Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Организация учебных экскурсий


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях же, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков.
Однако довольно-таки трудно провести экскурсию, на которой школьники только повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали одни новые знания. Исключения составляют отдельные кратковременные выходы учащихся в природу или на производство для подтверждения и иллюстрации изученных географических предметов и явлений. Поэтому наиболее распространенной формой является смешанная (по дидактическим целям) экскурсия. Наряду с повторением и совершенствованием знаний, умений и навыков проводится исследовательская работа, учащиеся приобретают новые представления, вырабатывают умения, получают новые знания.
Организация и проведение экскурсий, как показывает практика, складывается из нескольких этапов: подготовительного, проведения экскурсии, подведения итогов, обработки собранных материалов, использования материалов в преподавании. Подготовительный этап включает подготовку и учителя и учащихся. Учитель, готовясь к экскурсии, отбирает вопросы для повторения или намечает, какие представления школьники получат для формирования новых понятий в будущем, выбирает объекты для обследования и всесторонне их изучает.
В период подготовки к экскурсии учитель подбирает необходимые карты изучаемой местности, литературу, восстанавливает и расширяет свои знания. Ознакомившись с районом экскурсии по картам, литературным, источникам, в беседах с местными жителями, учитель приступает к непосредственному знакомству с местностью или предприятием. Так, например, в V классе на экскурсии на местную реку, выбрав для изучения участок реки, учитель определяет круг сведений, которые школьники должны получить на экскурсии, намечает программный маршрут движения и остановки. В дальнейшем, изучая местность, учитель дополняет этот план, уточняет маршрут, с тем чтобы сократить переходы и сделать маршрут по возможности замкнутым.
В период подготовки к экскурсии учителю целесообразно провести запись о том, какие вопросы нужно рассмотреть и что показать учащимся на экскурсии.
Затем учитель побывает на месте проведения экскурсии, пройдет весь маршрут. Это позволит ему выбрать остановки и решить, что рассказать на каждой из них, какой материал школьники должны записать, зарисовать, сфотографировать, какие экспонаты взять, какие практические работы выполнить.
После непосредственного осмотра местности составляется план проведения экскурсии.
Если экскурсия готовится на предприятие, учителю необходимо побывать на нем, посмотреть производство, познакомиться с технологическим процессом, поговорить с работниками предприятия. С администрацией учитель договаривается о времени проведения экскурсии и о выделении экскурсовода.
Однако выделенные специалисты-экскурсоводы без подготовительной с ними работы могут допустить отдельные промахи, отклониться от намеченной цели экскурсии. Подготовительная работа с экскурсоводом-специалистом заключается в том, чтобы сделать его объяснения целенаправленными. Для этого можно предварительно побеседовать с экскурсоводом о цели, задачах, плане, маршруте, остановках, о том, на что следует обратить внимание учащихся.
При изучении предприятия учителю целесообразно хотя бы кратко выяснить его историю. Знакомство с историей позволяет полнее представить, как создавалось и развивалось данное предприятие, понять пути его дальнейшего роста. Знакомство с историей предприятия имеет и важное методологическое значение для географии, так как мы изучаем хозяйство в динамике и развитии. Порядок наблюдения на производственных экскурсиях диктуется последовательностью технологического процесса предприятий данного типа.
При проведении производственных экскурсий следует учитывать, чтобы выбранные объекты представляли собой высокомеханизированные предприятия, имеющие четкую организацию труда, и отражали специализацию хозяйства местного района. В предварительном знакомстве с предприятием учителю необходимо определить вместимость помещений. При этом следует иметь в виду, чтобы все учащиеся могли слушать экскурсовода, видеть все, что он показывает, не создавая сутолоки и помех в работе предприятия. Поэтому перед экскурсией учитель определяет, какое максимальное количество школьников может одновременно посещать объект. В большинстве случаев предприятия могут посещать одновременно не более 25 человек.
Подготовка учащихся к экскурсии. Для того чтобы содержание экскурсий было воспринято школьниками прочно и сознательно, в классе перед экскурсией повторяются основные географические понятия и термины, необходимые для усвоения материала во время экскурсии. Учащиеся по картам (при их наличии) знакомятся с районом экскурсии, с маршрутом, остановками, содержанием практических работ или с предприятием, его транспортно-географическим положением, составом и расположением цехов.
В целях привлечения внимания учащихся к экскурсионному объекту перед экскурсией полезно использовать знания тех школьников, которые лучше других осведомлены о положении на нем. Так, при проведении экскурсии на свиноводческую и молочно-товарную фермы, расположенные в одном километре от школы, учитель использует знания отдельных школьников об этих фермах. В беседах с учащимися он выяснил, например, что трое школьников, проживающих в селе, где расположены фермы колхоза, бэльше других знакомы с ними, часто бывают там, помогают своим родителям. Учитель просит этих учащихся рассказать классу о фермах.
Когда они рассказывая указали на кормокухню, кормозапарник, корнерезку, клубнемойку и, между прочим, добавили, что пол на фермах моют два раза в день, то всем захотелось побывать там.
Использование знаний учащихся в период подготовки к экскурсии способствует развитию интереса к изучаемому объекту. Вместе с тем учащиеся проникаются уважением к тем, кто лучше знает природу или хозяйство.
В зависимости от особенностей экскурсии, продолжительности маршрута, количества остановок класс, если это необходимо, предварительно делится на звенья, назначаются звеньевые. Число звеньев не должно превышать пяти-шести, так как при большем их количестве учителю трудно инструктировать и проверять работу учащихся на экскурсии.
Каждое звено получает план-задание, где дается перечень вопросов, на которые следует получить ответы на экскурсии, получает необходимое оборудование и снаряжение. При фронтальном методе проведения экскурсии с единым планом для всего класса деление на звенья может не проводиться, а задания для учащихся предлагаются заранее или на остановках.
Чем меньше возраст учащихся, тем более необходима кропотливая подготовка школьников к экскурсии. Так, например, пятиклассников с большей подробностью, чем, скажем, восьмиклассников, следует знакомить с маршрутом, содержанием работ на каждой остановке, с обязанностями звеньев. Если работа выполняется по групповым заданиям, то перед экскурсией следует раздать эти задания с пометкой места работы и фамилией звеньевого. Учащихся V класса следует также подробно знакомить и со способом фиксации, сбора материала на остановках.
Составление плана. На основе личного знакомства с местностью или хозяйством объекта и изучения литературы составляется план экскурсии. В нем должны быть четко определены цели и задачи экскурсии, ее организация и содержание работы. Образовательные и воспитательные цели учебной экскурсии в природу включают: закрепление на экскурсионных объектах ранее изученных понятий и приобретенных навыков по теме экскурсии, выработку умений устанавливать связи явлений природы на наблюдаемом материале, вооружение учащихся умениями подмечать различные формы воздействия, использования и преобразования природы.
Цель производственных экскурсий составляет формирование понятий о современном, высокомеханизированном промышленном и сельскохозяйственном производстве, о ведущей специализации, об экономико-географическом положении, о размещении цехов предприятия и внутризаводских производственных связях, об организации труда и воспитание любви к труду.
По содержанию экскурсии учитель разрабатывает маршрут, намечает остановки, предусматривает виды практических работ на них. Особое внимание уделяется разработке маршрута на экскурсиях в природу, так как успех их в значительной степени зависит от правильности выбора маршрута.
В маршруте указывается направление и расстояние переходов, места остановок, содержание наблюдений на них (форм рельефа, особенностей обнажений пород и др.), характер практических работ (на измерение, определения места и направлений, зарисовки, фотографирование и др.). В целях активизации внимания учащихся необходимо продумать, а для начинающих учителей и записать вопросы, которые задаются школьникам на остановках.
Так, например, в план осенней экскурсии в пятом классе можно включить:
Остановка № 1. На самом возвышенном месте над окружающей территорией и ее обозрение (сверху — «с бреющего полета самолета»). Зарисовка форм рельефа и ознакомление с окружающей панорамой местности. Ориентирование на местности по компасу и местным предметам.
Остановка № 2. При наличии на данной территории реки провести наблюдение за ее берегами, определить правый и левый, высокий и низкий берега, познакомиться с островами, мелью, определить быстроту течения, температуру, прозрачность воды и др. Выяснить, из каких пород сложены коренные берега, взять образцы пород.
Остановка № 3. У оврага или обнажения на берегу ручья, реки. Рассмотреть строение оврага, зарисовать его, взять образцы пород.
Остановка № 4. У холма. Выяснить отличие холма от других форм рельефа. Подобным образом формулируются и другие вопросы плана.
На первой остановке с учащимися учитель проводит беседу, в ходе которой выясняет, как определить стороны горизонта различными способами, где (в каком направлении) находятся наша школа, Дворец пионеров, и другие вопросы.
На второй остановке у школьников полезно выяснить: в каком направлении течет наша река? Почему в этом? Какова скорость течения и как определить ее?
Если на осенней экскурсии в V классе дети знакомятся с объектами, которые им предстоит изучить в течение учебного года, то на весенней экскурсии отдельные звенья получают задания по описанию того или иного известного им географического объекта и выполняют ряд практических работ. Весенняя экскурсия может быть проведена по тому же маршруту, что и осенью. Однако весенняя экскурсия представляет собой как бы отчет школьников о том, чему они научились на уроках географии, умеют ли они свои теоретические знания применять на практике.
Поэтому в план весенней экскурсии включаются более сложные вопросы, требующие от учащихся определенных умозаключений, выводов, а также таких, которые помогают школьникам приобрести умения и навыки практического характера, например по заданию учителя описать какой-либо из объектов — овраг, реку, холм и т. д. План описания должен дать учитель. Схема описания источника может быть следующей.
Местоположение источника и характер рельефа окружающей местности. Из каких пород сложены местность и дно источника? Как вытекает вода из источника — струей или фонтаном? Какое количество воды дает источник в минуту? Каково качество воды (цвет, вкус, прозрачность, запах)? Какова температура воды источника по сравнению с поверхностными водами?
В план экскурсии в лес в VI классе по курсу география материков следует включить вопросы, помогающие раскрыть приспособляемость растительности к условиям обитания. Разбив учащихся на звенья, учитель дает каждому из них задания примерно следующего содержания.
Первому звену — определить основную лесообразующую породу и описать ее. Выяснить, почему она оказалась победительницей за место в лесу в борьбе с другими породами деревьев. Зарисовать или сфотографировать внешний вид основной лесообразующей породы. Если она произрастает в различных условиях увлажнения, проследить, чем отличаются ее корневая система, годичные кольца, крона в разных условиях.
Второму звену — собрать материал для описания растений второго и третьего ярусов леса: каков их состав; особенности приспособления этих растений для своего распространения. Сделать зарисовки или фотографии пород второго и третьего ярусов. Собрать гербарий.
Третьему звену — составить описание леса в целом, положение описываемого участка, его внешний вид: какие древесные породы преобладают в лесу, какие являются примесью; состав пород первого, второго и третьего ярусов леса; различия в видовом составе леса, растущего на различных участках — сухих и заболоченных, возвышенных и пониженных; где лучше растения развились, где — хуже и имеют угнетенный вид, чем это можно объяснить: как измелился состав леса на гарях и вырубках.
Четвертому звену — описать изменения леса, происшедшие под воздействием человека: какое хозяйственное применение имеют растения леса; какие животные и птицы обитают в лесу и их промысловое значение; как изменяется животный и растительный мир леса под воздействием человека; какие мероприятия проводятся для охраны леса и его возобновления.
На каждой остановке учитель располагает учащихся так, чтобы всем было видно и слышно, чаще всего полукругом по отношению к изучаемому объекту. Затем предлагает осмотреть местность или объект, проводит беседу о наблюдаемом, дает школьникам задания для выполнения практических работ. На весенней экскурсии в V классе при изучении оврага школьникам можно предложить задания: первому звену — с помощью мерной веревки измерить длину и ширину оврага, с помощью транспортира с отвесом определить крутизну склонов; второму звену — с помощью саперной лопаты взять пробы грунта через 10 м и определить состав горных пород, слагающих склоны и дно оврага; третьему звену — провести глазомерную съемку и составить план оврага со всеми ответвлениями; четвертому звену — выяснить причины образования оврага, определить, как он влияет на хозяйственное использование окружающей местности; пятому звену — определить влияние размывающей деятельности дождевых потоков и паводковых вод, исследовать выходы источников в овраге; шестому звену — побеседовать с местными жителями и выяснить, какая борьба проводится с ростом оврага, и подумать, какие необходимы дальнейшие мероприятия, что в этом отношении могут сделать учащиеся.
Свои наблюдения и выполненные практические работы учащиеся записывают в тетрадях. В заключение учитель делает обобщение о проделанной работе и рассказывает, чем они будут заниматься на следующем этапе. Работу на экскурсии необходимо строить, по возможности, так, чтобы задания для учащихся от этапа к этапу постепенно усложнялись.
В план экскурсии на промышленное предприятие можно включить такие вопросы: местоположение предприятия, условия, определи шие выбор места, его транспортно-географическое положение; источники сырья, топлива, их положение по отношению к предприятию, условия транспортировки; краткая история возникновения пр'Дприятия и его реконструкция за годы Советской власти; основные этапы производственного процесса, состав цехов, их оборудование, характер выполняемых работ; производственные связи предприятия: по сырью, топливу, электроэнергии; внутризаводские — между отдельными цехами; по готовой продукции. Составить схемы связей.
Организация труда. Ведущие профессии предприятия, передовики производства и их производственные достижения, рост профессионального мастерства и повышения квалификации рабочих, деятельность на производстве выпускников средней школы. Социалистическое соревнование, награды и поощрения на производстве.
Перспективы развития предприятия. В зависимости от характера производства в планах-заданиях звеньев указывается, какие собрать экспонаты, где и что зарисовать, сфотографировать и др.
В план экскурсии на энергетическое предприятие, например ГЭС, можно включить вопросы: географическое положение электростанции и причины, обусловившие создание ее в данном месте. Какие изменения возникли в природной среде в результате строительства ГЭС. Тип электростанции и принцип ее устройства. Основные агрегаты ГЭС. Использование водохранилища (для рыбоводства, разведения водоплавающей птицы, орошения, транспорта и др.). Потребители энергии и производственные связи ГЭС. Куда и в каком количестве идет энергия, как ее применение сказалось на механизации трудоемких процессов потребляющих предприятий. Откуда поступает оборудование, горюче-смазочные материалы и др. Организация труда и передовики ГЭС.
При проведении экскурсии на тепловую электростанцию некоторые вопросы видоизменяются, а вопрос об использовании водохранилища совсем исключается. Дополнительно следует включить вопрос о типах топлива, его качестве, месте добычи, условиях транспортировки. Во время экскурсии на ТЭЦ дополнительно выясняется, как и где используется в производстве и в быту горячая вода.
На экскурсиях на железнодорожную станцию в план включаются вопросы, раскрывающие географическое роложение станции, причины, вызвавшие необходимость строительства ее в данном месте. Краткая история возникновения и развития транспортного производства в районе. Техническая оснащенность станции (автоблокировка, типы локомотивов и т. д.). Главные объекты станции (пассажирский вокзал, складские и товарные помещения, товарные и сортировочные пути, депо, железнодорожные мастерские и др.). Работа товарной станции. Хозяйственная территория, тяготеющая к станции. Какой груз прибывает для потребления местным хозяйством, какой отправляется в другие районы. Какая продукция местного хозяйства отправляется и куда. Производственные связи станции. Откуда поступают локомотивы, рельсы, шпалы для ремонта путей, топливо, оборудование. Организация труда, передовики и их успехи.
В план экскурсии на пристань выясняется пристанское хозяйство, продолжительность навигации (ее начало и конец), район тяготения к пристани, состав перевозимых грузов.
Вопросы при ознакомлении с животноводством колхоза или совхоза могут быть следующие: местоположение фермы. Причины, обусловившие место выбора. История создания фермы. Количество животных на ферме и его рост по годам. Породность скота и меры улучшения ее. Продуктивность животноводства на 100 га земли за отдельные годы и меры ее повышения. Условия содержания животных и их кормление. Кормовая база и меры ее улучшения; значение посевов кукурузы, сахарной свеклы для создания прочной кормовой базы животноводства. Механизация трудоемких работ на фермах; роль в этом электричества. Социалистическое соревнование среди животноводов. Передовики животноводства и их производственные достижения. Организация труда животноводов и оплата труда. Перспективы развития животноводства и повышение его продуктивности.
На экскурсии в полеводство колхоза или совхоза выясняются следующие вопросы: земельный фонд и распределение его по сельскохозяйственным угодьям. Сельскохозяйственные культуры, возделываемые в колхозе или совхозе. Рост урожайности их по отдельным годам с учетом затрат труда и средств. Меры борьбы за повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Как используются для повышения урожайности почвенные разности, органические и минеральные удобрения. Механизация работ в полеводстве. Передовики производства и их производственные достижения. Знакомство с методами их труда. Производственные связи; связь полеводства с животноводством; откуда и какие виды удобрений, машин поступают, куда и в каком виде идет продукция. Перспективы развития.
В план экскурсии в отделение «Сельхозтехника», механические мастерские колхозов можно включить следующие вопросы: особенности положения территории, площадь ее. Какие колхозы обслуживаются. Положение колхозов по отношению к мастерским, расстояния до них. Виды работ, выполняемые в колхозах, — в полеводстве и животноводстве.
Составить схему расположения колхозов по отношению к отделению «Сельхозтехника» или межколхозным мастерским. Состояние материально-технической базы. Знакомство школьников с сельскохозяйственными машинами и орудиями, мастерскими по ремонту комбайнов, сельскохозяйственных орудий, с цехом горячей обработки. Как и где организован текущий и капитальный ремонт техники. Откуда поступают в отделение «Сельхозтехника» (и межколхозные мастерские) машины и орудия, запасные части и инструмент, горюче-смазочные материалы, оборудование для мастерских и прочие материалы. Составить на основе этого схему производственных связей. Организация труда. Соцсоревнование между работниками. Рационализаторские предложения и их значение для повышения производительности труда на ремонте сельхозмашин и орудий. Составить план усадьбы отделения «Сельхозтехника» или межколхозных мастерских.
Нетрудно заметить, что по этому плану можно провести экскурсию фронтально, со всем классом, или по звеньям, с отдельными заданиями для трех звеньев.
Составив план экскурсии, учитель знакомит с ним учащихся класса, распределяет отдельные индивидуальные или групповые задания.
Проведение экскурсии. В назначенное время и место собираются учащиеся. Учитель проверяет готовность звеньев, наличие оборудования и пр.
Экскурсия может проводиться как с общим планом для всего класса, так и по-иному, когда класс предварительно делится на звенья, каждое из которых имеет свой план-задание. Однако в том и другом случае школьники должны познакомиться со всем маршрутом экскурсии в природу или со всеми цехами на предприятии. Вместе с тем все члены звеньев проделывают ту самостоятельную работу, которая указана в плане их звена. Деление класса на звенья помогает школьникам собрать более полный материал, а на оформление отчетов затратить меньше времени, чем при фронтальном методе проведения экскурсии с единым планом для всех учащихся класса. Однако при положительном значении звеньевой системы в проведении экскурсии следует помнить и о ее недостатках. Иногда учащиеся на экскурсии все внимание уделяют лишь вопросам планов своих звеньев. Поэтому необходимо обратить внимание школьников на важность ознакомления не только со «своим» участком, но и со всеми объектами экскурсии в целом.
В связи с задачами экскурсии и сложностью изучаемого объекта при звеньевой системе проведения экскурсии применяются два варианта организации учащихся. Если экскурсионный объект по своим размерам небольшой, а отдельные участки расположены близко, то звенья сначала расходятся на выделенные участки, где выполняют самостоятельную работу. Учитель же инструктирует учащихся, помогает им, а затем, после проверки работы всех звеньев, ведет класс по всем участкам маршрута. Каждое звено на своем участке дает остальным необходимые объяснения. Таким образом, все звенья знакомятся со всем маршрутом в целом и собирают достаточно подробный материал о своем участке.
Экскурсию на большой и разнообразный объект со сложным маршрутом целесообразно провести по-иному. Вначале все учащиеся идут по маршруту, а учитель на каждой остановке проводит с ними беседу. Затем все звенья расходятся по участкам и, пользуясь консультацией учителя, выполняют работу по планам своих звеньев.
Иногда возможно ознакомление с объектом общим единым планом без разбивки класса на звенья. Для более полного сбора материалов на экскурсии в этом случае целесообразно предусмотреть отдельные индивидуальные задания. Например, одному или нескольким ученикам—любителям фотографии — поручить наиболее интересное сфотографировать. Другим — дать задание зарисовать объект, участок, третьим — собрать экспонаты, образцы и др.
Экскурсия начинается обычно вводной беседой. Учитель кратко рассказывает об особенностях изучаемой местности или предприятия, отвечает на вопросы, напоминает правила поведения, указывает еще раз, на что следует обратить свое внимание, как нужно собирать материалы, вести записи и т. д.
На производственных экскурсиях в вводной беседе целесообразно рассмотреть особенности транспортно-географического положения предприятия, его выгоды и неудобства, дать краткую характеристику цехов предприятия, его производственных связей, коснуться основных этапов развития. С этой целью следует заранее подобрать наиболее характерные показатели, отражающие современное состояние хозяйства. Вводная беседа возбуждает интерес к изучаемому, способствует сосредоточению внимания экскурсантов.
Проводится она или на предшествующих экскурсии уроках, или в день ее проведения. Время, отводимое на вводную беседу, на экскурсии не должно превышать 10—15 минут, так как дальнейшее увеличение его может превратить вводную беседу в лекцию, и она будет не только не интересной, но и утомительной для учащихся. При разработке вводной беседы надо четко определить круг вопросов, которые в ней необходимо затронуть. Это особенно касается тех случаев, когда вводную беседу проводит экскурсовод. Учитель заранее с ним условливается, на какие вопросы ему следует обратить внимание учащихся во вводной беседе.
Проведение экскурсии специалистом имеет многие положительные стороны. Специалист (производственник-инженер, бригадир, агроном, зоотехник, животновод, полевод) лучше знает хозяйство. Он всегда может ответить на не предвиденные планом вопросы учащихся, которые могут возникнуть у них при ознакомлении с объектом. Его объяснения будут убедительными для учащихся.
Однако специалист-экскурсовод вдается иногда в излишнюю детализацию и тем самым отклоняется от основной цели экскурсии, при объяснении нередко допускает методические промахи. Это чаще всего бывает тогда, когда учитель не договорился и не объяснил экскурсоводу, на какие стороны в хозяйстве объекта следует направить внимание школьников.
При проведении экскурсии специалистом целесообразно итоговую беседу проводить самому учителю. Это дает ему возможность из большого количества представлений, знаний, полученных учащимися на экскурсии, выделить главные, необходимые для уяснения сущности связи явлений и предметов в хозяйстве данного объекта.
Учитель может самостоятельно провести экскурсию на производство в том случае, если у него имеется достаточный опыт экскурсионной работы, при всестороннем знании объекта экскурсии. Поэтому учителю, начинающему педагогическую работу и не имеющему достаточного опыта, лучше подготовить специалиста-производственника. Однако нужно иметь в виду, что каким бы опытным специалистом ни был экскурсовод, сам учитель во вводной и итоговой беседах лучше всего свяжет полученные на экскурсии знания с программным материалом.
В ходе итоговой, или заключительной, беседы учитель обращает внимание школьников на самое главное, составляющее цель экскурсии. Так, после осмотра предприятия в заключительной беседе, уже на основе виденного, целесообразно еще раз рассмотреть особенности его транспортно-географического положения, техническую оснащенность предприятия, технологический процесс, производственные связи, условия и организацию труда, не использованные возможности производства и пути его дальнейшего развития.
Содержание итоговой беседы должно не просто повторять виденное и слышанное на экскурсии, а развивать мыслительные способности школьников. С этой целью после ознакомления учащихся с хозяйством колхоза перед учащимися могут быть поставлены примерно такие вопросы:
Как поднять урожайность зерновых культур, учитывая местные условия?
Какие пути и неиспользованные возможности имеются в хозяйстве и как их наиболее целесообразно и выгодно привести в действие?
Как улучшить кормовую базу для животноводства?
Какие новые отрасли производства (с учетом местных природных и экономических условий), выгодные в хозяйстве, можно организовать в колхозе?
Постановка таких вопросов и их разрешение на итоговой беседе способствуют активизации мышления учащихся. Они приучаются по-хозяйски вникать в жизнь местного колхоза, оценивать природные и экономические условия, получают представление о планировании хозяйства с учетом местных особенностей.
В заключение итоговой беседы учитель или экскурсовод отвечает на вопросы учащихся, возникшие у них во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета. Дома школьники по планам-заданиям своих звеньев составляют краткие отчеты.
Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала. Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии. Так, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут провести школьники и т. д.
Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы учитель связывает их с экскурсионными материалами. Он обычно ставит перед школьниками вопросы, заставляющие их вспомнить виденное и слышанное на экскурсии, те или иные вопросы географии иллюстрирует материалами, собранными школьниками.
После экскурсии в природу школьники под руководством учителя могут наметить мероприятия по охране соответствующих объектов. Образцы и коллекции пород, минералов, гербарии растений, схемы производственных связей, графики, диаграммы, дневники, альбомы служат материалами для создания или пополнения краеведческого уголка, музея. К этим материалам учитель будет обращаться, когда тем или иным наглядным пособием требуется оборудовать урок.
Организация и методика проведения внепрограммных экскурсий в основном аналогична учебным, но с той разницей, что проводятся они в нерабочее для класса время и по содержанию могут выйти за рамки школьной географии; участвуют в них лишь желающие. Кроме предметных экскурсий, проводимых одним учителем, в школах организуются (хотя и редко) так называемые комплексные экскурсии. Комплексная экскурсия может проводиться учителем географии совместно с учителями физики, химии, биологии и др. Так, например, комплексную экскурсию на промышленное производство может организовать учитель географии совместно с физиком, химиком, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом.
Комплексная экскурсия проводится чаще всего с несколькими классами. В период подготовки к ней все учителя предварительно знакомятся с экскурсионным объектом в целом, намечают маршрут, остановки, составляют коллективный план, в котором указывается, какой учитель и с какими вопросами будет знакомить школьников. В зависимости от особенностей экскурсионного объекта учитель географии в комплексной экскурсии рассматривает с учащимися вопросы географического содержания (особенности географического положения, производственные связи, технико-экономические особенности предприятия), физик — физического (принципы устройства и действия тех или иных машин, агрегатов), и так каждый учитель-предметник по своему предмету.
После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой школьники выступят со своими сообщениями.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +