Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Марксистско-ленинское учение о развитии личности


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

В предыдущих главах, при рассмотрении предмета и задач педагогической науки, целей и задач коммунистического воспитания, неоднократно говорилось о том, что объектом воспитания в школе является личность учащегося. Однако само понятие личности, процесса ее развития и роли воспитания требует более обстоятельного рассмотрения.
Понятие личность относится только к человеку. Человек — представитель высшего вида животного царства класса млекопитающих отряда приматов — homo sapiens («человек разумный»). Как биологический вид человек отличается определенной телесной организацией (прямохождение, наличие двигательных органов — рук, большой череп, развитый мозг и др.), а тагоке наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности. Самый существенный признак человека — это то, что он существо социальное.
Под личностью понимается человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов и др.) и социальных функций (отношения к действительности, к людям, к обществу в целом, к труду; поведение человека, его общественная деятельность).
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т. е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития.
Развитие является общим свойством, присущим природе и обществу в целом и каждой личности. Под развитием понимается изменение, для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое, более совершенное. Следовательно, развитие характеризуется созиданием, движением вперед, оно противоположно распаду, регрессу, деградации.
Часто употребляется и понятие «формирование личности», когда имеется в виду приобретение ею в целом или отдельными качествами (сторонами личности) определенной завершенности, законченности. Поэтому понятие «развитие» шире, чем «формирование». С давних пор в науке не прекращается дискуссия о соотношении биологических и социальных факторов в развитии человека, о роли общественного и природного в развитии личности. В этом многовековом споре выявились две крайние точки зрения.
Сторонники одной из них считают главным и определяющим в развитии человека то, что дано ему от природы, сводят развитие личности исключительно к росту и количественным изменениям тех свойств, которые предопределены природой, т. е. были заложены уже в зародыше и получены индивидуумом по наследству от предков. При такой биологизаторской трактовке воспитанию в развитии личности отводится весьма скромная роль; оно рассматривается в качестве одного из внешних условий, в которых происходит выявление природных задатков человека. Собственно развитие фактически отрицается.
Истоки биологизаторского направления в объяснении развития личности уходят в далекое прошлое. Так, древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что общественное назначение людей предопределяется природой. По мнению Аристотеля, уже с рождения одни люди предназначены к подчинению, другие — «к властвованию» и это передается из поколения в поколение; ничего здесь не может быть изменено. Такое положение утверждало фаталистическую обусловленность судьбы человека его природными задатками, наследственностью. Социальный смысл этого утверждения состоял в том, чтобы упрочить эксплуатацию правящими классами угнетенных масс.
В XVI в. появилось философское течение — преформизм, считавшее, что в зародыше человека имеются все свойства будущей личности, а развитие его представляет собой лишь количественное увеличение этих свойств. Преформисты ставили процесс развития в полную зависимость от предобразования живых существ в половых клетках. В этом случае наследственным факторам также придавалась исключительная роль в развитии личности и совершенно игнорировалось значение социальных условий и воспитания.
Биологическую предопределенность развития и поведения человека утверждает и широко распространившееся в буржуазной психологии в начале нашего века течение бихевиоризма и его различные современные направления. Родоначальник этого течения, американский психолог и педагог Э. Торндайк считал, что все свойства личности, в частности сознание и умственные способности человека, определяются исключительно наследственностью, подобно его анатомо-физиологическим данным, что умственные способности человека даются ему природой так же, как «глаза, зубы и пальцы». Этим Торндайк отвергал возможности воспитания, провозглашал его бессильность. Человек представляет собой всего лишь «коллекцию или батарею генов», неизменно передающуюся из поколения в поколение и в полной мере определяющую все свойства и будущность личности.
Такой же биологизаторский подход к объяснению развития личности характерен для родоначальника американской прагматической педагогики Д. Дьюи и его современных последователей — А. Комбса и других. Прагматисты, как выше отмечалось, также утверждают неизменность и высокую сопротивляемость к внешним воздействиям внутренней природы человека, отрицают активную преобразующую роль воспитания.
Эти и некоторые другие, рассмотренные ранее педагогические теории принадлежат к одному из крайних, биологизаторских направлений. Несмотря на большое разнообразие, их объединяет общая методологически несостоятельная посылка, заключающаяся в том, что они видят в развитии только одну сторону — количественные изменения природных задатков — и игнорируют воздействие на развитие личности других факторов. Наследственность человека возводится в абсолют, ей придается решающее значение в определении судьбы человека.
На этой основе развиваются «теории» расизма, утверждающие мнимую биологическую и психическую неполноценность экваториальной и монголоидной рас и некоторых антропологических групп европеоидной расы; в буржуазной юриспруденции распространено утверждение, что биологические факторы (наследственность) являются решающими причинами преступности и др.
При таком одностороннем подходе развитие личности фактически отрицается. Роль воспитания и обучения принижается. Буржуазные биологизаторские теории выполняют социальный заказ правящих классов, пытаясь обосновать их господствующее положение в обществе и упрочить право эксплуатации миллионов людей небольшой кучкой якобы особо одаренных лиц.
В соответствии с другой, диаметрально противоположной точкой зрения развитие личности происходит целиком под воздействием внешних условий жизни человека, окружающей его среды. Под средой понимается комплекс всех внешних условий, в которых человек живет. Обычно различают биологическую среду, как сочетание природных, естественных условий жизни человека, к среду социальную, как совокупность условий его жизни в обществе, тех общественных отношений, в системе которых он выполняет определенные обязанности.
Сторонники социологизаторского направления, придавая первостепенное значение социальной среде в развитии личности, отрицают внутренние закономерности развития. Развитие они сводят к простому приспособлению личности к социальной среде, аналогично тому как животные приспосабливаются к среде биологической. Так же как последователи биологизаторских концепций развития, они считают личность пассивным объектом влияния природных факторов и обрекают ее на пассивное существование, определяемое социальными условиями. Оба эти направления пытаются оправдать и упрочить наличие в обществе господствующих классов, первое — их исключительной наследственностью, второе — влиянием условий неизменной среды.
В начале XX в. в США и в ряде западноевропейских стран биологизаторские и социологизаторские концепции развития детей стали все более и более проникать к педагогику и психологию. Получили широкое распространение идеи о фаталистической обусловленности судьбы ребенка влиянием неизменной при любых условиях его наследственности и среды, к которой он в процессе жизни вынужден механически приспособляться. Роль воспитания крайне принижалась.
Научное решение вопроса о развитии личности дано в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Исследуя проблему развития человеческого общества, они установили, что основой исторической эволюции человека, выделения его из животного мира был труд. Труд, писал Ф. Энгельс, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (1). Труд способствовал формированию у человека прямой походки, использованию руки для применения орудий труда, развитию сознания и мышления, возникновению языка. Труд является также характерным признаком человеческого общества, появившегося в процессе длительного развития, признаком, отличающим общество людей от стада обезьян.
Трудясь, человек производит средства к существованию, активно воздействует на природу для удовлетворения своих потребностей в отличие от животных, которые лишь приспосабливаются к ней, используя ее готовые дары для своего существования. В труде возникают и определенные отношения между людьми, которые зависят от способа производства.
Человек не рождается личностью. Индивидуальное развитие человека, формирование его личности в конечном счете зависит от условий общественной жизни, от системы общественных отношений, устанавливаемых между людьми в процессе производства. Личность является продуктом определенного общественного строя.
В противоположность различным идеалистическим направлениям, считающим, что общественные отношения не оказывают решающего влияния на развитие человека, что личность либо «свободно творит социальный мир», либо механически
---------------------------------------------------------------------------
1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, — Маркс К. и Энгельс Ф, Соч, Изд. 2-е, т. 20, с. 486.
---------------------------------------------------------------------------
изменяется под влиянием каких-то сверхъестественных сил, марксизм утверждает, что социальная сущность человека как совокупность определенных общественных отношений теснейшим образом связана с конкретно-историческими условиями жизни общества, с определенным социальным строем. При капитализме, в условиях эксплуатации человека человеком, личность трудящегося подавляется и ее развитие уродуется. Только при социализме создаются объективные условия для всестороннего развития всех членов общества.
Марксизм опровергает утверждение идеалистов о якобы неизменной сущности человека, которая не подвергается изменениям под влиянием коренных преобразований, происходящих в общественной жизни, в производстве, в характере труда. Лучшим доказательством несостоятельности идеалистических учений о развитии личности служит формирование нового человека в условиях социалистического строя и перехода от социализма к коммунизму.
Марксизм рассматривает развитие с диалектико-материалистической точки зрения, как сложный процесс, связанный с глубокими и существенными преобразованиями, с переходом количественных изменений в изменения качественные, характеризующиеся новыми проявлениями ранее имевшихся свойств. Только при таком, подлинно научном подходе развитие личности связывается с появлением ее новых черт и качеств, выявляются движущие силы развития.
Сложный процесс развития личности, формирования характерных человеческих качеств обусловливается диалектическим взаимодействием биологических факторов, социальной среды и воспитания.
Существенные изменения в формировании личности юношей и девушек наблюдаются в результате прогрессирующего в последние годы явления акселерации, т. е. ускоренного развития детей и подростков. Современные школьники растут и развиваются быстрее, чем их сверстники два-три десятилетия тому назад. И при этом достигают более высокого уровня физического и умственного развития. Они имеют более высокий рост (на 18—20 см] и вес (больший на 14—16 кг), на 2— 2,5 года раньше протекает их половое созревание, несколько раньше окостеневают кисти рук. Значительно шире кругозор учащихся, более совершенны умения интеллектуальной деятельности.
Ученые видят здесь ряд биологических и социальных причин: повышение в рационе питания человека животно-белковой пиши, улучшение материальных условий жизни, развитие медицинского обслуживания, влияние радиоволн и небольших доз ионизирующих излучений, распространение смешанных браков между представителями различных, ранее изолированных групп людей (национальностей, рас), ускорение темпов жизни, неизбежно повышающее общий жизненный тонус, охват большего числа детей дошкольными детскими воспитательными учреждениями и введение всеобщего школьного образования, нарастающий поток информации, поступающей через печать, радио, кино и телевидение.
Марксизм отнюдь не отрицает наличие у человека определенных природных особенностей и известное их влияние на развитие личности. К. Маркс писал: «.Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...» (1).
Однако эти природные задатки, получаемые человеком по наследству» являются лишь необходимыми условиями, анато-мо-физиологическими предпосылками последующего развития организма, но не определяющими факторами формирования личности. В зависимости от социальных условий, в которых происходит это развитие, наследственные задатки либо будут служить основой для развития соответствующих способностей и других психических качеств личности, либо вовсе не будут обнаружены. Имеющиеся у человека качества личности, способности и различные психические функции являются новообразованиями, приобретаемыми в процессе ее жизнедеятельности, а прирожденные механизмы и процессы по отношению к ним служат предпосылками, делающими возможным их возникновение.
Наследственная основа организма, или его генотип, определяет анатомо-физиологическую структуру биологического вида «человек разумный», основные морфологические признаки (черты лица, окраска кожи, цвет глаз и волос и др.), функциональные особенности (группа крови и др.) и некоторые особенности нервной системы человека. И. П. Павлов считал, что генотипом обусловливаются такие типологические особенности нервной системы, как сила процессов возбуждения и торможения, их подвижность и другие. Вместе с тем он не отрицал и влияния среды на их формирование.
Наблюдения показали, что такие врожденные человеческие задатки, как особенности движения в вертикальном положении, развитие речи, способность к труду и мышлению, могут развиваться лишь в общении с людьми. Известно, например, что дети, выросшие среди животных в полной изоляции от людей, хотя и надели специфическую человеческую организацию (морфологические и функциональные свойства), но из-за отсутствия соответствующих социальных условий жизни и воспи-
---------------------------------------------------------------------------------
1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.— Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 631.
---------------------------------------------------------------------------------
тания не обладали характерным для человека психическим развитием.
Психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и другие) зависят от индивидуальных особенностей нервной системы человека, но не являются врожденными, биологически обусловленными и предопределенными. В природных задатках заложена лишь потенциальная возможность развития различных способностей и других психических свойств личности. Эти врожденные особенности превращаются в действительные свойства личности только при взаимодействии и совместном влиянии окружающей среды, воспитания и обучения, в активной деятельности человека.
Следовательно, человек становится личностью в процессе активного взаимодействия со средой, хотя глубоко ошибочно недооценивать роль наследственности, как нельзя умалять и значение воспитания в развитии личности. Трудно представить себе, например, формирование желаемых качеств личности только на основе полученных индивидом по наследству природных задатков. Человек, родившийся в потомственной семье выдающихся музыкантов, может вовсе не проявить или обнаружить лишь весьма посредственные музыкальные способности, если с раннего детства будет лишен соответствующего окружения, если не станет объектом музыкального воспитания и обучения, если, наконец, не будут созданы определенные условия для его музыкальной деятельности.
Но развитие и формирование личности — это результат отнюдь не механического, внешнего влияния среды при пассивном, бездеятельном пребывании в ней человека. Здесь решающим является его активное взаимодействие со средой. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что окружающий человека мир постоянно изменяется и развивается в результате деятельности целого ряда поколений, из которых каждое «стояло на плечах предшествующего» и в соответствии с изменявшимися потребностями изменяло его социальный строй, а изменяя мир, изменяло и свою собственную природу.
Социальная среда осуществляет сложный комплекс различных воздействий на человека: материальных и идеологических, организованных и стихийных. Эти воздействия оказывают определенное влияние на развитие личности. Марксистское учение о развитии личности отмечает важное значение в этом процессе воспитания, как целеустремленной, систематической деятельности по управлению процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств.
Значение воспитания особенно возрастает в период строительства коммунистического общества. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза Л. И. Брежнев подчеркнул, что «морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +