Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Л. С. Выготский. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка


"Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис
М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

(«Дефектология», 1976, № 6 (ст. 1930 г.).)

Проблема политехнического воспитания становится сейчас проблемой первоочередной практической важности. Переход к политехнизму является важнейшей задачей нашей школы, и мы сейчас уже вступили в ту полосу развития нашей педагогики, когда осуществление на деле принципов политехнической школы становится повседневной задачей нашей практической педагогики.
В связи с этим приобретает исключительное значение и научное исследование проблемы политехнического воспитания и отчасти освещение этой проблемы с точки зрения психологии, с точки зрения развития ребенка.
Делая первые шаги к постановке новой, в сущности, для нашего исследования проблемы, мы руководствуемся тем соображением, что психическое изучение и исследование детского труда еще находятся в младенческой стадии своего развития. Это объясняется, с одной стороны, тем, что зарубежная психология не интересовалась до сих пор, да и не могла интересоваться глубоко, трудовой деятельностью ребенка. Труд и ребенок, как правило, были разъединены, а там, где детский труд применялся, он не привлекал к себе внимания исследователей.
В нашей психологии эта проблема также до сих пор еще не ставилась со всей серьезностью, какая требуется для этой темы. Мы, по-видимому, больше знаем и лучше и серьезнее умеем изучать, как тратится мышечная сила ребенка в процессе трудовой деятельности, чем как эта трудовая деятельность связывается с мышлением ребенка. Мы еще в области психологической аппаратуры не создали ничего такого, что могло бы позволить подойти с известной стороны к процессам детского труда экспериментально.
Между тем проблема политехнического воспитания и политехнического труда требует внимания к мышлению, к высшим психологическим функциям, сотрудничающим в сложном сочетании с трудовой деятельностью. Она требует внимания к выяснению той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребенка и развитием его трудовой деятельности.
Для всей проблемы политехнического воспитания в целом центральной является идея соединения теории и практики умственного и физического труда, мышления и действия. История разумной и целесообразной практической деятельности ребенка раскрывает перед нами во всей сложности диалектику возникновения высших и новых синтезов из мышления и действия на разных возрастных ступенях. Она показывает, как завязываются на каждой данной возрастной ступени генетические узлы, соединяющие воедино мышление и практическую деятельность ребенка.
Между тем обычно детский труд изучался вне категории развития, его изучали преимущественно с точки зрения приспособления трудовой операции к тому или иному возрасту.
Нам думается, что бесспорным является положение о том, что центральной методологической проблемой является подход к труду с точки зрения развития трудовой деятельности по возрастам. Не примеривание, не приноравливание, не приспособление известных форм трудовой деятельности к возможностям ребенка на той или иной возрастной ступени, а понимание трудовой деятельности как известной органической части внутри системы развивающегося поведения ребенка, умение понять развитие трудовой деятельности в общем цикле развития ребенка составляют основную задачу научного исследования в этой области.
Часто указывают на то, что до сих пор понимание политехнического воспитания в некоторых своих пунктах является спорным. Это верно, но, однако, уже и сейчас в основном понимание политехнизма и политехнического воспитания достаточно определилось в своих главных чертах, чтобы мы могли найти твердую опорную точку для нашего исследования.
Классическое определение политехнического воспитания, данное К. Марксом, как известно, указывает на два основных момента, заключающихся в этом понятии. Политехническое воспитание знакомит с общими научными принципами всех производственных процессов ив тоже время дает ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными.инструментами всех производств. Таким образом, здесь указаны два момента с совершенной ясностью, я какое бы определение политехнизма и раскрытие его содержания мы не взяли, если только они идут от этого определения К. Маркса, мы увидим, что эти два момента остаются при всех вариациях основными. Только они и интересуют нас сейчас — это соединение мышления и умения, или соединение теории и практики.
Развивая эту основную идею применительно к различию, существующему между политехнической и профессиональной школой, Н. К. Крупская говорит, что политехническая школа отличается от профессиональной тему что центр тяжести в ней, лежит в осмысливании трудовых процессов, в развитии умения связывать воедино теорию и практику, умении понимать взаимозависимость известных явлений, тогда как в профессиональной школе центр тяжести переносится на вооружение учащихся трудовыми навыками; Если мы спросим себя, что же со стороны психологии,, с точки зрения порядка и закономерностей появления и вызревания новых функций соответствует этому соединению теории и практики, соединению мышления и умения, соединению знания основных принципов процесса и ряда практических навыков, мы увидим, что в этой области дело обстоит чрезвычайно неблагополучно. Если схематически и суммарно попытаться подытожить все то, что мы сейчас имеем в области попыток определить психологическое содержание, соответствующее этому теоретическому раскрытию понятия политехнического воспитания, то мы найдем четыре основные попытки, с помощью которых пытаются обьгяно раскрыть это содержание.
Первая заключается в том, что понятие соединения теории и практики сводится с психологической стороны к тому, что ребенок в процессе обучения трудовой деятельности, в процессе политехнического воспитания тесно связывает и синтезирует свою трудовую деятельность с очень сложной системой знаний, непосредственно не связанных с его трудовой операцией в данную минуту. Целая система новых и обширных знаний, относящихся к области внешней природы, к закономерностям общественной жизни, строится вокруг трудовой операции ребёнка как вокруг организующего стержня. Но с психологической стороны обнаружатся недостатки этого определения, когда мы пытаемся найти в нем адекватное раскрытие психологического содержания политехнического воспитания. Эти недостатки заключаются в том, что мы имеем здесь столь роковой для всей психологии разрыв между изучением формы и содержания нашего мышления и нашей деятельности. Здесь известное содержание, которое в виде знания должно быть приобретено ребенком, рассматривается оторванно от формальных моментов, от формальных функций, с помощью которых это содержание берется и усваивается ребенком.
Вопрос о приобретении знаний ставится вне категории развития, вне связи с развитием мышления ребенка. В основе этого изучения лежит представление о том, что то или иное содержание заполняет наше мышление как пустую форму.
Я думаю, никто не станет спорить о том, что усвоение общих принципов всех производственных процессов, составляющее один из главнейших моментов политехнического воспитания, есть дело мышления, и если, мы хотим говорить об этом усвоении общих принципов с точки арения развития ребенка, то мы должны их как-то поставить в связь с историей развития детского мышления. Вторая попытка заключается в том, что наряду с знаниями говорят о навыках, говорят, что политехническое воспитание заключается не только в приобретении знаний, но и в складывании определенных умений.
Когда мы пытаемся раскрыть понимание навыков в конкретном приближении к политехническому воспитанию, оказывается, что эти навыки отличаются от ряда прочих навыков, от того, что принято называть навыками в психологических лабораториях. Например, говорят об общетрудовых навыках, об умении ставить своему труду цели, об умении планировать свою деятельность.
Я думаю, не вызовет спора и та мысль, что умение ставить цели своему труду и умение планировать свою деятельность, эти сложные функции, как бы мы их ни называли, с точки зрения состава, строения и способа деятельности, коренным образом отличаются от навыков, которые усваиваются ребенком путем простого повторения и заучивания, от навыков письма, чтения, от ряда других формальных навыков. Нам менее всего приходит в голову отрицать значение или роль навыков в деле политехнического воспитания. Но когда мы противопоставляем навыки, дающиеся профессиональным обучением, тем навыкам, которые должны быть даны в политехническом обучении, то центр тяжести заключается не столько в самом навыке, сколько в осмысливании навыка. А это обстоятельство ставит эти общие трудовые навыки в одну плоскость с общими принципами производственных процессов.
Мы сталкиваемся снова с разрывом содержания и формы в психологическом исследовании. Если мы разберемся в том, что дает нам психология с точки зрения образования навыка, мы увидим, что она располагает здесь чисто функциональным анализом, совершенно лишенным всякого содержания.
Мы имеем еще две попытки, которые исходят из психологической лаборатории и которые, казалось бы, значительно ближе, чем первые две, приводят нас к ответу на интересующий нас вопрос.
Первая из них исходит из психотехнической лаборатории, которая ставила всегда, с самого начала своего возникновения, вопрос о соотношении труда и интеллектуальных функций, но ставила его вне категории развития и почти исключительно в дифференциально-психологическом разрезе. Профессиональная деятельность разлагалась на ряд отдельных операций, к этим операциям подыскивались соответствующие интеллектуальные функции, затем в процессе исследования проверялось, насколько интеллектуальный профиль того или иного человека соответствует требованиям профессиограммы. По остроумному выражению одного из психологов, здесь не столько происходил выбор профессии, соответствующей психологии человека, сколько выбор человека, подходящего к профессии. И только в последнее время мы наблюдаем, как развивается четвертая психологическая попытка решить указанную проблему. На этот раз попытка исходит от генетической и детской психологии. Здесь все внимание исследователей, которые пытаются изучить развитие разумной практической деятельности как одну из функций, одну из форм поведения ребенка и включить, таким образом, развитие этой деятельности в общий цикл развития поведения ребенка, направлено на то, чтобы строго определить естественные, природные, коренные функции практического интеллекта от тех дальнейших изменений этих функций и надстроек над ними, которые они приобретают, становясь трудовой деятельностью в собственном смысле этого слова.
Итак, резюмируя все то, что дают нам эти четыре попытки, мы должны сказать, что все они обнаруживают три основных недостатка, без преодоления и критики которых мы, не можем подойти к правильной постановке интересующей нас проблемы: во-первых, отрыв содержания от формы и формы от содержания; во-вторых, неадекватность психологических функций и сложной трудовой деятельности и, наконец, отсутствие синтеза между интеллектуальным развитием ребенка, с одной стороны, и развитием его трудовой деятельности — с другой.
Одной из главнейших трудностей, на которую наталкивается психологическое исследование в этой области, является то обстоятельство, что до сих пор в детской психологии развитие трудовой деятельности и развитие мышления ребенка рассматриваются всегда в изолированном друг от друга виде, как две самостоятельные и не имеющие друг с другом ничего общего линии развития. Для старой детской психологии, рассматривавшей психическое развитие ребенка вне его связи с общеорганическим развитием, была характерна тенденция выводить мышление ребенка из открытия, которое приурочивалось к самому раннему возрасту. Так, Штерн создал учение о том, что на втором году жизни ребенок делает величайшее в своей жизни открытие: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, он открывает принцип называния, принцип связи между знаком и значением. Все дальнейшее развитие детского мышления, в том числе и его разумная практическая деятельность, выводится далее уже непосредственно почти логическим путем из этих основных принципов. Результат, или конечная точка всего процесса развития, переносится, таким образом, к самому началу.
Как ни маловероятна с психологической стороны эта теория, как ни мало отражается в ней представление об открытии общего с общим уровнем годовалого ребенка, эта теория является господствующей до сих пор. Центральным для нее является выведение практической деятельности ребенка из его отвлеченного мышления. С другей стороны, исследование практической деятельности ребенка обычно ограничивалось раскрытием механизма выработки просто двигательного навыка. Повторение (тренировка) рассматривалось при этом как основной момент, определяющий судьбу этого навыка. Если изучение мышления ребенка не имело ничего общего с развитием его практической деятельности, то изучение практической деятельности в свою очередь, не имело ничего общего с мышлением.
При такой постановке вопроса оставалось совершенно непонятным, каким способом возникает разумная, целесообразная деятельность, что является ее корнями. Напротив, новая психология показала, что такого изолированного развития мышления и действия не существует в действительности и что на самом деле мы встречаем на каждом шагу разительный пример теснЪй связи, тесного сплетения практики и мышления ребенка.
Правда, это соединение практического интеллекта и словесного мышления ребенка не является неизменной и постоянной величиной на всем протяжении детского развития, она меняется вместе с переходом ребенка от одной возрастной эпохи к другой. Меняются сама структура и соотношение составных частей этого сложного образования, но дело от этого не меняется.
Практическая деятельность я мышление ребенка оказываются связанными воедино, и задача исследователя заключается в том, чтобы вскрыть и в ясном виде представить все своеобразие этой связи в каждую данную эпоху роста и развития ребенка.
Мы попытаемся в заключение набросать схему интеллектуального развития ребенка в связи с его практической деятельностью по важнейшим возрастам. Корни, или предпосылки, трудовой деятельности ребенка должны быть отнесены к чрезвычайно раннему возрасту. Уже в 6 месяцев исследователи отмечают у ребенка зачатки той формы деятельности, которая проявляется в манипуляциях ребенка, в его обращении с предметами и которая является зародышем употребления орудия. Однако в 6 месяцев ребенок начинает впервые с помощью одного предмета воздействовать на другой. Он толкает, катит, передвигает один предмет с помощью другого. Через несколько месяцев эта деятельность превращается в первичное, наиболее примитивное употребление орудий, напоминающее действия шимпанзе в известных опытах Келлера.
Это сходство первичных операций ребенка с деятельностью обезьян дало повод Бюлеру назвать весь этот возраст шимпанзеподобным возрастом. Для этой самой ранней фазы в развитии употреблений орудий самым характерным является то, обстоятельство, что эти примитивные формы практической деятельности ребенка не связаны с его речью.
Положение меняется существенным образом и переходит в следующую фазу, которая длится примерно от года до трех и характеризуется синкретическим объединением практической деятельности и словесного мышления ребенка. Ребенок действует и одновременно разговаривает, то и другое связывается у него неразрывно в одну общую операцию.
Таким образом, возникает сплав из речи и действия, причудливая смесь, с точки зрения взрослого, но совершенно естественное положение ребенка, который благодаря своей беспомощности с самых первых дней жизни попадает в такие условия, когда путь от него к вещам и от вещей к нему ведет через другого человека. Постепенно ребенок от внешней социальной речи, являющейся средством связи его с окружающими людьми, переходит к эгоцентрической речи, к речи для себя, произносимой в виде отрывков монолога. Эта речь снова синкретически объединяется с деятельностью ребенка.
Вся эта эпоха охватывает возраст примерно от 3 до 6 лет. От 6 до 10 лет на сцену выступает новое сочетание действия и мышления, на этот раз находящее свое выражение в связи внутренней речи ребенка с его внешним действием... После 10 лет, в связи с выработкой понятий, возникает относительная самостоятельность внутреннего мышления и действия, которая окончательно развивается и закрепляется в период полового созревания у подростка.
Нам остается в заключение сказать об общем влиянии, которое оказывает труд на развитие ребенка в целом. По правильному замечанию Пиаже, ребенок раннего возраста не имеет истинного контакта с вещами, потому что он не трудится.
Мы видим, таким образом, что труд является одним из могущественных факторов интеллектуального развития-ребенка, и вся проблема, с которой мы начали наше рассмотрение, приобретает действенный характер. С одной стороны, мы пытались выяснить, как развитие трудовой деятельности находит свою опору в естественном развитии детского мышления и его практической деятельности; с другой стороны, сам труд раскрывается как один из основных факторов, двигающих это интеллектуальное развитие ребенка вперед.

Продолжение хрестоматии ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +