Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основная задача педагогики (В. Н. Шульгин)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Партия учит, советы учат, профсоюзы учат. Это мы слышали, утверждают многие. Это мы знаем уже ряд лет. Нет здесь ничего нового. Это верно. Об этом не раз говорил Владимир Ильич, это не раз он подчеркивал. Это мы проводим в жизнь. Миллионную массу представляют собою члены советов, вокруг них группируются делегатки, прикрепленные и т. д. Их много. Несколько миллионов членов профсоюзов. Сотни тысяч охватывает партия. И вся эта масса учится, воспитывается. Но как? Вот вопрос, о котором надо думать, который надо изучать. Этот вопрос может звучать по-иному.
Добились ли мы того, чтобы в кратчайший период каждый член профсоюза, каждый член совета получил в результате этой работы максимум надежных знаний, прочных навыков? Нет, не добились. Знаем мы, как это сделать? Нет, не знаем. Изучает кто-либо научно этот водное? Нет. Так обстоит дело. Это факт. А вопрос идет о миллионах, и время не ждет. А что было бы, если б, продумав, изучив, весь вопрос хорошо, мы двинули бы дело вперед. Результат был бы колоссальнейший. Мы много говорим о рационализации. Но о рационализации — о правильной постановке воспитательной работы мы думаем мало. Мы склонны считать, что здесь все известно. Партия учит, советы учат, профсоюзы учат. Кто же этого не слышал. И под эти разговоры мы подчас хороним борьбу за то, чтобы научно поставить дело изучения учебы и на основе изучения его двинуть вперед. Этого больше терпеть нельзя. Этим обязана заняться педагогика, это первая, основная ее задача. Она нова, она наша, она впервые возникла как педагогическая проблема у нас в переходную эпоху. И она не уйдет. Она не случайна, не случайна потому, что чем бливюе мы будем подходить к коммунистическому обществу, тем резче будет перерождаться самый аппарат государственной власти, быстрее будут отмирать функции принуждения и вместе с этим будут развертываться функции воспитания: «не пробуждение, а убеждение, увещевание», — такова тенденция процесса. Так говорил Владимир Ильич. Этого нельзя недооценивать, в этом одно из своеобразий переходной эпохи.
«Переход из буржуазного общества к политике пролетариата—очень трудный переход, тем более, что буржуазия клевещет на нас неустанно всем аппаратом своей пропаганды и агитации и т. п. Она старается затушевать важную роль диктатуры пролетариата, ее воспитательную задачу, особенно важную в России, где к пролетариату принадлежит меньшинство населения»; «...задачей партии должна быть помощь в деле воспитания и образования трудящихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в наследие от старого строя, навыки и привычки собственнические, которые насквозь пропитывают толщу масс». Вот как стоит вопрос, и этим делом завжшлш шветы, профсоюзы, а не только Наркомпрос.
И вот вместо того чтобы засесть за это, продумать сверху донизу эту работу с миллионами, мы утешаемся тем, что говорим: «Знакомо все это—партия учит, советы учат, профсоюзы учат». Дальше так продолжать нельзя. Пора перестать кустарничать. Пора заставить педагогику заняться этим вопросом. А теперь. Как часто мы видим картину: директива дана, ж она верна. Но не умеют ее провести. И не потому, что в политческом отношении люди малограмотны. Но потому, что плохо педагогически подкованы.
Педагогика советов, профсоюзов, партии —-основная кардинальная проблема. От нее не уйти.
«Надо переделать самые нравы общества, надолго загаженные проклятой частной собственностью, на средства производства». Это сделать отнюдь не легко. Нет в этом деле достаточного опыта, и его не могло быть. Это делаем впервые мы. И мало поможет вам здесь Запад, Америка. Там другое. Там все проникнуто индивидуалиэмом, жаждой наживы, любовью к своему «собственному», к «священной частной собственности». А нам надо воспитать бережное, любовное, творческое отношение к общественному; там все стимулируется франком, долларом, все измеряется им. Так и говорят: «Этот стоит миллионы» и т. д. А у нас должны развиваться иные стимулы, и не потому, сколько имеет денег, должен цениться человек, а потому, насколько сильно предан он общему делу. И едва ли их методика подойдет: у нас цели иные. Но на фабриках, заводах и там, правда, в иной, чем у нас обстановке, вырастает коллективистическое. Это верно. Но о ним идет бешеная борьба, и смысл всей педагогической системы там в том, чтобы уничтожить, а если нельзя этого добиться, то по крайней мере затормозить рост, а вместо коллективистического привить собственническое, индивидуалистическое и вместо борьбы привить у массы покорность. И нельзя сказать, чтобы это делалось плохо. Нет, это делается с большим уменьем. Это только наши «умники» твердят о том, что стихийный процесс не интересует педагогику. А наиболее умные педагоги Запада пишут ряд книг о «педагогике» деревни, педагогике фабрично-заводской среды. И суть этих педагогик в том, чтобы помочь буржуазной власти бороться со стихийным процессом, который выковывает коллективистическую идеологию, сплоченность пролетарских масю, готовность их к революционной борьбе. Они не только говорят о «вредных настроениях» среди пролетариата, о его аморализме, «вредных привычках» и т. д. Они учат как бороться с этим. А мы должны пролетариату дать в руки методику, которая бы помогла эти коллективистические навыки закрепить.
Примечание. Надо добиться того, чтобы росла, крепла, оформлялась наша педагогика в мировом масштабе. Об этом тоже не слышно, чтобы кто-нибудь где-нибудь писал диссертацию.
Эта проблема актуальна и для Союза. Как крепить коллективистические навыки у масс, как вытравить, уничтожить рвачество, шкурничество, делячество, собственнические настроения.
Мы знаем, что есть объективные причины, их порождающие. И педагогика их уничтожить не может. Но отсюда отнюдь не вытекает то, что она не может помочь более тонко, с большим успехом о отрицательными явлениями бороться. Может, бесспорно может. И этого надо добиться. Как? Это надо наследовать, изучить, научно продумать.
Но надо не только это. Нам надо повысить производительность труда, надо развить изобретательство, и это можно сделать! Теперь не 12, а 7 часов работают на фабрике рабочие, и не на верстаках ночуют, и не в казармах, и не голодают, как голодали. Объективные предпосылки есть для сотен тысяч, и не об одиночках, а о сотнях тысяч должна идти речь. Как? Чем может помочь здесь педагогика? И голый ответ —повышением уровня знаний, навыков — слишком гол. Да и здесь не отпадает вопрос как? на чем? Сотни тысяч, миллионы в школу на скамью не посадишь, а речь идет именно о миллионах и сейчас. Так как только этим путем мы можем сдвинуться и начать быстро итти вперед. Как? Но этого мы еще не добились. Творчество, изобретательство масс мы должны разбудить, лелеять, растить.
Но это —город. Это — фабрика. Но они окружены морем деревень. И отнюдь не всегда «стихийный процесс» в них толкает сознание в нашем, в желательном нам направлении. Как быть? Стомиллионное крестьянство на школьную скамью не посадишь «для систематического длительного воздействия». Это пустячки. А время не ждет. Классовая борьба — факт. И она не стихает. Надо воспитывать через советы, партию, профсоюзы.

Учить на основе опыта

Но это не все. Надо искать новые приводы, и на них указывал Ленин: «Надо добиться того, чтобы каждая фабрика, каждая электрическая станция превратились в очаги просвещения» (XVII т., стр. 430). Не уставал говорить Владимир Ильич. Да, надо добиться. Но об этом никто не думает. Этого никто не изучает. Как должна она учить? чему? Что значит стать очагом просвещения. Об этом педагогика молчит. Но, может быть, пора об этом вспомнить хотя бы теперь, когда так много пишут о культурной революции. Растут совхозы, хлебные фабрики, коммуны; и в этом росте, развитии, совместном труде, болезненно-тяжело рождается, выковывается новый человек. Где же педагогика? Может она вмешаться в это дело и помочь лучше учиться, быстрее приобретать наши коллективистические навыки или, наблюдая, как разваливаются порою колхозы, коммуны, она должна гордо заявить: «Дело все в экономике и старой психологии собственника, мне здесь нет дела». Это было бы преступлением. Но сейчас дело обстоит именно так. Хуже того. У нас есть коммуны, совхозы, которые существуют 5, 6, 10 лет. Да, да, есть и такие. В этих коммунах живут дети и взрослые. Мы изучаем школу как она есть, сколько ребят делают ошибок в группе I (Ступени, но что-то не слышно, чтобы кто-нибудь изучал педагогику коммуны. Как перерабатывается там психология. И можно ли и как ускорить этот процесс. И если об этом сейчас не написано десятка хороших статей, то будут писать диссертации. Пора писать.
Но педагог молчит. Не изучает. Не интересуется. А есть и для него там работенка. Он должен бы их жизнь, работу пересмотреть со своей точки зрения, под своим углом зрения. Как и на что нажать, что усилить, какие организационные моменты надо внести, чтобы тухли быстрее собственнические навыки, чтобы росло наше. Надо добиться того, чтобы совхозы, коммуны, опытные станции стали очагами просвещения, не только распостранителями знаний, но и воспитания новой дисциплины, новых навыков, нового мировоззрения. Но об этом кажется больше думает Наркозем, хозяйственные органы, чем Нарсомпрос.
Но на это указывал Ленин, когда говорил: «Советские имения, равно как школы-фермы, должны стать маяком просвещения».
Как через любое наше хозяйственное предприятие воспитывать в массах новое, коммунистическое? Как лучше на основе работы учить? Вот в чем проблема. Ее надо решать.
А многие по старинке говорят только о школе и не видят того, что в переходную эпоху воспитательную работу делает не она одна и не она только — центр просвещения. Нет. Но и амбулатория, Дом крестьянина и Дом Красной армии и совхоз, и любое хозяйственное предприятие.
И весь вопрос состоит в том, как улучшить работу каждого из этих центров и как добиться единства, плановости воздействия их всех. Это совсем необычная подготовка. И нельзя ее не разрабатывать только потому, что она необычна и что о ней не слыхали. Особенно непозволительно это делать сейчас.
«Культурная революция» — об этом кричит любой лист газет, об этом кричат журналы и радио. Но культурная революция —-есть революция, т.е. движение миллионов, десятков миллионов масс. Это — борьба их за знания, за культуру. Их в школу не загонишь. И мимо этого не пройдешь. Надо стать во главе этого движения, правильно его направить.
И учить их надо на опыте, на основе труда, к этому приспособив систему учебы. От ликбеза, через работу дома, в совхозе, фабрике, совете... профсоюзе должна тянуться нить учебы. Что-то вроде непрерывного потока, но тоже своеобразного, а так как все на большую и большую высоту знаний, опыта взбирается в результате такой «конвейерной» системы человек. От этой задачи не уйти.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +