Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

"Как Гертруда учит своих детей". Письмо тринадцатое


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Друг! Подробное изложение принципов и мероприятий, на которых основывается развитие самых существенных жизненных умений, как уже было сказано, завело бы меня теперь слишком далеко; вместе с тем мне не хочется закончить своих писем, не затронув венца всей моей системы — я имею в виду следующий вопрос: в какой связи находится сущность любви к богу с теми принципами, которые я в общем признаю верными по отношению к развитию человеческого рода?
И в этом случае я ищу разрешения своей задачи в самом себе и спрашиваю себя: как зарождается понятие бога в моей душе? Как происходит то, что я верю в бога, отдаю себя в его руки и чувствую себя счастливым, когда люблю его, доверяюсь ему, благодарю его, следую ему?
Вскоре я замечаю, что чувства любви, доверия, благодарности и способность послушания должны развиться во мне раньше, чем я смогу применить их по отношению к богу. Я должен любить людей, должен доверять им, благодарить их, слушаться, прежде чем возвыситься до любви к богу, до благодарности и послушания ему, до надежды на него, ибо, «кто не любит своего брата, которого он видит, как же будет он любить отца небесного, которого не видит?»
Итак, я спрашиваю себя: как я дохожу до любви к людям, доверия к ним, благодарности и послушания им? Как во мне появляются чувства, на которых, по существу, основываются любовь, благодарность и доверие к людям, а также способности, благодаря которым развивается человеческое послушание? И я нахожу, что они главным образом исходят из отношений между маленьким ребенком и его матерью.
Мать должна — она иначе не может, ее вынуждает к этому сила чисто чувственного инстинкта — ухаживать за ребенком, кормить его, беречь, делать ему приятное. Она делает это, удовлетворяя его потребности, отстраняя от него все, что ему неприятно, помогая ему в его беспомощности,— ребенок ухожен, утешен, и в нем развивается зародыш любви.
Теперь перед его глазами находится предмет, какого он никогда еще не видел,— ребенок удивляется, боится, плачет; мать крепче прижимает его к груди, забавляет и развлекает, и плач ребенка становится слабее, но глаза его долго еще остаются влажными. Предмет опять появляется, и мать снова берет ребенка на руки, которые его оберегают, вновь улыбается ему: теперь ребенок больше не плачет, он отвечает на улыбку матери ясным, незатуманенным взором — в нем развивается зародыш доверия.
Как только ребенку что-либо нужно, мать спешит к его колыбели; она там, когда он голоден, она напоит его в минуту жажды. Когда он слышит ее шаги, то умолкает; когда видит ее, тянется к ней рукой; его взор лучится, когда он получает грудь, он сыт; образ матери и ощущение сытости сливаются в нем воедино — он благодарен.
Зародыши любви, доверия, благодарности вскоре развиваются. Ребенок узнаёт шаги матери, улыбается ей; он любит того, кто похож на нее; существо, похожее на мать, для него доброе существо. Он улыбается образу своей матери, улыбается человеческому образу; кто люб его матери, тот и ему люб; он обнимает того, кто обнимает его мать; кто целует мать, того целует и он. В нем развивается зародыш любви к людям, зародыш братской любви.
Источником послушания является способность, побудительные мотивы которой противодействуют первым склонностям чувственной природы. Его развитие основывается на искусстве воспитания; оно не является простым следствием чистого инстинкта, но тесно связано с ним. Первичное его развитие определенно напоминает инстинкт. Подобно тому как любви предшествует потребность, благодарности — исполнение желания, доверию — заботливость, так и послушанию предшествует бурное желание. Ребенок кричит, пока ожидает, проявляет нетерпение, прежде чем проявит послушание; терпение развивается раньше послушания, ребенок становится послушным, собственно, благодаря терпению; первые проявления этой добродетели чисто пассивны, они возникают главным образом как следствие осознания суровой необходимости. Но и это развивается в ребенке, когда он, находясь на коленях у матери, вынужден ждать, пока она не откроет для него грудь, пока не даст ее ему. Затем в нем развивается активное послушание, а значительно позднее — действительное сознание, что для него это хорошо — слушаться матери.
Развитие человеческого рода исходит из сильного, непреодолимого стремления к удовлетворению чувственных потребностей. Материнская грудь успокаивает первую бурю чувственных желаний и вызывает любовь; вскоре после этого развивается страх, и рука матери унимает его; эти действия влекут за собой объединение чувства любви и доверия и развивают первые зародыши благодарности.
Природа проявляет свое упорство в отношении бушующего ребенка: он бьет по дереву и камню — природа остается непреклонной, и ребенок не бьет больше по дереву и камню. Теперь мать упорствует в отношении его беспорядочных желаний; он неистовствует и кричит — она продолжает быть непреклонной, и он больше не кричит; он привыкает подчинять свою волю ее воле — развиваются первые зародыши терпения, зародыши послушания.
Послушание и любовь, благодарность и доверие в их единстве содействуют развитию первого зародыша совести — первой легкой тени чувства, что несправедливо неистовствовать против любящей матери; первой легкой тени чувства, что мать существует на светэ не только ради него; первой тени сознания, что не все на свете существует только ради него. Одновременно с этим у ребенка возникает и другое сознание, что и он сам живет на свете не только ради себя одного,— начинает зарождаться первая тень долга и справедливости.
Вот первые основные шаги к нравственному саморазвитию, обусловливаемые естественными отношениями между младенцем и матерью. Но в них в полном объеме заключается также чувственный зародыш той душевной настроенности, которая свойственна нашей привязанности к творцу всего сущего. Это значит, что зародыш чувства преданности богу, вера в него по своей сути является тем же зародышем, который вызвал привязанность младенца к своей матери. Развиваются эти чувства в обоих случаях совершенно одинаково.
В обоих случаях младенец слышит — верит и слушается, но в это время он не знает, чему верит и что делает. Между тем первые причини его веры и поступков, относящихся к тому времени, вскоре начинают исчезать. Развивающееся у ребенка сознание собственной силы заставляет его теперь бросить руку матери, он начинает ощущать свои собственные силы, у него появляется спокойная догадка: я больше не нуждаюсь в матери. Мать читает в глазах ребенка эту возникающую мысль и крепче обычного прижимает к сердцу своего любимца, говоря ему голосом, которого он никогда еще не слыхал: «Дитя! Если ты не нуждаешься больше во мне, то нуждаешься в боге, бог возьмет тебя в свои руки, если я больше не в состоянии т-ебя защищать, он даст тебе счастье и радоеяь, если я больше не в состоянии давать тебе их». Тогда ребенка начинает волновать нечто невыразимое, в груди его поднимается нечто святое — склонность к вере, возвышающая его над самим собой; ребенок чувствует радость, когда мать произносит имя бога. Чувства любви, благодарности, доверия, которые в ребенке развились у ее груди, расширяются и с этого времени охватывают бога как отца и мать. Способность послушания получает большой простор; ребенок начинающий отные верить во всевидящее око божие, как раньше верил глазам матери, поступает теперь справедливо ради бога, как до сих пор поступал справедливо ради матери.
Теперь, когда чистые чувства матери и ее сердце делают первую попытку объединить при помощи склонности к вере в бога первое ощущение собственной силы с только что развившимися нравственными чувствами, раскрываются основные черты, на которые обучение и воспитание должны главным образом обратить свое внимание, если желают наверняка добиться нашего совершенствования.
Подобно тому как первое зарождение любви, благодарности, доверия и послушания было простым следствием совпадения инстинктивных чувств матери и ребенка, дальнейшее развитие этих зародившихся чувств нуждается в высоком человеческом искусстве, в таком, нить которого сразу упускаешь из рук, если даже на мгновение теряешь из виду исходные начала, на основе которых создавалась тонкая ткань этого искусства.
Опасность для твоего ребенка упустить эту нить очень велика и наступает рано; он лепечет имя матери, он любит, благодарит, доверяет, слушается. Но повод для благодарности, любви, доверия исчезает сразу же при своем зарождении — он больше не нуждается в матери, окружающий его мир теперь всей своей чувственной прелестью взывает к нему: «Теперь ты мой».
Ребенок слышит голос этого нового явления, и он должен его слушать... Инстинкт младенца в нем погас, его место занимает инстинкт развивающихся сил. Зародыш же нравственности, поскольку он исходит из чувств, свойственных младенческому возрасту, внезапно глохнет и должен заглохнуть, если в это мгновение никто не свяжет первое проявление высших чувств его нравственной природы, как жизненную нить, с золотым веретеном творения. Мать, мать! Свет начинает теперь разлучать твоего ребенка с твоим сердцем, и если в это мгновение никто не свяжет чувства его благородной натуры с новым явлением — чувственным миром, то так и случится — мать, мать, твое дитя будет оторвано от твоего сердца. Новый мир становится для него матерью, новый мир становится для него богом. Чувственное наслаждение становится для него богом. Собственная сила становится для него богом.
Мать, мать! Он утратил тебя, бога, самого себя, светильник любви погас в нем: зародыш самоуважения исчез в нем; он идет навстречу своей гибели от необузданного стремления к чувственным наслаждениям.
Человечество! Человечество! Здесь, при переходе от исчезающих младенческих чувств к первому ощущению прелестей мира, независимых от матери; здесь, когда почва, на которой произрастают благороднейшие чувства нашей природы, впервые начинает колебаться под ногами ребенка; здесь, когда мать перестает быть для своего ребенка тем, чем для него была раньше, и, наоборот, когда в нем развивается зародыш доверия к ожившему для него явлению — миру — и его соблазны начинают подавлять и поглощать доверие к матери, не являющейся для него теперь тем, чем она была прежде, и вместе с этим уничтожают веру в невидимого и неведомого бога так же, как сплетение грубых жестких корней сорняков подавляет и поглощает более тонкое сплетение корней благородных растений,— человечество, человечество, в этот момент, когда доверие к матери и упование на бога разъединяются с доверием к новому явлению, миру, и всему, что в нем есть, здесь, на этом распутье, тебе следовало бы применить все свое искусство и всю свою силу, чтобы сберечь в своем ребенке чистоту чувств благодарности, любви, доверия и послушания.
Бог — в этих чувствах, и вся сила твоей нравственной жизни тесно связана с их сохранением.
Человечество! Твое искусство воспитания должно сделать все, чтобы, после того как отпали физические причины, породившие эти нравственные чувства у младенца, иметь под рукой новые средства для их оживления и дать возможность подрастающему ребенку ощутить прелести нового явления — мира — не иначе, как в связи с этими чувствами. Вот когда ты впервые не должен доверить ребенка природе, а сделать все для того, чтобы вырвать руководство им из рук слепой природы и осуществлять его с помощью тех средств и сил, которые накоплены опытом тысячелетий.
Мир предстает теперь перед взором ребенка не в том виде, как его впервые сотворил бог, а как мир, одинаково пагубный для чистоты чувственных наслаждений и духовных чувств, как мир, полный борьбы вследствие эгоизма, полный противоречивости, насилия, самонадеянности, сплошного обмана.
Не первозданный, а этот мир завлекает твоего ребенка в водоворот, в глубинах которого бесчинствуют жестокость и нравственная смерть. Не с божьим творением, а с принуждением и свбственной испорченностью этот мир знакомит твоего ребенка. Бедное дитя! Твоя жилая комната — это твой мир; ведь твой отец занят работой, а мать сегодня раздосадована, завтра у нее гости, послезавтра — причуды. Тебе скучно, ты спрашиваешь — служанка не отвечает тебе; тебе хочется на улицу — тебе не разрешают.
Теперь ты вздоришь со своей сестрой из-за игрушки — бедный ребенок! Что за злополучная бессердечная и губительная для сердца вещь этот твой мир! А разве он для тебя лучше, когда ты в позолоченной коляске прогуливаешься в тени деревьев? Твоя воспитательница обманывает твою мать, ты страдаешь меньше, но ты становишься хуже всех страдающих. Что ты выиграл? Твой мир тебе еще больше в тягость, чем всем страдающим.
Этот мир в такой степени погряз в испорченности в результате своего неестественного искусства воспитания и противоестественного принуждения, что более неспособен сохранить в груди человека чистоту сердца; напротив, в самый опасный момент он, подобно бессердечнейшей мачехе, беспечно бросающей своего пасынка, не заботится о человеческой невинности, и эта беспечность в девяноста девяти случаях из ста играет и должна играть решающую роль в крушении главной цели человеческого совершенствования. Ведь новое явление — мир — предстает в это время перед взором ребенка, ничего не противопоставляя всему одностороннему и односторонне возбуждающему чувственные впечатления, вызываемые миром. Таким образом, его воздействие на ребенка благодаря своей односторонности и той живости, с которой ребенок воспринимает эти впечатления, имеет решающий перевес над впечатлениями, полученными им из опыта и чувств, лежащих в основе умственного и нравственного развития человеческого рода.
В результате этого эгоизм и нравственная порча ребенка приобретают теперь огромный простор для развития. Душевное же настроение, с чувственными началами которого связаны его лучшие побуждения к нравственности и просвещению, замирает, узкие ворота его нравственности, образно говоря, заваливаются. Вся чувственная природа ребенка вынуждена принять такое направление, которое разъединяет путь разума и путь любви, развитие ума и склонность к вере в бога. Все это делает более или менее прикрытый эгоизм единственным побудителем к применению сил ребенка и тем самым результаты его развития использует для его собственной порчи.
Непонятно, как человечество не знает этого общего источника своей порчи. Непонятно, почему важнейшим делом искусства обучения не является уничтожение этого источника и подчинение воспитания человеческого рода таким принципам, которые не должны разрушать развивающиеся уже в младенце чувства любви, благодарности и доверия. Они, напротив, должны содействовать в этот опасный момент большему развитию заложенных в нас самим богом средств, чтобы в единстве осуществлять наше умственное и нравственное совершенствование. Эти средства должны содействовать также согласованию обучения и воспитания, с одной стороны, с законами физического механизма, по которым наш ум от смутных восприятий переходит к четким понятиям, и, с другой — с нашими нравственными чувствами, благодаря постепенному развитию которых наш ум доходит до признания и почитания нравственного закона. Непонятно, как человечество не возвысится до того, чтобы открыть непрерывную последовательность всех средств развития ума и чувств, которые должны преследовать главным образом следующие цели: преимущества, даваемые обучением и его механизмом, основывать на сохранении нравственного совершенства; предохранять эгоизм разума путем сохранения душевной чистоты от односторонних пагубных заблуждений; вообще подчинять чувственные впечатления убеждению, жадность — доброжелательству, а доброжелательство — правильно направленной воле.
Причины, требующие этого подчинения, заложены глубоко в нашей природе. По мере того как развиваются наши чувственные силы, их преобладание в целях нашего облагораживания должно исчезнуть. Это значит, что должно произойти их подчинение высшему закону. Однако каждая ступень нашего развития должна быть завершена раньше, чем может произойти ее подчинение высшим целям. Это подчинение завершенного тому, что еще предстоит завершить, требует прежде всего полного усвоения исходных начал всякого знания и самой обязательной непрерывности в постепенном переходе от исходных начал к последней цели, которую надо еще достигнуть.
Главный закон этой непрерывности заключается в следующем: первоначальное обучение ребенка никогда не бывает делом головы, никогда не бывает делом разума — оно вечно бывает делом чувств, делом сердца, делом матери.
Следующий за ним закон гласит: обучение человека лишь медленно переходит от упражнения чувств к упражнению способности суждения, оно долго остается делом сердца, прежде чем станет делом разума, оно долго остается делом женщины, прежде чем постепенно станет делом мужчины.
Что еще мне остается сказать?
Благодаря этим словам вечные законы самой природы вновь приводят меня к твоему руководству, о мать! Когда на меня действуют новые впечатления окружающего мира, я лишь рядом с тобой могу сохранить свою чистоту, любовь, свое послушание — все, все преимущества моей благородной природы.
Мать! Мать! Если у тебя еще есть рука для меня, если у тебя еще есть сердце для меня, не дай мне отойти от тебя. Если же никто еще не познакомил тебя с миром так, как я теперь должен познакомиться с ним, то приди ко мне. Мы вместе познакомимся с миром так, как тебе следовало раньше познакомиться и как я теперь должен это сделать.
Мать! мать! В тот момент, когда новое явление, мир, угрожает мне оторвать меня от тебя, от бога и от самого себя, не будем разлучаться. Мать, мать! Сохрани свое сердце для меня, освяти мне переход от него к этому миру!
Дорогой друг! Я не могу говорить, мое сердце растрогано, и на твоих глазах я вижу слезы.
Прощай!

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +