Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Критика определения педагогики П. П. Блонским и А. Г. Калашниковым (А. Пинкевич)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Приведем его (Блонского) позднейшее определение, данное им в «Основах педагогики». «Педагогика есть наука о развитии мощных во всех отношениях (физическом, техническом, социальном и интеллектуальном) детей трудящихся масс». Несколько выше в той же работе он дает несколько более общее определение: «Педагогика является наукой о всестороннем и полном развитии подрастающего человека в физическом, социально трудовом и интеллектуальном отношениях».
В определении П. Блонского подчеркнут целевая сторона, а сущность педагогического процесса скрыта под словом «развитие». Принципиальных возражений такое определение не может встретить. Лишь в первом определении, по нашему мнению, излишне добавление — «детей трудящихся масс». Советская власть в детские сады и школы иервой ступени самым широким образом привлекает детей всех слоев населения, даже нетрудовых.
Несколько неясно в том, что пишет П. Блонский о педагогике, следующее место: «Всякая наука — постольку наука, поскольку она изучает факты, устанавливая между ними те или иные зависимости. Педагогика как наука изучает факты воспитания в их зависимости от тех или других причин. Так, например, вопрос о том, должны ли быть наказания или нет,—не есть вопрос научного исследования. (Почему? — А. П.). Педагогика как наука ставит вопрос иначе: какие наказания и почему существуют? В результате получается ответ: такие-то наказания при таких-то условиях существуют и могут не существовать лишь при исчезновении этих условий». Сам того не замечая, П. Блонский восстанавливает так называемую «чистую» науку на ее старом, дореволюционном троне, а науки прикладные (не только описывающие и объясняющие мир, но и изменяющие его) лишаются права на звание науки. Медицина, сельское хозяйство, науки технологические и т. п., с точки зрения П. Блонокого, не должны быть признаны науками. Однако П. Блонский противоречит себе на той же странице, когда говорит об отношении между педологией и педагогикой следующее: «Отношение между этими двумя науками такое же, как между зоологией и животноводством, ботаникой и растениеводством» И далее — в самом тексте своих «Основ педагогики» он все время сбивается на практически-прикладной тон, т.е., по его мнению, не научный, когда дает таблицы с двумя рядами: «Соответствующие примеры упрямства» и «Каким образом иеменить в данном случае детское поведение» и т. п. (См., например, стр. 41, 45, 57, 72, 75, 111 и др.)
В отличие от своих первых работ («Курс педагогики», 1916 и 1918 гг.) в советских изданиях «Педагогики» и в «Основах педагогики» Блонский не разделяет понятий «воспитание» и «образование». Но педагогику он ограничивает изучением педагогического процесса развивающегося (растущего) человека; по крайней мере, он нигде не говорит о расширении ее пределов до изучения педагогических воздействий на взрослого, педагогика взрослости им не затронута.
По мнению А. Калашникова, педагогический (воспитательный, приспособительный) процесс бывает двух родов. «Один протекает,—говорит он,— в организованной среде специально для того, чтобы эта среда вырабатывала определенные навыки, знания и умения, а другой проходит в самой общественной среде со всей ее сложной конструкцией. Если школу, с одной стороны, мы назовем организованным педагогическим процессом, то семья, производство, улица, с другой,—могут быть названы неорганизованным педагогическим процессом». И в другом месте: педагогический процесс «есть часть социального приспособления, которое организуется обществом и представляет собой систему длительных и планомерных воздействий на ненаследственно изменяемые свойства человеческой природы, с целью выработать приспособительные навыки в интересах господствующих классов данного общества».
Эти определения вызывают ряд возражений. Во-первых, вызывает возражение деление педагогического процесса на организованный и неорганизованный. Как, можно называть «педагогическим» неорганизованный процесс, если сам А. Калашников принужден определить педагогику, как учение об организованном педагогическом процессе, признавая тем, что для педагогики характерна именно организованность. Кроме того, странно противоположение «школы» и «производства»: в педагогическом процессе и первое и второе (и многое другое!) входят как части педагогического процесса. Для нас несомненно, что А. Калашников смешивает понятия «развития» и «педагогического процесса». Конечно, развитие человека (как, и всякого другого живого существа) происходит и независимо от педагогических воздействий, но почему термин «развитие», крепко установленный в науке, следует заменять термином «педагогический процесс», — совершенно неясно. О точки зрения А. Калашникова, если быть последовательными, следует признать педагогическим процессом и развитие насекомых, птиц, млекопитающих и т. п. Во втором более развитом определении говорится о «социальном приспособлении»,— это как-будто может служить демаркационной линией между животными и человеком.
Однако, с точки зрения развития, и социальная жизнь животных играет не последнюю роль, а с другой стороны, и развитие человека отнюдь не ограничивается социальным приспособлением. Далее, в приведенном выше (втором) определении педатогического процесса неубедительно звучит утверждение, что производятся воздействия «на ненаследственно изменяемые свойства человеческой природы». Какие же свойства человеческой природы изменяются ненаследственно? Тут что-то неладно сказано: еще можно говорить о наследственных изменениях тех или других свойств, а не о каких-то «свойствах» человеческрй природы, которые наследственно не изменяются, а могут изменяться только ненаследственно. Таким путем мы подходам к, каким-то таинственным «свойствам», которые не могут измениться наследственно: так, что же — они всегда и существовали в такой неизменном виде?
Наконец, еще одно замечание, и последнее, по поводу определения А. Калашникова. Он утверждает, что задачей организованного педагогического процесса, существующего в историческом современном иам обществе, является «выработать приспособительные навыки в интересах господствующих классов данного общества». Тут тоже, несомненно, чрезвычайный перегиб палки. Что в современном обществе школа— орудие правящих классов, это достаточно хорошо известно. Но что задача педагогического процесса, даже в самой буржуазной стране, целиком состоит в том, чтобы вырабатывать все эти несколько таинственные «приспособительные навыки» в интересах буржуазии,—трудно поверить. Предположим, например, что в народной буржуазной школе занимаются гимнастикой — обычной и врачебной,— «приспособительные навыки» обязательно в интересах буржуазии? Или если в начальной школе тренируются в письме, чтении, счете, — это тоже обязательно на пользу буржуазии? А если дети находятся в яслях?.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +