Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

"Как Гертруда учит своих детей". Письмо двенадцатое


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Дорогой друг! Чувства не позволили мне продолжить последнее письмо, поэтому я отложил в сторону свое перо, и хорошо сделал. Что значат слова, когда душа склонна к мрачному отчаянию или с чувством величайшего блаженства устремляется в облака?
Друг! Что вообще значат слова, даже помимо этих высот и глубин?
В вечном ничтожестве самой возвышенной особенности человеческого рода и одновременно в высокой силе этого вечного ничтожества — в человеческом слове — я вижу отпечаток крайней ограниченности оболочки, в которой томится мой скованный дух; я вижу в ней образ потерянной невинности людей, но также и краску стыда, которая постоянно вызывает во мне тень этой потерянной святыни, пока я еще не совсем недостоин ее, и которая, пока я не погрузился в эту глубину, постоянно возбуждает во мне энергию вновь искать потерянное и вновь исцеляться от своей испорченности.
Друг! Пока человек достоин великой особенности человеческого рода — языки, пока он хранит ее в себе как могучее средство выражения и сохранения своего человеческого превосходства с чистым желанием посредством нее облагородить и очеловечить себя, до тех пор она остается великой святыней его природы. Но как только он больше не достоин этой особенности, как только он перестает хранить ее в себе самом как могучее средство выражения своего человеческого превосходства и использует ее без искреннего желания очеловечить себя, то для него она становится не чем иным, как чувственным средством обмана, которое применяет его животное чувство, и употребление этого средства постепенно приводит человека к потере человечности, к бесчеловечности и варварству.
Эта особенность становится в руках человека главным, самым могущественным средством для порчи его нравственной и умственной природы, а тем самым первым и самым главным источником его семейных бед и гражданской несправедливости, жертвой которой он делает других, жертвой которой становится сам, что влечет за собой общественные преступления. В то же время он делает ее самой удобной ширмой для всей этой испорченности и всех этих преступлений.
Между тем невозможно установить, насколько глубоко порча языка, болтовня, в наше время проникла во все явления жизни, как она во всей своей губительной силе преобладает в высшем свете, придворном кругу, в канцелярском стиле, книгах, в театре, журналах, газетах,— одним словом, повсюду. Общеизвестно, что в нашд дни больше, чем когда-либо, эта порча, зачатки которой появляются еще в колыбели, оживленная школами, укрепленная жизнью, выражается среди нас, я сказал бы, повсюду, начиная с кафедры и судейской и кончая трактиром и пивной, поскольку все источники человеческой испорченности и чувственности нашей природы находят в этой порче свой центр, вокруг которого они объединяются в своих общих интересах и из-за этого заражают друг друга. Этим и только этим можно объяснить следующую ужасную истину: у развращенного человека благодаря его языку возрастает его собственная порча. Благодаря ему бедствия бедствующих становятся еще больше, мрак заблуждений становится еще гуще, преступления злых заходят все дальше.
Друг! Порча Европы все еще возрастает из-за ее болтовни. Это стоит в тесной связи с тем, как далеко заходят наши мудрствования, проникающие в область наших чувств, мышления и действий, а также со всеми их последствиями. Это стоит в связи с возрастанием до бесконечности нашего сословия слуг. Это стоит также в связи с растущей в огромных размерах потерей самостоятельности не только про* стым деревенским людом, но даже нашими так называемыми благородными, именитыми гражданами и людьми с положением, а также в связи со столь же возрастающим упадком нашего среднего сословия — этой всеми признанной первой и существенной опоры всякой истинной государственной силы и всякого истинного общественного благосостояния. И наши ярмарочные каталоги, что ни день растущие в толщину, являются лишь незначительным второстепенным выражением того же великого зла нашего времени. Также и общественные и частные объявления на углах наших зданий, что ни день увеличивающиеся по количеству и размерам, часто являются более явным признаком описываемого нами зла, нежели даже появление самых разбухших ярмарочных каталогов. Но, во всяком случае трудно установить, куда еще эта испорченность болтунов приведет век, который в результате своих слабостей, заблуждений, насильственных действий и непоследовательности уже доведен да такого состояния, до какого в этом отношении дошли уже многие страны Европы.
Но я возвращаюсь к своей теме.
В эмпирических исследованиях своего предмета я не исходил из какой-либо позитивной системы; я не знал никакой системы и задавал себе простой вопрос: что стал бы ты делать, если бы захотел преподать хотя бы одному ребенку в полном объеме те знания и навыки, которые ему крайне необходимы, чтобы, хорошо устроив самые насущные свои дела, добиться душевного удовлетворения?
Но теперь я вижу, что в целом ряде писем к тебе я имел в виду лишь первую часть вопроса — руководство детьми в приобретении ими убеждений и знаний, но никоим образом не навыков, если только они не являются навыками в области самих учебных предметов.
Однако навыки, в которых нуждается человек, чтобы достичь внутреннего удовлетворения, никак не ограничиваются немногими предметами, коснуться которых меня заставила природа самого обучения.
Я не могу оставить этот пробел незаполненным; это, может быть, самый ужасный подарок, сделанный нашему веку враждебным гением,— знания без навыков и убеждения без способности делать усилия и преодолевать, которые облегчают и делают возможной гармонию между нашей подлинной сущностью и жизнью.
Человек чувства! Ты, во многом нуждающееся и желающее всем обладать существо, ты ради своих же желаний и потребностей должен знать и думать, но ради тех же потребностей и желаний ты должен также уметь и действовать, причем первое с последним, а также последнее с первым находятся в такой неразрывной связи, что прекращение одного влечет за собой прекращение другого, и наоборот. Однако это никогда не может произойти, если навыки, без которых невозможно удовлетворение твоих потребностей и желаний, не будут развиты в тебе с тем же искусством и не приобретут той силы, которой отличаются твои взгляды на предметы твоих потребностей и твоих желаний.
Природный организм один и тот же и в живом растении, и в живущем одним только чувством животном, и в человеке, также живущем чувством, но обладающем волей; в трояком результате, который природный организм в состоянии вызвать во мне, он всегда остается неизменным. Во-первых, его законы действуют на мою физическую сущность так же, как на всякую животную природу,— только физически. Во-вторых, ори действуют на меня, обусловливая чувственные причины моего суждения и моейволщ в этом отношении они являются чувственной основой моих взглядов, моих склонностей и моих решений.
Наконец, в-третьих, они действуют на меня, делая меня способным приобрести физические умения, потребность в которых я чувствую своим инстинктом, признаю благодаря своим взглядам и овладение которыми я от себя требую посредством своей воли. Но и в этом отношении искусство обучения должно вырвать из рук чувственной природы, или, вернее, того случайного положения, которое она занимает в отношении каждого индивидуума, развитие человеческого рода, чтобы сделать это развитие зависящим от воззрений, сил и мероприятий, с которыми оно за тыеячелетия познакомило нас на пользу роду человеческому.
Правда, человечество никогда не лишается потребности развивать в себе необходимые для жизни умения, даже при высшей степени своей порчи, вызванной мудрствованиями или дрессировкой. Но отдельный человек еще в гораздо меньшей степени лишается этой потребности. Природный инстинкт с удвоенной силой толкает его в нравственном, умственном и физическом отношениях на те пути жизни, на которых ощущение этой потребности ежедневно развивается и укрепляется в нем. Природный инстинкт всячески склоняет человека к тому, чтобы он свое развитие в этом отношении вырвал из рук слепой природы и лишил чувственности даже одностороннюю испорченность, вызванную мудрствованиями и дрессировкой и связанную со слепотой природы. Этот же инстинкт склоняет его к тому, чтобы свое развитие он доверил воззрениям, силам и искусственным средствам, до которых на протяжении тысячелетий возвысился человеческий род. Однако человеческая масса гораздо больше, во всяком случае, чем отдельный человек, зависит от односторонних притязаний нашей чувственной природы и ее порчи, вызванной дрессировкой и мудрствованиями. В этом отношении сказанное можно целиком отнести даже к правительствам. В качестве массы, в качестве корпорации они зависят от притязаний нашей чувственной природы и ее огрубения много больше, чем отдельный человек и даже отдельные лица их корпорации. Известно, что там, где в этом смысле отец нелегко впал бы в заблуждение по отношению к своему сыну, а мастер — к своему ученику, правительства очень легко совершают такие ошибки по отношению к своему народу. Иначе и не может быть. Чувственная человеческая природа действует на каждого отдельного человека со значительно большим тактом и более чистой силой, чем способна когда-либо подействовать на человеческую толпу, корпорации, массовые объединения людей, какими бы они ни были.
Гласный импульс всякой природосообразности в человеческой жизни — инстинкт — остается и сохраняется в индивидууме, во всяком случае, в бесконечно более чистой и сильной степени, чем это возможно в какой-нибудь массе, в каком-нибудь объединении людей. Никакую человеческую толпу, ни одну корпорацию, никакую человеческую массу он не побуждает сохранять чистоту и невинность своей первобытной человеческой сущности, что он в состоянии сделать и по своей природе всегда старается делать в отношении индивидуума. В отношении любой человеческой массы он теряет первоначальную чистоту этого своего влияния. Он теряет основание гармонии, из которого может и стремится исходить его влияние на всю совокупность человеческих сил индивидуума. Несомненно, что святое, божественное, заложенное в самом инстинкте и выражающееся в индивидууме посредством гармонического влияния на все имеющиеся у него силы,— сущность этого святого и божественного в инстинкте парализуется и теряет свою действенность в любом случае, когда инстинкт, в какой бы форме ни проявлялась его односторонность, создает, в результате присущей ему способности огрублять и дрессировать, искусственность (Verkiintellung) в отношениях, объединяющих любую массу людей, любой человеческий коллектив, и вносит в них благодаря подобному воздействию, некоторый eeprit du corpe. Инстинкт действует на всякую человеческую массу, какого бы рода она ни была, жестокостью и насилием, которые любым человеческим сообществом вносятся в самый инстинкт; а там, где это бывает так, неизбежно парализуется влияние инстинкта на истину и право и, следовательно, на просвещение и счастье нации.
Это различие в воздействии инстинкта на отдельных людей и на целые корпорации имеет огромнейшее значение и во всех отношениях заслуживает гораздо большего внимания, нежели то, которым в данное время пользуется. Это различие проливает яркий свет на очень многие явления человеческой жизни и дает возможность в особенности легко объяснить, если хорошо к ним присмотреться, очень многие публичные действия правительств, кажущиеся иначе непостижимыми. Особенно ясным становится, что в отношении забот об отдельных индивидуумах, о народном образовании, в отношении попечительства и всей совокупности основ народного блага человечество может ожидать от правительства не слишком многого, и в частности не того, что в этом отношении может быть сделано для народа только отдельными лицами. Нет, это вечная истина, легко объяснимая человеческой природой и подтвержденная всемирной историей: то, что может быть в этом отношении сделано благодаря развитию и возвышению индивидуумов в государстве, то есть народом, того правительство никогда так не сумеет сделать. Этого нельзя от него ожидать, а тем более требовать. Единственное, что можно требовать от правительства,— это то, чтобы оно отдельным лицам из народа не давало опускаться в этом отношении до состояния бессилия и безволия. Напротив, от него надо требовать, чтобы оно всячески старалось предохранить отдельных лиц из народа от бессилия и безволия в отношении того, что они сами могут сделать для установления общественного благосостояния и чему могут посодействовать. Правительство ничего не должно упускать из виду из того, в чем нуждается каждый отдельный человек, каждый индивидуум для развития взглядов, склонностей и навыков, чтобы в качестве отдельного лица иметь возможность содействовать общественному благосостоянию.
Но, к сожалению, я должен заявить, что наши современные правительства часто недостаточно сильны и энергичны в отношении практических умений, нужных для этой цели. Бесспорно, что народ Европы многое использует с целью развития взглядos, склонностей и навыков, необходимых отдельному человеку для того, чтобы получить глубокое удовлетворение от хорошего выполнения своих существенных дел, а также для того, чтобы обосновать и упрочить все то, что государству в качестве такового может обеспечить со стороны миллионов его индивидуумов энергичную помощь и поддержку в отношении того, что возможно лишь при хорошем состоянии нравственных, умственных сил и технических умений этих индивидуумов.
А между тем умения, от обладания которыми зависят возможность и осуществление всего того, что требуется развитому уму и облагороженному сердцу каждого человека, так же мало даются сами собою, как убеждения и знания, необходимые для этого человеку. Подобно тому как умственные и нравственные силы нуждаются для своего развития в соответствующих человеческой природе и расположенных в психологической последовательности средствах, так и развитие сил, предшествующих этим умениям, основывается на механизме азбуки умений, то есть на общих правилах, следуя которым дети могли бы развиваться с помощью ряда упражнений, постепенно ведущих их от чрезвычайно легких умений к умениям чрезвычайно сложным. Это дало бы им возможность овладеть с возрастающей день ото дня легкостью всеми теми умениями, приобрести которые им необходимо. Но и эта азбука еще не найдена. Ведь вполне естественно, что редко находят что-либо, чего никто не ищет; но если бы мы стали это искать и притом с такой же серьезностью, с какой привыкли искать даже самую малую выгоду в искусстве стяжательства, то и эту азбуку можно было бы легко найти, а будь она найдена, она наверняка стала бы великим подарком для человечества. Она должна была бы исходить из простейших проявлений физических сил, составляющих основу даже самых сложных человеческих умений. Ударять, нести, кидать, толкать, тянуть, вращать, крутить, размахивать и т. п.— все это преимущественно самые простые проявления наших физических сил. Существенно различаясь между собой, они все вместе и каждое в отдельности составляют основу всех возможных, даже самых сложных, умений, на которых строятся профессии человека. Поэтому очевидно, что азбука умений должна начинаться с ранних, однако построенных в психологической последовательности упражнений в развитии этих умений в целом и каждого в отдельности. Эту азбуку упражнений суставов, естественно, надо объединить с азбукой упражнения чувств и со всеми предварительными механическими мыслительными упражнениями, с упражнениями в числе и форме, и согласовать с ними.
Но подобно тому как в отношении азбуки наблюдения нас намного превосходит аппенцеллъская женщина с ее искусным умением сделать бумажную птицу, так и в азбуке умений мы остаемся далеко позади самого жалкого дикаря с его искусным умением ударять, кидать, толкать, тянуть.
Конечно, постепенный переход от этих начальных упражнений к законченным умениям, то есть к выработке в его наивысшей степени внутреннего ритма (des Nerventakte?), который обеспечивает нам возможность производить удары и толчки, взмахи и броски в сотнях вариантов и придает уверенность нашим рукам и ногам в совершении как противоположных, так и совпадающих движений,— все это в отношении народного образования является воздушными замками. Причина ясна: у нас имеются только школы, где обучают азбуке, письму, гейдельбергскому катехизису, а для того, о чем мы говорим, нужны школы для формирования человека. Но такие школы ни в коем случае не должны служить существующему положению вещей, кумовству и бесправию, которые охотно приноравливаются к этому бедственному положению, так же как не должны служить интересам знати, отстаивающей это жалкое существующее положение вещей.
Однако я почти отошел от своих исходных положений.
Механизм умений вырабатывается совершенно так же, как механизм познания, и его основы в отношении твоего саморазвития, возможно, еще обширнее основ, из которых исходят твои познания. Чтобы суметь, ты, во всяком случае, должен делать; чтобы знать, ты можешь во многих случаях оставаться пассивным, тебе во многих случаях надо лишь видеть и слышать. Напротив, в отношении же своих умений ты не только являешься центром их развития; во многих случаях ты в то же время определяешь также внешнюю* форму их применения, правда, в пределах, установленных для тебя законами физического механизма. Подобно тому как в бесконечном море мертвой природы положение, потребности и обстоятельства определяют специфику каждого отдельного вида, так и в бесконечном море живой природы, содействующей развитию твоих сил, положение, потребности и обстоятельства определяют особенности тех умений, в которых лично ты преимущественно нуждаешься.
В той же мере, в какой эти взгляды проливают свет на развитие наших умений, они это делают и в отношении того, как пользоваться этими развитыми умениями. Любое руководство, отвлекающее нас в отношении развития наших сил и умений от центрального пункта, в котором сосредоточивается забота каждого отдельного человека обо всем, что он обязан на протяжении всей своей жизни делать, переносить, о чем должен беспокоиться и хлопотать,— любое такое руководство, безусловно, мешает хорошему развитию человеческих сил. Безусловно, так же мешает и любое руководство в отношении применения наших способностей и навыков, если оно отклоняет нас от центрального пункта и в результате этого ослабляет или уничтожает специфические особенности необходимых нам умений, которые требуются от нас нашей личной деятельностью в определенных местных условиях, либо не располагает нас к ней, либо каким-либо образом делает нас неспособными к ней. На подобного рода руководство следует смотреть как на отступление от законов природы, противоречащее хорошему образованию людей, как на отказ от внутренней гармонии и гармоничных отношений с окружающими, следовательно, как на препятствие моему самообразованию, моей профессиональной подготовке, развитию во мне чувства долга, как на обманчивое, угрожав ющее мне самому отвлечение от глубокой и искренней привязанности к настоящей истине, заключенной в моей индивидуальности и моих реальных отношениях.
Любой метод обучения и воспитания, а также любой образ жизни, любой способ применения в жизни наших развитых сил и задатков, несущий в себе самом семя такой дисгармонии между образованием и деятельностью, с одной стороны, и подлинной правдой нашего бытия, наших отношений и обязанностей — с другой, в еще большей степени должен возбуждать тревогу в каждом отце и в каждой матери, для которых очень важна жизненная уверенность детей. Ведь источники неизмеримого зла, причиняемого нашим, не имеющим почвы под ногами мнимым просвещением, и даже бедствий, вызванных нашей жалкой маскарадной революцией, следует искать преимущественно в такого рода заблуждениях, имевших место и в обучении, и в жизни, притом в равной мере в жизни обученного и необученного народа.
Таким образом, очевидна необходимость большей заботы о психологически правильном методе развития наших практических умений, так же как о психологически обоснованном руководстве для развития наших познавательных способностей. Как психологически обоснованное руководство для развития наших познавательных способностей должно строиться на азбуке наблюдения и на этой основе поднимать ребенка до уровня в высшей степени четких понятий, так и для развития умений, на которых строится чувственная основа нашей добродетели, нужно найти азбуку развития этих сил. Следуя ей, необходимо добиться развития физической ловкости в проявлении сил и умений, которой требуют житейские обязанности людей и которую мы в известной мере должны считать помочами на время нашего обучения добродетели, пока наша чувственная природа, облагороженная благодаря этому руководству, не будет больше нуждаться в этих помочах. В этих целях и создается общая, подходящая для человеческого рода форма для выработки внешних умений, развитие которых является предпосылкой к тому, чтобы выполнить наши жианенные обязанности. Благодаря этой форме от вполне развитых умений переходят к признанию правил, подобно тому как при формировании воззрений от завершенных чувственных восприятий совершается переход к четким понятиям, а от них — к их словесному выражению — определениям. Поэтому и получается, что в том случае, если определения опережают чувственные восприятия, люди становятся самонадеянными дураками; точно так же, если словесное учение о добродетели и вере опережает действительно живое восприятие самих их, человек приходит в деле добродетели и веры к подобным же заблуждениям. Бесспорно, что зазнайство, проявляющееся и в этих заблуждениях, ввиду внутренней нечистоплотности и непорядочности, лежащих в основе его, приводит постепенно даже добродетельного и верующего человека к обычным порокам.
Я полагаю также, что и опыт подтверждает этот взгляд; иначе и быть не может. Пробелы в той чувственной основе, которая необходима при первоначальном развитии добродетели, не могут не иметь тех же последствий, что и отсутствие достаточной чувственной основы при первоначальном приобретении познаний.
Но предо мной возникает значительно большая проблема, чем та, которую я считаю решенной,— предо мной возникает такая проблема: как можно направить развитие ребенка как в отношении его жизненного назначения, так и в отношении всего, что является изменчивым в его положении и обстоятельствах, таким образом, чтобы все, что от него на протяжении жизни потребуют необходимость и долг, было для него легко исполнимым и, если возможно, стало бы его второй натурой. Предо мной возникает задача, как из девочки, не выросшей еще из детского платьица, воспитать хорошую жену для мужа и полную сил, отвечающую своему положению мать; предо мной возникает задача, как из мальчика, не выросшего еще из детского платьица, воспитать хорошего и сильного мужа, отвечающего своему положению отца.
Что за задача, друг, воспитать сына так, чтобы его будущая профессия стала для него второй натурой! И какая еще более высокая задача претворить в его плоть и кровь чувственные средства, способствующие созданию спокойного и мудрого настроения, прежде чем волнующие радости свободных естественных наслаждений не испортят его так глубоко, что путь к мудрости и добродетели будет для него закрыт!
Друг! Разрешима и эта проблема. Те же законы физического механизма, развивающие во мне чувственные основы мудрости, развивают и чувственные средства, способствующие достижению добродетели. Но теперь, любезный друг, я не могу входить в детали этого вопроса; я отложу это до другого раза.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +