Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Макар Евсевьевич Евсевьев


Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Имя Макара Евсевьевича Евсевьева тесно связано с становлением мордовской национальной культуры и просвещения. Он по праву входит в замечательную плеяду просветителей и педагогов нерусских народов России второй половины XIX — начала XX веков, таких, как грузин Я. Гогебашвили, эстонец Ф. Крейцвальд, казах А. Кунанбаев, татарин К. Насыри, чуваш И. Я. Яковлев и многие другие.
Сегодня, когда наука и культура в Мордовии получили самое широкое развитие, М. Е. Евсевьев предстает перед нами как основоположник многих отраслей знаний о своем народе. Ученый-энциклопедист, он впервые показал и поднял глубинные пласты национальной истории, культуры, этнографии, языкознания, фольклористики, народной педагогики и психологии мордвы.
Макар Евсевьевич Евсевьев родился 18 (30) января 1864 года в селе Малые Кармалы (по-мордовски Цярмун) Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Ибресинский район Чувашской,АССР) в многодетной крестьянской семье — дружной и трудолюбивой. Начало учебы мальчика было обычным для того времени. В Шераутское двухклассное училище, которое находилось в соседнем чувашском селе, попал он по... разверстке. Селу Малые Кармалы под угрозой штрафа и других кар предписывалось послать в школу двух мальчиков. Ученье крестьяне рассматривали как повинность, стремились всячески избежать его. А уж если выпадал «несчастный жребий», то провожали с плачем, как на солдатчину.
Выбор пал на семью Кабаевых, и маленький Макар Евсевьев — сын Евсевия Кабаева — стал учеником. Нелегким было ученье для мальчика-мордвина в школе, где преподавание велось на русском языке. Но в последние годы в Шераутах преподавал питомец и последователь И. Я. Яковлева и И. Н. Ульянова Василий Федорович Кашкаров. Он заметил одаренного мальчика, рекомендовал родителям продолжить его обучение. Однако первая попытка поступить в Симбирскую школу оказалась неудачной. Два года Макар Евсевьев занимался крестьянским трудом, а в 1878 году, уже 14-летним юношей, успешно выдержал экзамены в Казанскую инородческую учительскую семинарию.
С этого времени, более полувека, жизнь М. Е. Евсевьева была связана с Казанью, с учительской семинарией. Здесь, на набережной озера Кабан, он учился и жил, преподавал почти 40 лет, здесь прошли последние годы его жизни. Набережная была одним из любимых мест для вечерних прогулок. Сколько дум о родном народе, его судьбе, его будущем было здесь передумано...
Казанская инородческая учительская семинария, созданная в 1872 году, была задумана как центр миссионерской педагогики, как закрытое учебное заведение по подготовке учителей из среды нерусской молодежи Поволжья, способных нести в народ идеи самодержавия и православия. Создателем и директором ее был Н. И. Ильминский — ученый-востоковед, педагог-миссионер (1822—1881). Предложенная им система воспитания и образования заключалась в том, что первоначальное обучение детей нерусских народностей должно проводиться на их родном языке, с переходом со второго-третьего года обучения на церковнославянский, а затем на русский язык.
Главной ее целью была христианизация и русификация нерусских народов России. Реакционность системы Ильминского несомненна. Однако, вопреки его замыслам, в ней объективно проявились и положительные моменты. Обращение к использованию в обучении родного языка способствовало его изучению и развитию, влияло на национальное самосознание. Русский язык становился языком межнационального общения, средством познания русской и мировой культуры. Проводников системы Ильминского и должна была готовить семинария. Вот в такой затхлой атмосфере полумонастырского режима, идей миссионерства, религиозных служб и начинал свое учение Макар Евсевьевич Евсевьев. Эти факты важны для понимания сложных путей формирования w эволюции мировоззрения ученого и просветителя.
М. Е. Евсевьев успешно закончил семинарию, имея по всем предметам отличные оценки. Но об учении юноши в ней сохранилось мало сведений. Совершенно очевидно, что уже в эти годы у него проявился интерес к национальной культуре, к устно-поэтическому творчеству родного народа. Важную роль в этом, видимо, сыграл А. Ф. Юртов. Как способного воспитанника М. Е. Евсевьева оставляют работать учителем марийской группы, а с уходом А. Ф. Юртова — мордовской группы начального училища при семинарии. В течение одиннадцати лет он учит мордовских ребятишек арифметике, русскому языку, географии.
В эти годы он, по отзыву директора семинарии, известного педагога Н. А. Бобровникова, стал «отличным, весьма опытным педагогом». М. Е. Евсевьев занимался комплектованием мордовских групп, ездил по селам, отбирал одаренных ребят.
Педагогическая деятельность М. Е. Евсевьева получает признание не только у руководства семинарии, но и в министерских кругах. В 1894 году его переводят на должность учителя приготовительного класса семинарии, которую он занимает вплоть до октября 1920 года. Затем он избирается наставником приготовительного класса, ведет русский, церковно-славянский, мордовский языки, арифметику, географию. В течение шести лет (с 1906 по 1912 годы) М. Е. Евсевьев заведовал мастерскими семинарии, в 1916 году избран председателем предметной комиссии по русскому языку. За долгие годы работы в семинарии М. Е. Евсевьев стал высококвалифицированным педагогом и методистом.
Официальный формулярный список бесстрастно отражает движение по «табели о рангах» — коллежский секретарь, коллежский асессор, коллежский советник... В 1904 году «всемилостивейше пожалован» за выслугу лет орденом св. Станислава 3-й степени, в 1914 году — орденом св. Анны 3-й степени... Такова внешне благополучная официальная деятельность М. Е. Евсевьева — преподавателя Казанской инородческой учительской семинарии, чиновника на государственной службе. Однако за всем этим скрывается в те времена незримый и мало кому известный и понятный труд просветителя своего народа, труд ученого.
Общественная, научная и педагогическая деятельность — это три звена, три теснейшим образом переплетающихся стороны мордовского просветительства, зачинателем которого был Макар Евсевьевич Евсевьев. Его роль в развитии просвещения и культуры мордовского народа может быть глубоко понята только в свете ленинской концепции историзма, в тесной связи с социально-политическими и экономическими процессами, протекавшими в Поволжье в конце XIX — начале XX веков, с учетом особенностей развития мордовского народа.
Формирование М. Е. Евсевьева как просветителя совпало с периодом подъема просветительства у народов Поволжья и Приуралья, который был связан исторически с борьбой против сохранившихся после отмены крепостного права феодально-крепостнических пережитков социального, национального и религиозного угнетения нерусских народов, отражал формирование буржуазных наций и рост гражданского и национального самосознания.
В. И. Лениным были сформулированы основные черты просветительства в России: вражда «... к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»; «...защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»; «...отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян ... искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому».
Поскольку пережитки феодализма, особенно в национальных отношениях, сохранялись в России вплоть до 1917 года, то, несмотря на те изменения, которые претерпело просветительство в России, оно продолжало развиваться у нерусских народов России как одна из форм общественного движения. Эти положения полностью могут быть отнесены к формированию мордовского просветительства, к становлению и развитию мировоззрения и деятельности М. Е. Евсевьева.
Как просветитель, педагог, ученый, общественный деятель, Макар Евсевьевич Евсевьев прошел долгий и сложный путь в своем развитии. Путь, не лишенный сложностей и противоречий, которые, пользуясь словами В. И. Ленина о Толстом, были не случайностью, а выражением тех противоречивых условий, в которые была поставлена российская действительность конца XIX века.
Можно себе представить, что в Казанскую учительскую семинарию Макар Евсевьевич пришел из многодетной, патриархальной, крещенной и религиозной семьи, воспитанный на ее трудовых традициях, на любви к устно-поэтическим богатствам родного народа. Пришел, как он сам рассказывал позднее, «с самыми скудными знаниями русского языка» и страстным желанием стать народным учителем. А в самой семинарии его, выходца из глухой мордовской деревни, намеревались сделать учителем-миссионером, проводником идей православия, верноподданничества и русификации родного народа. Эти тенденции были особенно сильны в период деятельности Н. И. Ильминского.
Именно в этот период, а затем и в первые годы работы в семинарии на мировоззрение М. Е. Евсевьева серьезное воздействие оказала и сама личность Н. И. Ильминского—педагога, ученого, религиозного деятеля и идеи его миссионерской педагогики. Н. И. Ильминский увидел в одаренном мордвине, как и в чуваше И. Я. Яковлеве и других, личность, способную практически воплотить его педагогическую систему обучения и воспитания инородцев.
Общественное движение 80—90-х годов в Казани, революционные волнения среди казанского студенчества и, особенно революция 1905—1907 годов, оказали существенное воздействие на развитие демократических и гуманистических убеждений Макара Евсевьевича Евсевьева.
В эти годы М. Е. Евсевьев тесно сближается с прогрессивными учеными Казанского университета, становится вольнослушателем историко-филологического факультета, что позволило ему выйти из затхлых полумонастырских стен семинарии, расширить круг своего общественного и научного общения. Казанский университет в конце XIX — начале XX веков превратился в крупнейший научный, культурный и методический центр всего Поволжья, очаг распространения, вопреки противодействию царской администрации, передовой науки и культуры среди нерусских народов региона. Среди знакомых М. Е. Евсевьева профессора Казанского университета М. П. Веске, Н. Ф. Катанов, В. В. Радлов, И. Н. Смирнов и многие другие, высоко ценившие его научные исследования.
Важную роль в формировании научного мировоззрения М. Е. Евсевьева сыграла дружба и личное общение с выдающимися русскими лингвистами академиками А. А. Шахматовым (1864—1920) и Ф. Е. Коршем (1843—1915). Ученые-полиглоты проявили большой интерес к мордовским языкам и в исследованиях М. Е. Евсевьева видели возможность расширить круг источников для своих сравнительно-типологических и сравнительно-исторических исследований различных языков. М. Е. Евсевьева привлекала идея Шахматова А. А. о том, что история языка есть часть истории и самого народа. С этих позиций он подходил и к мордовскому языку.
Педагогические взгляды М. Е. Евсевьева складывались-под влиянием передовых идей русской и зарубежной педагогики, особенно, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И. Н. Ульянова, Н. А. Бобровникова и других. Их он стремился проводить в своей повседневной педагогической деятельности. Идеи гуманизма, демократизма, народности черпал он из сокровищницы мордовской народной педагогической мудрости.
Важнейшим фактором формирования мировоззрения М. Е. Евсевьева стало знакомство с многонациональной культурой народов Поволжья, с их жизнью, языками, устно-поэтическим творчеством, историей. Все это позволило по-новому взглянуть на жизнь, быт, историю и культуру родного мордовского народа, осознать, что глубинные пласты национальной истории и культуры остаются не раскрытыми. Его многочисленные поездки по селам, встречи сг крестьянами, изучение народного творчества укрепляли это убеждение. Уже в начале нового века он был известен как собиратель духовной культуры мордовского народа. Как вспоминал Ф. Ф. Советкин, друзья и знакомые в шутку называли его «мордовским богом». Вполне естественно, что наряду с общими чертами, характерными для просветителя, во взглядах и деятельности М. Е. Евсевьева отразились и особенности исторического, этнопсихологического и религиозного развития мордовского народа, его нужды и потребности.
Серьезное воздействие на общественно-политическое сознание М. Е. Евсевьева оказала первая русская революция. В ее событиях активное участие приняли учащиеся Казанской учительской семинарии, в стенах которой работал нелегальный пропагандистский кружок, проходили сходки и манифестации. Учащиеся выдвинули требования перестройки преподавания, ограничения в изучении закона божьего, введения политэкономии и других социальных предметов. В 1910—1911 годах в семинарии жандармами была обнаружена подпольная библиотека нелегальной литературы, прошли обыски. Эти события вызвали преследования семинаристов, были и «временно отпущенные», и уволенные, и просто арестованные. Хотя М. Е. Евсевьев и не принимал активного участия в этой борьбе, но одного сочувственного отношения к преследуемым учащимся, стремления уберечь их от насилия было достаточно, чтобы быть причисленным к «неблагонадежным» преподавателям. В одном из неопубликованных писем он в апреле 1910 года сообщал: «...дела мои больно плохие, не знаю, как еще закончатся. Жандармы все допрашивают меня. С ребятами вместе обвиняют меня. Из ребят десять человек посадили. Летом над ними будет суд. А нас не знаю, будут или нет судить. И писать-то ничего нельзя, все письма перехватываются...».
Только благодаря вмешательству прогрессивной общественности Москвы, Петербурга, Казани репрессии в отношении учащихся и преподавателей семинарии были приостановлены.
М. Е. Евсевьев, как и другие просветители, не смог подняться до уровня осознания классовых противоречий буржуазного общества, не стремился к активному преобразованию социальной действительности. Сам воспитанный в религиозном православном духе он шел по трудному пути освобождения от пут религии, переходя на позиции рационализма и светскости, подвергая критике ханжество, стяжательство духовенства. Цель своей жизни он видел в расширении практической деятельности по изучению и распространению мордовской национальной культуры и просвещения вне ограниченных рамок официальной идеологии и политики царизма, используя для этого самые разные средства и каналы.
Формирование мордовского просветительства исторически связано с процессом образования мордовской буржуазной нации, роста национального самосознания. И самым болезненным в этом сложном процессе была духовная отсталость мордовского народа, его неграмотность, неразвитость мордовской национальной школы.
В 90-е годы XIX века началась активизация общественного движения в России, ослабевшего в годы политической реакции предшествующего десятилетия. Одним из каналов общественной активности интеллигенции стали различного рода общества. С ними и связал свою просветительскую деятельность М. Е. Евсевьев. Наиболее близким для него стало общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Здесь он формируется как ученый-исследователь, исповедующий гуманистические и демократические принципы русской этнографии и фольклористики. В 1898 году он становится членом-сотрудником общества, а в 1914 году — его действительным членом. М. Е. Евсевьев постоянно выступал на заседаниях общества, выставлял на просмотр свои уникальные коллекции. Один из руководителей общества известный востоковед Н. Ф. Катанов считал М. Е. Евсевьева крупнейшим коллекционером памятников истории, культуры и языка мордовского народа.
Важную роль в развитии мордовского просветительства сыграла связь М. Е. Евсевьева с Русским географическим обществом — с этим крупнейшим научно-просветительным центром России. На страницах первого отечественного исторического журнала «Русская старина» М. Е. Евсевьев опубликовал работы «Описание мордовской свадьбы» (1892—1893), «Остатки языческой религии мордвы Пензенской губернии», за которые ему были присуждены серебряная, а затем Малая золотая медали РГО. Эти работы поставили его в число крупнейших исследователей этнографии мордвы. В 1912 году он избирается членом Русского географического общества. Еще в 1910 году М. Е. Евсевьев был избран членом Финно-угорского общества. Это было несомненным признанием его заслуг в науке.
М. Е. Евсевьев был организатором Мордовского культурно-просветительского общества (май 1917 г.), которое ставило задачей объединение национальной интеллигенции для просвещения народа. Общество выступило с обращением к мордовскому народу, призвав его к консолидации усилий по организации школьного дела, сохранению и развитию национальных традиций, собиранию устно-поэтического творчества народа. Однако вплоть до Великого Октября эти призывы оказались лишь благим пожеланием, отразили иллюзии части учительства, поверившей декларациям Временного правительства, которое на деле проводило великодержавную националистическую политику в области просвещения.
К кругу общественных интересов М. Е. Евсевьева можно отнести и его постоянное сотрудничество с Русским музеем в Петербурге. М. Е. Евсевьеву принадлежит важная роль в формировании его этнографических коллекций, в особенности, предметов одежды и быта мордвы. Видя, как наступление капитализма ведет к истреблению национальных традиций, обычаев и верований, М. Е. Евсевьев в создании музейных коллекций усматривал одну из возможностей их сохранения для истории мордовского народа, для будущих поколений.
В этих формах внеслужебной деятельности М. Е. Евсевьев находил выход своим общественным и научным интересам, которые всячески ограничивались царскими чиновниками. В рамках этой научно-общественной деятельности М. Е. Евсевьев проводил разнообразные исследования, экспедиции, нередко скрывая их подлинные цели.
На долю просветителей нерусских народов Поволжья в конце XIX века в условиях социального и национального гнета, насаждения христианства и подавления национальной культуры выпала главная задача создания литературных языков и письменности, учебных книг на родном языке. Макар Евсевьевич Евсевьев, как и другие просветители, понимал, что без преодоления духовной отсталости, без создания письменности и ликвидации неграмотности невозможно поднять культуру и просвещение мордовского народа.
М. Е. Евсевьева можно по праву назвать создателем новой мордовской письменности, первым мордовским языковедом и основателем национального языкознания. И хотя до Евсевьева проводилась работа по изучению мордовских языков, но это, как правило, было изучение отдельных говоров, которое не всегда основывалось на живых разговорных языках и преследовало узконаучные цели. М. Е. Евсевьев впервые осуществил целостный подход к изучению мордовских языков, главную цель которого видел в создании национальной письменности, доступной и понятной простому народу. Знаток и собиратель образцов живого разговорного языка и устного народно-поэтического творчества родного народа он создал своеобразную «энциклопедию народной жизни», состоящую из песен, причитаний, сказок, описаний народных представлений и религиозных обрядов, пословиц, поговорок, игр, просто народной речи во всех ее проявлениях.
Язык — величайший народный наставник, он соединяет прошлые, ныне живущие и будущие поколения народа в историческое целое. Особенно это было важно для мордовского народа, исторически расселенного на огромной территории. В тех условиях такой труд по собиранию языка был подвижничеством, подвигом во имя народа. Благодаря этому десятки диалектов мордовских языков попали в поле зрения науки, позволив выявить наиболее распространенные, типичные, которые легли затем в основу литературных языков.
Изучение живого народного мордовского языка привело к созданию «Образцов мордовской народной словесности», к составлению которых М. Е. Евсевьев привлек учащихся семинарии. Они были опубликованы в 1896 году в Казани. Живой язык и был положен М. Е. Евсевьевым в основу букварей, написанных для эрзянских и мокшанских детей (1892). Семь лет потратил М. Е. Евсевьев на их подготовку, опробовал в мордовском училище при семинарии. Столько же лет ушло и на написание первоначальных учебников русского языка для мордвы-эрзи и мокши, изданных в 1897 году.
В основе букварей лежит предложенный К. Д. Ушинским звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. В них осуществляется тесная связь русского и мордовских языков. В комплекс должны были войти еще словари, которые М. Е. Евсевьев писал долгие годы, литература для чтения. Прежде всего это произведения устно-поэтического творчества мордовского народа, переводная литература. М. Е. Евсевьев подготовил более 30 переводных книг.
Научные исследования М. Е. Евсевьева в области мордовского языкознания получили высокую оценку выдающегося русского языковеда А. А. Шахматова, но для самого Макара Евсевьевича их практическое значение для создания письменности и учебной литературы стояло на первом месте.
Учитель по образованию и по духу М. Е. Евсевьев обращал свои взоры и надежды к мордовской народной школе, к народному учителю. Его беспокоило то, что мордовская начальная школа была развита значительно слабее, в сравнении со школами других народностей Поволжья. Проводя политику насаждения православия и русификации нерусских народов, в отношении мордвы царизм считал эти задачи «решенными», а потому и не проявлял заинтересованности в развитии мордовской школы. Изучая в своих поездках по мордовским селениям Поволжья состояние школьного дела, собирая материал о состоянии преподавания, учителях, М. Е. Евсевьев всячески стремился способствовать развитию мордовской школы, вносил предложения об открытии новых школ. В его записных книжках сохранилось немало записей о мордовских школах.
С просветительской деятельностью М. Е. Евсевьева связана его преподавательская работа в Казанской учительской семинарии. С семинарией была связана вся его жизнь. Сотни ребят разных национальностей — чуваши и татары, удмурты и алтайцы, мари и русские, башкиры и казахи и, естественно, мордва — прошли за эти годы через добрые и требовательные руки наставника. М. Е. Евсевьева по праву можно считать учителем учителей всех народов Поволжья. Он прекрасно владел русским, татарским и чувашским языками. С подготовкой национальных учителей М. Е. Евсевьев связывал в первую очередь расцвет культуры и просвещения народов Поволжья и отдавал этому много сил. Он проявлял большую заботу о совершенствовании программ и методики преподавания, умело связывал обучение с практическими задачами, привлекал учащихся к исследованиям в области языка, народного быта, этнографии, к изучению устно-поэтического наследия народов Поволжья. М. Е. Евсевьев руководил педагогической практикой семинаристов, проявлял заботу о трудовом обучении и воспитании.
Естественно, что особое внимание М. Е. Евсевьев уделял мордовским юношам, многих из которых он сам привез из глухих сел. Он стремился развивать национальное самосознание будущих учителей, раскрывая перед ними неведомый и увлекательный мир истории и культуры родного народа. В сохранившихся характеристиках, написанных М. Е. Евсевъевым на своих питомцев перед выпуском из семинарии, сквозит и глубокое знание их жизни, психологических особенностей, потенциальных возможностей. В Захаре Дорофееве отмечает литературное дарование, в Леонтии Кирюкове — увлечение музыкой, в Сергее Боярове — педагогический талант... Жизнь подтвердила предвидение мудрого наставника. В общении с молодежью М. Е. Евсевьев выступал как убежденный просветитель-демократ, веривший в творческие силы молодой поросли, в будущность своего народа.
Казанская учительская семинария была крупным методическим центром Казанского края по вопросам национального просвещения. Здесь работала группа известных педагогов и методистов, таких как Н. А. Бобровников, И. С. Михеев, Н. В. Никольский, Н. И. Ашмарин и др. И в этом кругу М. Е. Евсевьев пользовался заслуженным авторитетом. Для подготовки учительских кадров для мордовской школы важную роль сыграли его лингводидакти-ческие и методические идеи, положенные в основу учебной литературы. В конечном счете, все сделанное М. Е. Евсевьевым в области языкознания и фольклористики оказало свое воздействие на формирование методики преподавания мордовских языков и литературы в школе.
В широком контексте просветительства следует рассматривать и деятельность М. Е. Евсевьева как этнографа и историка мордвы. Его воззрения формировались под воздействием демократических взглядов выдающихся русских этнографов Н. Н. Миклухо-Маклая, Д. Н. Анучина, В. В. Радлова, Им постоянно владела мысль сохранить для будущих поколений материальную культуру мордовского народа, многие образцы которой гибли в условиях царизма. Сбору предметов народного быта были посвящены многие его поездки по мордовским деревням. В создании наиболее полных музейных экспозиций он видел залог сохранения материальной культуры мордовского народа. Он собрал и обработал более 500 коллекционных материалов по этнографии народов Поволжья, в особенности мордвы, хранящихся ныне в музеях Ленинграда, Казани, Саранска, Хельсинки и других городов.
Благодаря своей неустанной деятельности М. Е. Евсевьев уже в дореволюционные годы был признанным в кругах прогрессивной интеллигенции деятелем мордовской культуры и просвещения. Однако на этом пути у него, ученого-инородца, было немало препятствий. Его деятельность фактически не получила официального признания.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в жизни М. Е. Евсевьева. Освобождение родного народа от национального гнета, революционные преобразования в стране дали новый импульс и внесли новое содержание в просветительскую, педагогическую и научную деятельность М. Е. Евсевьева. Он активно включается в создание новой социалистической культуры мордовского народа. Ему радостно было видеть, что посеянные им семена национального самосознания проросли на революционной почве: его питомцы стали у истоков национального просвещения и культуры — З. Ф. Дорофеев, Е. В. Скобелев, И. Я. Бондяков, П. С. Глухов, И. Ф. Прокаев, Л. П. Кирюков, Т. И. Данилов, М. И. Наумкин, В. П. Ямушкин, И. И. Московкин и многие другие. Они стояли у истоков мордовской литературы и журналистики, науки и просвещения, музыки и педагогики. Подлинно триумфальной была встреча, которую оказали Макару Евсевьевичу делегаты I Всероссийского съезда мордовских учителей 7 сентября 1924 года. Он был избран почетным председателем съезда. «Пока он шел по громадному залу к столу президиума, все делегаты стоя приветствовали его аплодисментами»,— вспоминает Е. В. Скобелев. Это было признанием его огромных заслуг перед мордовским народом.
Народные комиссариаты по просвещению и по делам национальностей привлекают М. Е. Евсевьева для организации работы по просвещению мордовского народа. По свидетельству Ф. Ф. Советкина, он встречался с А. В. Луначарским и Н. К. Крупской, выступал в качестве организатора и докладчика целого ряда всероссийских и региональных совещаний по вопросам просвещения мордвы.
Строительство национальной мордовской школы требовало подготовки педагогических кадров, воспитания преданных делу просвещения учителей. Это стало главным делом жизни М. Е. Евсевьева.
По поручению Наркомпроса РСФСР в 1920 году, после закрытия семинарии, М. Е. Евсевьев организует в Казани трехгодичные мордовские учительские курсы и становится их первым директором. С открытием в 1921 году Казанской восточной академии, преобразованной позднее в Восточный педагогический институт, М. Е. Евсевьев избирается ее преподавателем, профессором, читает для будущих педагогов лекции по мордовскому языку и этнографии мордвы. С 1925 по 1930 год он преподавал мордовский язык, литературу, историю мордвы в Татарском коммунистическом университете и одновременно в Казанском педагогическом техникуме. Общение с молодежью, будущим своего народа, возможность свободно рассказывать о его прошлом, об истории языка и народной культуры вдохновляли ученого и просветителя. И молодежь платила ему любовью и признанием.
Большое место в жизни Макара Евсевьевича Евсевьева в послереволюционные годы занимала общественно-педагогическая деятельность, которой он отдавался с молодым задором. Много ездил по стране, встречался с учительством, участвовал в конференциях и совещаниях. По era инициативе были открыты первые мордовские учительские-семинарии в селе Мачкасы и Малый Толкай (ныне Куйбышевской области).
М. Е. Евсевьев уделял большое внимание курсовой: подготовке и переподготовке мордовских учителей. Под его руководством были открыты курсы не только в Москве, но и в Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Самаре, Саранске, Саратове. В центре стояли вопросы преподавания: мордовского языка и литературы, работы по новым учебникам. М. Е. Евсевьев не только выступал сам, но и привлекал опытных специалистов, работников культуры. На Центральных курсах выступали видные деятели Наркомпроса — Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Г. К. Ульянов. В гости к своим землякам приходил замечательный скульптор Степан Эрьзя, с творчеством которого М. Е. Евсевьев познакомился еще до революции и которым очень гордился.
Революция открыла широкий простор для научной деятельности М. Е. Евсевьева, дала возможность для обработки и подготовки к печати огромного количества материалов, собранных еще во время поездок по мордовским селам. При царизме удалось обобщить и опубликовать лишь малую их часть. Центральное издательство народов СССР предоставило М. Е. Евсевьеву самые широкие возможности для издания его научных трудов6. В 20-е годы вышли в свет «Мордва Татреспублики», «Эрзянь евкст» («Эрзянские сказки»), «Эрзянь морот» («Эрзянские песни»), эрзянско-русский словарь и ряд других.
В начале 20-х годов М. Е. Евсевьев завершил труд всей своей жизни, труд, ставший венцом многолетних лингвистических исследований — «Основы мордовской грамматики». Это была первая подлинно научная мордовская грамматика, написанная на основе глубокого изучения грамматического строя мордовской речи, стоявшая на уровне мирового финно-угроведения своего времени. Она дала мощный толчок для дальнейшего развития теории мордовских языков, установлению их норм и широкого внедрения в практику преподавания.
И еще один труд М. Е. Евсевьева открыл новую главу в науке о мордовском народе — это «Мордовская свадьба». В ней ученый обобщил свои 45-летние исследования по этнографии мордовского народа. М. Е. Евсевьев показал, что мордовская свадьба — это яркое народное празднество, действо, народная драма, представляющая собой воплощение народного мировоззрения, мифологии, устно-поэтического творчества и национальной игры.
Заслуги Макара Евсевьевича Евсевьева получили самую высокую оценку. Еще при жизни он был признан выдающимся деятелем науки, виднейшим исследователем мордовского языка, фольклора и этнографии. В 1930 году в связи с 50-летием научной деятельности ученого было внесено предложение о присвоении ему одного из высших в те годы званий — Героя Труда, принято решение о создании условий для расширения научно-исследовательской работы и привлечении в помощь научной молодежи. Забота Советской власти, родного народа вызвала подъем сил, желание и дальше трудиться на благо мордовского края. Однако силы уже были на исходе. И 10 мая 1931 года Макар Евсевьевич Евсевьев скончался. При большом скоплении народа, пришедшего отдать последний долг замечательному просветителю, ученому и педагогу, его похоронили на Арском кладбище в Казани. Правительством Мордовии на его могиле установлен памятник.
Макар Евсевьевич Евсевьев отдал свои силы, знания, ум, талант делу просвещения родного народа. Ему посчастливилось при жизни увидеть возрождение мордовского народа, его культуры и просвещения, активно участвовать в этом процессе.
Макаром Евсевьевичем Евсевьевым — ученым, педагогом и просветителем — были брошены первые семена, взращены первые ростки мордовской культуры и просвещения, которые положили начало тому обильному урожаю, тому взлету, свидетелями какого мы являемся сегодня.
Имя Макара Евсевьевича Евсевьева — труженика, ученого, просветителя-интернационалиста — занимает заслуженное место в ряду выдающихся деятелей просвещения и культуры нашей страны.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +