Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Владимир Харлампиевич Хохряков


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Осенью 1854 года в Пензу из Нижнего Новгорода прибыл старший учитель русской словесности В. X. Хохряков, «перемещенный» на эту должность в местный дворянский институт. Биография молодого педагога была короткой: родился в 1828 году в Вятке (ныне Киров), в 1851 окончил со степенью кандидата Казанский университет и был назначен исправлять должность старшего учителя в Нижегородской гимназии. Оттуда его и перевели в Пензу.
Во время службы в Пензенском дворянском институте Владимир Харлампиевич «исправлял должность инспектора», а 3 октября 1858 года снова был «перемещен», на этот раз в Пензенскую гимназию, где преподавал десять лет. После кратковременного периода работы инспектором Уфимской гимназии В. X. Хохряков навсегда вернулся в Пензу.
Когда Владимир Харлампиевич преподавал в дворянском институте, одним из его близких знакомых и друзей стал старший учитель физики и математики И. Н. Ульянов, тоже прибывший в Пензу после окончания Казанского университета. Вместе они бывали на заседаниях педагогического совета, торжественных выпускных актах, литературных беседах, преподавали в воскресной школе.
В Нижегородском дворянском институте В. X. Хохряков, как и И. Н. Ульянов, сблизился с В. А. Ауновским, Н. П. Орловым, А. П. Горизонтовым, которые проявляли большой интерес к краеведческим исследованиям, изучали этнографию мордовского народа. Увлекся краеведением и Владимир Харлампиевич. Это были прогрессивно настроенные педагоги, которые стремились внедрять современные методы преподавания, выступали против формализма и схоластики, крепостнического уклада школьной жизни, официальной педагогики. В дворянском институте и гимназии читались статьи Н. А. Добролюбова и Н. И. Пирогова, горячо обсуждались «вопросы жизни». В. X. Хохрякову были близки идеи развивающегося обучения И. Г. Песталоцци, его принцип нравственного воспитания — учить добру, упражняя в добрых делах.
Благодаря передовым педагогам в институте распространялись идеи великого русского педагога К. Д. Ушинского, его учебные книги. В протоколе одного из педагогических советов было записано, что его «Детский мир» является книгой, «полезной для употребления в первых двух классах», и рекомендовано выписать ее для ученической библиотеки. Привлекали молодых учителей искания, раздумья и сомнения Л. Н. Толстого, его яснополянский опыт обучения крестьянских детей, смелость и оригинальность методов обучения.
В этой атмосфере шло формирование педагогических убеждений и мастерства В. X. Хохрякова. Он не раз получал добрые отзывы «за успешность преподавания». Все его питомцы отмечали новаторство в подходе к преподаванию, внедрение таких методов, которые будят мысль и социальные стремления. Он побуждал учащихся читать В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова, организовывал вместе с В. И. Захаровым домашние литературные вечера, поручал писать рефераты.
В. X. Хохряков был активным участником общественно-педагогического движения в Пензенской губернии 60-х годов XIX века. Педагоги-демократы чутко реагировали на все то новое, что вело к повышению культуры народа, преодолению тяжелейшего наследия крепостничества - неграмотности среди простого народа. Вскоре, вслед за открытием первых воскресных школ в России, в ноябре 1860 года, В. И. Захаровым, И. Н. Ульяновым и их единомышленниками, среди которых был и В. X. Хохряков, в Пензе учреждена воскресная школа. Их целью было стремление «распространить преподавание сообщением сведений из истории, географии, естественных наук и русского языка», снабжать книгами учащихся «и вообще бедных», помещать их на свои стипендии в ремесленные и учебные заведения, организовывать «бесплатное ознакомление с фабричным и заводским производством».
По инициативе И. Н. Ульянова, В. И. Захарова, В. А. Ауновского и В. X. Хохрякова в ноябре 1860 года была открыта воскресная школа в Краснослободске. Она, доносил в Казанский учебный округ директор училищ губернии Р. А. Шарбе, «учреждена в доме городского общества, и преподавание предметов, положенных по программе для приходских учителей, приняли на себя учителя уездного и приходского училищ. Распоряжение же этою школою приняло на себя городское общество».
Пензенская воскресная школа просуществовала недолго, она была закрыта в июне 1862 года, как и другие школы России, за проведение «вредного социалистического учения». После циркуляра из округа появилось «надлежащее распоряжение» о их ликвидации в губернском центре, Мокшане и Краснослободске. Показательно, что одним из первых против воскресных школ — «нового истока зла» — выступил архиепископ пензенский и саранский Варлаам, требовавший их закрытия.
Система преподавания молодых педагогов, в том числе и В. X. Хохрякова, неоднократно вызывала недовольство начальства. Иносказательно свои демократические воззрения и протест против произвола Хохряков выразил в сочинении «Свобода слова и печати при Екатерине II», с которым он намеревался выступить на выпускном акте гимназии в 1861 году. Однако попечитель округа, получив на него неблагожелательный отзыв известного реакционера, профессора Казанского университета Н. И. Булича, запретил публичное чтение без основательной переделки. Он писал, что «обличения не всегда охотно выслушиваются на торжественном акте».
Педагогическая деятельность В. X. Хохрякова получила признание его современников, его питомцев. Директор гимназии В. А. Яубкин писал о нем: «Видно, что г. преподаватель с любовию занимался своим предметом и особенно заботился, чтобы ученики не заучивали учебника, а рассказывали события с полным пониманием. Теплое и живое чувство учеников при рассказе события показывало, что им все было передано в резких чертах и пробудило в них полное участие и любопытство изучать сию науку. Усердие и труды г. Хохрякова заслуживают также внимания».
Теплые воспоминания о В. X. Хохрякове оставил русский юрист Н. С. Таганцев, почетный член Российской академии наук, окончивший Пензенскую гимназию в 1859 году. «Меня лично,— писал Николай Степанович в мемуарах «Пережитое»,— он заставил... прочитать все вышедшие тогда тома истории Соловьева... Ему я также говорю добрую память за помощь моему развитию». Отмечая, что на литературных беседах гимназисты читали «аккуратно и «Колокол», «запрещенные цензурою произведения», мемуарист добавлял: «Очень любили стихотворения наших пензяков — Огарева, Полежаева».
В дворянском институте у В. X. Хохрякова учился П. Ф. Филатов, позже много лет проработавший земским врачом в селе Михайловка, ныне Ромодановского района МАССР, и в 1905 году, уже на склоне лет, опубликовавший воспоминания о гимназических годах. «Нельзя забыть,— писал Петр Федорович,— выдающегося развитого человека, преподававшего нам историю... В. X. Хохряков поразил меня своей методой преподавания, предмет, ненавистный мне раньше, стал моим любимым предметом, я увлекся им».
По свидетельству мемуариста, у Владимира Харлампиевича была довольно обширная библиотека, и он предложил некоторым ученикам «брать у него книги на дом». «Так, я помню,— рассказывал Петр Федорович,— он дал мне прочесть Костомарова «Богдан Хмельницкий» и, когда я возвратил ему этот объемистый том, он задал такой вопрос:
— Прочли?
— Прочел с большим интересом.
— А написать из прочитанного трактат можете?
— Попробую,— сказал я в раздумье.
— Ну, напишите.
И он рассказал мне план предстоящего сочинения. У меня вышло очень большое изложение из того, что прочел. Это мое сочинение он разбирал в классе как серьезный труд.
Такие занятия Хохрякова с некоторыми из нас,— заключал бывший гимназист,— развивали несравненно больше, чем все уроки, вместе взятые...».
Система преподавания, которой придерживались В. X. Хохряков и другие прогрессивно настроенные педагоги, способствовала развитию активности, сознательного и критического подхода к изучаемому, прививала передовые взгляды на окружающую их действительность. Не случайно в адрес молодых педагогов были выдвинуты обвинения в связи с делом бывшего питомца Пензенской гимназии Дмитрия Каракозова, покушавшегося на жизнь царя Александра II и приговоренного к смертной казни. В составе созданной его двоюродным братом и соучеником Николаем Ишутиным тайной революционной организации в Москве и получившей название «Ишутинский кружок» преобладали питомцы гимназии и дворянского института.
По «обвинению в знании о намерении Каракозова» отправились в сибирскую ссылку учившиеся у В. X. Хохрякова воспитанники гимназии: Н. А. Ишутин, Д. А. Юрасов, М. Н. Загибалов, П. А. Федосеев, В. Карачаров, Д. Л. Иванов. Среди «народолюбцев» были и питомцы дворянского института: Н. П. Петерсон, Н. П. Странден, Н. Я. Кутыев, П. Д. Ермолов.
«Во время пребывания моего в гимназии,— заявил на допросе следственной комиссии М. Н. Загибалов,— лучшими учителями были: учитель словесности Владимир Иванович Захаров... и учитель истории Владимир Харлампиевич Хохряков... Выделялись они из других тем, что изменили существовавший до них метод преподавания... Мы все стали читать Белинского и учредили домашние литературные вечера».
Среди учеников В. X. Хохрякова немало известных общественных деятелей и ученых. Это уроженец Саранска Н. А. Демчинский, впоследствии издатель и редактор журналов «Инженер» и «Климат». У него учился и окончил гимназию с золотой медалью Э. Г. Салищев, родившийся в Инсаре и ставший профессором Томского университета, пионером клинической хирургии в Сибири.
Среди учеников В. X. Хохрякова был уроженец Саранска Н. И. Хлебников. Владимир Харлампиевич заметил способного паренька в уездном училище и помог ему подготовиться для поступления сразу в четвертый класс гимназии. После ее окончания Николай Иванович обучался на юридическом факультете Московского университета, где участвовал в студенческих волнениях, привлекался Московской следственной комиссией к дознанию по делу каракозовцев. Позднее он стал профессором Варшавского, а затем Казанского университетов по кафедре энциклопедии и философии права, написал ряд книг о прошлом России. Н. И. Хлебников всегда с благодарностью вспоминал о В. X. Хохрякове, считая его «одним из лучших людей, с какими только приходилось ему встречаться в жизни».
Особое место в биографии В. X. Хохрякова занимает организация педагогического образования в Пензенской губернии. Развитие народного образования в крае существенно сдерживалось отсутствием специальных учебных заведений для подготовки учителей начальных народных училищ, особенно учителей, знакомых с языком и бытом мордовского населения губернии. Вскоре после возвращения из Уфы, где он недолго занимал пост инспектора гимназии, Владимир Харлампиевич назначается директором Пензенской учительской семинарий. Это учебное заведение, открытое 12 сентября 1874 года, размещалось в наемной квартире, насчитывало всего 31 ученика. В. X. Хохрякову пришлось проявить немало энергии для организации учебного процесса, привлечения знающих педагогов. За короткий промежуток времени в семинарии благодаря заботам ее директора, как писала об этом газета «Пензенские губернские ведомости», появились хорошие пособия для наглядного обучения: ландкарты, глобусы, механические приспособления, показывающие движение планет и фазы луны, собрание технических изделий, рисунки растений, животных, коллекции минералов, токарные станки...
В. X. Хохряков значительное внимание уделил вопросам подготовки учителей для мордовских училищ, считал необходимым привлекать в семинарию мордовскую молодежь, и вообще знакомить будущих учителей с мордовскими языками. В 1879 году он ездил в Симбирск и Казань. В Симбирске уже давно действовала Чувашская учительская школа, организованная И. Я. Яковлевым. Здесь работал его сослуживец по пензенскому дворянскому институту И. Н. Ульянов, занимавшийся просвещением нерусских народов губернии. В Казани Владимир Харлампиевич познакомился с постановкой обучения в Казанской инородческой учительской семинарии.
Опыт этих учебных заведений побудил В. X. Хохрякова обратиться с ходатайством об организации начального мордовского училища при семинарии и введении для семинаристов преподавания мордовского языка. Он сообщил в министерство народного просвещения, что собрал необходимые сведения о «стоимости иметь при вверенной мне семинарии учителя, знающего мордовский язык, а также стоимость устройства при семинарии начальной школы для мордвы». Дело в том, что в семинарии уже обучались представители этого народа, о чем говорят строки одного из отчетов: «В числе земских стипендиатов три мордвина, предназначенные для инородческих училищ Краснослободского уезда».
С «испрошением расхода на учителя и школу» Владимир Харлампиевич «вошел с предложением» к попечителю Харьковского учебного округа, и 28 июля тот сообщил в Пензу, что министерство «не усматривает особенной надобности в открытии начальной школы для мордвы», но учителя, знающего мордовский язык, иметь разрешалось. Вызвано это было тем, что в учительской семинарии готовились преподаватели для мордовских школ, занимались и представители этой национальности.
В Государственном архиве Пензенской области сохранилась переписка В. X. Хохрякова с учителем мордовской школы Николаем Барсовым, сначала преподававшем в Пичелейском училище, затем в Чембаре (сейчас город Белинский Пензенской области). Она ярко рассказывает, в каких тяжелых условиях жил народный учитель.
4 августа Владимир Харлампиевич послал в Чембар телеграмму, где приглашал Н. Барсова на службу в семинарию. «Сердечно благодарю,— ответил учитель-мордвин.— На предложение согласен. Когда приехать, соблаговолите сказать».
«Принимаю согласие,— телеграфировал В. X. Хохряков,— но лучше переговорить обстоятельно. Приезжайте скорее...»
Телеграмма Н. Барсова: «Безденежье велит спросить, можно ли отсрочить перемещение до декабря».
Директор семинарии ответил, не таясь: «Если к ноябрю не будет преподавателя по обучению мордвы, то не могу испрашивать кредита на следующий год».
Узнав о свободной вакансии, прошение о допуске к преподаванию подал учитель начальной школы при семинарии П. Ф. Колпашников. «Надеюсь,— писал он,— практически ознакомиться с мордовским языком и содействовать воспитанникам в лучшем усвоении семинарского курса». Павел Федорович долгое время преподавал в этом учебном заведении и скончался в 1911 году. Многие педагоги, национальных школ губернии считали его своим наставником.
В 1879 году преподавателем был назначен и Н. Барсов. Под руководством В. X. Хохрякова он вместе с воспитанником Федором Кечиным, родом из Пичелейки, составил пособие для обучения мордвы: «Азбука для мордовских школ Пензенской губернии», «Указание учителю, как учить по азбуке», «Первоначальные уроки русского языка для мордвы».
Все эти пособия были отправлены в Академию наук «для просмотра и заключения», где с ними познакомился академик Ф. И. Видеман. Известный языковед, крупный исследователь финно-угорских языков Фердинанд Иванович Видеман был автором первой «Грамматики эрзя-мордовского языка» с приложением кратких эрзянско-немецкого и немецко-эрзянского словарей, вышедшей в Петербурге в 1865 году.
Сохранилась «Копия с донесения академика Ф. И. Видемана о составленных Барсовым и Кечиным руководствах для первоначального обучения детей в мордовских школах». «Эти сочинения,— писал Фердинанд Иванович в Пензу,— по-видимому, удовлетворяют своей цели служить для первоначального обучения мордовских детей», «хотя... не признаю себя компетентным судьею в этом деле, т. к. не обладаю собственною опытностью в элементарном преподавании».
Уроженец села Синдрово Краснослободского уезда, Н. П. Барсов, по мнению современника, «отлично владел мордовским наречием» и «мир мордвы знал в совершенстве». Он был известен также как собиратель национального фольклора: в третьем и шестом выпусках «Сборника Пензенского губернского статистического комитета» за 1895 и 1905 годы опубликовал переводы нескольких бытовых и исторических песен мордвы-мокши, дал образцы мордовских загадок. Николай Петрович, живший в ковылкинском селе Старое Пшенево, а последние годы — в инсарском селе Паево, встречался с известным финским ученым Хейкки Паасоненом, который, как сообщили 16 декабря 1905 года «Пензенские епархиальные ведомости», приезжал в «нашу далекую окраину... с научною целью — собрать археологические памятники мордвы, чем и помог ученому финну Н. Барсов».
25 января 1882 года в семинарии, по-прежнему размещавшейся в частном доме (здание для нее построили лишь через пятнадцать лет после открытия), торжественно отметили 30-летие педагогической деятельности «доброго начальника этого заведения, благодетеля своих питомцев» В. X. Хохрякова. «Ты это заведение открыл,— сказал в приветствии дежурный наставник,— ты его и взрастил. Оно юно по летам со времени своего открытия, но совершенно в достижении своей цели и назначения».
Ежегодно в летние месяцы по инициативе В. X. Хохрякова в Пензе на базе семинарии проводились педагогические курсы учителей губернии, на которые приглашались педагоги со всех уездов. Впервые они были организованы в августе 1874 года и имели целью ознакомить их с методикой обучения, выработать определенную программу по всем предметам. Тогда Владимир Харлампиевич вызвал из уездов по нескольку учителей, но вместо 72 явились 135 человек. Многие пришли издалека, пешком, за десятки с лишним верст. «Каждый, знающий его,— писали о педагоге губернские «Ведомости»,— вполне согласится, что он человек дела, не заискивающий ни у кого и ничего, и если что говорит, то всегда говорит по убеждению в истинности дела, и говорит непременно от души, а также речь, естественно, всегда производит свое действие на слушающего и приносит добрый плод».
На посту директора семинарии В. X. Хохряков пробыл до 1886 года, но и позднее бывал в ее классах, встречался с воспитанниками. Он присутствовал на юбилее по поводу 25-летия этого учебного заведения и, сообщив, что за это время оно выпустило 327 человек, губернская газета 6 ноября 1899 года писала: «В. X. Хохряков был первым директором семинарии, которому она в значительной мере обязана самим своим возникновением и всецело своей внутренней организацией. Владимир Харлампиевич занимался семинарией не только с глубоким пониманием дела, но и с горячей любовью к нему. Несмотря на свою солидную педагогическую опытность, приобретенную на должности инспектора училищ, он всегда стремился еще больше расширить свой педагогический кругозор. С этой целью он предпринимал отдаленные поездки для осмотра других учительских семинарий и ознакомления с организацией в них учебно-воспитательного дела». «Ведомости» подчеркивали, что подготовку воспитанников к учительству он строил на основе идей К. Д. Ушинского.
Все эти годы Владимир Харлампиевич занимался просветительской работой. Он был организатором и участником народных чтений, ежегодно проводившихся в губернском центре; возглавлял особую комиссию из гласных городской думы, которая рассматривала «Положение о Пензенском училище рисования» (сейчас Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого); заведовал делопроизводством губернской переписной комиссии, где «за безвозмездные и полезные труды» ему была выражена искренняя признательность и благодарность. Старый педагог участвовал в торжествах, посвященных столетию со дня рождения А. С. Пушкина, и позднее, «ввиду значительных пожертвований, сделанных в пользу общества имени А. С. Пушкина», был избран его пожизненным почетным членом.
В. X. Хохряков принимал активное участие в работе губернского статистического комитета, а когда 9 сентября 1901 года была учреждена архивная ученая комиссия, стал ее председателем. Он передал туда ценную коллекцию книг и материалов, «относящихся до Пензенской губернии», а также переписку по собранию рукописей М. Ю. Лермонтова.
Ближайшие друзья В. X. Хохрякова давно знали, что он живо интересуется сведениями, связанными с именем М. Ю. Лермонтова, половину своей короткой жизни прожившего в пензенском селе Тарханы (ныне Лермонтове). Об этом говорит даже запись от 14 февраля 1863 года, сделанная в журнале педагогического совета гимназии: преподаватель истории В. X. Хохряков собрал материалы для биографии Лермонтова и данные о расселении русских по Мокше и Суре.
Учителям было известно, что в Пензе живет близкий друг великого поэта — Святослав Афанасьевич Раевский, с августа 1855 по май 1858 года служивший в канцелярии дворянского депутатского собрания. Его сыновья — Владимир, Святослав и Игорь — учились в местной гимназии, причем последний был воспитанником В. X. Хохрякова. Видимо, через него учитель и познакомился с отцом, сумел получить от него лермонтовские письма и автографы стихотворений, став первым собирателем фактов для биографии М. Ю. Лермонтова.
Сейчас все собранное Владимиром Харлампиевичем («тетради Хохрякова») находится на государственном хранении. Сведения о них встречаются во многих «лермонтовских» изданиях. И. Л. Андроников посвятил учителю Пензенской гимназии очерк, который так и называется «Первый биограф».
Владимир Харлампиевич до конца жизни интересовался историей мордовского края, вопросами просвещения, культуры и быта мордвы, опубликовал исследования, связанные с историей Саранска.
14 декабря 1911 года в губернском городе широко отмечалось 60-летие педагогической и общественной деятельности Владимира Харлампиевича Хохрякова. Юбиляра по заслугам назвали «дедушкой народной школы». Газета «Пензенские губернские ведомости» с гордостью писала, что ученики маститого педагога несут свет знания во всем крае, поэтому «юбилей Хохрякова есть светлый праздник для многочисленной педагогической семьи Пензенской губернии».
Видный просветитель, сподвижник и друг И. Н. Ульянова скончался 29 апреля 1916 года в возрасте 88 лет. Похоронили его на Митрофаньевском кладбище Пензы. За гробом шли родственники, несколько бывших воспитанников-учителей да знакомые семинаристы. Губернская газета напечатала небольшой некролог, который заканчивался словами: «Прощай, учитель, ты сеял добрые семена любви и знания...»
Дела и труды «дедушки народной школы» не забыты. Не забыт и его вклад в просвещение мордовского народа.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +