Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предмет педагогики (А. Калашников)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Вопрос о предмете педагогики есть вопрос основной, ответ на который должен строго ограничить тот круг явлений социальной жизни, который носит название воспитательных. Нам приходится поэтому подойти к определению предмета педагогики и его эволюции историческим путем.
Развитие науки в общем определяется практическими потребностями, и в частности педагогика зародилась как наука только тогда, когда в процессе развития человеческого опыта выделилась специальная область социальной практики под видом воспитательной функции. На ранних ступенях развития человеческого общества процесс приспособления подрастающего поколения к жизни в условиях данной социальной среды стал происходить в специальных учреждениях общественного порядка (с помощью старейшин, в группах, в школах и т. д.). Воспитательная функция, в смысле особой профессии, выделилась в порядке разделения труда на том уровне развития общества, когда опыт поколений в данной общественной формации не мог быть целесообразно передаваем с помощью семейных воздействий или непосредственного трудового приспособления. Лишь после того, как выделилась совершенно новая профессия воспитателя и создалась новая общественная функция воспитания в виде различных институтов, преследующих цель научения подрастающего поколения наиболее экономным путем потребовалась систематизация и обобщение новой области социальной практики, которые и положили начало педагогической теории или педагогической науки. Таким образом самая древняя педагогическая теория необходимо должна была быть и действительно была педагогикой подрастающего поколения. Первые педагогические трактаты из античного мира посвящены главным образом, освещению приемов и методов воспитания детства и юношества. До эпохи развитого торгового капитализма общественные потребности, в смысле специального воспитательного воздействия на массы, ограничивались лишь воспитанием подрастающего поколения, и педагогическая теория исследовала главным образом вопросы возрастной педагогики.
Но как же обстояло дело с социальным формированием человека, когда еще не было создано «универсальной науки, изучающей все средства и возможности воспроизводства социального человека»?.. Само собой разумеется, что и тогда массы учились на собственном практическом опыте, как это имеет место и сейчас; и тогда социальное поведение формировали те же силы, какие формируют его и теперь. Какие же силы определяют собой социальное формирование человека, и весь ли процесс этого формирования качественно однороден? Если мы попытаемся глубже вникнуть в те условия, в которых живет и развивается исторический современный нам человек, то мы дадим такой ответ на поставленный вопрос. Таких сил три: во-первых, биологическое развитие, которое определяет собой возможности (по количеству и качеству) приобретения различных форм социального поведения в разные периоды жизни человека; во-вторых, общественное бытие в той его части, которая вовлекает человека в систему производственных отношений, характерных для данного общества и для положения данного лица в нем; в-третьих, это будет специальное воспитание, которое известным образом зависит от общественного бытия вообще, но и имеет свои качественно отличные от последнего стороны и поэтому должно выделяться в специально формирующую силу. Соотношение между этими основными факторами и образует тот или иной тип конкретного поведения общественного человека. Что биологическое развитие оказывает свое влияние на социальное формирование человека, в этом, кажется, никто не сомневается; но что из всей совокупности социально-производственных отношений, которые мы называем общественным бытием, следует выделять особую область взаимодействий которую мы называем воспитанием, и теорию, которую мы называем педагогикой,—это не для всех является ясным. Между тем Маркс и Энгельс еще в «Немецкой идеологии», рассматривая процесс возникновения мировоззрений, указывали, что он состоит из двух частей. В конце отрывка на стр. 224 (Архив Маркса и Энгельса, кн. I), они пишут: «До сих пор мы рассматривали обработку природы людьми. Другая сторона — это обработка людей людьми». Эти две фразы цитаты так же диалектически между собой связаны, как и основные положения исторического материализма: общественное бытие определяет сознание, но и общественное сознание определяет бытие. Этот последний процесс, т.е. процесс формирования индивидуального и коллективного бытия под действием общественного сознания, и есть то, что называют Маркс и Энгельс другой стороной человеческой деятельности—обработкой людей людьми, или что мы называем целевым изменением социального поведения с помощью воспитания или самим воспитанием. Это следует из того, что всякая обработка— в том числе и oбработкa людей людьми— производится с определенной целью, по определенному плану и с учетом получаемых результатов, а это, как мы увидим далее, и является главными признаками воспитания.
Изменение и переделка людей всегда совершаются двумя путями: один путь есть путь через изменение производственно-экономического базиса, а второй путь есть путь сознательного изменения воздействующих на поведение масс надстроек в интересах господствующих классов. Если второй процесс подлежит полному общественному контролю сo стороны господствуюпрх классов, то первый процесс, т.е. изменение базиса в классовом обществе, а мы пока живем еще в нем, не подлежит полностью контролю со стороны общества. Вот что говорит по этому поводу Плеханов вслед за Энгельсом: «Характер «экономической структуры» и то направление, в котором изменяется этот характер, зависят, не от воли людей, а от состояния производительных сил и от того, какие именно изменения в производственных отношениях возникают и становятся нужными для общества вследствие дальнейшего развития этих сил». Энгельс поясняет это следующими словами: «Люди сами делают свою историю, но они до сих пор делали ее, даже внутри отдельных обществ, не по общей воле и не пo общему плану. Их стремления взаимно перекрещивались, и именно потому, во всех таких обществах царствует необходимость, дополнением и внешней формой проявления которой служит случайность». В этих словах Энгельса и лежит объяснение той части социального формирования человека, которую мы называем неорганизованным или стихийным воспитанием. Оно случайно или стихийно не потому, что произвольно, а потому, что необходимо и не зависит от воли одного человека или отдельных его групп.
Классовое сознание буржуазии или пролетариата возникaeт с непреодолимой необходимостью независимо от того, желают или не желают этого отдельные группы людей; оно возникает совершенно объективно или, если хотите, стихийно в процессе исторического развития общества.
Плеханов поясняет далее: «Человеческая деятельность сама определяется здесь не как свободная, а как необходимая, как законосообразная, т.е. могущая стать объектом научного исследования». Таким образом «стихийность» или, что то же самое, необходимое и независящее от человеческой воли формирование социального поведения человека всегда имеет место в человеческом обществе; однако внутри его, уже начиная с ранних ступеней развития человечества, возникают направляемые групповыми, сословными и классовыми интересами формы целевого, а следовательно, произвольного и планомерного воздействия на поведение человека. Итак, внутри необходимо-закономерного воспроизводства социального человека, которое мы условно называем неорганизованным воспитанием, поскольку приходится держаться в рамках педагогической терминологии, возникает и развивается процесс произвольного и целевого формирования человеческого поведения, которое мы называем организованным воспитанием или педагогическим процессом. Основными признаками, характерными для этой части формирования социального человека, являются таким образом цель, социально и классово детерминированная, организованность воздействий и учет получаемых результатов.
Само собой разумеется, что эти два процесса, сочетаясь с третьим процессом биологического развития, далеко не независимы друг от друга; наоборот, второй процесс, т.е. процесс педагогический, целиком определяется первым и возникает под влиянием, объективного формирования социального человека, но, раз возникши, он начинает на него воздействовать и так или иначе изменять действие первого.
Соотношение между стихийным формированием человеческого поведения и организованным воспитанием здесь, примерно, такое же, какое существует между базисом общественной жизни и надстройками, на нем возникающими; в диалектическом толковании эти оба типа взаимодействия параллельны.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +