Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Всеобщее обязательное начальное обучение


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В брошюре «К деревенской бедноте» В. И. Ленин ещё в 1902 г. указывал на крайнюю необходимость всеобщего — обязательного обучения.
Это требование было повторено в 1903 г. в программе РСДРП, проект которой был составлен В. И. Лениным.
Под руководством большевиков требование всеобщего обязательного обучения в период революции 1905 года выдвигали народные массы. Однако пока царизм не был свергнут, вопрос о действительном введении всеобщего обязательного обучения почти не продвинулся вперёд.
Государственная дума разработала закон о введении всеобщего начального обучения с 3-летним сроком обучения (не выдвигая, однако, требования обязательности обучения), но даже и этот «куцый», как его охарактеризовали большевики в своей периодической печати, закон был отвергнут царскими сановниками и крупными помещиками, заседавшими в Государственном совете.
В 1913 г. В. И. Ленин писал, что, пока у власти находится полукрепостническое, помещичье правительство, дело народного образования в России не продвинется.
И действительно, лишь после Великой Октябрьской социалистической революции были приняты серьёзные меры, сначала приближающие к введению всеобщего обязательного бесплатного начального обучения, а затем быстро и осуществившие его.
Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции, в ноябре 1917 г., были провозглашены «Основные начала организации народного образования».
Среди этих начал видное место заняло скорейшее введение всеобщего обязательного обучения. В программе Коммунистической партии, принятой в 1919 г., вопрос о всеобщем обязательном обучении был поставлен во всю ширь.
Уже в первые годы после Великой Октябрьской революции, несмотря на очень трудные материальные условия и гражданскую войну, было сделано многое в деле приближения ко всеобщему обязательному начальному обучению: число школ и учащихся в них выросло, было открыто много педагогических трёхгодичных курсов и позже педагогических техникумов для подготовки учителей.
Особенное внимание было обращено на развитие школ в республиках, населённых нерусскими народами, где народное образование раньше стояло на очень низком уровне.
Когда наша страна сделала уже многое по социалистической индустриализации, когда выдвинулась насущная задача коллективизации сельского хозяйства, был поставлен вопрос о введении всеобщего обязательного первоначального обучения как первоочередной боевбй задачи, которую необходимо разрешить в течение трёх лет.
14 августа 1930 г. состоялось постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР о введении всеобщего обязательного обучения во всём Советском Союзе. Этим постановлением было предписано:
1. Ввести в Советском Союзе всеобщее обязательное обучение мальчиков и девочек, начиная с 8-летнего возраста, в объёме не менее 4-летнего курса начальной школы.
2. Ввести с 1930/31 учебного года обязательное обучение переростков — мальчиков и девочек в возрасте 11—15 лет (т. е. охватить начальным 4-летним обучением тех детей, которые хотя и вышли уже из возраста учащихся начальной школы, но совершенно в школе не обучались).
3. Ввести в 1930/31 учебном году всеобщее обязательное начальное обучение мальчиков и девочек в объёме семилетней школы в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках.
На основании этого были изданы постановления правительств союзных республик, конкретизирующие вопрос о введении всеобщего обязательного обучения для каждой союзной республики, и началась энергичная работа по их реализации. В каждой республике был создан Республиканский комитет по введению всеобщего обучения; в работе широкое участие приняли общественные организации.
Под руководством Коммунистической партии в работу по введению всеобщего обязательного обучения энергично включились комсомол, профсоюзы, кооперация, колхозы, советское учительство.
Передовые районы (Московская, Ленинградская и другие области) помогли введению всеобщего обязательного обучения в тех районах, населённых нерусскими народами, где грамотность раньше отставала.
В феврале 1931 г. был созван первый съезд по всеобщему обучению в РСФСР. Съезд отметил огромные успехи в проведении всеобщего начального обучения в национальных республиках и автономных областях.
Подводя итоги культурного строительства, И. В. Сталин отметил в 1934 г. «введение по всему СССР всеобщего обязательного начального образования и повышение процента грамотности с 67% в конце 1930 года до 90% в конце 1933 года».
В 1930—1933 гг. начальные школы и первые четыре класса семилетней и средней школы усиленно росли. Число учащихся ежегодно увеличивалось на 2—3 млн.
В последующие годы, поскольку в основном дети 8—11 лег и переростки были уже охвачены 4-летним обучением, количество учащихся в I—IV классах советской школы росло ежегоднв на один-полтора миллиона.
Чтобы понять темпы осуществления закона о всеобщем обязательном начальном обучении, чтобы достойным образом оценить это поистине героическое движение, надо указать, что в течение только трёх лет (1931 —1933) число учащихся в СССР повысилось на 7,3 млн., т. е. на столько, сколько было достигнуто за несколько столетий существования царизма: к 1914/15 учебному году в России было всего 7,8 млн. учащихся.
С 1930 г., в связи с введением всеобщего обязательного обучения, было развёрнуто усиленное строительство новых школьных зданий, и уже в 1933 г. огромная программа была выполнена: промышленные центры на 100%, а сельские местности на 78% были обеспечены специальными школьными помещениями.
Строительство школьных зданий производилось за счёт особых государственных ассигнований, а также на средства предприятий, колхозов и общественности.
Введение всеобщего обязательного обучения потребовало огромного количества учителей. Очень быстро росло количество педагогических техникумов (педагогических училищ) и педагогических курсов для подготовки народных учителей.
По постановлению правительства был организован усиленный выпуск учебников (во втором полугодии 1935 г. было издано 52 млн. учебников).
Эта важнейшая государственная работа не прекратилась и в трудные военные годы и в особенности в большом размере проводится после Великой Отечественной войны. Например, в 1954/55 гг. отпечатано (на 15 июня): в РСФСР Учпедгизом 115 893 тыс. учебников, в Украинской ССР — 18 179 тыс. и большое число учебников для начальных и средних школ во всех остальных союзных республиках (а именно: 2051 тыс. в Азербайджанской ССР, 2672 тыс. в Узбекской ССР и т. д.), а всего по 16 союзным республикам СССР — 157 774 тыс.
Во время Великой Отечественной войны был проведён ряд мероприятий по всеобщему обязательному обучению. В 1943 г. усилен контроль: руководители народного образования на местах и школьные инспектора обязаны были следить за посещением школы, бороться с отсевом учащихся из школ.
Домоуправления обязаны подавать в 3-дневный срок сведения о прибывших на жительство детях школьного возраста.
С начала 1944/45 учебного года возраст детей, обязанных посещать школы, понижен до 7 лет (раньше всеобщее обязательное обучение начиналось с 8 лет).
Это важнейшее постановление устранило годовой перерыв, который существовал между детским садом и 1 классом школы.
Проведение этого мероприятия потребовало новых больших ассигнований, так как число учащихся в первых классах с осени 1944 г. увеличилось, не считая обычного прироста, на несколько миллионов.
Потребовалась большая методическая работа от учителей, так как при обучении необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Характерно, что такое важное мероприятие, как охват всеобщим обязательным обучением детей 7-летнего возраста, потребовавшее многомиллионных дополнительных затрат на народное образование, было проведено ещё в разгар Великой Отечественной войны. В этом сказалась ещё и ещё раз громадная забота Коммунистической партии и Советского правительства о культуре и просвещении и твёрдая уверенность советского народа в победе над врагом.
Огромная работа была проведена органами народного образования и учителями по осуществлению всеобщего обязательного обучения в районах, освобождённых от фашистских оккупантов. Во временно захваченных областях фашистские варвары разрушили школьные здания, уничтожили школьное оборудование, сожгли учебники.
Однако всюду, где Советская Армия изгоняла фашистов, быстро восстанавливались школы. Нередко бывало, что усилиями местных органов советской власти, бойцов Советской Армии, общественности и учителей школьные занятия возобновлялись уже через 2— 3 дня после изгнания оккупантов.
Только по РСФСР было разрушено свыше 20 тыс. школ. Одновременно с их восстановлением необходимо было заново, создавать для них учебную базу, снабжать их мебелью, инвентарём, учебными пособиями, для чего потребовались большие усилия и средства.
Но благодаря всенародной помощи и постоянному вниманию правительства в районах, подвергшихся оккупации, восстановлена, вся довоенная школьная сеть, свыше 28 600 школ, а количество учащихся в них в 1947 году по РСФСР достигло почти 4 млн. человек.
В сообщении Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков («Правда» от 13 сентября 1945 г.) указывалось, что на территории, подвергшейся немецко-фашистской оккупации, к началу 1941 г. бьшо 82 тыс. начальных и средних школ с 15 млн. учащихся.
Фашистские захватчики сожгли, разрушили и разграбили эти школы со всем имуществом и оборудованием, но после изгнания оккупантов занятия в школах возобновились, хотя и в неприспособленных к ученью помещениях.
С осени 1949 г. всеобщее обучение в объёме 7-летней школы, в основном уже завершённое в городах и рабочих посёлках, стало вводиться и в сельских местностях и было завершено к 1952 г.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +