Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Подготовка учителя географии к урокам и планирование уроков


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Чтобы обеспечить высокое качество уроков, учитель должен к ним систематически готовиться. Эта подготовка включает постоянную работу учителя над своим образованием и подготовку, проводимую непосредственно перед изучением данной темы и каждого входящего в тему урока.
При сравнительно небольшом числе уроков по географии в школе учителю обычно приходится вести одновременно курсы нескольких разных классов, подготавливая ежедневно один-два новых урока. В этих условиях очень важно так организовать свою работу над курсом, чтобы пополнение знаний учителя, а также подбор и накопление материала для уроков происходило в течение всего года. Непосредственно же перед уроком основной упор в подготовке учителя должен быть сделан на продумывании его содержания, особенно отбора материала, и методики его проведения.
Работа учителя над своим образованием включает прежде всего совершенствование его знаний по предмету. Учитель должен следить за новой географической литературой, знакомиться с новыми книгами и специальными географическими журналами. Широта содержания школьного курса географии заставляет учителя часто обращаться и к литературе по другим, смежным с географией наукам^в связи с физико-географическими вопросами — по геологии, метеорологии, гидрологии, почвоведению, ботанике и зоологии; в связи с экономико-географическими вопросами — по политической экономии, отраслевым экономикам, по этнографии и истории, по промышленной технике, агрономии и зоотехнике, а также по международному положению.
Полезный для курса географии материал учитель может почерпнуть, например, в таких журналах, как «Природа», «Наука и жизнь», «Коммунист», «Новое время», «Плановое хозяйство», «Техника — молодежи». Учитель географии должен систематически работать с центральными и местными газетами, беря из них все, что может быть использовано на уроках географии. Большой специальный интерес для учителя географии имеет художественная литература, особенно очерковая и детская. Много очерков географического содержания учитель найдет в иллюстрированных и литературных журналах («Вокруг света», «Огонек», «Новый мир», «Москва» и др.). Работая с произведениями художественной литературы, учитель выбирает из них образные описания природы и жизни людей в разных странах и в СССР.
Среди советских учителей географии немало таких, которые ежегодно, во время своего отпуска, совершают путешествия в разные районы нашей страны и за границу. Эти учителя, рассказывая учащимся на уроках о местностях, в которых они сами побывали, могут гораздо ярче передать их особенности и показать больше деталей, характеризующих природу и хозяйство. Такие уроки всегда вызывают у школьников большой интерес.
Чтобы учитель географии мог строить свои уроки на краеведческой основе, ему надо хорошо знать свою область, свой район, окружающую школу местность. Поэтому он постоянно изучает свой край как на основе литературы и материалов местных организаций, так и по собственным наблюдениям.
Работа учителя над своим образованием включает также его методическое и практическое совершенствование. Ему необходимо систематически знакомиться с новой методической литературой, с журналом «География в школе», с педагогическими журналами («Советская педагогика», «Вечерняя школа», «Народное образование» и пр.). Для обогащения опыта учителя большое значение имеет посещение им уроков других учителей географии и методических объединений. Совершенствуя свои знания, учитель никогда не должен упускать из виду такую важнейшую часть своей работы, как подготовку к урокам. Поэтому, читая книги, журналы, газеты, слушая лекции и посещая уроки, путешествуя, надо всегда записывать все, что может оказаться полезным для уроков.
Чтобы весь этот богатый материал, накапливаемый учителем в процессе его работы над своим образованием, мог быть использован на уроках, его надо соответствующим образом подбирать и оформлять. Некоторые учителя заводят для этой цели специальные папки по классам или по теме или группе тем (например, по Африке или по климату Африки в курсе географии частей света), по которым раскладывают сделанные ими выписки из литературы, записи лекций, уроков, собственных наблюдений, методические разработки, отрывки для чтения на уроках из художественных произведений, вырезки из газет и другие материалы. Такая система накопления и подбора материала, необходимого для курса, является одним из средств, обеспечивающих увязку между постоянной работой учителя над собственным образованием и его непосредственной подготовкой к урокам.
Постоянное накопление и подбор материалов по курсу позволяют учителю непосредственно перед прохождением темы делать основной упор на разработку ее содержания и методики проведения, т. е. на методической подготовке уроков.
Разработка и планирование системы уроков по теме и отдельных уроков опирается на календарное планирование. В календарном плане показываются темы курса, учебные экскурсии, уроки обобщающего повторения и проверочные письменные работы по курсу, количество отводимых на них часов и сроки проведения.
Календарный план целесообразно составлять на весь год, с тем чтобы учителю была видна перспектива работы по всему курсу, без этого он не сможет правильно планировать работы по каждой теме и уроку.
В программе указано примерное число уроков по каждой теме, что служит известной придержкой при календарном планировании курса. Однако учитель не должен механически переносить в свой календарный план распределение часов по темам, данное в программе; он может учитывать местные условия, т. е. отводить относительно больше времени на изучение вопросов физической и экономической географии, имеющих наибольшее значение для района, в котором находится школа, за счет некоторого сокращения по сравнению с программой других районов.
Перед подготовкой отдельных уроков необходимо разрабатывать тему в целом. Прежде всего учитель продумывает целесообразную последовательность изложения материала в теме как со стороны логики развертывания содержания, так и со стороны обеспечения сознательного и прочного усвоения учащимися знаний и умений. На этой основе материал темы распределяется по урокам, устанавливается последовательность уроков, определяется тип каждого из них по основной дидактической цели. Это делается таким образом, чтобы каждый урок являлся логическим этапом в изучении материала и вместе с тем был цельным по своему содержанию и учебным целям. Продумываются и все самостоятельные работы учащихся. В соответствии с задачами и содержанием уроков намечается и учебное оборудование, которое должно быть заблаговременно подготовлено.
Надо также установить содержание и последовательность проведения практических работ.
Имеется возможность выделить уроки, установить их последовательность и тип.
Подготовку отдельного урока учитель начинает с определения его цели. Определить цель урока — это значит установить: 1) какие идеи, закономерности и понятия должны формироваться у учащихся на уроке; 2) какие умения и навыки, ранее приобретенные учащимися, должны на уроке совершенствоваться и какие даются им впервые; 3) какие воспитательные задачи должны быть реализованы в процессе обучения учащихся на уроке.
Цель урока учитель определяет на основе программы курса, учитывая при этом роль данного урока в теме и во всем курсе. Выше мы показали отбор материала при изучении рек и озер Африки; разберем теперь на примере урока по данной теме, как определяется его цель.
При изучении рек Африки необходимо показать зависимость характера их течения и режима от рельефа и климата, что имеет большое значение для формирования у учащихся идеи взаимозависимости элементов природы.
На примере рек Африки очень удобно показать слабость и нерациональность использования природных ресурсов в условиях колониального режима и широкие возможности, открывшиеся перед самостоятельными африканскими государствами, в частности благодаря большой роли помощи СССР (например, создание Асуанской плотины).
На примере озер Африки должно быть дано учащимся понятие об образовании сбросовых озер.
Наконец, в данной теме, как и в других, надо продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно характеризовать реки, в частности используя наложение карт. Все сказанное выше и определяет цель урока. Определив ее, учитель устанавливает объем и содержание нового материала, который следует изложить на уроке. Здесь прежде всего нужно отобрать те вопросы, которые будут разобраны на уроке более глубоко и подробно, и те, в отношении которых можно будет ограничиться лишь краткой характеристикой по типовому плану на основе карты или просто показом по карте.
Как производится отбор материала, было показано выше.
Учитель намечает факты и обобщения, которые следует сообщить учащимся, особенно по отобранным вопросам. При этом он использует разные источники: школьный учебник, специальные научные руководства, справочники, хрестоматии, задачники и, что очень важно, свой постепенно накапливаемый материал, в частности свежие современные факты и местные данные.
Методика изложения материала в большой степени зависит от его содержания. Поэтому надо разделить весь материал, который будет излагаться на уроке, на отдельные логические смысловые части, выделив основные вопросы и сгруппировав вокруг них связанные с ними второстепенные вопросы.
Например, материал о внутренних водах Африки может быть разделен на четыре части:
1) характеристика реки Нил (объект, отобранный для глубокого и детального рассмотрения);
2) характеристика других рек — Конго, Замбези, Нигер;
3) характеристика озера Танганьика (отобранный объект для объяснения происхождения сбросовых озер);
4) характеристика других озер — Виктория, Чад.
Разрабатывая методику изложения материала, учитель продумывает, что учащиеся должны знать из ранее пройденного по географии и другим предметам, что им может быть известно из личного опыта, из кино, художественной литературы, какие вопросы и в чем могут вызвать у них затруднения, что больше всего в данном материале заинтересует их.
Все это позволит определить характер работы учащихся на уроке и возможные пути активизации их познавательной деятельности: где может быть применена беседа, какую самостоятельную работу надо провести, какие упражнения дать учащимся, что особенно важно повторить и закрепить на уроке. После этого уже можно подойти к выбору метода изложения и наглядных средств по каждой части материала, с учетом ее содержания.
Так, например, выбирая методы изложения, материала о реке Нил, надо иметь в виду возможность установления самими учащимися положения истоков и устья, направления и характера течения (на основе чтения физической карты), особенностей режима и путем сопоставления физической и климатической карт. Следует также учитывать, что учащиеся уже знают о Ниле из курса истории V класса, что из предыдущих разделов темы им должны быть известны особенности рельефа и климата Африки, что у них уже есть опыт характеристики рек на основе карты по типовому плану. Все это позволяет учителю в качестве основного метода изложения материала о реке Нил выбрать метод беседы по карте, а в качестве главных пособий использовать физическую карту Африки, климатическую карту Африки в атласе или учебнике и климатическую карту мира. Представление о внешнем виде реки учащиеся могут получить путем работы с картиной или из рассказа учителя. Ознакомить со значением реки и строительством Асуанской плотины удобнее всего устным изложением (рассказом и объяснением). Подобным образом выбираются методы и для других частей материала.
Следующий этап в подготовке урока — определение содержания и методики работы с отдельными учащимися. Учитель должен выделить учащихся, которых следует опросить, наметить вопросы по новому и ранее пройденному материалу, составить индивидуальные задания.
Должно быть также разработано содержание фронтальных работ и домашних заданий, если они предполагаются.
В заключение устанавливается последовательность элементов урока и отводимое на них время. Этим определяется структура урока. Следует отметить, что последовательность изложения материала на уроке может быть такой же, как в учебнике, но может быть и иной. В учебнике дается логически стройное и краткое изложение всего материала. Учащиеся готовят по учебнику раздел, уже до того проработанный в классе; по учебнику они закрепляют знания и в известной степени систематизируют. На уроке материал сообщается им впервые. Поэтому при определении последовательности изложения его надо исходить не только из логики развертывания содержания, но и из логики процесса усвоения, с учетом выбранных методов обучения.
Подготовка учителя к уроку завершается составлением плана его. Какой-либо обязательной для всех формы поурочного плана нет. Он может быть подробным или кратким, но в нем должны получить отражение весь ход урока, его основное содержание, применяемые методы и пособия.
Может быть рекомендована следующая схема плана урока.
После указания класса, даты, порядкового номера урока и названия его темы кратко характеризуется цель урока, приводится перечень оборудования. Затем дается ход урока в той последовательности, в которой он проводится; при этом по каждому пункту плана, характеризующему ход урока, отмечается как содержание, так и методика работы; в плане целесообразно также наметить, каких учащихся предположено спросить, сформулировать вопросы для индивидуального и фронтального письменного опроса. Должна быть дана в плане и формулировка домашнего задания. Очень полезно дать в плане те чертежи и рисунки, которые будут сделаны на доске, а также раскрыть содержание упражнений. Для начинающих учителей полезны более подробные планы, более детально раскрывающие содержание и методику работы; особенно важно в таких подробных планах разработать тексты бесед с записью вопросов и ожидаемых ответов, а также формулировок выводов и обобщений. Следует, однако, отметить, что очень подробный план не дает учителю возможности пользоваться им во время урока; труднее и на ходу перестроиться, если в этом есть необходимость.
План должен давать основное направление в работе, но в то же время не должен связывать учителя во время урока.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +