Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Вопросы эстетической подготовки будущего учителя в процессе педагогической практики


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Одним из основных принципов, на котором строится учебно-воспитательная работа в высшем учебном заведении, в частности, педагогическом, является принцип связи теории с практикой. Он означает необходимость органической связи между теоретическими знаниями студента и системой практических умений и навыков в области определенной специальности. Отсюда огромное значение производственной практики в высшем учебном заведении, которая занимает примерно 1/3 учебного времени студента. В педагогическом учебном заведении производственной практикой является педагогическая практика в школе и в пионерском лагере, загородном или городском, на детекой площадке.
Вопросам педагогической практики уделяется достаточное внимание в учебно-педагогической и методической литературе. Опираясь на изучение методологической, педагогической и методической литературы, на 20-летний опыт организации и проведения педагогической практики в Казанском государственном университете, а также на специальную экспериментальную работу кафедры педагогики и психологии КГУ в области педагогической практики, мы показываем возможности, формы, методы эстетической подготовки учителя в процессе педагогической практики.
Педагогическая практика - важное звено в системе педагогической подготовки учителя. Перед ней ставятся задачи:
1) проверить, закрепить, научить применять знания, полученные в высшем учебном заведении по специальным дисциплинам, по психологии, педагогике, частным методикам;
2) разработать навыки самостоятельного проведения учебной и воспитательной работы с учащимися разных возрастов, творческого решения задач коммунистического воспитания учащихся;
3) научить студентов наблюдать и анализировать передовой опыт учителей в учебно-воспитательной работе, развить интерес и любовь к педагогической профессии;
4) научить будущих учителей работать с коллективами детей и подростков, с пионерскими отрядами, дружинами, комсомольскими группами;
5) привить интерес к научно-исследовательской работе в области педагогических наук.
Практика приучает теоретически осмысливать собственные педагогические наблюдения, она перестраивает восприятие теоретических дисциплин, позволяя при изучении теории учитывать личный опыт. Педагогическая практика мобилизует все теоретические и практические знания студентов, учит управлению своим поведением, своими психическими процессами, развивает педагогические способности.
На педагогической практике экзаменуется личность будущего учителя: его идейность и принципиальность, чувство долга и ответственности, желание и умение работать с детьми.
Педагогическая практика по-разному организована в педагогических институтах и университетах. В педагогических институтах студенты проходят три этапа практики: ознакомительная, на втором курсе, практика в IV-VIII классах на третьем курсе; практика в IX-X классах на четвертом курсе. По учебному плану университета практика организуется только на V курсе: учебная и стажерская (срок 2-3 месяца).
Опыт изучений молодых учителей, работающих в школе первые годы, показал, что учителя, окончившие педагогический институт, методически лучше подготовлены, более уверенно чувствуют себя в работе с детьми. Период «адаптации» к школьной обстановке проходит у них значительно легче. Концентрация практики на V курсе искусственно задерживает формирование педагогической направленности и педагогических способностей. Объем педагогической практики непроизвольно сокращается, студент вынужден работать только в одном классе: в 5-8-х или 9-10-х.
Однако и в условиях университетского образования значение и содержание педагогической практики по существу те же. В содержание педагогической практики входят:
1. Ознакомление со школой: беседа с директором школы, его заместителями, организатором по внешкольной и внеклассной работе, секретарем комитета ВЛКСМ, старшим пионервожатым.
2. Изучение класса, ознакомление с работой учителей и классного руководителя (беседы с ними, изучение их планов работы, посещение уроков и внеклассных мероприятий).
3. Составление индивидуального календарного плана-графика работы на весь период практики.
4. Подготовка и проведение уроков разных типов с применением разнообразных методов и использованием различных форм организации учебных занятий, участие в обсуждении и анализе проводимых практикантами уроков.
5. Ознакомление с организацией и методикой проведения факультативных занятий по интересам учащихся.
6. Проведение внеклассных занятий по предмету, участие в обсуждении и анализе внеклассных занятий.
7. Выполнение функций классного руководителя, проведение внеклассной работы по индивидуальному плану.
8. Составление психолого-педагогической характеристики личности учащегося или класса.
9. Проведение индивидуальной работы с учащимися.
10. Работа с активом класса и комсомольской организацией, помощь в планировании работы, в подготовке и проведении комсомольских собраний, в организации политико-воспитательной работы, Ленинских зачетов, развертывание соревнования в комсомольской организации класса.
11. Работа по профориентации учащихся.
12. Участие в общешкольных воспитательных мероприятиях.
13. Работа по педагогической пропаганде среди родителей, подготовка и проведение родительских собраний.
14. Участие в работе педагогических объединений учителей, в совещаниях классных руководителей, на заседаниях педагогического совета школы.
Подготовка к педагогической практике. Педагогическая практика - мощный фактор воспитательного воздействия на будущего учителя, она формирует идейно-политические убеждения, нравственный облик студента, а также способствует эстетической подготовке.
Студент до педагогической практики получил определенные знания по системе эстетического воспитания в курсах педагогики, методики преподавания, специальных предметов: «Основы марксистско-ленинской эстетики», «Эстетическое воспитание в школе», «Методика воспитательной работы в школе».
В процессе теоретических занятий студенты не только получают знания в дайной области, но и формируют определенные умения и навыки.
Целесообразной формой подготовки к проведению педагогической практики является участие студента в общественно-полезной работе, система которой получила название общественно-политической практики: это совокупность всех форм внеучебной общественно-полезной работы студента, имеющей своей целью вовлечение всех студентов в общественную работу и привитие им навыков организатора и пропагандиста. Она включает в себя работу в различных выборных органах высшего учебного заведения, лекционную пропаганду, работу экскурсоводами в музеях, участие в конкурсах студенческих работ по проблемам общественных наук, участие в стройотрядах, в походах по местам революционной, боевой, трудовой славы, работу пионервожатыми. Студенты руководят школьными кружками, спортивными секциями в красных уголках и клубах, при домоуправлениях, в детских комнатах милиции. Таким образом, педагогическая практика является логическим продолжением общественно-политической практики и изучения теоретических курсов педагогических дисциплин.
Руководители педагогической практики большое внимание уделяют выбору школ. Обычно это лучшие школы города: школы, характеризующиеся хорошей дисциплиной и успеваемостью, имеющие сплоченный опытный педагогический коллектив, педагогов-мастеров. При выборе школ следует обращать внимание на оформление школьного помещения. Чистота классов, прозрачные стекла окон, блестящий натертый паркет или чисто вымытый пол, педагогически целесообразное, современное художественное оформление - все это необходимое условие успешной учебы, воспитательной работы и успешной педагогической практики.
Беседы со студентами-практикантами, а также их записи в дневнике показывают, что первое эмоциональное впечатление - от внешнего облика школы. Студентка Б.: «Школа понравилась. Новая, светлая, классы хорошо оформлены...»
Перед педагогической практикой студенты внимательно изучают программные документы партии, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 10 ноября 1966 года, программу «Ориентир» и «Примерное содержание воспитания школьников» под редакцией И. С. Марьенко (Издательство «Педагогика», Москва, 1971), требования к современному уроку, книгу Н. И. Болдырева «Классный руководитель» (М., «Просвещение», 1971), а также литературу по разным видам воспитательной работы, в частности, по вопросам эстетического воспитания в школе.
Студент тщательно изучает школьную программу, вузовские и школьные учебники по специальности, а также необходимые вспомогательные пособия; восстанавливает в памяти наиболее актуальные вопросы психологии, педагогики и методики. Педагогической практике предшествует конференция, решающая организационные вопросы (распределение по школам и т. д.). На конференции выступают руководители педагогической практики, методисты. Они напоминают задачи педагогической практики, обязанности студентов в школе и обращают особое внимание на вопросы эстетики поведения учителя в школе, педагогического такта, внешнего вида.
Практика по учебной работе. Начало педагогической практики - беседа с директором школы, в которой анализируются конкретные учебно-воспитательные задачи школы, специфика и методика воспитательной работы, характеризуются классные ученические коллективы, пионерская и комсомольская организации школы. Студенты знакомятся с планом учебно-воспитательной работы школы в целом, в котором определенное место занимает эстетическое воспитание.
В процессе педагогической практики студенты слушают и анализируют уроки опытных преподавателей школы, проводят самостоятельные уроки, обсуждают уроки своих товарищей, на основании примерной схемы анализа урока, которая напечатана в «Дневнике педагогической практики».
Руководители педагогической практики: методист, учитель-предметник обращают внимание студентов на необходимость усвоить определенные принципы, руководствуясь которыми учитель-практикант мог бы сделать каждый урок по своему предмету эстетически воспитывающим и развивающим. Важно выполнение студентами общих требований к содержанию урока: научно-теоретический уровень и идейно-политическая направленность, объем материала и соответствие его возрасту, развитию и подготовленности учащихся; систематичность изложения, связь теории с практикой, свободное владение содержанием урока. В то же время студенты-практиканты усваивают особенности эстетического вос-питаия на материале предметов, являющихся их специальностью. Студенты-филологи учатся раскрывать красоту образного отражения действительности в художественной литературе, искусстве. Будущие преподаватели естественно-научного цикла показывают эстетическую сущность конкретных явлений и предметов, о которых идет речь на уроке: картин природы, растений, геометрического орнамента и т. д., раскрывают законы развития явлений: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Учитель-практикант на уроках физкультуры, домоводства, на занятиях в учебных мастерских прививает учащимся знания и навыки деятельности по законам красоты (ловкие, точные, четкие движения в физкультурных упражнениях, изготовление красивых, удобных предметов на уроках домоводства и т. д.).
Эстетическое в содержании учебного предмета сочетается с эстетическим в методике преподавания. Студент-практикант учится отбирать методы, соответствующие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся, способствующие развитию мышления учащихся, их творческой активности и самостоятельности, созданию интереса, развитию пытливости. Это рассказ, беседа, лекция, самостоятельная работа учащихся над учебником и книгой, практические и лабораторные занятия, разные виды упражнений, экскурсии, использование на уроке наглядных средств, натуральной наглядности (например, цветы на уроках ботаники), иллюстраций, опытов, записей и зарисовок на доске и т. д. Например, на уроке-экскурсии в природу по теме «Осенние явления в природе» школьники собирают осенние листья различных деревьев и кустарников, составляют букет, впоследствии рисуют, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, оформляют альбом с красочными репродукциями, стихами. Таким образом, знания о красоте, полученные учащимися на уроках, воплощаются в практических навыках в ходе самостоятельной учебной деятельности.
На уроке физики учитель-практикант стремится к точности, четкости проведения опыта, к эффективности его результата. О значении эстетической привлекательности опыта говорил Д. И. Менделеев: «Опыт в ...аудитории имеет еще и то значение, что привлекает к делу специальных занятий многих из тех лиц, которые сперва интересуются одной внешней стороной дела. Оттого-то так много заботятся повсюду, чтобы опыт был не только поучителен и верен, но даже и красив, привлекателен».
Студенты учатся применять на уроках разнообразные виды искусства. На уроках ботаники, например, студенты показывают фотографии цветов, репродукции картин, читают поэтические строки о цветах.
На уроках литературы студенты применяют произведения живописи, музыки, театра, кино и т. д.
Эстетически воспитывает учащихся организация урока. Учащиеся положительно оценивают уроки, на которых они добиваются успеха в результате собственной активности, самодеятельности и творчества. Эстетически воспринимается урок, строгий и четкий по своей композиции: правильно распределено время на опрос и объяснение нового материала, умело использована наглядность, выразительно продемонстрированы опыты; урок начат методически правильно, вовремя закончен, домашнее задание дано не после звонка.
Не менее важна эстетика отношений учителя и учащихся на уроке. Вовлечение учащихся в активный, действенный процесс познания и усвоения обеспечивает их внимание, эмоциональное отношение и интерес к уроку, дисциплину, прилежание, положительное отношение к учителю.
В поведении учителя важно его умение владеть классом, организовывать его активность, интерес, внимание, самостоятельную работу, осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Эмоциональное отношение учащихся вызывают нужный темп работы учителя, его живость, бодрость, решительность, собранность, выдержка, организованность, педагогический такт. Равнодушие, холодность учителя, его вялость, безучастность вызывают отрицательную эмоциональную реакцию. Выполнение этих педагогических требований способствует достижению образовательных и воспитательных задач, созданию эмоционально-эстетической атмосферы на уроке.
Таким образом, эстетическое воспитание на уроке осуществляется в процессе изложения учебного материала, когда преподаватель раскрывает эстетическую сущность предмета, при выборе методов обучения, отвечающих возрасту учащихся, специфике материала, обеспечивающих активность и самостоятельность учащихся на уроке. Важное значение имеет при этом применение произведений искусства на уроках; поведение учителя, его интерес к предмету, положительное и эмоциональное отношение к детям.
Лучшие уроки студентов-практикантов V курса филологического отделения КГУ отвечают этим требованиям урока. Их уроки отличаются правильной организацией литературного материала, четкой композицией урока; методически целесообразной организацией познавательной деятельности учащихся на уроке.
Так, студентка С. называет свой урок по биографии Н. Островского «Школа мужества». Задачи урока:
1) познакомить ребят с жизнью и творчеством Н. А. Островского;
2) показать, что жизнь Островского - подвиг;
3) довести до сознания и чувства школьников, что:
а) в жизни всегда есть место подвигам,
б) «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»
Студентка предпосылает своему уроку эпиграф, красиво написанный на плакате:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.
(Гете).
Изложение начинается с народной пословицы: «Не красна жизнь днями, а красна делами» и строк А. М. Горького: «...Не жалей себя,- это самая гордая, самая красивая мудрость на земле».
«Одним из таких мужественных и щедрых, умеющих не жалеть себя, и был писатель Н. А. Островский.
Борьбой и испытаниями наполнена его жизнь, детство, отрочество, юность». Учитель-практикант рассказывает об условиях жизни писателя, о формировании его характера, его любимых книгах, об участии в гражданской войне, о формировании его революционных убеждений. Практикант сравнивает личность писателя с героями книг Д. Лондона «Мартин Идеи», Р. Киплинга «Свет погас». Мартин Идеи кончает жизнь самоубийством, «спасительная пуля» обрывает жизнь героя Киплинга - ослепшего художника Дика Хелдара. Островский, «окруженный со всех сторон своими врагами - болезнями, продолжает борьбу и делает возможным, казалось бы, невозможное. Он овладевает новым для себя оружием - оружием художественного слова - и с его помощью, прорвав железное кольцо смерти, возвращается в строй». Приводятся отрывки из писем Островского, воспоминания о нем.
Содержание лекции, стиль ее, чувства гордости, восторга перед личностью героя-писателя, волнующие учителя, - все это создало прекрасный образ писателя, революционера, человека.
Урок на тему «Идейно-художественный анализ произведения А. М. Горького «Старуха Изергиль» (2 часа) практикантка построила в форме беседы. На первом уроке рассматривалось своеобразие композиции рассказа.
На втором уроке студентка, опираясь на знания прошлого урока, организует самостоятельную работу учащихся по тексту, направляя ее вопросами:
1. Своеобразие жанра этого произведения.
2. Какова роль пейзажа в рассказе? В чем его художественное своеобразие?
3. Как показан в рассказе народ?
4. Своеобразие романтического языка в романе Горького «Старуха Изергиль»: сложные эпитеты, необычайная красочность, яркость описаний, изобилие метафор, сравнений, олицетворений.
5. Сопоставление образов Данко и Ларры.
а) какими художественными средствами пользуется писатель при сопоставлении этих образов? Каков основной художественный прием?
б) в чем проявляется контраст: портрет, характер, понимание смысла жизни Данко и Ларры? Как эти образы были связаны с реальной действительностью того времени?
Своеобразие этого урока, его эстетическая значимость заключается в вопросах беседы, направленных на воспроизведение углубленного образного представления литературного текста и литературных понятий.
На многих уроках применялись произведения смежных искусств: музыки, живописи, театра, кино.
Однако анализ уроков студентов-практикантов показал, что студенты не всегда обращают внимание на выразительность чтения литературного текста. Учитель-практикант читала «Песню про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова монотонно и однообразно. На замечания методиста ответила: «У меня ведь нет времени на выразительность чтения». Студенты недостаточно используют наглядность, не все умеют составлять вопросы проблемного характера, развивающие мысль учащихся. Иногда недостаточна композиционная четкость уроков: затягивается опрос, не хватает времени на объяснение нового материала, домашнее задание дается после звонка, растянутое вступление заставляет сократить основную часть материала и т. д. Излишнее волнение учителя мешает проявлению его эмоционального отношения к материалу.
В процессе педагогической практики углубляются и совершенствуются знания по литературе, живописи, музыке, театру, кино; формируется эмоциональное отношение к детям, любовь к ним; определенные умения и навыки учебно-воспитательного характера, в частности, по эстетическому воспитанию: умение выразительно читать литературный текст, умение методически правильно использовать технические средства, применять наглядность на уроках, устанавливать контакт с детьми и т. д.,- можно сказать, что развиваются конструктивные, организаторские и коммуникативные способности в области конкретной специальности.
Уроки студентов анализируются товарищами, методистом, учителем-предметником, иногда руководителем от кафедры педагогики. Анализ урока организуется в форме семинара с обсуждением актуальных вопросов обучения и воспитания по тому или иному предмету.
Мы изучали отзывы студентов, прошедших, педагогическую практику, а также принимали участие в обсуждении уроков в качестве методиста по литературе, факультетского руководителя педагогической практики, представителя кафедры педагогики. Можно выявить несколько характерных вариантов отзывов студентов об уроке.
1. Отдельные студенты вначале не умеют анализировать урок. Обычно они твердят в конце семинара односложные фразы: «Очень понравился урок» или «В уроке были недостатки», доказывая свою мысль отдельными деталями урока.
2. Достаточно глубоко анализируются недостатки урока в содержании, методической организации, композиции урока; положительные стороны урока оцениваются эмоционально, но без достаточной аналитической глубины.
3. Урок анализируется в целом, в единстве формы и содержания.
Приведем некоторые примеры оценки уроков студентами-практикантами.
«Прекрасное знание материала урока, строгость, требовательность и в то же время спокойное, ровное отношение к ученикам дают прекрасные результаты» (Об уроке учителя).
Уроки литературы студента-практиканта но книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»: «Ребята самостоятельно давали характеристику героям, сравнивали. Учитель умело направлял их мысли. Ребята хорошо знали текст, пересказывали эпизоды, отвечали на вопросы, уверенно справились с творческой работой. Речь учителя эмоциональная, живая, хорошо читает вслух». Об уроке по обзору творчества В. А. Жуковского: «Блестяще. Уверенно чувствует себя в классе. Читала много стихов и баллад Жуковского. Слушали с интересом».
Студенты верно оценивают своих товарищей, содержание урока, методику проведения, поэтический настрой урока, активную работу учащихся, грамматическую правильность, эмоциональность и живость речи; связь со смежными видами искусства. Как отрицательное, студенты оценивают поверхностное знание материала учителем, однообразие методики, вялость, сухость изложения, недостаточную эмоциональность, невыразительность чтения.
Оценка своего урока студенткой С. (тема «Биография Тургенева»): «Получилось скучно, монотонно. Много общих фраз, мало живого анализа, живого слова Тургенева. Тургенев бы мне этого не простил. А какие уроки по Тургеневу слышала я в школе! Плохо подготовила урок, связана конспектом».
Практика по воспитательной работе. Существенной составной частью педагогической практики в школе является практика по воспитательной внеклассной работе, которая учит студентов находить творческие пути осуществления основных задач коммунистического воспитания учащихся, самостоятельно проводить работу с учащимися, с пионерской, комсомольской организациями. В период педагогической практики студенты выполняют обязанности руководителей школьных кружков, помощников классных руководителей и др.
Практиканты включаются в план работы классного руководителя, который составлен в соответствии с определенными педагогическими требованиями:
1. Подчинение всего плана единой воспитательной задаче, отсюда требование системности воспитательной работы в классе, а не проведения отдельных разрозненных воспитательных мероприятий.
2. Проведение воспитательной работы через комсомол и пионерскую организации.
3. Конкретность плана.
4. Разнообразие форм работы с детьми, сочетание бесед, конференций, лекций с организацией самостоятельной деятельности учащихся.
5. Поручение - каждому. В плане отражается сочетание индивидуальной и коллективной работы с учащимися.
На педагогической практике студент, участвуя в организации и проведении разнообразных воспитательных мероприятий, получает практические умения и навыки и в области эстетического воспитания; осваивает методику эстетического воспитания.
Современная методика воспитательной работы различает мероприятие по специальному предмету и воспитательное мероприятие. Мероприятие учителя-предметника носит в большей мере познавательный характер. Воспитательное мероприятие проводится как большое общественно полезное дело, способствующее организации коллектива учащихся. В воспитательном мероприятии более разнообразна методика его проведения, главные участники его - сами школьники, которые распределяют обязанности, организуют проверку и контроль за исполнением поручений, организуют соревнование, обсуждают и оценивают результаты работы. Однако, на наш взгляд, строгой границы между этими видами внеклассных мероприятий нет, и задача каждого педагога - стремиться к обогащению внеклассных мероприятий по специальности воспитывающим содержанием.
Теория коммунистического воспитания рассматривает организационные формы и методы коммунистического воспитания. Формы организации воспитательного процесса - это мероприятия, в рамках которых совершается воспитательный процесс. Методы воспитания - это пути и способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование коммунистического мировоззрения, нравственных эстетических, трудовых качеств коммунистической личности. Формы и методы воспитания определяются целью и содержанием воспитания. Методы воспитания: убеждение (рассказ, лекция, диспут, беседа), поручение, т. е. включение в практическую деятельность, принуждение. Содержание, формы и методы коммунистического воспитания заключают в себе элемент эстетического, поэтому эстетическое воспитание является не только составной частью процесса коммунистического воспитания, но и условием успешного осуществления всех сторон коммунистического воспитания.
Например, ведущим во всей воспитательной работе с учащимися является воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Эта работа осуществляется в определенной системе, в органической взаимосвязи учебной и разнообразной внеклассной комсомольской и пионерской работы, в соблюдении определенной преемственности. Школьники изучают биографию В. И. Ленина и его соратников, знакомятся с ленинским учением и его заветами и изучают материалы, которые показывают воплощение ленинских заветов в жизни, знакомятся с боевыми, революционными и трудовыми традициями нашей партии и народа в борьбе за коммунизм. Школьники сами включаются в деятельность по выполнению ленинских заветов, по формированию соответствующих традиций в школьном коллективе.
Участвуя в осуществлении этой воспитательной работы, студенты добиваются, чтобы учащиеся поняли и почувствовали величие образа В. И. Ленина, как борца за светлую жизнь всех трудящихся, величие его мыслей и дел. Здесь нужен яркий убедительный рассказ, увлеченность, чувство душевного такта, чувство меры.
Говоря о красоте личности величайшего революционера, коммуниста, ученого, учитель-практикант говорит об удивительной работоспособности Владимира Ильича, его широчайшей эрудиции, глубокой интеллигентности, высочайшем уровне культуры.
Целесообразны темы бесед: «В. И. Ленин и искусство», «Художественные вкусы В. И. Ленина», «Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина», «Ораторское искусство В. И. Ленина» и др.
Разнообразные формы внеклассной работы, посвященные В. И. Ленину, сопровождаются показом разнообразных произведений искусства, демонстрацией кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, репродукций с картин о В. И. Ленине, чтением стихов, литературных произведений.
Экскурсия в природу, например, воспитывает чувства патриотизма, знание природы, стремление к ее охране и в то же время любовь к красоте природы. В качестве примера мы приведем экскурсию с учащимися, организованную студентами Казанского университета, в Шапши, экспериментально-показательное село, удостоенное диплома ВДНХ второй степени, село будущего. Цель экскурсии: развить чувство любви к своей Родине, Коммунистической партии, государству, воспитать чувство коллективизма. Ребята под руководством экскурсовода и студентов-практикантов осмотрели Дворец культуры в селе, бетонную плотину через пруд, административное здание, столовую, детский комбинат, школу-интернат, больницу, поля и луга колхоза, животноводческую ферму, гончарно-керамические мастерские, сельский парк.
Чувство восхищения, удивления, гордости за наш народ вызывает этот благоустроенный поселок. Студентка в отчете пишет об эстетическом оформлении поселка: «Дома выполнены из силикатного кирпича с вкраплением орнамента из красного кирпича. В отделке нет ничего хитрого и сложного, исчезает серая однотонность. Балконы на двухэтажных домах - не просто бетонная плита с прямыми прутьями решеток. Из прутьев выкован несложный национальный орнамент. Два дома украшены цветной керамической плиткой тоже с национальным орнаментом... Даже хозяйственные постройки - аккуратные сарайчики - опоясаны красным кирпичом». Чувство восхищения вызывает природа, преобразованная рукой человека. «Экзотику может создать сам человек, если в нем гармонирует практическое и чувство прекрасного».
В процессе педагогической практики студенты осваивают формы и методы эстетического воспитания и образования школьников, как важнейшую составную часть внеклассной воспитательной работы и учебно-воспитательной работы в целом.
Формы художественно-образовательной работы, направленной на развитие художественного кругозора школьников, рассматривает Ю. В. Шаров: 1) искусствоведческие кружки; 2) беседы классного руководителя об искусстве; 3) школьные вечера (лекции-концерты, юбилейные праздники, посвященные знаменательным датам, вечера-фестивали искусств), 4) эстетические экскурсии, конференции и т. д.
В книге «Основы вузовской педагогики» приведены следующие формы эстетического воспитания школьников: литературные, музыкальные, искусствоведческие вечера, экскурсии на выставки, в музеи, литературно-творческие кружки, создание картинных галерей, коллекционирование марок, открыток, лепка, резьба по дереву, художественная вышивка и оформительская деятельность; пение, танцы, занятие в хоре, музыкальном, хореографическом и драматическом кружках; студии и клубы любителей искусства, киносамодеятельность.
В книге «Теория и методика коммунистического воспитания в школе» рассматриваются формы эстетического просвещения: 1) факультативы художественного цикла; 2) искусствоведческие кружки, кружки прикладного искусства и художественного конструирования, лектории по музыке, живописи, театру, кино, клубы друзей искусства и т. д.
В классификации А. М. Колесовой наряду с формами эстетического воспитания названы и виды художественной деятельности (резьба по дереву, художественная вышивка и т. д.). На наш взгляд, более полной и логичной является классификация, данная в книге «Теория и методика коммунистического воспитания в школе». В настоящее время возникают новые формы организации воспитательной работы в школе, например, месячники, декады, недели, посвященные искусству («Неделя музыки», «Неделя книги» и т. д.), которые вбирают в себя менее сложные организационные формы. Таким образом, к формам организации эстетического воспитания в школе мы относим:
1) факультативы по эстетике и искусствознанию;
2) искусствоведческие кружки;
3) кружки прикладного искусства и художественного конструирования;
4) лектории по музыке, живописи, театру, кино;
5) студии, клубы друзей искусства;
6) школьные вечера;
7) экскурсии на выставки, в музеи;
8) конференции учащихся, посвященные вопросам эстетики и искусства;
9) стенная газета, посвященная искусству;
10) месячники, декады, недели искусства в школе;
11) рукописные сборники, литературно-творческие журналы.
Методы эстетического воспитания: рассказ, беседа, лекция, диспут, организация творческой деятельности детей (пение, изобразительная деятельность, организация выставок, классных уголков, картинных галерей, приобщение детей к литературному и драматическому творчеству, конкурсы на лучший рисунок, на лучшее исполнение музыкального произведения, на лучшего чтеца), викторины, игры.
Кратко рассмотрим значение этих форм учебно-воспитательной работы для эстетического развития школьников.
В школах существует два типа факультативных курсов эстетического цикла. Первый тип - курсы, посвященные одному виду искусства (например, факультативные курсы по литературе, изобразительному искусству, музыке). Второй тип - курсы, посвященные разным видам искусства, они дают школьникам представление об искусстве как о форме общественного сознания, раскрывают эстетическое отношение человека к действительности.
Содержание факультативного курса второго типа определяет его особенности: а) «процесс углубления знаний при изучении этого курса не ограничивается одним предметом, а распространяется на несколько школьных дисциплин»; б) курс носит обобщающий характер, он «объединяет, например, знания об искусстве, полученные учеником на разных уроках и разъединенные иногда годами учебного времени, синтезирует эти знания в стройную систему марксистских взглядов на природу искусства, формирует убеждения учащихся». Таким образом, вторая особенность факультативного курса - большая воспитательная направленность. Особенности курса, его содержание определяют структуру. В факультативном курсе рассматриваются основные положения марксистско-ленинской эстетики, образный язык основных видов искусства, их отличительные особенности.
Искусствоведческие кружки. Кружок - это самостоятельное объединение, участие в котором углубляет и расширяет кругозор учащихся, их знания, развивает творческие способности, прививает практические умения и навыки. Виды кружков: драматический, кружок художественного чтения, литературный, литературно-творческий, кружок по изучению выразительных и изобразительных средств и жанров различных видов искусства, литературно-искусствоведческий и др.
Руководство кружком - ответственная и сложная работа. Она требует широкого художественного кругозора, методических знаний, любви к делу. В качестве примера приведем некоторые методы и приемы руководства драматическим кружком школьников. Важно уметь отобрать пьесу для исполнения. Существуют определенные педагогические требования, которым должен соответствовать школьный репертуар. Пьеса должна быть понятна учащимся по идее, системе художественных образов, языку, она должна направлять интерес учащихся к наиболее важным событиям современности и исторического прошлого. Пьеса должна быть посильна для воспроизведения ее на школьной сцене, воспроизведения правильного, осмысленного, эмоционального.
Важен глубокий анализ пьесы, ее правдивое сценическое воплощение. Для этого необходимо обращаться к системе К. С. Станиславского, великого русского режиссера и актера, основоположника МХАТа, творчески применяя ее в условиях школы.
Принципы Станиславского ценны тем, что они относятся не только к методам игры на сцене, но и к нравственному воспитанию личности человека. «Вырабатывайте в себе необходимую выдержку, этику и дисциплину общественного деятеля, несущего в мир прекрасное, возвышенное и благородное»,- говорил К. С. Станиславский своим ученикам. Он утверждал, что исполнитель роли должен и в жизни быть носителем и проводником прекрасного, иначе он одной рукой будет творить, а другой разрушать создаваемое.
Методы работы К. С. Станиславского сложились на основе обобщения опыта русского реалистического театра. Они дают установку на правдивое и убедительное исполнение роли на сцене.
Какова же методика работы над пьесой?
Практикант, руководитель кружка, вначале читает пьесу и комментирует ее, анализирует идейное содержание, рассказывает об эпохе, в которую происходит действие, раскрывает характеры действующих лиц, манеры их поведения, поясняет, в каких действиях и поступках проявляется характер героя. Вначале учащиеся работают за столом. Вскрывается подтекст роли, учащиеся усваивают логику последовательности действий, поступков. Участники спектакля отрабатывают технику чтения: расставляют логические ударения, учатся правильно, с нужной интонацией произносить слова роли, находить определенный темп речи. Затем начинаются репетиции «с действием». На сцене расставляются предметы, заменяющие декорации; школьники стремятся действием ответить на вопрос: «Что бы ты делал при данных обстоятельствах?». Студент-режиссер, вместе с ребятами ищет правильных решений мизансцены, руководствуясь, прежде всего, содержанием пьесы, помогает учащимся проникнуть в подтекст, зрительно представить себе героя, иногда подсказывает нужную интонацию. Быть руководителем драматического кружка - это сложное творческое дело, для исполнения которого необходима предварительная подготовка студента.
Задача литературного кружка - помочь всестороннему развитию личности, воспитать культурного читателя, развить воображение, научить воспроизводить в сознании картины и образы литературного произведения, воспитать художественный вкус, активность, самостоятельность, инициативу школьников. Литературно-творческий кружок развивает творческие способности школьников в области литературы. Учащиеся прежде всего знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, расширяя свой художественный кругозор. Анализ идейного содержания и художественных достоинств произведения (стиля, композиции, языка и т. д.) стимулирует самостоятельную творческую работу. От вдумчивого эмоционального чтения к творчеству - вот основа работы кружка. Учащиеся получают задание- рассказать о знакомом, охарактеризовать его. Рассказы обсуждаются. Ведется тщательная работа над отдельными деталями произведения: портрет, пейзаж, интерьер.
В результате кропотливой работы над литературными произведениями, собственными этюдами, а впоследствии рассказами, учащиеся приобрели умение читать произведение, отмечать в нем главное, существенное, умение проанализировать работу товарища, способность передать свои впечатления и переживания в предельно правдивой и выразительной форме.
Включаясь в работу кружка, студент знакомится с индивидуальными способностями школьников, разрабатывает вместе с руководителем кружка методику проведения каждого занятия, а также план его работы.
Литературно-искусствоведческий кружок имеет цель расширить художественный кругозор учащихся в области смежных видов искусства: литературы, живописи, музыки и т. д.
На заседаниях кружка могут обсуждаться спектакли, кинофильмы, сценарии. Большинство тем разрабатывают сами учащиеся. Однако с наиболее сложными темами выступает сам руководитель кружка.
На занятиях кружка заслушиваются доклады учащихся по искусству, проводятся экскурсии, походы, встречи с работниками искусства (композиторами, писателями, артистами), устраиваются конкурсы, викторины на темы «Знаешь ли ты искусство?». В школе необходима яркая информация о предстоящем занятии (красивое, занимательное объявление, передача по школьному радио).
Разнообразны формы работы кружка: вечера, посвященные искусству, выставки собранных материалов (альбомы, газеты, фотографии, репродукции, сочинения учащихся по искусству и т. д.), школьные музеи, передвижные выставки и др. Школьные лектории по искусству: по музыке, живописи, театру, кино. Лектории охватывают массу учащихся; лекции проводятся 1-2 раза в месяц и посвящены стержневым темам курса.
Так, студентка К. организовала в 9-х классах школы № 1 г. Казани лекторий по истории русского и советского театра (педагогическая практика 1969/70 учебного года). Темы лекций: «Истоки русского театра (XI век). Деятельность скоморохов»; «Школьный театр XVII века. Крепостные театры XVIII века»; «Ф. Г. Волков - отец русского театра. Его творческая деятельность», а также о Малом театре, МХАТе, о выдающихся русских дореволюционных и советских актерах: М. С. Щепкине, П. С. Моча лове, М. Н. Ермоловой, О. Л. Книппер-Чехо-вой, В. И. Качалове, А. И. Южине, А. П. Ленском, И. М. Москвине, А. Коонен, А. А. Яблочкиной и др., выдающихся режиссерах: К. С. Станиславском, В. И. Немировиче-Данченко, В. Э. Мейерхольде, Н. Охлопкове, Г. Товстоногове, Ю. Завадском, Н. К. Симонове и др. Беседы сопровождались показом диафильмов «В. И. Качалов», «М. Н. Ермолова», «К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко», «Сергей Образцов и его театр» и др.
Студии и клубы друзей искусства. Самодеятельные студии объединяют учащихся, занимающихся в различных кружках: юных фотографов и литераторов, техников и музыкантов, певцов и радистов, актеров и художников. Школьные киностудии снимают короткометражные фильмы, показывают их в школе. Например, учащиеся школы № 44 г. Казани сняли фильм «По ленинским местам». Съемки велись в городах, связанных с именем В. И. Ленина: Ульяновске, Казани, Ленинграде и других городах. Есть студия при Казанском Дворце пионеров.
Клуб друзей искусства - это добровольное творческое объединение, удовлетворяющее разнообразные запросы школьников через организацию самих членов клуба. В правление клуба входят представители Совета дружины, комитета ВЛКСМ; клубы имеют устав. Формы деятельности клубов разнообразны: проведение вечеров, посвященных искусству, обсуждения, диспуты, встречи с писателями, художниками, композиторами.
«Школа прекрасного», получившаь распространение во многих школах Татарии, в частности, в школах г. Казани (№ 116, 31 и др.), ставит своей задачей познакомить учащихся во внеучебное время с основами музыкального, театрального, изобразительного, хореографического искусства 145. Помощь школам в этой работе оказывают музыкальные, художественные школы, училища, консерватория, творческие союзы, артисты театров, филармония. «Школа прекрасного» в школе 116 г. Казани (под руководством К. В. Игнатьевой) охватывала учащихся 5-8-х классов по их желанию, видное место в ней занимал класс музыкального искусства, рассчитанный на 4 года (6 занятий в учебный год).
В первый год обучения учащиеся знакомились с песенным творчеством (народные песни, песни советских композиторов), с танцевальной музыкой, с основными средствами музыкального выражения, с формами и жанрами музыки. Во второй год - с творческим путем западноевропейских композиторов (И. Бах, И. Гайдн, B. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен). Третий год посвящался изучению музыки русских композиторов (М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский); четвертый год - творчеству советских композиторов (С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, А. Хачатурян, C. Сайдашев, Н. Жиганов). Формы работы класса: лекции-концерты, культпоходы на музыкальные фильмы, в театр, встречи с артистами оперного театра, филармонии.
В работе «Школы прекрасного» активное участие принимали студенты Казанского университета (методист К. В. Игнатьева). Во время педагогической практики студенты организовали хоровой и вокальный коллективы, руководили хорами начальных классов, вокальным ансамблем учащихся девятых классов «Калинушка», проводили уроки по факультативному курсу «Музыкальная эстетика», вечера «Золотая осень», «И. С. Тургенев и музыка», праздник песни по теме «В. И. Ленин и Родина» (студенты - участники музыкального ансамбля «Лира» при факультете общественных профессий).
Школьные вечера - распространенная форма внеклассной работы по эстетическому воспитанию, которая позволяет привлечь к активной художественной деятельности массу учащихся.
Вечера-праздники посвящаются празднованию годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, 8 Марта, Дня Победы, годовщины Советской Армии. Они оказывают огромное нравственно-эстетическое воздействие на школьников своим содержанием, яркостью, торжественностью, концертами художественной самодеятельности.
Вечера художественной самодеятельности координируют работу кружков, каждый из которых показывает свое искусство, они выявляют и развивают художественные умения и способности школьников (умение петь, танцевать, выразительно читать, играть на сцене), потребность в прекрасном. Обычно на вечере оборудуются выставки творческих работ учащихся по рисованию.
Искусство входит составной частью и в вечера вопросов и ответов. Анализ вопросов и ответов учащихся дает представление о художественном кругозоре учащихся, уровне их знаний по искусству и помогает учителю выбрать правильные пути дальнейшей работы по эстетическому воспитанию.
Каждый вид вечера имеет свои особенности в содержании и в методике проведения. Вместе с тем существуют общие педагогические требования к проведению вечеров, которых должен придерживаться студент-практикант в школе.
1. Тема вечера должна отвечать желаниям и интересам учащихся; вечер должен пробуждать новые потребности в прекрасном.
2. При подготовке и проведении вечера преподаватель должен учитывать индивидуальные возможности каждого учащегося, его личный интерес к искусству.
3. Школьный вечер должен обеспечивать богатство эстетических переживаний учащихся, их цельность.
Студенты-практиканты организовали в школе № 18 вечер современной советской поэзии. Тему вечера предложили сами школьники, обсудив ее на комсомольском собрании. Практиканты провели анкетирование с целью узнать, какие из современных советских поэтов в наибольшей мере привлекают внимание учащихся.
На вечере учащиеся более глубоко познакомились с творчеством советских поэтов: Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Р. Казаковой и др. Вечер ведут сами ребята. Ведущий рассказывает о советской поэзии в целом, о ее тенденциях, тематике, о творчестве Е. Евтушенко, читаются отрывки из поэмы «Братская ГЭС», «Казанский университет», стихотворение «Мед», в механической записи звучит песня «Идут белые снега» (музыка Э. Колмановского, слова Е. Евтушенко). Рассказ о творчестве Р. Рождественского переплетается с чтением отрывка из «Реквиема» (в исполнении автора), слушанием песни из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» «Где-то далеко» (музыка М. Таривердиева, слова Р. Рождественского).
Комсомольцы рассказывают о поэзии Расула Гамзатова, читают его стихи «Люблю тебя, мой маленький народ», «Горит мое сердце», слушают песни на слова поэта: «Есть глаза у цветов» (музыка О. Фельцмана), «Журавли» (музыка Яна Френкеля).
Читаются стихи Риммы Казаковой («Дураки», «Спасибо вам, елки зеленые», «Невеста», «Когда я не люблю, я беззащитна») и других любимых поэтов.
Вечер открыл много нового, у многих появилась потребность более глубоко знать поэзию в целом и, в частности, советскую поэзию.
Распространенной формой учебной и внеаудиторной работы являются экскурсии - «форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места, предприятия и т. д.) или в музеях, на выставках».
Студенты выполняют обязанности руководителя экскурсии, усваивают методику ее проведения. На экскурсиях по изобразительному искусству ребята, знакомясь в подлинниках с творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развивают эстетическое восприятие.
Проведение экскурсий требует большой подготовительной работы. Руководитель рассказывает о цели экскурсии, дает определенный минимум понятий, знаний о том или ином виде искусства, возбуждает желание понять и почувствовать его красоту, знакомит с экспонатами музея. Все это обеспечивает осознанное восприятие произведений искусства, дает ребятам возможность пережить радостное чувство узнавания.
Студент-практикант должен хорошо ориентироваться в материале экскурсии, чтобы своевременно направлять внимание учащихся. По результатам экскурсии организуется самостоятельная работа учащихся, которая помогает сохранить эмоциональный настрой, углубить знания и переживания: это сочинения учащихся, их доклады, вечера-диспуты и т. д.
В практику работы советской школы прочно вошли конференции, которые условно разделяются на теоретические (проблемные, тематические): читательские, посвященные или отдельным высокоидейным и художественным произведениям литературы, или группе произведений, объединенных обшей темой, или творчеству одного писателя, и зрительские (по вопросам театра, кино, телевидения), например: «Школьная тема в репертуаре нашего театра», «Классика на сиене нашего театра». Зрительские конференции могут быть посвящены одному спектаклю или фильму.
В организации конференции важен выбор темы. Педагогические требования выбора темы: она должна быть, во-первых, идейно целеустремленной, злободневной, интересной, волнующей учащихся, во-вторых, учитывать специфику коллектива, уровень воспитанности учащихся.
Школьники должны серьезно готовиться к конференции, читать рекомендованную литературу, изучать произведения искусства, составлять планы выступлений. Совместно с учащимися вырабатывается план проведения конференции, формулируются вопросы для обсуждения, подготавливается объявление, плакат о содержании конференции. Завершает конференцию учитель-практикант, который анализирует доклады, решает спорные положения, подводит итоги конференции.
Студенты-практиканты принимают активное участие в организации выпуска стенной газеты, в которой рассказывается о школьной жизни, о школьных делах, имеются статьи познавательного характера, рассказы и стихи школьников, сатира и юмор. Виды газет: общешкольные и к тесные газеты, издаваемые комсомольской организацией, пионерскими дружинами и отрядами. В них освещаются важнейшие вопросы жизни и деятельности коллектива учащихся по совершенствованию качества знаний, идейно-политическому, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию школьников.
Бюллетени выпускаются ученическими клубами, обществами, кружками по отдельным темам.
Стенные газеты сатиры и юмора: «Комсомольский прожектор», «Пионерский фонарик» высвечивают положительные и отрицательные стороны в жизни и работе школьного коллектива, отдельных учащихся, вызывают у них чувство удовольствия, стремление избавиться от недостатков.
Фотогазеты рассказывают о делах школьного комитета в наглядной форме.
Стенные газеты-молнии в краткой форме сообщают о ярких событиях дня, призывают включиться в какую-то деятельность. Стенная газета - действенная форма идейно-политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Материалы для газеты составляют сами школьники; они обсуждают на комсомольских собраниях и пионерских сборах заметки, статьи, художественное оформление газеты. Помощник классного руководителя направляет деятельность учащихся, дает им квалифицированные советы. Каждая газета имеет значение в эстетическом воспитании. Увлекательный рассказ о трудовых делах, о прекрасных качествах школьных коллективов и отдельных учащихся, правильный, грамотный язык и стиль заметок, их остроумие, живость, задор - эти эстетические качества содержания газеты сочетаются с постоянным стремлением к художественному оформлению газеты. Простые и выразительные рисунки, фотографии, правильный красивый шрифт заголовка, продуманная верстка, при которой текст чередуется с рисунками, фотографиями,- все это оказывает эстетическое воздействие на корреспондентов и на членов редакционной коллегии, которые собирают материал, готовят рисунки, фотографии, придумывают заголовки к заметкам, на читателей газеты. Особое значение в эстетическом воспитании учащихся имеют литературные газеты самого разнообразного содержания. Они могут быть посвящены творчеству писателя, поэта, композитора, артиста; в них могут быть изложены материалы литературной конференции, диспута, о сочинениях по литературе, их содержании и стилистическом оформлении и т. д. В газете целесообразен раздел «Литературный календарь», посвященный знаменательным датам в истории литературы, раздел «Крылатые выражения», в котором поясняются отдельные слова и словосочетания, афоризмы, случаи их употребления, раздел «Поговорим об искусстве» и др.
Единство и органическая взаимосвязь классной и внеклассной работы являются важным условием осуществления эстетического воспитания в школе. Студент во время педагогической практики осваивает лучший опыт эстетического воспитания в школе и в то же время вносит в этот опыт свое творческое вдохновение, поиск и находки.
Студенты-практиканты включаются в проведение таких сложных форм внеклассной работы, как месячники, декады, недели, посвященные преподаванию какого-либо предмета, одного вида искусства или разных видов искусств. Это сложная синтетическая форма воспитательной работы, включающая такие мероприятия, как конкурсы, беседы, экскурсии, концерты, конференции и т. д. Она способствует расширению эстетического кругозора учащихся, формированию коммунистического мировоззрения, эстетического вкуса, творческих способностей, умения применить свои знания на практике. Своеобразие этой формы воспитательной работы заключается в том, что она позволяет в течение длительного времени (месяца, десяти дней, недели) сконцентрировать усилия школьных кружков, разных классов, библиотеки, организовать сотрудничество учителей разных предметов. В качестве примера приведем содержание декады искусства, проведенной в школах г. Елабуги Татарской АССР с участием студентов-практикантов Елабужского и Казанского педагогических институтов и в школе № 126 г. Казани.
Декада искусства проходит на английском языке. Подготовка к декаде: подбор литературы, репродукций, фотографий, кинофильмов, диафильмов, выставка книг для внеклассного чтения на английском языке, оформление списка рекомендательной литературы для подготовки к концертам, фестивалю, для литературной викторины.
Создаются специальная комиссия для проведения декады (директор или завуч школы, учителя иностранного языка, литературы, географии, истории, рисования), жюри, информационный клуб бригады, задачей которого является оформление зала, сцены, фотовикторины, бюллетеней, объявлений (в составе художников-декораторов, художника-иллюстратора, фотографа) и т. д. В декаде принимают участие все школьники, начиная с 5-го класса.
Содержание декады для старшеклассников:
1. Вечер на английском языке, посвященный Англии (вопросы политики, экономики, культуры страны, ее национальные традиции). Учебный кинофильм «Лондон». Демонстрация фотографий и открыток через эпидиаскоп. Концерт художественной самодеятельности.
2. «День юных корреспондентов». Конкурсы на лучший литературный перевод, на лучшего переводчика устной речи.
3. День изобразительного искусства Англии (беседы, лекции, экскурсии на тему «Английские пейзажисты», «Английский портрет» и др.).
4. День открытых дверей факультативов и кружков. Экскурсии на темы: «Достопримечательности родного города», «Природа родного края».
5. Читательская конференция по книге И. Серрайлиера «Серебряный меч». Исполнение стихов и песен на английском языке: «Пусть всегда будет солнце», «Бухенвальдский набат»
6. День литературных викторин.
7. «День Робин Гуда». Рассказы и песни о герое английских баллад Робин Гуде и его друзьях, спектакль «Robin Hood and the Greedy Ahbat», просмотр учебного фильма «Robin Hood» и т. д. Декада заканчивается фестивалем в одной из школ города. Жюри фестиваля подводит итоги декады и фестиваля.
Мы рассмотрели лишь некоторые формы воспитательной работы в школе, которые осваивают студенты-практиканты.
Студенты-практиканты, тщательно готовясь к занятиям, изучают литературу, искусство, методику проведения занятий с учащимися, устанавливают тесный контакт со школьниками, формируют разные виды способностей: конструктивные (студент определяет содержание будущего внеклассного мероприятия, его план, систему и последовательность собственных действий, а также действий учащихся), организаторские (организация своего изложения, лекции, рассказа, беседы, организация своего поведения в условиях внеклассной работы, а также деятельности детей в области искусства), коммуникативные способности (умение устанавливать контакт с детьми, эмоциональное отношение к ним, к своему предмету).
Для наиболее эффективного развития умений и навыков в методике воспитательной работы необходимы продуманные формы и методы руководства педагогической практикой по внеклассной работе со стороны кафедры педагогики, методиста-предметника, факультетского руководителя педагогической практики. Остановимся на некоторых из них.
Консультация - одна из важных форм общения преподавателя со студентами, в которой он оказывает помощь, дает советы по организации учебно-воспитательной работы в классе. В начале педагогической практики целесообразны групповые консультации, на которых углубляются основные положения инструктивного выступления представителя кафедры педагогики на конференции, указываются конкретные пути воспитательной работы студентов в соответствии с планами классных руководителей. Одна из консультаций может быть посвящена формам и методам эстетического воспитания школьников, методике организации и проведения внеклассных мероприятий на конкретном материале плана учебно-воспитательной работы школы. Консультация нацеливает студентов на проведение не отдельных разрозненных воспитательных мероприятий, а на систематическую целенаправленную работу.
Индивидуальные консультации проводятся, когда, студенты уже вошли в жизнь класса, ищут и продумьь вают содержание и методы воспитательной работы в зависимости от особенностей возраста и особенностей конкретного коллектива класса. Студенты усваивают методы и приемы подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
На подготовительном этапе следует продумать четкую организацию мероприятия: уяснить цель, задачи и формы проведения, разработать вместе с активом план, довести его до сведения класса; общее поручение разбить на части и распределить обязанности между отдельными комсомольцами и группами; работать над подготовкой отдельных поручений, проверить вместе с активом уровень подготовки класса, звеньев, бригад, отдельных учащихся к исполнению полученного задания. Второй этап - проведение мероприятия. Актив класса вместе с классным руководителем проверяет общую готовность класса, оформляется помещение, приглашаются гости, проводится самое мероприятие. Третья стадия - подведение итогов. Актив класса и весь коллектив обсуждают качество работы учащихся, способы поощрения лучших, осуждают нерадивых. Выдвигается новая перспектива. Преподаватель на консультации не дает студенту готовые рецепты, но учит видеть главное, не теряться в мелочах, отвечает на вопросы, затрудняющие студента, нацеливая студентов на активную самостоятельную работу в классе. Консультации сочетаются с показом образцов внеклассных мероприятий в школе и последующим анализом их студентами. Открытое внеклассное мероприятие проводит классный руководитель или методист кафедры педагогики. Это позволяет студентам наглядно воспринять методику проведения внеклассного мероприятия в динамике, понять, как теоретические педагогические положения обеспечивают эффект конкретного дела.
Анализ внеклассного мероприятия методистом и присутствующими студентами включает в себя и его оценку с точки зрения задач эстетического воспитания.
Контроль и учет участия студентов во внеклассной воспитательной работе школы проводится в процессе индивидуальных консультаций, при изучении дневника, где виден процесс воспитательной работы студента в развитии, динамике, в его методических поисках. В дневнике отражается личность студента, будущего воспитателя, его ум, характер, моральный облик, организованность, его отношение к педагогической практике. Формой контроля является также еженедельный самоотчет студента о воспитательной работе в классе, доклад на итоговой конференции.
Студенты во время педагогической практики выполняют задания психолого-педагогического характера: пишут характеристику на учащегося и на класс, в котором они выполняют обязанности помощника классного руководителя. Представитель кафедры педагогики, направляя эту работу студентов, обращает их внимание на выяснение эстетических качеств личности учащегося (эстетический кругозор; интересы и потребности в области искусства, эстетический вкус, эстетическое восприятие, отношение к литературе, эстетика поведения и т. д.) и класса (эстетика в отношениях учащихся, в классном коллективе, в отношении к искусству и т. д.).
Задания помогают более глубоко воспринять, понять и почувствовать сущность учебно-воспитательного процесса, обеспечивают более высокий теоретический уровень педагогической практики, связывают педагогическую практику с научно-исследовательской работой. Экспериментальные задания психолого-педагогического характера могут быть двух видов: общие и индивидуальные.
Индивидуальные задания обычно связаны с подготовкой доклада на научном кружке, с выполнением курсовой или дипломной работы. Примеры таких заданий: изучить возрастные особенности детей того или иного класса, особенности восприятия литературы, произведений живописи, театра; экспериментально показать развитие художественного вкуса учащихся на уроках или во внеклассной работе, выяснить роль литературно-творческого кружка в формировании мировоззрения учащихся. Тем самым педагогическая практика становится экспериментальной базой, основой для самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, написания курсовых и дипломных работ.
Так, студентка А. во время педагогической практики, обучающей и стажерской, изучала особенности восприятия литературных произведений у учащихся 9-го класса в зависимости от специальных типов высшей нервной деятельности. Была выбрана экспериментальная группа учащихся, изучена методика определения специальных типов высшей нервной деятельности, проведена серия экспериментов. Срок педагогической практики был продлен на два месяца для завершения эксперимента. Студентка К. изучала особенности восприятия спектакля учащимися старших классов. Она организовала факультатив по театру, наметила программу и провела экспериментальную работу по теме: «Воспитание литературного вкуса во внеклассной работе в 8-м классе» (был создан литературный кружок, кукольный театр). Студентка вечернего отделения Г. организовала экспериментальную работу в вечерней школе рабочей молодежи № 12 по теме «Эстетическое воспитание при изучении творчества А. М. Горького в 11-м классе». Студентка Л. - по теме «Эстетическое воспитание учащихся старших классов при изучении творчества К. С. Паустовского» (был организован факультатив по творчеству писателя).
Педагогическая практика в пионерских лагерях. Педагогическая практика в школе сочетается с практикой студентов в пионерских лагерях, которая предшествует практике в школе. Студенты университета проходят пионерскую практику после III курса, работая в лагерях в качестве педагогов, пионерских вожатых. Пребывание в пионерском лагере - напряженный труд, важное звено в подготовке к педагогической профессии. Здесь закрепляются и углубляются педагогические знания студентов, приобретаются первичные умения и навыки организации детского коллектива и проведения воспитательной работы с детьми.
В пионерском лагере - большие возможности для эстетического воспитания школьников. Перед прибытием пионеров в лагерь педагогический коллектив лагеря продумывает, составляет план воспитательной работы, принимает участие в оформлении пионерского лагеря: поляны, на которой он расположен, помещений, в которых будут жить пионеры. Внешний и внутренний вид лагеря должен создавать бодрое, жизнерадостное, светлое настроение; его оформление отличается простотой, лаконичностью, строгой целесообразностью и выразительностью. Лагерные постройки «вписываются» в окружающую природу. В центре лагеря - мачта высотой 15-20 м, украшенная пионерским значком или пятиконечной красной звездой (объемной - внутри электрическая лампочка). У подножия флага - трибуна, над трибуной транспарант с пионерским девизом: «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!». У трибуны большой портрет Ленина и стенд с текстом торжественного обещания юных пионеров. Рядом - красивые легкие щиты со строками любимых стихов пионеров.
Оформление лагеря тематическое. Важно выбрать темы для лагерных аллей, например: «Аллея героев трудовой и боевой славы», «Ленинскому комсомолу - слава», «Аллея пионерской славы», «Аллея интернациональной дружбы» и др.
Оформление территории лагеря сочетается с оформлением столовой, спальни, где на стенах эстампы, койки заправлены строго, белоснежные простыни, наволочки, тумбочки, светлые портьеры на окнах, чистота. Дети, входя в спальню, оставляют обувь у входа.
Праздники в лагере прежде всего требуют красивого оформления. На карнавале - фонарики, панно из засушенных цветов и листьев, гирлянды из шишек, вазы из коры старых березовых пней.
В лагере особенно важно приобщить детей к прекрас ному в природе: во время прогулок в лес, на реку, туристических походов, проведения пионерских костров.
Вожатый, педагог постоянно наблюдают за внешним видом пионеров: чистые, выглаженные рубашки, галстуки, обувь, красивая прическа. При подготовке к карнавалу дети сами мастерят себе интересные, своеобразные, эстетически выразительные маски и костюмы из природного материала: желудей, еловых шишек, листьев папоротника, ягод шиповника, листьев земляники и т. д.
Эстетически воспитывающими являются утренние и вечерние линейки, как бы обрамляющие день, торжественные линейки, которые проходят в дни открытия и закрытия лагерных смен, в дни общенародных праздников. Торжественный подъем Государственного флага Союза Советских Социалистических Республик, звучание Гимна Советского Союза, четкий красивый строй пионеров, дробь барабана, звуки горна - все это создает огромное эмоциональное впечатление, рождает чувство восхищения перед красотой окружающей действительности, чувство гордости своей страной.
Отдых в пионерском лагере предполагает постоянное общение с искусством; пионерские форумы, костры, игры-праздники, КВН, карнавалы - все это сопровождается концертами артистов, детской художественной самодеятельности.
Вот примерный план приобщения к искусству в пионерском отряде общесоюзного лагеря «Артек», составленный студенткой-практиканткой М. (раздел «Эстетическое воспитание»):
I. Строго по графику проводить с дружиной музыкальные занятия.
II. Ежедневно проводить занятия актива юных друзей искусства.
III. Проводить музыкальные викторины, викторины о художниках, живописи.
IV. Провести анкетирование на тему «Мое мнение о кино».
V. Провести беседы:
1. О музыке: а) как слушать и понимать музыку; б) мой любимый композитор; в) Д. Б. Кабалевский - друг пионеров.
2. О живописи: а) изобразительное искусство художников-передвижников; б) Айвазовский - певец моря (у костра).
3. О хороших манерах.
4. У костра - «Поговорим о лауреатах Ленинской премии, знатных людях искусства».
VI. Диспут на тему «В чем красота человека?».
VII. Вечер «талантов».
VIII. Разучить с пионерами песни: «Лагерь дружбы», «Есть местечко в Крыму», «Артековский вальс» и др., выбрать и разучить отрядную песню.
IX. Разучить с пионерами массовые и бальные танцы: «Вальс дружбы», «Лявониха», «Кадриль», «Весенняя минутка», «Школьный вальс», «Спортивная полька», «Полонез» и др.
X. Подготовиться к дружинному сбору инсценированной песни.
А вот план проведения недели искусства в пионерском лагере «Артек».
1-й день. Открытие недели. Устный журнал.
2-й день. Вечер инсценированной песни.
3-й день. Сбор юных музыкантов.
4-й день. Сбор юных мастеров художественного слова.
5-й день. День юных художников.
6-й день. Сбор «Молодые голоса». Кино. Конкурс на лучшее мнение о кино.
Назовем наиболее распространенные формы эстетического воспитания в пионерском лагере: клуб ЮДИ (Юные друзья искусства), конкурсы на лучшее исполнение песни, клубы веселых и находчивых, посвященные искусству, литературе, вечера (например, вечер революционной песни), викторины, пионерские карнавалы, кружки и др.
Теоретические знания по работе в летних пионерских лагерях, получаемые студентами на лекциях по общей педагогике, крайне незначительны. Поэтому необходима специальная теоретическая и практическая подготовка студентов в этом направлении. Мы назовем некоторые формы работы, широко применяемые в педагогических институтах и университетах:
1. «Пионерский практикум», на заседаниях которого студенты получают теоретические и практические знания по управлению деятельностью пионерской организации в летних пионерских лагерях. В содержание практикума входит знакомство с «Положением о загородных пионерских лагерях», с основными вопросами воспитательной работы в лагере. Студенты приобретают практические умения и навыки работы с пионерами: проводить пионерские линейки, сборы, костры, вечера, организовывать хоровые коллективы, танцы, игры, праздники, походы, экскурсии и т. д.
2. Инструктивный студенческий лагерь, где студенты углубляют знания по теории и методике работы с пионерами, учатся проводить общелагерные, отрядные мероприятия, приобретают навыки деятельности педагога-воспитателя, пионерского вожатого, учатся определять содержание, формы и методы работы в лагере в зависимости от возраста пионеров, от конкретных лагерных условий.
3. Студенческая кафедра пионерской работы, которая осуществляет организацию учебной, методической и научно-исследовательской работы студентов по проблемам пионерского движения, вооружает будущих учителей практическими умениями и навыками. «Кафедра пионерской работы явилась своеобразной творческой лабораторией, где студенты изучали формы пионерской работы, обобщали личный опыт, опыт вожатых, учителей, проводили доступную экспериментальную работу».
При кафедре существуют два отдела: школьный и летний. Вопросы эстетического воспитания в пионерской организации в целом, в частности, в пионерских лагерях рассматриваются со студентами в теоретическом и практическом направлениях.
Работа в лагере способствует разностороннему развитию педагога: он учится устанавливать контакт с детьми, практически разбираться в возрастных особенностях пионеров; развиваются организаторские способности педагога, умение планировать свою работу, организовывать деятельность детей, направлять их самостоятельность и активность, развивать богатые духовные потребности школьников.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +