Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формы внеаудиторной работы по эстетическому воспитанию и образованию студентов


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В системе воспитательной работы ведущая роль принадлежит учебному процессу. Наряду с учебно-воспитательной работой план коммунистического воспитания студентов предусматривает систему мероприятий во внеаудиторное время, которые связаны с учебным процессом и являются его логическим продолжением. Внеучебная деятельность студентов связана с проведением досуга, организацией отдыха, удовлетворением их разносторонних интересов.
Система воспитательной работы в вузе отражена в едином плане высшего учебного заведения, в. котором поставлены конкретные воспитательные задачи на весь-период обучения по отдельным курсам. В Казанском государственном университете - это «План коммунистического воспитания студентов на весь период обучения» (Изд. Казанского университета), в Казанском педагогическом институте - «План-программа воспитательной работы со студентами на весь период обучения».
Особенности внеучебной работы: добровольность участия студентов, гибкость содержания и форм, большие возможности для проявления самодеятельности, инициативы. Задачи внеаудиторной работы: углубление и расширение общего культурного кругозора и знаний по специальности, идейно-политическое и нравственное воспитание, развитие любознательности, высоких духовных потребностей, творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов и интересов, организация разумного отдыха. Опыт педагогической работы показал, что между учебной и внеучебной работой существует глубокая связь и взаимозависимость. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Участвуя в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, в кружках и т. д., студенты приобретают устойчивый интерес к знаниям, книгам, науке.
Внеаудиторная работа способствует эстетическому развитию личности студента.
Важным условием, обеспечивающим воспитательное воздействие окружающей действительности и искусства, является выбор педагогически эффективных форм и методов воспитания в учебном процессе и внеаудиторной работе, т. е. способов организации деятельности студентов, в результате которой они получают эстетическое образование и воспитание, овладевают методикой эстетического воспитания школьников. Внеаудиторная работа в области эстетического воспитания включает деятельность студентов в группе, на факультете, в масштабах всего учебного заведения.
В настоящее время существуют две крупные формы организации внеаудиторной работы в масштабе вуза - студенческий клуб и факультет общественных профессий.
Студенческий клуб - центр культурно-массовой работы института. Главное его назначение - педагогическая подготовка, формирование широких общественных интересов, идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание; расширение и углубление общего кругозора студентов, развитие эмоционально-эстетического отношения к педагогической профессии.
Клуб имеет в своем составе различные секции. Например, студенческий клуб МГУ имеет секции: 1) общественно-экономическую, 2) художественную (хор, вокально-хоровой кружок, симфонический оркестр, изостудия, театральный коллектив, кружок аккордеонистов и баянистов, духовой оркестр, хореографический коллектив), 3) литературную, 4) естественно-научную, 5) физкультурную, 6) юношескую, 7) экскурсионное бюро.
В 1957 году в университете открылся молодежный творческий клуб с шестью секциями: литературное объединение, секция подготовки и проведения балов, маскарадов, вечеров, секция художников (сатира, плакат, оформление), секция фотографии, киностудия, секция карнавальных костюмов и фестивальных мод.
Студенческий клуб государственного педагогического института им. А. И. Герцена включает несколько отделений.
Педагогический клуб, цель которого - всесторонне познакомить с педагогической профессией, привить любовь и уважение к педагогическому труду, развивать профессиональное мышление, приобщать к педагогическому опыту.
Клуб вооттых и коммуна им. А. С. Макаренко, который готовит вожатых пионерских отрядов школ, летних городских пионерских лагерей, готовит студентов к работе с пионерами во время педагогической практики.
Интернациональный клуб проводит встречи с писателями и учеными разных стран, обсуждает лучшие литературные произведения зарубежных стран, организует посещение кино и театральных спектаклей. Студенты принимают и курируют делегации из зарубежных стран, переписываются со школами и вузами социалистических стран.
«Университет культуры» со сроком обучения два года. Задачи университета: а) научить студентов видеть и правильно понимать красивое в искусстве, в природе, общественной и личной жизни людей, развивать здоровый вкус;
б) ознакомить студентов с произведениями искусства, приобщать их к многовековой эстетической культуре, использовать эту культуру как средство умственного и особенно нравственного воспитания;
в) выявить и поставить в благоприятные условия одаренных и талантливых в тех или иных видах искусства студентов, подготовить их к руководству школьными кружками по ИЗО, музыке, драматическим, художественного слова;
г) вооружить студентов знанием содержания, форм и методов работы школ по эстетическому воспитанию учащихся.
Литературно-дискуссионный клуб учит студента обсуждать, участвовать в диспутах, уметь слушать собеседника, быстро реагировать на чужие высказывания, аргументировать, говорить без шпаргалки.
Структура студенческого клуба ЛГПИ включает также клуб интересных встреч, кинолекторий, художественную самодеятельность (хор, драматический коллектив, студенческий эстрадный оркестр и т. д.).
В студенческом клубе Казанского университета - богатые традиции художественной самодеятельности: народная хоровая капелла, вокальный, инструментальный, драматический коллективы и т. д.
Цель факультета общественных профессий - расширение кругозора студенческой молодежи в области культуры и искусства, развитие их эстетических взглядов и вкусов, обучение студентов второй профессии, приобретение необходимых знаний и навыков по организации массово-политической и воспитательной работы, по ру-ководсту коллективами художественной самодеятельности, по основам лекторского мастерства. Особенностью факультетов общественных профессий является четкая педагогическая направленность на овладение второй профессией. ФОП обладает относительно стабильными учебными планами, программами, занятия идут в определенной системе, существуют педагогические формы учета и контроля полученных знаний, умений и навыков: зачеты, творческие отчеты, экзамены.
Факультеты общественных профессий включают в свой состав разнообразные отделения.
Структура факультета общественных профессий Казанского университета:
1) лекторское отделение, объединяющее секции: международное молодежное движение, изучение жизни и деятельности В. И. Ленина, основ экономических знаний;
2) атеистическое;
3) отделение программистов;
4) отделение переводчиков, референтов;
5) музыкально-художественное, объединяющее следующие специальности: дирижерско-хоровую, режиссерскую, оркестровую, вокальную, искусствоведческую и хореографическую.
Структура факультета общественных профессий Казанского педагогического института включает отделения: дирижерско-хоровое (татарское), журналистики, художественного слова (русская и татарская секции), фото-кинодела, хореографии, драматического искусства, эстетики, фортепиано, художников-оформителей, физического воспитания и спорта, туризма, пионервожатых, переводчиков, школоведения, школа молодого лектора.
Формы внеаудиторной работы вуза развиваются в преемственной связи с формами внеклассной работы школы, поэтому многие формы внеклассной работы сохраняют свою актуальность и в высшем учебном заведении (например, конференции, устные журналы, вечера, искусствоведческие кружки и т. д.).
Вместе с тем формы и содержание воспитательной работы вуза, в частности, эстетического воспитания студентов имеют свои особенности, обусловленные возрастом студентов, уровнем их общего и культурного развития, профессиональной направленностью воспитания, общими требованиями подготовки специалистов высокой квалификации.
Внеаудиторная работа по эстетическому воспитанию должна обеспечивать высокий теоретический уровень знаний студентов, профессиональное мастерство исполнения, слияние интересов к искусству с интересом к педагогической деятельности.
Формы эстетического воспитания и образования в высшем учебном заведении:
1) факультативные курсы по предметам: «История изобразительного искусства», «История музыкального искусства», «История театра», «Киноискусство», «Выразительное чтение» и т. д.;
2) лекции;
3) семинарские занятия;
4) практические занятия;
5) самостоятельная творческая деятельность студентов в области искусства, эстетического воспитания школьников и самовоспитания;
6) искусствоведческие кружки, творческие объединения, коллективы;
7) экскурсии и походы;
8) конференции, диспуты;
9) творческие встречи;
10) устные журналы;
11) педагогическая практика по эстетическому воспитанию (на факультете общественных профессий);
12) экзамены, зачеты, творческие отчеты студентов и т. д.
Рассмотрим некоторые из этих форм.
Факультативы по искусству значительно расширяют художественный кругозор, вызывают интерес к искусству, способствуют развитию методических умений и навыков студентов. Прослушав курс «История изобразительного искусства», студенты на педагогической практике стали значительно чаще использовать произведения изобразительного искусства на уроках и посвящать ему внеклассные занятия. Сами студенты объясняют это так: «Теперь мы значительно больше разбираемся в изобразительном искусстве». Факультатив по выразительному чтению знакомит студентов с теоретическими положениями, вооружает системой умений и навыков выразительного чтения, готовит будущего учителя к рассказыванию и чтению художественного произведения в классе, воспитывает любовь к родному слову, учит анализировать художественное произведение.
Наши многолетние наблюдения и опыт работы показали педагогическую эффективность введения факультативов по искусству. Мы считаем, что такие предметы, как «История и теория музыкального искусства», «История изобразительного искусства», «История театра», «История и теория киноискусства» должны занять почетное место в педагогических институтах и университетах в качестве факультативных.
Лекции и беседы по вопросам эстетического воспитания, по искусству расширяют кругозор студентов в области искусства, развивают художественный вкус, интерес к искусству, потребности в общении с ним.
Лекции могут быть посвящены одной важной теме искусства, планироваться один раз в месяц, но чаще они проводятся в определенной системе, дающей относительно законченный круг знаний в определенной области. Например, спецкурс для студентов драматического отделения факультета общественных профессий охватывал следующий круг тем лекций:
1. Введение. Театральное искусство, его значение в эстетическом воспитании.
2. Организация школьного театра.
3. Методы работы К. С. Станиславского.
4. Особенности школьного репертуара.
5. Требования к исполнительскому составу.
6. Декоративная мастерская и ее работа.
7. Особенности корреляции литературных и музыкальных произведений.
8. Значение театральных выступлений для участников и зрителей в эстетическом воспитании.
Своеобразие лекций по искусству заключается в их материале. Их содержательность, высокий идейно-теоретический уровень сочетается с конкретно-образным материалом (репродукции картин на лекциях по изобразительному искусству, изучение отрывков из музыкальных произведений на лекциях по музыке, демонстрация фрагментов из кинофильмов на лекциях о кино). Анализ произведений искусства ведется в единстве содержания и формы. Например, кинофрагменты анализируются не только по сюжету, особое внимание обращается на детали, не всегда заметные кинозрителю.
Лекции читаются эмоционально, преподаватель живет на кафедре, а не сухо и бесстрастно излагает материал, стремится развивать у слушателей эмоциональное отношение к лекции и активную мыслительную деятельность.
Лекции читаются специалистами но искусству, членами творческих союзов, а иногда учеными, преподавателями данного учебного заведения. Так, крупный ученый-химик, действительный член Академии наук СССР А. Е. Арбузов выступал перед студентами с лекциями по истории музыкального искусства, профессор Б. Л. Лаптев, крупный математик, большой знаток искусства. прочитал студентам Казанского университета цикл лекций об искусстве эпохи Возрождения. Лекции сопровождались демонстрацией цветных диапозитивов. Лекции читают и студенты в аудиториях школьников, для населения города или села. В Казанском университете темы лекций выбираются студентами в первом семестре первого года обучения. Студенты разрабатывают их под руководством специалистов, зачитывают в группе и после доработки и рецензирования читают в аудитории. Студенты выезжают с лекциями в сельскую местность. Так, студенты Казанского педагогического института (11 человек) прочитали 70 лекций в Кукморском районе Татарской АССР (под руководством доцента кафедры литературы Геллер Т. А.).
Семинары и практические занятия по искусству - эффективны своей направленностью на всемерную активизацию студентов, разнообразием методов. Студенты работают с книгой, анализируют художественные произведения, готовят доклады, участвуют в беседе. Семинары и практические занятия - одна из ведущих форм работы факультетов общественных профессий. Пример - семинар «Средства музыкальной выразительности» 158. Слушатели провели самостоятельную подготовку по вопросам, данным преподавателем: 1) значение и возможности средств музыкальной выразительности; 2) строение музыкальной речи (черты сходства и различия с разговорной речью; элементы музыкальной формы); 3) понятие об основных музыкальных жанрах и классификация жанров; 4) принципы формообразования в музыке (краткая характеристика важнейших музыкальных форм); 5) программность в музыке.
Задание для самостоятельной подготовки к семинару: 1) определить взаимосвязь текста и музыкальных средств на материале музыкальных произведений: А. Рубинштейн, хор «Ноченька» из оперы «Демон»; П. Даргомыжский, романс «Свадьба»; П. И. Чайковский, романс «Забыть так скоро...»; 2) определить взаимосвязь программы с выразительными средствами и формой в произведениях А. П. Бородина «В монастыре» (из маленькой фортепианной сюиты), П. И. Чайковского «На тройке» («Времена года»); 3) определить жанровые черты произведения: Мендельсон - «Песня без слов» № 12, № 27, Э. Григ - «Фортепьянная соната», Н. Г. Жиганов - «Вальс», А. Ключарев - Танец из балета «Горная быль»; 4) определить черты стиля: Шуман - «Арабески», Г. Прокофьев - «Гавот» (фа-диес-минор).
Рассматривается общий план разбора музыкального произведения: определить в вокальной музыке содержание текста, в инструментальной - черты программности; выяснить общий характер музыки, жанровые, стилистические черты, форму произведения в целом, кульминацию, выразительные средства, процесс их развития в связи с содержанием текста, программностью.
Методика проведения семинара: вступительное слово преподавателя, где он сообщает о цели семинара; беседа с участниками семинара (музыка звучит или в механической записи, или в исполнении руководителя семинара); заключительное слово.
Основной метод, используемый на практических занятиях по хореографии - упражнение. Вначале, после вступительного слова преподавателя, определяющего цели и задачи занятия,- учебно-тренировочная часть, повторение основных «позиций» танцевальных движений, ритмические упражнения, затем этюдная работа, изучение танца.
Практические занятия по технике речи проводятся индивидуально или небольшими группами по 5-6 человек, в них используются разнообразные виды упражнений: упражнения для губ (произношение отдельных слогов), для дыхания (читаются гекзаметры), чтение скороговорок, изречений и т. д.
Диспуты студентов по вопросам искусства, эстетического воспитания предполагают спор, столкновение различных мнений. Диспуты чаще проводятся по вопросам коммунистической морали: «В чем смысл и красота жизни?», «Интересно ли ты живешь?», «В чем красота коллективной жизни?», «Что нужно понимать под человеческой красотой?», «Спорят ли о вкусах?». Темой диспута может быть обсуждение литературного произведения, спектакля, кинофильма, вопросов коммунистического и эстетического идеала: «Образ молодого современника на сцене нашего театра», «Эстетика - мода или необходимость?», «Облик учителя в жизни и искусстве» и др.
Проведение диспута очень ответственно. Успех диспута определяется важностью и актуальностью темы; качеством подготовки (тема определена заранее, о месте и времени диспута сообщается в красочном объявлении, студенты изучают литературу, обдумывают основные вопросы диспута); организацией процесса обсуждения. Ведущий должен суметь показать свою идейную убежденность, общую культуру, глубокие знания по теме диспута, он должен иметь авторитет, быть находчивым, говорить просто и выразительно, обладать чувством юмора, художественным вкусом. Руководитель обсуждения - своеобразный дирижер дискуссии, он живо реагирует на высказывания, умеет направить спор, сталкивать мнения, у него должно быть чувство педагогического такта и чувство юмора, умение обобщать сказанное и сделать правильные выводы.
Диспуты, как активная, действенная форма воспитания, влияют на формирование убеждений, чувств, поведения, развивают культуру речи, логическое и образное мышление. Диспуты дают возможность в яркой и эмоциональной форме использовать воспитательную силу положительного примера, обаяние нравственно-эстетического идеала, учат определять свое отношение к произведениям искусства, превращать знания в области нравственности и эстетики в глубокие личные убеждения, уясняют определенные теоретические положения.
В процессе обсуждения студенты учатся анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, установление сходства и различия, классификация, систематизация, они высказывают свои суждения, умозаключения, учатся убеждать в истинности своих положений. Диспуты дают интеллектуальный и эмоциональный «заряд» в отношении к профессии учителя, к уяснению роли учителя в коммунистическом воспитании учащихся.
Студенты историко-филологического факультета Казанского университета организовали диспут по спектаклю М. Рощина «Валентин и Валентина» в постановке Казанского драматического театра. Студенты глубоко разобрали проблемы, которые поставлены в пьесе: проблемы любви и молодой семьи, отцов и детей, раннее повзросление молодежи; проанализировали спектакль в единстве содержания и формы. На обсуждении присутствовали и выступали режиссер-постановщик спектакля и актеры. Важность и актуальность этих проблем не вызвали споров. Мнения студентов разделились, когда речь шла о режиссерском решении всего спектакля в целом и отдельных образов, а также об игре артистов. Студенты, высказывая свое мнение о постановке пьесы А. М. Горького «Варвары» в Казанском драматическом театре, отмечали глубину идейного содержания, художественное мастерство пьесы, умело анализировали игру актеров. Так, студентка А. высоко оценивает исполнение женских ролей (Лидия Богаевская - артистка И. Чернавина, Надежда Монахова - артистка Л. Маклакова), но не удовлетворена исполнением роли Черкуна и режиссерским решением спектакля. «Режиссерской позиции в этой работе нет. Спектакль «вывозят» актеры и сам драматургический материал. Отдельные сюжетные мысли пьесы никак не связаны друг с другом, разобщены, разъединены».
Положительная оценка дана оформлению спектакля: «Художественное решение спектакля интересно: мутный тусклый лабиринт заборов, в котором тычутся, как слепые, действующие лица, путаются, не находят выхода. Это - отрадное воплощение идеи горьковской пьесы».
В Казанском педагогическом институте прошло обсуждение спектакля «Забыть Герострата?» по пьесе Г. Горина. Студенты поняли и высоко оценили моральный пафос спектакля, его идейное содержание, игру актеров. Вот вывод одной из студенток: «У Герострата, избравшего своим девизом: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь! - нашлись достойные последователи. Так надо ли забыть Герострата? Ведь забыть - значит простить. Нет, не забвение, а гнев - оружие против Геростратов. Забыть о них - и дружба, верность, порядочность, любовь - все потеряет свою иену. Воспрянут коварство и подлость, вероломство и гнусность. И рухнет мир... Не забывайте Герострата, помните о нем». Предметом обсуждения являются спектакли ТЮЗа, фильмы педагогического содержания: «Сельская учительница», «Доживем до понедельника», «Мимо окон идут поезда», «Сережа», «Ох, уж эта Настя», «Точка, точка, запятая» и др.
Близкими по форме к диспуту являются конференции, которые могут быть посвящены рассмотрению крупных вопросов науки, техники, вопросов теории и практики коммунистического воспитания, литературы и искусства.
Традицией Казанского университета является проведение научных конференций, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина: «Ленин - Октябрь - Мы», «В. И. Ленин и комсомол», «Ленинский стиль в комсомольской работе», «Комсомолец сверяет жизнь по Ильичу» и др. Некоторые конференции проведены совместно с Ленинградским университетом. В феврале 1970 года в Казанском университете проходила научная студенческая конференция на тему: «В. И. Ленин - вождь и учитель трудящихся всего мира». В конференции принимали участие вместе с советскими 150 иностранных студентов из 44 стран мира, обучающихся в Советском Союзе. Эти конференции, направленные на идейно-политическое и нравственное воспитание молодежи, имеют большое значение и для эстетического воспитания. Студенты воспитываются на образе Владимира Ильича Ленина, вождя революционного пролетариата всего мира, гениального ученого, философа, величайшего гуманиста всех времен и народов, многосторонняя деятельность которого была неизменно связана с борьбой за прекрасную человеческую жизнь.
Эстетическое заключается в педагогически правильной организации конференции; в единстве содержания и формы студенческих докладов, в активности и эмоционально окрашенном отношении слушателей к конференции. Доклад студента должен отвечать определенным педагогическим требованиям: достаточный идейно-политический и научный уровень, внесение элементов новизны, полное раскрытие темы, связь с жизнью, с опытом высшего учебного заведения и со своим собственным, логическая стройность структуры доклада, последовательность и систематичность изложения, культура речи докладчика, эмоциональное отношение к теме.
Конференции, посвященные разнообразным видам искусства, условно делятся на три вида: 1) теоретические, посвященные вопросам теории эстетики, искусства и эстетического воспитания; 2) читательские, посвященные или отдельным высокоидейным и художественным произведениям литературы, или группе произведений, объединенных общей темой, или творчеству одного писателя; 3) зрительские (по вопросам театра, кино, телевидения).
Педагогические требования к выбору темы: она должна быть, во-первых, идейно-целеустремленной, злободневной, интересной, волнующей студентов; во-вторых, учитывать профессиональную направленность коллектива, уровень его образования и воспитания. Подготовка к конференции: чтение рекомендованной литературы, изучение произведений искусства, составление докладов и планов выступлений. Студенты с помощью преподавателей вырабатывают план проведения конференции, формулируют вопросы для обсуждения.
Читательская конференция по книге С. Данилова «Бьется сердце» была проведена в Казанском педагогическом институте. Книга посвящена деятельности учителя. В центре внимания конференции были вопросы о чертах личности советского учителя, его умении завоевать веру, сердца и мысли учеников. Одно из высказываний студента Н.: «Человек беседует с книгой, думает, мечтает. В этом и заключается одно из главных назначений искусства, литературы - обогащать мир чувств, разнообразить оттенки эмоций людей... Книга С. Данилова «Бьется сердце» дает возможность заглянуть в сложный мир характеров и чувств героев, наших современников, обсудить всевозможные специфические ситуации в практике педагога... Для многих Аласов стал человеком, с которого можно «делать себя» как учителя».
Конференция послужила началом дискуссии «Каков он, современный учитель» на страницах институтской многотиражной газеты «За педагогические кадры».
В устных журналах, посвященных искусству, проявляется самостоятельная творческая деятельность студентов. Студенты сами определяют содержание журнала, оформляют его, составляют творческие коллективы участников, готовят сообщения и номера художественной самодеятельности. Такая подготовка требует изучения большого объема искусствоведческого материала и знания произведений искусства. Методы, используемые в «Устном журнале»: рассказ, лекция, беседа, демонстрации.
Пример устного журнала на тему «Природа и искусство», состоящего из трех страниц: 1-я страница - «Природа и живопись», 2-я страница - «Природа и музыка», 3-я страница - «Природа и поэзия».
Большое место в воспитательной работе со студентами занимают встречи с выдающимися учеными, революционерами, педагогами, артистами, писателями, композиторами, художниками. Такие встречи дают много волнующих, надолго запоминающихся впечатлений, помогают проникнуть в творческую лабораторию педагога, деятеля науки и искусства, побуждают к работе над собой, к глубокому усвоению знаний, к научно-исследовательской работе, вызывают потребность в общении с искусством, интерес к нему, служат большой эмоциональной зарядкой.
Встречи с людьми искусства позволяют яснее представить себе процесс переплавки их жизненных наблюдений в художественное произведение, сценический образ, музыкальную форму. Многие выдающиеся артисты, писатели, композиторы любили встречаться с учащейся молодежью. Выдающийся русский актер Щепкин М. С. был близок к Московскому университету, посещал любительские спектакли, бывал на репетициях. Выдающиеся актеры Малого театра: Садовский, Шуйский, Самарин, Ленский, Ермолова, Федотова, Южин-Сумбатов - принимали участие в литературно-музыкальных вечерах Московского университета.
Со студентами встречались В. В. Маяковский, A. М. Горький, Д. Д. Шостакович, И. Дзержинский, B. П. Соловьев-Седой, И. О. Дунаевский, народный артист СССР А. А. Брянцев и др.
В Казанском государственном университете организуются встречи с ветеранами революции и труда, учеными и педагогами, с писателями, художниками, композиторами, студентами вузов страны и зарубежных стран. Студенты встречали хореографический коллектив Башкирского университета, хоровую капеллу Белорусского университета, студентов литовского педагогического института, давших концерт художественной самодеятельности, польский студенческий театр «Гонг-2», показавший свою программу по мотивам произведений Бертольда Брехта. Студенты, аспиранты и преподаватели беседовали с французскими коммунистами, работниками молодежных организаций ЧССР и ПНР. Коллектив университета познакомился с выдающимися греческими антифашистами, дирижером и композитором Микисом Теодоракисом, с советским поэтом Е. Евтушенко, прочитавшим поэму «Казанский университет», с известным композитором, народным артистом СССР, профессором Н. Жигановым и художниками Татарии, с артистами Большого драматического театра им. В. И. Качалова и театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, со старейшими заслуженными учителями города и республики.
Воспитательная значимость встреч заключена в силе непосредственного прямого воздействия красоты личности, живого слова. Особое эмоциональное воздействие на аудиторию оказывают общественная значимость жизни и деятельности выступающего, умение наглядно, просто рассказать об этом, передать правдивый образ выдающегося человека, с которым он встречался, работал, жил. Так, воспоминания старого коммуниста В. Д. Бонч-Бруевича, долгие годы работавшего вместе с В. И. Лениным, оказывают огромное воздействие на слушателей простотой, неторопливостью, задушевностью рассказа о вожде.
Важным средством в воспитательной работе со студентами является экскурсия.
Построенная на принципах наглядности и самодеятельности, экскурсия расширяет кругозор студента, развивает интерес к знаниям; чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма, формирует эстетическое восприятие, эстетические взгляды и вкусы.
Традицией студентов Казанского университета являются ежегодные экскурсии в Ленино-Кокушкино, изучение Ленинского мемориала университета. Музей оборудован по фотографиям 80-х годов, в нем воссоздана обстановка того времени, когда в университете учился Владимир Ильич; большое место в нем занимают экспозиции Казанского периода жизни и деятельности вождя. Изучая жизнь и деятельность В. И. Ленина по документам музея, студенты знакомятся ближе с любимым Ильичей, узнают о нем много интересного, образ вождя становится более близким. Огромное впечатление, которое оказывает музей, студенты высказывают в своих выступлениях и письменных отзывах. Студенты несут сюда самые сокровенные мысли и чувства, идут со своими радостями и размышлениями о жизни. Вьетнамские студенты пишут: «Мы, вьетнамские студенты, пришли сюда не только с сердцем, полным глубокого уважения к Ленину, но со страстным желанием учиться у Ленина, узнать, как он жил, работал, учился в Казани. Нам очень нравится эта экскурсия, особенно дом-музей Ленина и Казанский университет. Пусть всегда образ Ленина живет в сердце каждого посетителя».
Большое место в общей системе экскурсий занимают культпоходы в музеи, театры, приобщающие студентов к искусству, повышающие их эстетическую культуру. «Именно в музее, встречаясь с подлинниками искусства, испытывает человек в полную силу воздействие художественного образа».
Конечно, студенты и самостоятельно посещают художественные музеи, а также и другие учреждения культуры. Так, по данным доцента Т. В. Шуртаковой, 72% студентов первого курса историко-филологического факультета КГУ и 66% - других факультетов посетили Казанский музей изобразительных искусств, этот процент выше у студентов четвертого курса (81%), 40% первокурсников и 55% студентов четвертого курса были в Третьяковской галерее в Москве, 36% первокурсников и 45% студентов четвертого курса осмотрели Эрмитаж в Ленинграде. Русский музей в Ленинграде посетили 28% первокурсников, 47% четверокурсников историко-филологического факультета, 25% четверокурсников других факультетов. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве назвали 21% первокурсников историко-филологического факультета, 11% - студентов других факультетов, 17% старших студентов историко-филологического факультета, 25% студентов четвертого курса других факультетов. Студенты назвали и многие другие художественные музеи страны: картинную галерею в Феодосии, Киеве, Риге, Баку, Минске, Горьком и многих других городах страны и за рубежом.
Как видим, процент посещаемости музеев значительно колеблется в зависимости от курса и факультета и не может быть признан удовлетворительным (только 55% студентов четвертого курса были в Третьяковской галерее). Кроме того, эти цифры не раскрывают качества восприятия и оценки культурных ценностей, оно может быть поверхностным. Поэтому организованные экскурсии в вузе необходимы, тем более, что в Музее изобразительных искусств постоянно обновляются экспозиции выставки. Например, в 1975 году в Казанском музее ИЗО работала выставка картин, посвященная 30-летию победы советского народа над фашистской Германией, несколько ранее - выставка факсимильных репродукций художников-импрессионистов, подаренная женой прогрессивного французского-художника Леже - Н. Леже КамАЗу и т. д.
В Казанском университете со студентами первого курса организуется экскурсия по городу (знакомство с архитектурными памятниками города, с памятными местами: домом, где жил Л. Н. Толстой, музеем А. М. Горького, домом, где жил поэт-герой Муса Джалиль, с могилой Н. И. Лобачевского, музеем В. И. Ленина на улице Ульяновых и в университете, с научной библиотекой им. Н. И. Лобачевского, а также с музеем изобразительных искусств.
Экскурсия со студенческой группой должна быть тщательно организована: заранее определена цель экскурсии, достигнута договоренность с опытным, любящим искусство экскурсоводом. Целесообразно провести предварительную подготовку к экскурсии, рассказать хотя бы о нескольких экспонатах, посоветовать, на что обратить внимание. После экскурсии - обмен мнениями в беседе или в письменной работе. При подведении итогов экскурсии важно сохранить эмоциональный настрой, углубить знания и переживания студентов. Стремление передать свои впечатления другим - хороший показатель действенного отношения к искусству. Студенты исторического отделения нашего университета проходят производственную практику в Эрмитаже в Ленинграде, где подробно знакомятся с уникальными сокровищами. Целесообразно организовать экскурсионные поездки в Москву, Ленинград, чтобы познакомить студентов с выдающимися памятниками русского и зарубежного искусства.
Разностороннее эстетическое воспитание будущих учителей предполагает активное посещение музыкальных концертов, спектаклей, кинофильмов с их последующим обсуждением.
Трудно представить себе культурного человека, не любящего драматический театр. Однако частота посещения театра студентами на разных факультетах имеет резкие колебания. Ежемесячно ходят в театр 57% первокурсников историко-филологического факультета, 18% - других факультетов, 36% студентов IV курса историко-филологического факультета и 18% - студентов других факультетов, 38% всех первокурсников и 50% старших студентов бывают в драматическом театре 2-3 раза в год.
Отдельные студенты вообще не ходят в театр. Есть даже такой ответ (правда, единичный): «На спектакли не хожу и не люблю их за кустарность средств и возможностей, поэтому не могу писать рецензии на спектакль».
Картина посещаемости студентами университета музыкальных концертов такова: среди любителей музыки 95% первокурсников и 82% четверокурсников историко-филологического факультета, 44% первокурсников и 54% четверокурсников других факультетов. И, конечно же, наиболее популярным среди студенчества видом искусства оказывается кино. Если большинство студентов посещают кино 1-2 раза в месяц, то примерно 1/5 часть студентов - несколько раз в неделю.
Из сказанного можно сделать вывод, что приобщить студентов к посещению драматического театра, побудить всех понять и полюбить театр, понимать и чувствовать серьезную симфоническую музыку - наша задача.
Просмотр театрального спектакля, кино целесообразно завершить беседой, обсуждением, диспутом.
Коллективы, кружки художественной самодеятельности - одна из действенных форм эстетического воспитания. Занятия художественной самодеятельностью воспитывают активное стремление к красоте, приобщают к искусству, расширяют кругозор, повышают идейно-политический и художественный уровень личности, обогащают жизненный опыт, развивают художественные способности и умения: умение петь, танцевать, выразительно читать, держаться на сцене и т. д.
Участие в художественной самодеятельности воспитывает высокие моральные качества студента: честность, принципиальность, верность долгу, способствует созданию студенческого коллектива, вселяет уверенность в своих силах и возможностях. В Казанском университете в художественной самодеятельности занимаются 2500 студентов, примерно 60% всего состава.
Художественная самодеятельность включает в себя разные формы участия в ней студентов: литературно-творческий кружок, драматический коллектив или студия, студия художественного слова; хор, разнообразные музыкальные коллективы (вокально-инструментальный ансамбль, эстрадный оркестр, оркестр духовых инструментов), хореографический коллектив и др.
Студия или кружок художественного слова ставит задачу - помочь студентам овладеть искусством художественного чтения литературных произведений различных жанров, привить им навыки самостоятельной работы по выразительному чтению в школе, вооружить их методикой обучения выразительному чтению.
Выразительное чтение - искусство синтетическое, органически включающее в себя музыку и пение, живопись и даже элементы скульптурного изображения. Искусством выразительного чтения должен овладеть каждый учитель, особенно учитель литературы. Выразительное чтение способствует развитию способности ярко, зримо представить себе образы, события, явления, рождает у слушателя ответный эмоциональный отклик, позволяет глубже освоить изучаемый материал. Руководитель кружка художественного слова намечает определенные этапы работы над выразительным чтением литературного текста. Выразительность чтения рождается при условии глубокого понимания и ощущения текста, эмоционального отношения к нему.
1-й этап работы - вдумчивое, медленное чтение произведения «про себя» так, чтобы в сознании, в воображении создавалась цепь видимых образов, ассоциаций, такое чтение рождает эмоциональное отношение читающего.
2-й этап - выяснение основной мысли произведения.
3-й этап - специальная работа по технике чтения: определение главной цепи чтения, расстановка логических ударений, пауз, определение темпа и ритма речя. Разумеется, выделение этих этапов очень условно.
Студент работает над лучшими образцами литературного творчества, пробует свои силы перед аудиторией (на занятиях кружка, на семинарских занятиях, на уроках в школе во время педагогической практики, на вечерах художественной самодеятельности и т. д.).
С работой студии художественного слова тесно связана деятельность драматического коллектива вуза.
Деятельность студентов в драматическом коллективе содействует их всестороннему развитию, идейно-нравственному воспитанию, воспитанию эстетического вкуса, культуры речи, умению держаться на сцене, общей эстетической культуре. Все это способствует формированию педагогического мастерства.
Необходимыми условиями осуществления богатых воспитательных возможностей драматического коллектива является: выбор пьесы для исполнения, глубокой по своему идейному содержанию и совершенной по художественному мастерству; глубокий анализ литературного материала и методически правильная работа над его правдивым сценическим воплощением.
Примерный репертуар студенческих драматических коллективов: А. С. Пушкин - «Скупой рыцарь», Н. В. Гоголь - «Женитьба», А. Н. Островский - «На всякого мудреца довольно простоты», Л. Н. Толстой - «Власть тьмы», А. П. Чехов - «Чайка», А. М. Горький - «Мещане», Л. И. Афиногенов - «Машенька», В. Вишневский - «Первая конная», П. Павленко - «Счастье», Л. Зорин - «Молодость», Б. Горбатов - «Юность отцов», и др. (репертуар МГУ); К. Симонов - «Трое», В. Володин - «Назначение», Ф. Шиллер - «Коварство и любовь», Мольер - «Тартюф», «Овод» по роману Войнич (репертуар ЛГПИ) и т. д.
Подготовка спектакля в вузе - это сложный творческий педагогический процесс, и методика этой работы строится исходя из общевоспитательных и общеобразовательных задач. Вначале - подготовительная работа: глубокое и всестороннее изучение материала, лежащего в основе выбранной пьесы.
Первая читка и обсуждение пьесы, в процессе которой студенты изучают драматургический материал, характеры и поступки героев, анализируют пьесу. Таким образом развиваются активность и самостоятельность мышления, навыки критической оценки, углубленного анализа литературного произведения.
Во время застольных репетиций участники спектакля изучают «предлагаемые обстоятельства» пьесы: время и место действия, характеры действующих лиц, намечают «сквозную линию действия», вскрывают целенаправленное действие в каждом эпизоде, в каждой сцене пьесы, учатся выполнять «определенные намерения, чувства и стремления». Исполнители учатся бережно обращаться с текстом, изучают язык пьесы, ее подтекст, приобретают навыки внимательного вдумчивого чтения, анализируют композиционное и жанровое своеобразие произведения в процессе поисков наиболее яркой выразительности живого звучащего слова. Руководитель направляет внимание исполнителей на стремление действовать, предостерегая их от простого проговаривания текста, на расширение своего общего интеллектуального кругозора. Студенты привыкают наблюдать окружающих людей, сопоставлять их внутренние качества с их поступками.
От периода застольных репетиций студенты переходят к распределению мизансцен, вначале в условной обстановке, где обозначаются места входа и выхода, будущая декорация (условно - окно, дверь, скамейка). Исполнители привыкают действовать в предлагаемых обстоятельствах, происходит окончательное оформление спектакля.
Последний этап постановки спектакля - показ его на сцене.
В этой сложнейшей творческой работе трудно переоценить роль режиссера-руководителя, который имеет специальное образование, обладает художественным вкусом, педагогическим тактом, умеет воспитывать коллектив, дать пьесе правильную трактовку, увлекает идеей пьесы, глубоко освоил принципы работы К. С. Станиславского, умеет применять его систему в театральной самодеятельности. В Казанском университете руководители кружков - чаще всего известные артисты Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова: заслуженный артист РСФСР Ардаров Г. П., народный артист СССР Якушенко Н. И., заслуженный артист РСФСР Проваторов Н., Остропольский В. Г. Спектакль-комедия Т. Брандона «Тетушка Чарлея» поставлен доцентом кафедры литературы Н. А. Трапезниковой.
Формы музыкального воспитания: хор, музыкальные ансамбли, вокальные кружки и др.
Приобщение к миру музыкального искусства развивает художественный вкус, потребность слушать музыку, природные дарования в области музыкального искусства, способность вносить пение, музыку в жизнь, быт, в учебно-воспитательную работу школы. Хоровое пение - массовая форма музыкального воспитания учащихся и студентов. К. Д. Ушинский писал: «Какое это могучее средство - хоровое пение!.. В песне, а особенно хоровой, есть не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школах следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство, и притом чувство чисто человеческое».
В Казанском университете большой известностью пользуется Народная хоровая капелла (80-90 человек). Всего за 20 лет существования в ней приняло участие более 1500 студентов. Ее выступления знают в Москве, Таллине, Риге, Минске, за рубежом, в Польской народной республике, они всегда пользуются заслуженным успехом. После концерта, состоявшегося в одном из парков Риги, газета «Советская молодежь» писала: «Тот, кто проходил вчера мимо парка окружного Дома офицеров, поневоле задерживал шаг, пытаясь уловить слова знакомой песни. С такой проникновенной теплотой и нежностью исполнял хор «Колыбельную» Брамса, что нельзя было не заслушаться. Вот затихла, замерла вдалеке мелодия, а в тишине загремели дружные аплодисменты. А вот стройно и уверенно понеслась гордая мелодия «Молодежной» Бакирова. Что ни песня, то новая интонация, новые краски. Блестяще исполнила капелла татарскую песню «У ручейка», украинскую «Щедрик», латышскую «Судмалинас».
Пение капеллы очаровывает профессиональным мастерством, большим исполнительским искусством. Богат и разнообразен репертуар капеллы. Сюда входят и такие крупные произведения зарубежной классики, как 3-я часть «Stabat mater» Дворжака, «Ave, Maria» Баха; а также русские, украинские, чешские и другие народные песни. Исполняются многоголосые произведения а капелла: «Зимняя дорога» В. Я. Шебалина, «Вечерняя звезда» Шумана, хоры из опер А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», П. И. Чайковского «Алеко», К. В. Глюка «Орфей», Н. Рубенштейна «Демон». На концерте фестиваля, посвященного дню рождения В. И. Ленина, прозвучала «Патетическая оратория» Г. Свиридова в исполнении государственной хоровой капеллы (руководитель А. Юрлов), хорового класса Казанской консерватории (руководитель С. А. Казачков), хоровой капеллы Казанского университета, Куйбышевского симфонического оркестра. «Патетическая оратория» была исполнена под руководством замечательного дирижера профессора Н. Г. Рахлина. Позднее под его руководством прозвучала оратория Б. Трубина «Сходка» в 11 частях, посвященная 85-летию революционной сходки студентов в Казанском университете. Капелла исполняла ораторию на III съезде композиторов Татарии. Под руководством профессора Н. Г. Рахлина капелла Казанского университета совместно с хором Казанского педагогического института исполнила «Траурно-триумфальную симфонию» Г. Берлиоза.
В 1974 году на традиционном фестивале музыки народов СССР «Поем народные песни», проводимом Вильнюсским педагогическим институтом, капелла исполнила кантату Г. Свиридова «Курские песни», литовские народные песни в обработке Чюрлениса «Ива на горе», «Вот уж алеет зорька», эстонскую песню «Тульяк», латышскую «Вей, ветерок», Н. Жиганова - «Народу русскому привет». Во время поездки в Польшу участники капеллы посетили Освенцим: «Скорбью и гневом наполнилось сердце каждого, кто посетил страшное место истребления людей - Освенцим, кто увидел колючую проволоку, по которой когда-то шел ток высокого напряжения, трубы крематория, где сжигались трупы заключенных. Поэтому решительнее и строже прозвучали песни, будто вновь открытые для нас самих, «Бухен-вальдский набат», «Хотят ли русские войны?» на концерте в пригороде Кракова». Так ненависть к фашизму сливается в сознании и чувствах студентов с любовью к прекрасному.
Наиболее опытные певцы коллектива составляют камерный хор. Организация хора расширила репертуар капеллы, он исполняет произведения Аркадельта, И. С. Баха, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Варламова, негритянские спиричуэле и др.
Участники капеллы, осваивая интереснейший репертуар, развивают музыкальный вкус, музыкальную отзывчивость, совершенствуются в сольфеджировании и в индивидуальных занятиях вокала.
Методы работы капеллы многообразны: студенты не только участвуют в исполнительской деятельности, но и выступают как руководители хора и камерного ансамбля. Пока это небольшая группа капеллы. В учебный план этой группы студентов, которые уже овладели элементарной музыкально-теоретической подготовкой, входит освоение практики хорового и камерного пения и хормейстерской работы. Студенты вначале ведут индивидуальную работу с теми участниками капеллы, которые не успевают осваивать репертуар хора, затем с небольшими группами певцов. Участники капеллы готовят музыкальные вечера (например, вечер романсов, новогодний концерт), лекции-концерты (подготовлены и проведены лекции о музыкальных жанрах, об оперной драматургии, о Ф. И. Шаляпине и др.).
Таким образом, участвуя в творческой жизни хорового коллектива, студенты знакомятся со всеми сторонами работы хора: организационной, концертно-исполнительской, вокально-технической, «внеклассной».
Задачу создания университетской капеллы выполнил студент IV курса консерватории Л. Е. Усцов, при непосредственном участии заведующего кафедрой хорового дирижирования, профессора Казанской консерватории С. А. Казачкова, а также К. В. Игнатьевой, заведующей студенческим клубом. После смерти преподавателя консерватории Леонида Егоровича Усцова руководителем является старший преподаватель консерватории В. П. Леванов.
Чрезвычайно интересная работа была проведена преподавателем музыки К. В. Игнатьевой с группой студенток, объединенных в вокальный ансамбль «Лира», в последующие годы - «Сольвейг». Это были обычные студенты, не отличающиеся особой музыкальной одаренностью. Они принимали активное участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: изучали музыкально-теоретические дисциплины, расширяли свой музыкальный кругозор, посещая концерты хоровой и симфонической музыки, репетиции хорового класса Казанской консерватории. Студенты знакомились с музыкальной жизнью Москвы, Ленинграда, Риги (посещение спектаклей, музеев, концертов, встреча со студентами и выступление на кафедре эстетического воспитания Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена), с памятными местами П. И. Чайковского в городах Воткинске, Клину, Москве. Ансамбль выступал в концертах самодеятельности, зачетных вечерах, смотрах художественной самодеятельности.
Второй этап - практическая работа по музыкальному воспитанию учащихся в школах. Студенты организовали в школе № 116 хоровой и вокальный коллективы, руководили хорами 1-2-х и 3-4-х классов в количестве 120 человек и вокальным ансамблем «Калинушка» (учащиеся 9-х классов), проводили уроки по факультативному курсу «Музыкальная эстетика», организовали в школе музыкально-литературные вечера: «Золотая осень», «Тургенев и музыка», «Творчество Бетховена», «Чехов и музыка», праздник песни по теме «Ленин и Родина».
Работа дала следующие результаты: а) у студентов сформирован навык капельного пения трех-четырехголосных произведений;
б) расширен вокальный диапазон (от «ми» второй октавы до «соль-ля» второй октавы у сопрановой партии);
в) сформирован музыкальный вкус; студенты полюбили народную музыку, произведения русских, советских и зарубежных классиков (выучено 50 вокальных миниатюр) ; значительно расширилась сфера их музыкальных интересов;
г) возрос интерес к другим видам искусства;
д) студенты показали хорошие и отличные результаты учебной и практической работы по своей основной специальности.
Музыка навсегда вошла в жизнь и деятельность этих студентов, они стали замечательными пропагандистами музыкального воспитания в школах: руководят хорами, ведут факультативы по музыкальной эстетике.
В Казанском университете имеются и другие музыкальные коллективы: татарский национальный хор, татарский вокальный ансамбль, ансамбль скрипачей, руководимый преподавателем физического факультета Таюрским А. Г., вокально-инструментальный, ансамбли отдельных факультетов, эстрадный оркестр геологического факультета, вокальный кружок.
Студенты и сотрудники университета поставили оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
В плане развития навыков научно-исследовательской работы по эстетическому воспитанию важна организация студенческих научных педагогических кружков по проблемам эстетического воспитания.
Задачи кружка: вооружение студентов знаниями об эстетическом в действительности и в искусстве, об основах эстетического воспитания; формирование практических умений и навыков по эстетическому воспитанию детей; ознакомление с некоторыми методами педагогических исследований, приобретение навыков научно-исследовательской работы.
Студенты знакомятся с опытом лучших школ по эстетическому воспитанию, готовят доклады, рефераты, сообщения. В Горьковском педагогическом институте работа кружка идет по историческому направлению. Кружковцы познакомились с эстетическими взглядами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, с идеями эстетического воспитания в работах В. И. Ленина, А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, с опытом эстетического воспитания в практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского; с проблемами эстетического воспитания в современной зарубежной школе.
С целью расширения кругозора кружковцев, ознакомления их с культурной жизнью страны занятия кружка сопровождаются и краткими информациями о знаменательных датах в области литературы, искусства, культуры.
Студенты знакомятся также с методикой эстетического воспитания в процессе обучения русскому языку и литературе.
Кружок эстетики Казанского педагогического института имеет практическое направление (руководитель - доцент кафедры литературы Геллер Т. А.). Диапазон занятий кружка достаточно широк. Студенты слушают и готовят доклады по марксистско-ленинской эстетике, по основным проблемам искусства и эстетического воспитания, учатся воспринимать произведения искусства, передавать свои знания школьникам. Большое место в работе кружка занимают экскурсии в г. Москву, в г. Ленинград для изучения шедевров искусства Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и т. д., а также поездки по районам Татарии с лекциями и беседами в школах.
Студенты педагогического института, участники кружка, утверждают, что кружок эстетики дает хорошую подготовку к осуществлению эстетического воспитания в школе, расширяет художественный кругозор, учит разбираться в искусстве. Выпускница педагогического института Г. на встрече с членами кружка эстетики сказала, что занятия по эстетике дали ей возможность уже в первый год работы в школе вести факультатив по эстетике.
Студенческие вечера - наиболее распространенная форма внеаудиторной работы по эстетическому воспитанию. В них принимает участие широкая масса студентов. Определенное место в программе вечеров принадлежит искусству. Виды вечеров разнообразны: вечера, посвященные революционным праздникам, вечера художественной самодеятельности, фестивали, вечера искусств художественно-образовательного направления, вечера-встречи с работниками искусств; вечера, посвященные знаменательным событиям в художественной жизни страны и т. д. Настоящий праздник искусства - фестивали искусств, на которых подводятся итоги художественной жизни института за год, демонстрируются лучшие по своему художественному уровню номера художественной самодеятельности.
Вечера должны отвечать потребностям студентов в прекрасном, учитывать их желания, интересы, индивидуальные особенности, в то же время развивать потребность в прекрасном. Вечер должен обеспечить богатство эстетических переживаний учащихся, их целостность, он должен быть ярким театральным праздником. Важно, чтобы и массовая часть своим содержанием продолжала тему вечера, способствовала бы пробуждению художника в личности студента. Студенты любят такие вечера, где бы было «весело и интересно», концерты с богатым и разнообразным репертуаром, танцы и игры. Однообразие вечера вызывает неудовлетворенность: «Танцы, танцы и еще раз танцы. А национальные игры остаются в стороне. Есть же студенты, которые не хотят танцевать». В этом отзыве студентки - настойчивое, справедливое требование: учитывать индивидуальные особенности личности.
Вечера требуют длительной подготовки, они координируют творческую деятельность разных коллективов, каждый из которых представляет на вечере свое искусство.
Жизнь постоянно рождает новые формы воспитательного воздействия. Одной из очень волнующих форм является посвящение в студенты первокурсников. На каждом факультете свой ритуал посвящения. Студенты историко-филологического факультета торжественным шествием с факелами проходят от Казанского Кремля по улице Ленина. На других факультетах праздник заканчивается торжественной клятвой у памятника молодому Владимиру Ульянову перед главным зданием университета.
Говоря о формах внеаудиторной работы по эстетическому воспитанию студентов, мы, разумеется, не исчерпали, да и не могли исчерпать их полностью.
В заключение следует сказать о том, что содержание и формы учебной и внеаудиторной работы оказывают эстетическое воздействие на личность при условии ведущей роли преподавателя, руководителя учебной и внеучебной работы, руководителя творческих коллективов.
Анализ анкет студентов показал, что наиболее авторитетные, уважаемые преподаватели - это люди большой жизненной цели, широкого умственного кругозора, занимающиеся самостоятельными научными исследованиями, глубоко знающие свой предмет, увлеченные им, знающие методику преподавания, умеющие пробудить активность и творческое мышление студента, люди большого педагогического такта. Студентов привлекает в преподавателе сила его ума, пытливость мысли, блеск эрудиции.
Исследования И. И. Кобыляцкого показали, что если студенты начальных курсов больше всего ценят в преподавателе знание предмета, умение хорошо преподавать, то на старших курсах возрастает влияние личности педагога, влияние ученого-преподавателя.
Педагог высшей школы должен обладать методологической и идейно-политической зрелостью, он должен овладеть методологией своей науки и методологическими основами строительства коммунизма, бороться с идеологией антикоммунизма, формировать систему идейно-политических взглядов студентов.
Педагог высшей школы - это ученый, исследующий определенные проблемы науки, это человек широкой научной культуры, широкого диапазона знаний, ориентирующийся в смежных науках. Эти качества позволяют преподавать тот или иной предмет на широкой научной основе, раскрывать научные проблемы в их становлении, развитии, намечать перспективу их решения, активизировать творческую мысль и творческие поиски студентов. Особенностью педагога чысшей школы является соединение его научной эрудиции с педагогической.
Педагог высшей школы знает психолого-педагогические основы преподавания, владеет методикой чтения лекций, руководства семинарскими занятиями и т. д. Профессор А. А. Космодемьянский говорит об особой красоте лекций К. Э. Циолковского: «Он знает, что владеть думами молодого поколения можно, только показывая красоту и действенность человеческой мысли... Он читает лекции так, что содержание любой из них каждый раз является для него самого волнующим научным открытием, он окрылен процессом передачи студенчеству своей внутренней правды, своей культуры».
Педагогическое мастерство - важнейшее качество личности преподавателя высшей школы. Английский математик Джордж Пойя предлагает некоторые пути совершенствования педагогического мастерства для учителя математики. Мы думаем, что эти пути чрезвычайно интересны и для педагога высшей школы, и не только математика. Пойя предлагает перенести некоторые приемы из музыки в педагогику. Одна из главных форм музыкального искусства - «тема с вариациями». Используя этот прием, педагог начинает изложение материала, повторяет его в ином виде, более красочно, потом возвращается к первоначальной простой формулировке. Другая музыкальная форма «рондо» используется в педагогике следующим образом: один и тот же материал повторяется несколько раз без изменения или слегка измененно, но между двумя повторениями включается соответствующий иллюстративный материал. Прослушивание музыкальных произведений, например, «Темы с вариациями» Бетховена или «Рондо» Моцарта поможет совершенствовать методику преподавания.
Неотъемлемым качеством личности преподавателя высшей школы (так же, как и преподавателя средней школы) является его нравственный облик, педагогическая этика, которая проявляется в отношениях с коллегами-преподавателями, со студентами на лекциях, семинарах, в процессе ведения индивидуальных и групповых консультаций, во время экзаменов и зачетов.
Воспитательная значимость педагогической этики незаменима. Обязательна норма поведения преподавателя, основанная на глубоком уважении к личности студента. «Нравственно-деловые, морально-характерологические, чисто моральные качества преподавателя выступают и как форма связи человека с обществом, и как сильнейшее воспитательное средство. Сила его коммунистической убежденности обнаруживает себя в содержательности лекций, качестве семинаров, общественной активности, добросовестности в любом деле; заинтересованность, неравнодушие его видны во всей его деятельности».
Педагог высшей школы - человек высокой профессиональной и общей культуры, являющейся составной частью его педагогического мастерства. Его эстетическая воспитанность и образованность проявляется в потребности общения с явлениями эстетического характера, в широком эстетическом и художественном кругозоре, в умении воспринимать и анализировать эстетический объект, в развитии художественно-творческих способностей, проявляющихся во всей жизнедеятельности, в знании психолого-педагогических основ и методики эстетического воспитания студентов, в развитии системы умений и навыков в организации эстетического воспитания в вузе. Для преподавателя высшей школы характерен высокоразвитый эстетический идеал, активность в осуществлении эстетического образования и воспитания в учебном процессе и во внеаудиторных занятиях.
В воспитательном процессе, в частности, в эстетическом воспитании особое место занимает куратор студенческой группы, который находится в постоянном деловом общении с коллективом, с каждым его членом в отдельности. Куратор осуществляет примерный план воспитательной работы в группе, регулирует общение студентов с партийной, профсоюзной, комсомольской организациями вуза. Кураторы содействуют становлению специалистов высокой квалификации, углубляют профессиональную направленность, повышают активность студентов в учебе и общественной работе, способствуют идейно-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию студентов. Руководитель студенческой группы продумывает содержание и формы эстетического воспитания: лекции, беседы, диспуты, вечера и т. д.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +