевших раньше даже своей письменности, она была создана впервые.
Число учащихся в первых-четвёртых классах начальной, семилетней и средней школы возросло, например, в Узбекской ССР с 12 700 в 1914/15 учебном году до 899 тыс. в 1938/39 учебном году, т. е. повысилось в 70,8 раза; в Таджикистане в 1914 г. в начальных школах было всего 400 учащихся-таджиков, а в 1938/39 учебном году в первых четырёх классах начальной, семилетней и средней школы число учащихся дошло до 235 тыс., т. е. увеличилось в 687,5 раза.
Девочки народов Востока до Октябрьской революции, за единичными исключениями, никакого образования не получали. В настоящее время они охвачены всеобщим обязательным обучением полностью.
Учебные планы, программы, структура учебного года и т. д. нерусских школ мало чем отличаются от русских. Главнейшее отличие — это язык преподавания: дети всех народов обучаются на родном языке.
Дети учатся читать и писать на родном языке, изучают его грамматику. Уроки всех предметов идут на родном языке, и этот язык является языком обучения и предметом преподавания.
Кроме своего родного языка, учащиеся начальной школы, начиная со II класса, обязательно изучают русский язык. На русский язык в нерусских начальных школах во II классе отводится по 2 часа в неделю, а в III и IV классах — по 4 часа в неделю. Так как общее число недельных часов в русских и нерусских школах почти одно и то же, то на родной язык и арифметику во II, III и IV классах, по сравнению с учебным планом русских школ, отводится немного меньше часов.
К концу пребывания в начальной школе дети всех национальностей СССР обязаны вполне овладеть речью и грамотностью на русском языке.
В некоторых автономных советских социалистических республиках (Дагестанской, Бурят-Монгольской, Якутской и др.) разрешено открывать приготовительные классы. При школах некоторых нерусских народов организованы интернаты.
В Советском Союзе начальная школа — это полноправное первое звено единой советской школы, обслуживающее поголовно всех детей многочисленных национальностей СССР и теснейшим образом связанное со следующим звеном — с V—VII классами семилетней и средней школы.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +