Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Стихийный и организованный воспитательный процесс (В. Н. Шульгин)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

«Массы учатся на своем практическом опыте», — так говорил Ленин. «Под воспитанием в дальнейшем наложении мы будем понимать планомерное, длительное воздействие одного (или одних людей) на другого (или на других) с целью развития природных, биологических или социально-полезных свойств последнего (последних)».
Что общего между этими двумя формулировками? Почти ничего. И, взяв эту затрепанную, изжеванную формулировку у старых буржуазных педагогов, наши друзья называют себя марксистами. Почему же? Не потому ли, что Ленин, говоря о «воспитании» и «образовании», говорил о том, что знания, навыки получаются в цроцессе воздействия на общество, на природу со стороны того, кто воспитывается, а наши горе-теоретики именно этого не признают, именно это и выкидывают и рассказывают на разные голоса нам басни о том, что суть воспитания состоит в том, что учитель учит, учитель воздействует. А ученик? Видимо, (воспринимает? И только. Они видят таким образом только одну сторону процесса, да и то не целиком, а частично. И ее-то выдают за целое. А у Ленина другое: массы учатся на собственном практическом опыте в процессе борьбы, в процессе строительства. Но этот опыт усваивается быстрее, правильнее, учеба идет лучше, если налицо есть партия, которая тоже учит, давая ряд новых знаний, верных сведений, освещающих и углубляющих опыт масс. И это имеет, несомненно, колоссальное значение. Преднамеренность, планомерность, длительность—важная, составная часть педпроцесса. Но и только. И ее роль тем больше, эффект тем значительней, чем меньше разрыв этой части процесса с неорганизованным, чем больше практика, опыт масс подтверждает правильность того, что планомерно, длительно сообщается. В эюм секрет популярности марксизма-ленинизма. Правильностъ этой теории подтверждает опыт миллионов на протяжении десятилетий.
И вот на усвоении этой теории и тем самым яа основании, уяснении своего опыта растут массы, учатся. Но планомерность, длительность воздействия может и мешать росту масс, — об этом говорит вся система педагогического воздействия буржуазных стран, в том числе и школа. Но могут быть и еще более сложные взаимоотношения, и они встречаются чаще всего, когда частично помогает, частично мешает расти массе это воздействие. Самые моменты подтверждения теории опытом подкупали, заставляли массу верить в теорию целиком, в знание остального, а оно не подтверждалось опытом, опровергалось им. И на этих противоречиях, как на качелях, десятки лет качаются многие партии. Здесь приходится уже разбираться в том, что подтверждается: основное или второстепенное, случайное. Так было с эсэрами у нас, с меньшевиками. Это же происходит с ними за рубежом.
Но есть и еще более сложные вещи, когда из отвергнутого, опороченного приходится вытаскивать нужное, ценное, пить из загрязненного источника, заведомо отравленного, учиться у врагов. Это было у нас. Это остается еще и теперь. Мы еще не все переоценила, не вое переработали, и в области естествознания, и в области .литературы, и в области театра, кино нам приходится давать массам «всячинку». Другого выхода нет. Но и здесь на помощь опять приходит опыт или, наоборот, мешает. Каждая для нас фальшивая струна как родная звучит для нашего врага, да и для колеблющихся: за нее бессознательно они хватаются. Она оправдана их прошлым опытом. А опыт этот подчас не наш — вредный нам, чуждый. Темп продвижения, темп обучения в значительной степени зависят от этого. И говорить о педагогике — значит говорить не только о длительном воздействии, но и о противодействии или содействии прошлого опыта. О том, чему он учит. О методах, приемах преодоления трудностей. Дело не так просто, как это кажется. Таким образом планомерное длительное воздействие порою обречено на яркий эффект, порою почти сводится нанет. Все зависит не только от планомерности и длительности, но и от опыта масс, к которым обращаются с воздействием, и выкинуть этого нельзя.
Это верно, скажут нам, но все же остается преднамеренное. длительное, систематическое, планомерное воздействие. Вот его-то мы и будем изучать. Вот оио-то и есть предмет педагогики. Все остальное — нет. Но это неверно. Во-первых, все это есть и в работе советов, профсоюзов, партии, следовательно, и их воспитательную работу следует включить в поле зрения педагогики. Но этого, дорогие друзья, вы не хотите сделать. А, во-вторых, видеть только эту сторону, — не значит ли это чрезмерно переоценивать силу идеологического влияния, больше того—приписывать ей решающее значение? Достаточна планомерность, преднамеренность, длительность воздействия,—и результат будет налицо. Плевать нам на все остальное, плевать нам на то, чему учит экономика, что подсказывает быт, пусть они противодействуют. Мы пересилим. Но это — чистейший идеализм. Или вам, может быть, не важен результат, горе-теоретики? Или вы не хотите плевать? Но тогда открыто заявите это. Бесспорно, однако, одно: ваша позиция явно идеалистическая,и держится она только в педагогике, и именно потому, что до нее не «дошли еще руки». Попробуйте развить эту систему «мыслей» в какой-либо другой области, и убожество станет ясным. Пойдите в Госплан и скажите там, что ваша «наука», простите за выражение, не изучает «стихийного процесса», а только «организованный», и Госплан пошлет вас к чортовой матери, так как он великолепно поймет, что вы поступаете здесь так же, как поступает хозяйственник, который не желает считаться с существованием нэпмана, частной торговли, с мелким крестьянским хозяйством, со «стихийным» процессом и изучает только социалистический сектор, причем так, как будто нет другого сектора. Впрочем, таких хозяйственников уже нет. Их давно выгнали вон. А вот педагоги такие еще налицо. Но, может быть, им следовало бы последовать за хозяйственниками? Тем более, что они не только на практике так поступают, но эту «теорию» выдают за «марксистскую педагогику».
Зависимость между стихийным воспитательным процессом и организованным отнюдь не меньшая, чем между «стихийным» хозяйственным процессом и организованным.
Надо же это, наконец, понять. И с той же внимательностью изучать законы, тенденции стихийного воспитательного процесса, как это делают в своей области хозяйственники, а не выкидывать его вон, как это делают наши «теоретики». Надо изучать взаимоотношения этих процессов, надо находить пути овладевания стихийным процессом, а они «горделиво» заявляют: «вот когда он станет организованным, вот тогда-то мы его и включим в предмет своего изучения». Но от этого пед-меньшевизмом пахнет на сотни верст.
«Политика, это —борьба между массами, политика — отношения пролетариата, борющегося за освобождение против всемирной буржуазии. Но в нашей борьбе выделяются две стороны дела: с одной стороны, задачи разрушить наследие буржуазного строя, разрушить попытки раздавить советскую власть, повторяемые всей буржуазией. До сих пор эта задача более всего занимала наше внимание и мешала перейти к другой задаче — задаче строительства»
Что если бы вы под тем предлогом, что задача политика — добиваться такого «отношения» между пролетариатом и буржуазией, которое было бы выгодно для пролетариата, — под этим предлогом предложили бы ему отказаться от изучения тех процессов, которые протекают среди крестьянства, рабочего класса, интеллигенции, — процессов, происходящих «стихийно», говоря: «твое дело добиваться изменения отношений, а процессы, еще не оформленные, протекающие «стихийно», пусть изучают другие? Что получили бы вы от него? Увесистую оплеуху. И он был бы прав. Так как руководить борьбой, направлять ее в интересах своего класса, добиваться изменения отношения в направлении его целей без изучения стихийных процессов — нельзя.
Как же вы, горе-теоретики, беретесь руководить делом воспитания, пренебрегая, вынизывая вон неорганизованный процесс? Нет, ваша задача другая. Изучать его, постоянно следить за ним и тонко, умело, своевременно, правильно помогать политику направлять его в ту сторону, куда он указывает. Именно вы — лучшие его помощники в области создания нового человека. И тонкостью подхода, умелостью воздействия вы можете здесь хвалиться. Директива дана. И не вы ее даете, ее дают политики. А эффект определяется не только правильностью директивы, но и тем, насколько тонко, умело к различным группам населения подошел пропагандист, агитатор, учитель: а этому уменью надо научить, эти вопросы надо научно проработать. Такова ваша роль, такова роль педагогики.
Но и это не все. Формула говорит о воздействии одного индивида на другого или одних на других. Но где находятся эти интересные персонажи? На какой планете? Может быть, они — голые люди на голой земле? А если нет? Может быть, следует говорить об окружающем? О каких-то организациях? Об обществе, частью которого они являются, которое, может быть, тоже на них воздействует? Может быть, даже они — члены того или иного класса, классового общества? И на них оказывает длительное воздействие государственная власть, класс, к которому они принадлежат, обстановка, в которой они работают, наконец, труд?.. Нет, нет, нет! Формула кричит о другом—-о воздействии индивида на индивид... Там в старой теории, которая известна столетие,- больше, там по крайней мере воздействовали оба—-и тот и другой индивид. Здесь — один. Что делает другой? Ну, это надо спросить у авторов. Однако суть теории ясна. Она очень не нова. Она давно похоронена марксистами-обществоведами. Так почему же ее за новую, да еще за марксистскую выдают в педагогике? Я долго думал о том, что же в ней нового. Вот разве то, что эту чепуху выдают за марксизм. Смелые люди, отважные!
Впрочем... впрочем, мы забыли еще одно обстоятельство. Мы забыли о том, что существует самообразование. Есть люди, перед которыми их практическая работа ставит ряд образовательных задач, и они сами по плану подбирают материал для изучения, сами намечают экскурсия, проработку, сами прорабатывают ряд книг. Как быть с ними: ведь здесь нет одного воздействующего дяди, скорее всего есть работающий, преодолевающий трудности субъект. Но если нет одного воздействующего дяди, есть, может быть, их несколько? И они спрятаны за программою, набором книг и т. д. так же, как «за картиной кино, программой радиопередачи,— скажем мы, — так же, как за планом работы совета или церкви скрыты эти организаторы и за ними всеми — государство, партия. Но именно вот этого вы и не хотите признать, именно это вы и называете «неоправданным расширением педагогики». Как же тогда быть?
Неладное творится с вашей формулой, неладное!
Но я слышу новые и новые возражения: вы позабыли самое главное, — кричат мне,—азы позабыли вторую часть формулы. Дело не только в том, чтобы было планомерное воздействие, но в том, что бы оно было с целью развития природных биологических или социально-полезных свойств последнего». Так что же из этого? Именно это — одна из задач профсоюза и совета. Именно они должны из собственника, мелкого эгоиста, обывателя создать нового человека, именно они должны перевоспитать, растить коммунистическое. И вам следовало бы вашу формулировку изменить так: под воспитанием понимаем мы систему мер, проводимых партией, госвластью, профсоюзами и другими организациями, направленных на развитие биологически- и социально-ценных свойств человека. Но этого вы не хотите сказать. Но, с другой стороны, чем измеряется эта социальная полезность? Как быть с церковью при этом определении, не слишком ли оно «внеклассово», впрочем не только в этой части, но и все целиком? Для нас бесспорна воспитательная роль церкви. Методика ее изощрена. Программа ясна. Организационные формы давно найдены. Можно ли отрицать воспитательную роль театрально-эффектных служб с блеском огней, с полутьмой и яркостью, с чудными подчас напевами прекрасных голосов; ближних и дальних экскурсий в монастырь, к мощам; парадов, шествий, ходов; смену воскресных, праздничных и будничных служб, вечерних и утренних, постов и праздников, — все это громадная школа, все это целая, прекрасно для своих задач продуманная система,— для нас это бесспорно. Но как быть с «социально-полезными качествами»? Уж очень беспартийна эта формулировка, очень мало марксизма в ней. И как быть с «развитием природных, биологических свойств»? Неладно что-то здесь дело, неладно. Негодность, неверность формулировки ясна.
Итак, вывод. Преднамеренность, планомерность нужны. Они есть в воспитании. Это верно. Но, во-первых, это не все. Это одна часть. Только одна часть процесса, пусть очень важная, дающая возможности проследить и изучить ряд отдельных моментов, но только часть, и взятая сама по свое, изолированная от всего процесса в целом, она дает мало. К тому же и эту часть вы береге не целиком, а умудряетесь выкинуть важнейшие моменты (советы, партия, профсоюзы) и свести вое к организованному воздействию «одного на другого», к чему-то школьному.
К тому же... к тому же вы рассматриваете человеческий материал... как чугун, железо, дерево. Вы устраняете сложность взаимодействий, имеющихся налицо при воспитательном процессе... Вы говорите об обработке... в то время как Ленин говорил о воспитании масс на основе их опыта, в процессе их борьбы, в процессе их строительства. Вы говорите о биологически и социально-полезных свойствах вообще в то время, когда их нет. Ваша формулировка не признает классовости. Так запутываете вы, дорогие товарищи, вопрос. Переписать вы сумели хорошо. Но это нетрудно. Думать труднее. Но вы этого и не делаете.
Вот почему, когда вы описываете педагогическую практику, когда вы говорите о самоуправлении, современности, краеведении, даже целях школы, вы правильно перепеваете достигнутое. Но как только дело доходит до теоретических обобщений, которые еще не даны... вы путаете, путаете, путаете. И не видите, не понимаете, как ожесточенно вы спорите сами с собой. Так как практическую педагогику, повторяю, во многих случаях вы описываете правильно.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +