Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Дошкольное воспитание


Е. Н. Медынский. «Просвещение в СССР»
Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

До Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание детей находилось в России в зачаточном состоянии. Во всей России существовало 285 дошкольных учреждений (яслей, детских очагов, детских садов).
В Петербурге, Москве, Киеве и других крупных городах было 10—15 так называемых «народных» детских садов, рассчитанных на детей трудящихся. Эти детские сады содержались общественными организациями, обществами дошкольного воспитания и др.
Остальные детские сады были частными предприятиями с высокой платой и обслуживали немногих детей хорошо обеспеченных родителей.
В последнее десятилетие перед революцией и особенно в период первой мировой войны в некоторых сельских местностях стали возникать земские летние детские площадки для крестьянских детей, чтобы освободить женщин-крестьянок для работы в помещичьих имениях, понизить число пожаров в деревнях от детской безнадзорности и т. д.
Общее число детей, обслуживаемых дошкольными учреждениями по всей России накануне Октябрьской революции, не превышало 5000. Передовые русские педагоги начала XX в. (С. Т. Шацкий, Е. Е. Соловьёва, А. М. Калмыкова и другие) проявляли большую инициативу в развитии дошкольного воспитания.
В Петербурге функционировало «Общество дошкольного воспитания»; в Москве — «Сетлемент» (оно было закрыто полицией «за попытку воспитания детей в социалистическом духе»); в Киеве организовалось «Общество народных детских садов».
Единичные попытки прогрессивных русских педагогов, самоотверженно отдававших свою энергию делу дошкольного воспитания, встречали со стороны царского правительства крайне подозрительное отношение.
После Октябрьской революции в постановке дошкольного воспитания наступил коренной перелом. В Народном комиссариате просвещения 12 ноября 1917 г. был организован Отдел дошкольного воспитания. В декларации комиссариата было указано, что дошкольное воспитание является составной частью всей школьной системы и должно быть органически связано в одно целое со всей системой народного образования.
Во всех губерниях возникли как государственные учреждения ясли, детские очаги и сады. В 1918 г. открывается Институт дошкольного воспитания для подготовки работников.
С 1919 по 1928 г. в Москве было проведено четыре Всероссийских съезда и несколько конференций по дошкольному воспитанию. Проведена борьба с остатками буржуазных и мелкобуржуазных идей в области дошкольного воспитания; были выработаны твёрдые принципы, стройная советская система дошкольного воспитания детей.
Руководящий государственный документ по дошкольному воспитанию — Устав детского сада — утверждён народным комиссаром просвещения РСФСР 15 декабря 1944 г. Он полно выражает цели, задачи и организацию современной постановки дошкольного воспитания. Приведём главнейшие его пункты:
«§ 1. Детский сад является государственным учреждением общественного советского воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющим целью обеспечить им всестороннее развитие и воспитание. Одновременно детский сад способствует участию женщин-матерей в производственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
§ 2. Детский сад, независимо от того, в ведении какой организации или учреждения он находится, проводит свою работу на основе «Устава детского сада» и программно-методических указаний Народного комиссариата просвещения РСФСР.
(В других союзных республиках задачи детских садов такие же. Организация же и содержание работы детских садов, будучи в основном такими же, как и в РСФСР, имеют некоторые особенности, обусловленные национальными, культурными и бытовыми условиями каждой союзной республики).
§ 3. В осуществление указанных в § 1 настоящего Устава целей детский сад:
а) заботится о здоровье детей, обеспечивает правильное физическое развитие и закаливание организма ребёнка путём организации всей обстановки и режима детского сада соответственно требованиям гигиены, проведения полноценного питания, всемерного и правильного использования воздуха, воды и солнца, проведения игр и физических упражнений, а также мероприятий по предупреждению заболеваний;
б) развивает умственные способности, речь, волю, характер ребёнка, осуществляет художественное воспитание, знакомит детей с окружающим миром путём непосредственного общения с природой и людьми, в разнообразных играх и занятиях (рисование, рассказывание, чтение, музыка, пение), а также через экскурсии и прогулки;
в) прививает детям навыки самостоятельности в уходе за собой, гигиенические навыки, привычку к труду, учит детей правильному пользованию вещами, аккуратному и бережному обращению с ними;
г) воспитывает любовь к советской родине, к своему народу, к Коммунистической партии и Советскому правительству, используя богатства народного творчества, яркие события в жизни страны, доступные пониманию детей.
Воспитательная работа детского сада способствует в последующем успешному обучению ребёнка в школе».
Детские сады организуются отделами народного образования, фабрично-заводскими предприятиями, советскими учреждениями, колхозами. Не допускается организация детских садов частными лицами, так как частные лица, естественно, не могут обеспечить ни правильного содержания, организации и методики работы детского сада, ни правильного его финансирования и даже, как это обычно бывало в дореволюционной России и в других странах, делают детский сад источником своего дохода, превращают его в коммерческое учреждение.
Детские сады в СССР предназначены для детей от 3 до 7 лет.
В детских садах могут быть три или четыре группы детей по 25 человек в каждой. В отдельных случаях допускаются детские сады с одной-двумя такими группами. Каждая группа включает детей одного возраста, с разницей не более одного года, а именно: младшего дошкольного возраста (3—4 лет), среднего возраста (4—5 лет) и старшего (5—6 лет).
Продолжительность пребывания детей в детском саду в течение дня определяется в 9—10—12 часов, в зависимости от условий работы и быта родителей.
Чаще других встречающаяся 9—10-часовая продолжительность пребывания детей в детском саду учитывает обычный 8-часовой рабочий день родителей на производстве и в учреждении и время, необходимое родителям, чтобы по окончании работы зайти в детский сад за детьми.
Этой продолжительностью детские сады СССР сильно отличаются от других стран, где дети находятся в детских садах лишь 4—6 часов.
Существуют детские сады со специальными группами, где дети находятся в детском саду круглые сутки (если родители их работают в ночных сменах, а дома других членов семьи для ухода за детьми нет). Имеются также детские сады санаторного типа с усиленным питанием и особым режимом для физически ослабленных детей. В организации детских садов, таким образом, особенно ярко сказывается забота Советского правительства о матери и ребёнке.
При 9—10-часовом пребывании в детском саду дети получают питание 3 раза, при 12-часовом и круглосуточном — 4 раза.
Для помощи детскому саду в его работе организуется родительский комитет. Он избирается на один год общим собранием родителей; от родителей каждой группы детей входят по 1—2 представителя.
Во главе детского сада стоит заведующий (обычно женщина), который должен иметь образование не ниже среднего. Для заведующих многокомплектными детскими садами признаётся желательным высшее специальное (педагогическое) образование.
Каждую группу детского сада ведёт воспитатель (воспитательница), получивший специальную подготовку в дошкольном педагогическом училище или на дошкольных курсах. Кроме них, в детском саду имеется музыкальный руководитель, врач и медицинская сестра и обслуживающий персонал (няни, уборщицы и повара).
4 мая 1945 г. народным комиссаром просвещения РСФСР утверждено «Руководство для воспитателя детского сада», дающее подробные программно-методические указания о задачах и содержании работы детского сада и методах воспитания детей разных возрастных групп.
Советская система общественного дошкольного воспитания ставит своей задачей всестороннее развитие ребёнка. Детский коллектив представляет собой необходимую общественную среду, в которой ребёнок успешно развивается. Решающая роль в воспитании ребёнка в детском саду принадлежит воспитателю.
Содержание и методы работы советских детских садов построены дифференцированно для каждой возрастной (младшей, средней и старшей) группы детей с учётом психо-физических особенностей детей каждого возраста.
«Первой и основной задачей детского сада является охрана здоровья ребёнка, его правильное физическое воспитание», — говорится в «Руководстве для воспитателя детского сада».
Это воспитание осуществляется гигиенической обстановкой детского сада, твёрдым режимом, правильным питанием, закаливанием детского организма, развитием движений ребёнка и воспитанием культурно-гигиенических навыков. Если нет сильного дождя, мороза больше 25° или сильного ветра, дети проводят на воздухе не менее трёх часов.
Важной задачей детского сада является умственное воспитание детей. С этой целью детские сады обращают большое внимание на сенсорную культуру (развитие зрения, слуха, осязания и других ощущений).
Воспитатель помогает ребёнку ориентироваться в окружающем, развивает его любознательность и наблюдательность, расширяет круг представлений детей об окружающей жизни природы и общества, развивает речь ребёнка, приучая его правильно пользоваться родным языком.
В последние годы научно разрабатывается проблема обучения в детском саду, имеющая большое значение в смысле установления большей связи детского сада с начальной школой.
Такой же большой задачей детского сада является нравственное воспитание детей. Педагог воспитывает у детей любовь к родителям, уважение к старшим, приучает детей совместно играть, уступать друг другу, приучает к послушанию. Постепенно у детей воспитываются волевые качества — смелость, настойчивость, выдержка. Развивается правдивость, скромность, добросовестное отношение к своим обязанностям.
Педагог воспитывает у детей любовь к родине, к родной природе. Детский сад воспитывает симпатии детей к другим народам Советского Союза и к трудящимся других стран. Средством для этого служат беседы воспитателя, ознакомление детей с народными сказками, песнями и т. д.
Детский сад обращает большое внимание на художественное воспитание детей. Это воспитание достигается путём художественного оформления детского сада, занятиями с детьми музыкой, пением, лепкой, рисованием, ритмическими движениями под музыку, художественным рассказыванием.
Одним из главных средств дошкольного воспитания является игра, умело направляемая воспитателем.
В проведении игры, конечно, имеется известная последовательность и систематичность. Подвижные игры способствуют физическому развитию детей; игры развивают детей в умственном отношении, способствуют их нравственному и художественному воспитанию, развивают инициативу и творчество ребёнка, его воображение, его умение жить и действовать в коллективе.
В детском саду применяются:
1) игры, создаваемые самими детьми (творческие игры), а также игры с правилами,
2) подвижные,
3) дидактические.
Игры и занятия в детском саду бывают по выбору детей или-обязательные занятия, организуемые воспитателем по заранее продуманному плану и в определённое время.
Проводятся: рисование, лепка, вырезывание, конструирование и другие занятия с материалами, пение, слушание музыки, движения под музыку, музыкальные игры. В жизнь детей воспитатель постепенно вводит элементы труда: дети накрывают стол к завтраку и обеду, убирают материал по окончании занятий, ухаживают за растениями, кормят кур и кроликов и т. д.
В детском саду дети учатся считать, знакомятся с временем и пространством. К концу пребывания в детском саду дети старшей группы должны уметь считать до 10, знать цифры, складывать и вычитать в пределах первого десятка; знать меры — килограмм, метр, литр; знать названия дней недели, определять время на часах с точностью до часа.
Ребёнок должен уметь выражать на родном языке свои мысли, пользуясь достаточным запасом слов, правильно составлять предложения, связно и понятно для других передать небольшой рассказ, изложить какое-нибудь происшествие из своей жизни, знать наизусть несколько стихотворений.
Этими занятиями дети старшей группы детского сада постепенно подготовляются к школе.
Режим детского сада строится, как уже было сказано, несколько различно для каждой возрастной группы. Приведём здесь режим для средней группы (дети 4—5 лет):
Вставание ночующих детей, утренний туалет, осмотр ..... 8 час. (летом 7 час.)
Сбор приходящих детей, игры и занятия по выбору, дежурство, утренняя гимнастика ..... 8—9 час.
Завтрак .......... 9 час.
Обязательные занятия ...... 9 час. 30 мин.
Прогулка, игры и занятия на воздухе .... 10 час. 30 мин.
Обед .............. 13 час.
Дневной сон ........... 13 час. 30 мин. — 15 час.
Игры и занятия ........... 15 час. 20 мин.
Полдник ........... 16 час.
Прогулка, игры на воздухе, уход домой приходящих, детей ........... 16 час. 30 мин.
Ужин ............ 19 час.
Ночной сон (ночующих детей) ..... 20 час.
(летом 20 час. 30 мин.)

В летнее время в городах и в сельских местностях открывается большое количество детских площадок. Распорядок дня, игры, занятия на площадках в общем те же, что и в детских садах (от последних площадки отличаются своим временным характером).
Детские сады проводят большую работу с родителями. Эта работа может быть индивидуальной (беседы с отдельными родителями, посещение семей детей воспитателями детского сада и т. д.).
Ведётся также работа с коллективом родителей: групповые и общие собрания родителей, на которых ставятся отчёты и доклады о работе детского сада, например, на темы: «Гигиенический уход за ребёнком в семье», «Борьба с капризами и упрямством ребёнка», «Воспитание у ребёнка аккуратности и дисциплинированности», «Воспитание у ребёнка любви к труду и умения трудиться» и др.
В детских садах устраиваются уголки родителей и выставки для родителей: указания о режиме ребёнка в семье, списки рекомендуемых книг, выкройки одежды для детей, образцы игрушек, брошюры о наиболее распространённых детских болезнях и т. п., образцы детского творчества (детские рисунки, лепка и т. д.).
Воспитатели детских садов принимают участие в педагогической пропаганде среди населения: в организации родительских университетов, лекций и выступлений по радио о воспитании детей и в других мероприятиях.
Всего в СССР в 1949 г. было 26 859 постоянных детских садов, в которых воспитывалось 1 267 000 детей.
Число детских садов и площадок с каждым годом сильно возрастает. Так, только в РСФСР сеть детских садов в 1941 г. равнялась 14 335 с 723 400 детьми, а в конце 1944 г. было уже 16 251 детский сад с 1 185 500 детьми.
Во время Великой Отечественной войны число детских садов не только не понизилось, но, наоборот, сильно возросло. Сверх того, в 1944 г. летними оздоровительными детскими площадками было охвачено около 62 000 детей, не посещающих детских садов. Летние детские площадки в колхозах а 1944 г. обслужили в РСФСР 1 598 000 детей.
В других союзных республиках дошкольное воспитание также получило широкое развитие.
Так же широко развита сеть детских садов и в других союзных республиках. Во всех этих республиках, кроме детских садов, открывается летом большое количество детских площадок, обслуживающих многие тысячи детей.
Так, в 1951 г. в Молдавской ССР имелось 1362 летние детские площадки, обслуживающие свыше 50 000 детей; в Узбекской ССР летними детскими площадками было охвачено 143 000 детей; в Армянской ССР в 1949 г. было 567 детских площадок и т. д.
Для подготовки работников детских садов и площадок в СССР имелось много дошкольных педагогических училищ — средних педагогических учебных заведений с трёхгодичным курсом (после семилетней общеобразовательной школы). Только в РСФСР имеется 50 дошкольных педагогических училищ, в которых обучается около 10 000 человек. С 1954 года дошкольные педагогические училища строятся на базе 10-летней средней школы и имеют двухлетний курс обучения.
Для подготовки дошкольных работников высшей квалификации в РСФСР и в других союзных республиках существуют дошкольные отделения педагогических институтов (высших педагогических учебных заведений). В РСФСР такие отделения имеются в Москве (в Педагогическом институте имени В. И,. Ленина), Ленинграде (в Педагогическом институте имени А. И. Герцена), в Горьком, Молотове и Ростове-на-Дону.
В педагогических институтах имени В. И. Ленина (Москва) и имени А. И. Герцена (Ленинград) есть аспирантура по дошкольной педагогике, подготовляющая научных работников.
Научно-исследовательская работа по вопросам дошкольного воспитания ведётся кафедрами дошкольной педагогики указанных выше педагогических институтов и в Академии педагогических наук РСФСР — в её трёх исследовательских институтах: теории и истории педагогики, психологии, художественного воспитания и др.
Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются также Институтом физкультуры имени И. В. Сталина (Москва). Большая исследовательская работа по методике дошкольного воспитания ведётся в научно-исследовательских институтах педагогики в союзных республиках.
При министерствах просвещения союзных республик имеются центральные дошкольные методические кабинеты, а при многих областных отделах народного образования — областные до школьные методические кабинеты.
Для работы с детьми на летних детских площадках широко привлекаются учителя и студенты педагогических институтов и педагогических училищ, для которых организуются краткосрочные курсы по дошкольному воспитанию.
По вопросам дошкольного воспитания систематически из даётся литература. С 1926 г. Министерством просвещения РСФСР издаётся ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Издан ряд учебников и учебных пособий по дошкольной педагогике для педагогических институтов и педагогических училищ.
По теоретической разработке вопросов дошкольного воспитания, по количеству дошкольных учреждений и по вниманию, которое уделяется дошкольному воспитанию Советским правительством и советской общественностью, СССР занимает первое место среди всех стран мира.
Советская педагогика выработала свою, построенную на научных основах систему дошкольного воспитания. Начало разработке теории дошкольного воспитания на марксистской основе положила задолго до Великой Октябрьской революции Н. К. Крупская.
В 1899 г. ею была написана брошюра «Женщина-работница», третья глава которой («Женщина и воспитание») выясняла значение матери как воспитательницы, выдвигала социалистические принципы дошкольного воспитания, указывала на необходимость организации яслей, детских садов и площадок для детей рабочих и крестьян.
В противоположность буржуазным теориям дошкольного воспитания — фребелизму и монтессорианству, построенным на идеалистических основах и отличающихся религиозностью, абстрактностью, дрессировкой ребёнка, утомительностью для детей дошкольного возраста предназначенных для них упражнений и занятий, игнорированием возрастных особенностей, — советская система дошкольного воспитания построена на научной, материалистической основе, учитывает физические и психологические особенности детей 3—6-летнего возраста, их силы и интересы, имеет в виду реального (а не какого-то абстрактного) ребёнка, развивающегося в детском коллективе.
Советская система дошкольного воспитания отличается массовостью, широкой доступностью для детей всех народов СССР, коммунистической направленностью воспитания.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +