Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогика как наука (П. Блонский)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Педагогика до последнего времени была в значительной мере идеалистической декламацией. Примером ее может служить хотя бы следующий ряд выдержек из одного русского педагога, очень популярного представителя дореволюционной педагогики. Вот что он пишет: «Дело педагогики не столько в том, чтобы описывать, как есть, а она должна сказать главным образом, как должно быть. И здесь мы выдвигаем нормативную точку зрения, как самую существенную для педагогики»; «какие бы задачи ни преследовала школа, жизнь и работа должны быть озарены лучами стремления к солнечному царству истины, добра, красоты, вообще — к царству общечеловеческих идеалов». Словом, чистейший идеализм, ведущий педагогику прямой дорогой в дебри метафизики.
Вот еще одна выдержка из того же педагога: «Как наука прикладная она (педагогика) должна идти вперед в соприкосновении с живой педагогической действительностью, а эта последняя слагается теперь все в большей мере из двух миров: мира фактов и мира ценностей. Первый изучается специальными науками, мир ценностей — объект философской мысли, и вот педагогика, стремясь занять действительно руководящую роль в воспитании и обучении, а не плестись в хвосте своего времени, занимаясь тоскливым учитыванием итогов жизни, должна объединить в себе оба эти элемента. Традиции поселили в широкой массе педагогов (да и не только их) некоторое, предубеждение против философии. В сознании большинства она просто отождествляется с метафизикой, а метафизика у нас как-то непроизвольно превратилась в своего рода смертный грех... Пора, наконец, перестать пугать словом метафизика».
В результате идеалист-педагог, забравшийся в дебри метафизики, питает чудовищное презрение к фактам: «В современных ожиданиях спасения со стороны чисто фактического исследования сказывается все та же натуралистическая струя... Надо освободиться от этого гнетущего подчинения фактам».
Вышецитированный русский педагог-идеалист, отличающийся от своих западно-европейских собратьев только более откровенной антинаучностью, зовет от фактического исследования в солнечное царство идеалов. Но такие только из головы самого педагога развивающиеся идеалы, разумеется, могут быть лишь чистосубъективными идеалами, не имеющими никакого научного вначения. Подобная педагогика, даже в самом лучшем случае, есть не что иное, как только более или менее связное, более или менее убедительное по своему красноречию, но не по научной обоснованности изложение личных желаний и личных идеалов педагога. Это — педагогическая декламация на тему. «Я хочу».
Но, педагог-идеалист редко бывает настолько искренним, чтобы сознаться в своем объективизме. Лишенный возможности аргументировать фактами и обосновывать ювой идеал, как вытекающий ив реальной действительности, педагог-идеалист обычно декларирует свои субъективные идеалы независимыми от действительности, а потому, мол, вечными, абсолютно истинными идеалами. Так субъективизм ведет к метафизике, в так называемая философская педагогика есть не что иное, как абсолютизация и идеализация личных желаний данного педагога.
Но педагог-идеалист, как и всякий человек, есть член своего класса. Его «я хочу» есть «я хочу» его класса, и в педагогике идеализм годится для того же, для чего он годится и в других областях, имению для идеализации неприглядной педагогической действительности — для идеализации воспитания рабовладельцев и рабов феодалов и крепостных, буржуазии и рабочего класса. Волю господствующего класса педагог-идеалист возводит в абсолютную вечную истину, идеал его он декларирует как абсолютную ценность. Такой педагогический идеал «хорош», как идеализация действительности, не плох, как познание этой действительности: он скорее зовет к забвению этой действительности, отрешению от нее.
Такая идеалистическая педагогика есть историческая необходимость в эксплуататорском обществе, потому что в этом обществе ребенок масс есть предмет настоящей или будущей эксплуатации, и задача педагога-идеалиста, как агента эксплуататора, состоит в том, чтобы, с одной стороны, отвлечь внимание от этой эксплуатации, а с другой — обосновать ее же, конечно, в замаскированном «метафизическом» виде как абсолютную вечную истину. Нашей задачей должно быть прямо противоположное: не презрение к фактическому исследованию и не противопоставление действительности откуда-то взявшегося «солнечного царства идеалов», но именно изучение этой действительности. Мы не должны дать себя обмануть звонкой, но бессодержательной и туманной идеалистической декламацией. В противовес этой декламации мы должны противопоставить изучение действительности, как она есть. Так, например, декламация о том, что воспитание является осуществлением идеалов добра, красоты и истины, мы должны противопоставить описание фактически существующего воспитания как осуществления идеалов экоплоатации. Изучение фактически существующего воспитания и обусловливающих его причин сразу же сделает для нас ясным, что в эксплуататорском обществе воспитание и не должно быть осуществлением идеалов добра, красоты и истины в том смысле, что при данных социальных предпосылках оно не может быть таковым. Педагог-идеалист зовет от изучения действительности в «солнечное царство идеалов», потому что это изучение действительности является самым сильным опровержением его идеалистической декламации.
Всякая наука постольку наука, поскольку она изучает факты, устанавливая между ними те или иные зависимости. Педагогика как наука изучает факты воюпитания в их зависимости от тех или других причин. Так, например, вопрос о том, должны ли быть наказания или нет, не есть вопрос научного исследования. Педагогика как наука ставит вопрос иначе: какие наказания и почему существуют? В результате получается ответ: такие-то наказания при таких-то условиях существуют и могут не существовать лишь при исчезновении этих условий. Воспитание создается не по воле отдельного человека, каким бы гениальным он ни был; воспитание есть функция определенных экономических и политических условий, и при данных условиях существует и может существовать только данное воспитание, В условиях эксплуататорского общества основная задача педагогики как науки — разоблачать фактически существующее воспитание и выявлять его зависимость от всего уклада буржуазного общества.
Совершенно иной является задача педагогики в обществе, где власть в руках рабочего класса. В этом обществе, и только в нем одном, воспитание служит целям трудящихся масс и имеет в виду всестороннее и полное развитие детей рабочих масс с тем, чтобы они смогли положить конец всякой экгалоатации и всякому классовому господству. Соответствующе педагогика является наукой о всестороннем и полном развитии подрастающего человека в физическом, социально-трудовом и интеллектуальном отношениях. Педагогика есть наука о развитии мощных во всех отношениях (физическом, техническом, социальном и интеллектуальном) детей трудящихся масс. Но в качестве таковой науки педагогика не может не опираться на ту науку, которая изучает фактическое развитие подрастающего человека в зависимости от тех или иных условий, т.-е. на педологию. Педология, изучающая развитие человека в детстве, и педагогика, изучающая факторы, благоприятствующие этому развитию, все больше и больше сближаются друг с другом. Отношение между этими двумя науками такое же, как между зоологией и животноводством, ботаникой и растениеводством. Как животновод в своей деятельности опирается на зоологию, так и (педагог должен опираться на педологию. Только зная, в чем состоит развитие ребенка, можно решить вопрос, как создать полноту и всесторонность его.
Собственно говоря, в зародыше педагогика как наука существует и в рамках буржуазного общества. Стремясь обеспечить детям капиталистов значительную долю умственного развития, педагог буржуазного общества не мог не ставить вопроса о сущности и заколах умственного развития у детей. Также, заботясь о физическом воспитании их, он не мог не выяснить сущности и законов физического развития детей. Наконец, он не мог не разрабатывать педологию труда, поскольку перед ним стоял вопрос о педагогике труда. В этом смысле мы и в буржуазной педагогике найдем много ценного научного материала, который должен быть нами использован. Ряд отдельных педагогических проблем и в буржуазной педагогике был проработан очень основательно. Большая часть тех кирпичей, из которых должно выстроиться здание педагогики как науки, уже имеется, и мы менее всего должны ими пренебрегать. Но все же не буржуазии воздвигнуть здание педагогики как научной системы. Большой ряд первостепенной важности причин делает это невозможным для нее. Буржуазная педагогика обычно рассматривает педагогический процесс как изолированный от общей экономической и политической обстановки. Выражаясь математическим языком, она рассматривает эту обстановку как величину постоянную, а не переменную, и тем самым лишает себя возможности выяснить закономерность и причинные связи педагогического процесса. Последний в ее педагогиках выступает вне связи с другими сторонами общественной жизни, оторванной от общей исторической ситуации.
Затем, даже в пределах педагогического процесса как такового, буржуазная педагогика, не преследуя фактически задачи всестороннего развития человека, тем самым дает неполный, односторонний анализ разбираемой ею педагогической проблемы. Педагогический процесс, как цельный и связный процесс, обычно распадается на ряд отдельных мелких педагогических проблем, и выявление соотношения, связи между отдельными сторонами развития ребенка, — наименее разработанный в буржуазной педагогике вопрос. Достаточно детально разбирая вопрос о развитии тех или других отдельных сторон развития ребенка, она плохо справляется с вопросами о связанности, цельности и всесторонности этого развития. Выражаясь афоризмом, можно сказать, что буржуазная педагогика хорошо, с научной точки зрения, разработала ряд отдельных глав по педагогике, но не педагогику как цельную научную систему.
Наконец, буржуазная педагогика, менее всего считаясь с проблемой всестороннего развития масс, главное свое внимание сосредоточила на отдельном ребенке. Старательней всего она изучала не детскую массу, но ребенка, притом обычно вне его социального положения. Но только изучение массовых явлений облегчает возможность уловить закономерность их; при изучении же отдельного явления большую роль играет случай. Это обстоятельство также мешало буржуазной педагогике достичь полной научности.
Конечно, отдельные представители буржуазной педагогики подходили к этим вопросам, но мы говорим здесь о доминирующей тенденции всей буржуазной педагогики. Эта тенденция обусловливается самой сущностью буржуазии, как класса эксплуататоров, вынужденного скрывать реальные корни своих педагогических целей, далекого от задачи дать всестороннее развитие детям рабочих масс, и поэтому принужденного изображать педагогический процесс как отвлеченный односторонний процесс, вне его разносторонних связей и закономерностей, притом маскируя и идеализируя ряд существеннейших сторон этого процесса. Только в том обществе, сущностью которого является развитие мощного рабочего класса, возможна педагогика как наука.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +