Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Требования к вопросам для проверки знаний


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Учитель, готовясь к проверке изученного, должен выявить не только усвоение определенных научных фактов, явлений, связей, но и идейную направленность знаний учащихся, т. е. умение правильно истолковать факты, выражать свое отношение к ним, увязывать с практикой. Так, например, отвечая на вопрос о национальном составе населения США, учащийся должен показать знание не только фактического материала, но и выразить свое отношение к расовой дискриминации в отношении негров и индейцев, иллюстрируя ответ примерами из периодической печати. Или, отвечая на вопрос о национально-освободительной борьбе народов Африки, учащийся должен не только рассказать о фактах, вычитанных в учебнике, но и показать свое отношение к тем, кто стремится сохранить колониальное угнетение.
Учителя стремятся выработать у учащихся систему практических умений и навыков. С этой целью в процессе проверки успеваемости необходимо ставить перед учащимися и соответствующие контрольные вопросы, позволяющие выявить уровень овладения практическими умениями.
Планируя таким образом подготовку проверки знаний, умений и навыков учащихся по географии, учитель обеспечивает решение образовательных и воспитательных задач.
Для проверки теоретического материала необходимо формулировать контрольные вопросы так, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательные способности. Надо, чтобы ученик думал над вопросом, учился анализировать и обобщать, сравнивать и сопоставлять, делать выводы и т. д. Отвечая, например, на вопрос: «Какие факторы и как влияют на формирование климата Западной Европы?», — ученик VI класса сначала анализирует кли-матообразующие факторы, а затем делает вывод о характере климата Западной Европы.
«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение» (К. Д. Ушинский). Если ученик умеет сравнить два географических объекта или явления, то у него заложена основа для понимания изучаемого материала.
С целью развития у учащихся умения сравнивать необходимо чаще практиковать и постановку соответствующих вопросов, например: «Дайте сравнительную характеристику рек Волги и Енисея», «Сравните почвенные и климатические условия Западной и Восточной Сибири», «Сравните условия экономического развития Англии и Японии», «Сравните темпы промышленного развития в СССР и США». Каждый из подобных вопросов должен дополняться требованием — объяснить причины сходства или различия.
Необходимо, чтобы через все курсы школьной географии, особенно экономической, красной нитью проходили вопросы, требующие понимания преимуществ социалистической системы перед капиталистической, более прогрессивных форм использования природы и развития хозяйства.
Задачи формирования диалектико-материалистического мировоззрения требуют, чтобы учащиеся в процессе ответов могли раскрывать взаимосвязи и зависимости между компонентами географической среды и умения устанавливать эти связи при чтении и сопоставлении различных географических карт. Этой учебной цели должна соответствовать и постановка контрольных вопросов, например: «У южного подножья Гималаев вечное лето, а на вершинах вечная зима. В чем причина этого явления?», «Пользуясь картой, определите: какая на вкус вода в Аральском море (озере)? В чем причина ее такого состояния?», «Почему в экспорте стран Африки преобладает промышленное сырье и продукты сельского хозяйства?», «Почему капиталисты США стремятся вывозить свои каниталы в слаборазвитые страны?» И т. д.
Необходимой в географии является постановка вопросов, развивающих у учащихся умение делать умозаключения по данным карты, например: «Пользуясь картой, определите направление наклона Западно-Сибирской низменности» (V кл.), «Определите по данным карт главные черты климата острова Великобритания», «Почему все большие реки Южной Америки текут в Атлантический океан?», «Почему алюминиевые заводы строят главным образом в районах крупных гидростанций?»
Ответы на подобные вопросы закрепляют у учащихся умения сознательно читать карту.
В тех случаях, когда учитель проверяет знания учащихся по какой-то определённой теме, вопросы ставятся не вразброс, а в логической последовательности — так, чтобы они вытекали один из другого. При этом условии обеспечивается концентрированное повторение и закрепление изученного раздела.
Вопросы, требующие односложных утвердительных или отрицательных ответов, не могут быть рекомендованы для проверки знаний. Итак, из всего сказанного следует, что характер контрольных вопросов должен отвечать учебным и воспитательным целям предмета; с помощью этих вопросов осуществляется не только проверка знаний, но развиваются и познавательные способности учащихся, умение правильно формулировать свои мысли. Формулируя проверочные вопросы, учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, а не тем, что дают нагрузку на память.
Анализ опыта работы учителей показывает, что многие из них, объясняя новый материал, в достаточной мере оборудуют свои уроки наглядными средствами. Однако во время проверки усвоения пройденного они, как правило, наглядных средств не используют. Отсутствие наглядности в процессе проверки знаний снижает качество ответов и препятствует совершенствованию знаний и умений учащихся в ходе проверки. Это подтверждают и экспериментальные данные. В классах, где проверка знаний учащихся проводилась с широким использованием наглядных средств, ответы оказались полнее и содержательнее. При проверке географических знаний и умений особенно велики возможности использования картин, таблиц, приборов, диаграмм и других наглядных пособий.
Опыт работы передовых учителей позволяет рекомендовать при проверке знаний учащихся по географии сочетать использование карты с картинами, фотографиями, таблицами, коллекциями и другими наглядными средствами.
В связи с этим и формулировка контрольных вопросов должна направлять внимание учеников на использование в ответах необходимых наглядных пособий, например:
«Пользуясь картой и картинами, дайте краткую сравнительную характеристику гор Урала и Кавказа», «С помощью карты и картины охарактеризуйте зону саванны Африки».
Разумеется, что положительные ответы на подобные вопросы учащиеся могут дать лишь в том случае, если их научили характеризовать физико-географические объекты по определенному плану.
Передовые учителя эффективно используют при проверке знаний сочетания различных пособий: географической карты, фотографий, рисунков, коллекций. Например: «Укажите на карте зон мира места обитания этих животных». (Учитель показывает фотографии или рисунки характерных представителей животного мира, а ученики называют и определяют их географическое распространение.) «Отберите из коллекции образцы рудных полезных ископаемых и укажите их месторождения на карте Украинской ССР».
Ставя подобные вопросы, учитель закрепляет у учащихся не только знание карты, но и вырабатывает практические умения в данном случае отличать образцы один от другого. Опыт передовых учителей позволяет рекомендовать во время проверки знаний использование тех наглядных пособий, которые применялись во время изучения данного материала. Это дает возможность выяснить знания не только теоретического материала, но и умения пользоваться картой, картиной, учебными приборами, схемами, диаграммами, таблицами и пр.
Полезно практиковать вопросы для проверки знаний, которые воспроизводят в памяти учащихся то, что они видели в натуре или на местности, а также ранее просмотренные наглядные средства. Такие вопросы могут быть связаны с проведенными наблюдениями и исследованиями в процессе занятий на местности и на экскурсиях, а также с ранее просмотренными учебными кинофильмами, поставленными опытами, например:
«Вспомните, как вы определяли направление и скорость течения реки» (V кл.), «Расскажите о природных условиях Полесья Украинской ССР. Отвечая на вопрос, используйте просмотренный вами фильм «Полесье» (VIII кл.), «Вспомните и начертите схему производственных связей посещенного вами завода» (VIII кл.).
Проверка знаний учащихся осуществляется различными методами: устный опрос, письменная и практическая. По форме организации проверка может быть индивидуальной или фронтальной. Знания учащихся могут выявляться как в начале урока, так и в ходе изучения нового. Могут практиковаться специальные уроки проверки знаний, особенно в старших классах.
Текущая аттестация учащихся также может проводиться по-разному: могут выставляться оценки за разовые ответы или выводиться поурочные баллы. Существует еще форма аттестации учащихся по целым изученным темам (главным образом в старших классах). Указанные методы и формы организации проверки знаний должны умело комбинироваться, чередоваться, с таким расчетом, чтобы стимулировать систематическую работу учащихся. В зависимости от характера учебного материала, цели урока и знаний учащихся учитель определяет метод и организационные формы проверки знаний.
Метод индивидуального опроса должен обеспечить проверку усвоения системы научных представлений и понятий, выявлять умения формулировать и высказывать свои мысли. Основное требование к устному индивидуальному опросу заключается в том, чтобы обеспечить высокую мыслительную деятельность учащихся класса. Это достигается путем постановки контрольных вопросов, думая над которыми все ученики класса анализируют, сравнивают, сопоставляют, обобщают. Для этого их нужно ставить четко всему классу, а отвечающего должен контролировать весь класс (путем привлечения к исправлениям допущенных ошибок и неточностей, выводов, а также уточнения показа по карте, картине, постановки дополнительных вопросов отвечающему, рецензии ответа и т. д.).
Кроме проверки знаний по контрольным вопросам, учитель может использовать и ряд других приемов активизации мыслительной деятельности учащихся. К числу таких приемов следует отнести комментированные «путешествия» и рассказы по карте, а в старших классах — выступления с реферативными сообщениями, дискуссии по отдельным вопросам и т. д. В чем недостатки метода устного индивидуального опроса?
Изучение работы учителей географии показывает, что во многих случаях этот метод проверки знаний является почти единственным в их арсенале. Применение его из урока в урок приводит к шаблону. По дозировке времени на индивидуальный опрос обычно предусматривается 12—15 минут, а фактически опрос занимает в среднем 20—25 минут, что приводит к сокращению времени на изложение нового материала.
В отличие от метода индивидуальной устной проверки метод устной фронтальной проверки не дает возможности выявить полностью глубину и систему усвоения всего материала отдельными учащимися. Тем не менее роль его в системе методов проверки знаний велика. Устная фронтальная проверка позволяет в течение небольшого времени выявить знания значительного числа учащихся по достаточно обширному кругу вопросов темы, а именно — перечень важных объектов и фактов, признаки сходства или различия только что изученного объекта с ранее пройденным (по небольшому числу признаков), несложные связи и зависимости и пр. В большинстве случаев для фронтальной устной проверки учитель отводит небольшое количество времени (5—10 минут), остальную же часть урока он использует для того, чтобы основательно изучить материал в классе.
Ответы учащихся, полученные во время фронтального опроса, учитель может брать на предварительный учет. Оценивая деятельность ученика за весь урок, он суммирует в поурочном балле и результаты фронтального опроса. У опытных учителей поурочная оценка является важным стимулом активизации учебной работы ученика в течение всего урока.
Метод устного фронтального опроса может быть применен с целью установления логической связи между новым материалом и ранее пройденным, с целью повторения, закрепления, проверки.
В отдельных случаях методом фронтального опроса учитель проверяет знания учащихся в течение всего урока. Кроме устного опроса, в преподавание географии необходимо широко внедрять письменные работы. Эти работы бывают кратковременные, составленные так, чтобы ученики могли выполнить их за 15 — 20 минут. Такие контрольные работы целесообразно проводить 1—2 раза в месяц.
Кроме кратковременных письменных контрольных работ, периодически (1—2 раза в учебную четверть) применяются контрольные работы, выполнение которых рассчитывается на весь урок.
Письменные работы могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Могут быть письменные ответы на контрольные вопросы, например: «Какие факторы влияют на формирование климата Британских островов?» или «Отчего зависит резкая континентальность климата Центральной Азии?» Могут даваться задания на составление сравнительных характеристик географических объектов. Также практикуются письменные характеристики по предложенному плану, например об Уральских горах, о Каспийском море (возможно с использованием карт атласа).
Одной из форм вопросов, позволяющих выявить качество усвоения знаний по крупным темам или разделам курса, являются задания типа тестов. Эти задания представляют серию вопросов, при ответе на которые можно ограничиться расстановкой цифр, подчеркиванием или односложными ответами. Проверка выполнения таких заданий не представляет больших трудностей для учителя и обеспечивает объективность в оценке знаний и умений.
Широко применяются, особенно в старших классах, письменные работы по составлению характеристик отраслей хозяйства, стран, районов, городов, особенно сравнительного характера, например: «Сравните, обеспеченность энергетическими ресурсами Польши и Чехословакии». И т. п.
Каждый из приведенных видов письменных контрольных работ, проводимых, как правило, в нескольких вариантах, дает возможность учителю выяснить не только знания изучаемых объектов, но и умение пользоваться этими знаниями.
Метод письменных работ активизирует проверку знаний, умений и навыков учащихся по географии и дает возможность учителю постоянно следить за уровнем знаний всех учащихся. Письменные работы способствуют также обеспечению полной успеваемости учащихся, так как дают возможность своевременно выявлять отставание некоторых и вовремя оказывать им помощь. Они прививают учащимся умение письменно излагать свои мысли, что необходимо каждому культурному человеку.
Методы практической проверки дают возможность выявлять и оценивать умения учащихся применять усвоенные знания к решению практических задач. Знания и умения, выявленные этим методом, достаточно прочны, и поэтому оценка их дает более объективное представление о качестве знаний и умений учащихся.
Пользуясь этим методом, учитель организует кратковременную (на 5—10—15 минут) проверку. Учащимся предлагаются задания в 2—3 вариантах, которые выполняются всеми.
Наиболее важными в географии является умение вести наблюдения в природе, оформлять результаты наблюдений и делать на их основе выводы, а также умение работать с картой. Поэтому практическую проверку необходимо осуществлять через систему самостоятельных работ и упражнений, связанных с наблюдениями, и через систему заданий по использованию географических карт различного содержания. С этой целью могут применяться следующие виды контрольных практических заданий:
1. Измерительные работы и упражнения по карте. С целью проверки умения учащихся ориентироваться по карте, пользоваться масштабом карты и глобуса, градусной сеткой, учитель применяет контрольные измерительные задания: «Определите, сколько километров от Киева до Москвы», «Определите по глобусу и карте полушарий протяженность (в километрах) по экватору Южной Америки и Африки и сравните результаты измерений».
«Определите, сколько километров от Киева до Ленинграда». «По карте полушарий определите кратчайшее расстояние (в километрах) между материками Африкой и Австралией, Африкой и Южной Америкой. Результаты сопоставьте с такими же измерениями этих расстояний по глобусу».
Задания учащиеся выполняют на отдельных листах бумаги или в рабочих тетрадях по географии.
2. Топографические диктанты. Усвоение учащимися символики топографической карты и ориентирования по карте опытные учителя проверяют с помощью топографических диктантов. Диктанты эти чаще даются в одном варианте, выполняют их все ученики класса в строго определенный срок. Темп диктанта зависит от навыка учащихся выполнять задания подобного типа.
Продолжительность контрольного топографического диктанта не должна превышать 10—15 минут. Содержание диктанта может быть самым разнообразным. Масштаб изображения определяет учитель, например: «Изобразите в рабочей тетради маршрут юных туристов и местность, к нему прилегающую. Масштаб — в 1 см 1000 м (1 км)», «Отряд юных туристов прошел от деревни Н. по шоссе на север 2 км. Справа от шоссе — смешанный лес, а слева — поля. Далее отряд повернул на восток и полевой дорогой прошел 3 км до ремонтно-тракторной станции. Слева от дороги — огороды, справа — смешанный лес. После осмотра станции отряд пошел на юго-запад к деревне Н., у них справа оставался смешанный лес, а слева — луга и фруктовый сад...»
Анализ выполненного диктанта дает основание учителю не только оценить работу каждого ученика, но и сделать вывод, как его учащиеся умеют ориентироваться, изображать направления на чертеже, пользоваться топографическими знаками и масштабом. Это также средство самоконтроля работы учителя.
Если учащиеся прочно овладевают начальными картографическими понятиями, как масштаб, ориентирование, символика карты, то тем самым будет заложена необходимая основа для обучения умению читать карту.
3. Картографические диктанты. Проверка усвоения учащимися физико-географической и экономико-географической номенклатуры проводится с помощью картографических диктантов, используя для этой цели контурные карты.
Хорошо продуманная организация диктанта занимает минимальное время. За 5—8 минут учащиеся, например VI классов, легко успевают цифрами обозначить на контурной карте Европы 12—15 физико-географических объектов. Так, школьники VI классов Луганской и Ровенской областей писали, например, такой диктант:
«На контурной карте Европы найдите Черное море и посредине его поставьте цифру 1; у истока Дуная напишите цифру 2, а у дельты этой реки — цифру 3; там, где находится пролив Босфор, напишите цифру 4; Средиземное море обозначьте цифрой 5, Аппенинский полуостров — цифрой 6, Бискайский залив — цифрой 9, в проливе Каттегат поставьте цифру 10, в Рижском заливе поставьте цифру 11, на Онежском озере — 12 и Кольский полуостров обозначьте цифрой 13».
Анализ выполненных работ показал, что почти все учащиеся, писавшие диктант, успешно справились с работой в среднем в течение 8 минут. Учащимся, изучающим географию СССР, может быть предложен диктант следующего содержания:
«На контурной карте СССР условными знаками обозначьте каменноугольные бассейны: Донбасс, Караганду, Кузбасс, Черемховский, Печорский... Особым условным знаком — железорудные месторождения: Кривой Рог, КМА, Урал. Условным знаком обозначьте месторождения марганцевых руд: Никополь, Б. Токмак, Чиатура, Мангышлак...
Отметьте крупнейшие центры металлургии: на Украине, Урале, в Западной Сибири» (ученики отмечают Запорожье, Жданов, Кривой Рог, Магнитогорск, Кузнецк...).
Аналогичные диктанты дают возможность осуществить фронтальную проверку знания учащихся географии месторождений нефти и горючих газов, сырья цветных металлов и центров цветной металлургии, месторождений химического сырья и центров его переработки, крупных ГЭС и тепловых станций и др.
Иногда полезно картографический диктант давать сразу в двух вариантах. Например, если ученики первого варианта цифрой 10 обозначают Берингов пролив, то второго — этой же цифрой отмечают Татарский пролив. Или: ученики первого варианта условными знаками обозначают три центра судостроения УССР, а ученики второго — три крупнейших центра черной металлургии УССР и т. д. Педагогическая ценность подобного вида контрольных заданий заключается в том, что учитель при минимальной затрате учебного времени имеет возможность эффективно проверить знания, умения и навыки учащихся по географии, вовремя выявить отставание отдельных учеников и закрепить навыки пространственного ориентирования по контурной карте.
4. Географические задачи. Иногда проверку знаний полезно провести в виде решения географических задач, которые могут быть предложены в 2—3 вариантах. Время на их решение строго ограничивается. Задачи географического содержания могут быть самыми разнообразными, но они должны соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся.
Примеры задачу «Определите, на какой абсолютной высоте летит самолет, если город под ним расположен на высоте 230 м над уровнем моря, а до самолета от земли 5000 м», «Определите относительную высоту горки, если абсолютная высота ее вершины 250 м, а основания 89 м», «Ширина реки 20 м, средняя глубина 1,5 м, скорость течения 2 м в 1 сек. Определите расход воды в реке в данном месте», «Подсчитайте, сколько километров в час (или метров в секунду) делает каждая точка экватора при вращении Земли вокруг оси», «На 145° з. д. 12 часов ночи. Сколько времени на начальном меридиане?», «Сколько времени во Владивостоке, когда в Москве (37°30' в. д.) 12 часов дня?»
5. Задания по наложению карт. В системе приемов обучения чтению карты весьма важное значение имеет прием мысленного наложения карт. Привить учащимся умение использовать этот прием — очень важная педагогическая задача.
Если учитель пользуется приемом наложения в процессе обучения, то во время проверки знаний, умений и навыков необходимо применять его в виде контрольных заданий, например: «Пользуясь физической картой полушарий и картой зон мира, укажите на карте полушарий местности с наиболее богатой растительностью и области с наиболее бедным растительным миром».
Задания подобного рода подготавливают учащихся VI—VII классов к успешному выполнению более сложных, например: «Пользуясь физической картой УССР, картой растительных зон и климатической картой УССР, произведите мысленное их наложение и подготовьте следующие ответы:
1. С какими территориями по характеру рельефа и количеству осадков совпадают степи с солончаковой и полынной растительностью?
2. Какими причинами вызвано появление на Крымском полуострове субтропической растительности?»
Подобные контрольные задания по Мысленному наложению карт могут быть и в старших классах, где изучаются курсы экономической географии, например: «Сопоставьте экономические и физико-географические карты атласа и определите:
1. К каким формам рельефа Болгарии приурочены ее основные земледельческие районы?
2. Выделите район культивирования розы и раскройте природные предпосылки для его выбора».
Для второго варианта аналогичные вопросы могут быть поставлены по картам другой страны, например Румынии.
Значение этого вида проверки знаний заключается в том, что он помогает выявить знания и закрепляет выработанные у учащихся умения читать карты различного содержания, делать по данным карты выводы.
6. Задания по контурным картам. В процессе обучения географии работа с контурными картами во всех классах занимает одно из важнейших мест. С целью проверки знаний, умений и навыков контурная карта может быть использована не только для картографических диктантов, но и для ряда других контрольных заданий. Вот некоторые из них: «Пользуясь градусной сетью контурной карты, определите широту и долготу Ленинграда, устьев рек Нила и Амазонки...», «Заштрихуйте на контуре полушарий изученные вами внутренние и внешние моря и подпишите их названия», «Заштрихуйте и надпишите названия изученных вами озер. Более светлой штриховкой выделите пресноводные озера», «Нанесите коричневым карандашом линии по направлению простирания горных хребтов Европы», «На контуре Польской Народной Республики выделите основные экономические районы», «Составьте картодиаграмму Волжского гидроэнергетического каскада».
Все контрольные задания на контурных картах рассматриваются как один из важнейших видов самостоятельной работы учащихся, и его следует использовать при проверке знаний, умений и навыков учащихся.
7. Работы графического характера. Многие опытные учителя широко используют приемы графического метода. С этой целью они систематически пользуются доской и мелом, прививая учащимся умения графически изображать явления природы, чертить графики, диаграммы, схемы производственных связей и т. д.
Поэтому и при проверке знаний необходимо давать учащимся задания графического характера, выполнение которых характеризует качество усвоения пройденного материала.
Если учащиеся V классов графически изобразят, например, строение холма, указав при этом его основание, склоны, вершину, высоту, то тем самым они проявят усвоение этого понятия; если они графически изобразят высоту над уровнем моря низменности, возвышенности и плоскогорья, то они усвоили и эти понятия.
Умение изобразить подобные явления графически характеризует глубокое знание изученного материала.
8. Проверка умений работы с приборами. Большое внимание уделяется в географии работе с приборами — рулеткой, землемерным циркулем, планшетом, компасом, барометром, приборами географической площадки (флюгером, осадкомером, снегомерной рейкой, термометрами, гномоном, указателем Полярной звезды, солнечными часами и т. д.).
В ходе проверки успеваемости очень важно знать, как ученики овладели умением и навыками пользования этими приборами. Проверка усвоения названной группы умений может проводиться иногда в классе, но чаще всего во время занятий на местности или на географической площадке.
Примеры заданий: «При помощи компаса определите основные и промежуточные стороны горизонта», «Определите азимут (такого-то) ориентира, точки», «Пользуясь планшетом, сделайте прямую засечку (таких-то) предметов, ориентиров» и т. д.
Если учащиеся V—VIII классов успешно выполняют подобные задания, то это свидетельствует о том, что они овладели определенной системой практических умений и навыков.
Выше мы рассмотрели ряд видов заданий, применяемых передовыми учителями с целью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии. Каждый из этих видов заданий может использоваться и самостоятельно, в зависимости от характера проверяемого материала, и в соответствующих комбинациях.
Например, первый контрольный вопрос может потребовать текстового ответа, а второй — графического и т. д.
Эти задания и практические работы имеют исключительно важное педагогическое значение. В частности, они дают возможность обеспечить эффективную проверку усвоения не только системы понятий, но и практически важных умений и навыков.
Система учета знаний. На основе результатов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся учитель ведет учет успеваемости. Для получения наиболее объективных данных об уровне знаний он.в процессе учебного года пользуется различными видами учета — предварительным, текущим, итоговым. Предварительный учет проводится перед изложением или в ходе изучения новой темы, раздела, курса, чтобы выявить у учащихся ранее накопленный запас знаний и практических умений. Предварительный учет позволяет учителю соблюдать преемственность в процессе приобретения знаний и практических умений. При этом ответы учеников в ходе беседы учитываются и суммируются в поощрительные оценки за активную работу в течение урока.
Текущий учет применяется на каждом уроке за устные индивидуальные ответы, выполнение домашних заданий, контрольных письменных и практических работ. Чем чаще ученик в течение учебной четверти будет проверен различными методами, тем больше данных для выведения объективной оценки его успеваемости.
В старших классах начинают внедряться зачеты.
Организация зачета может быть самой различной: могут быть устные собеседования, письменные и практические задания.
Итоговый учет за учебную четверть. Четвертная оценка не есть среднеарифметическое от суммы текущих оценок, она должна базироваться:
а) на данных повседневного наблюдения за учебой ученика;
б) на данных учета выполнения домашних заданий;
в) на основе оценок за устные ответы;
г) на основе оценок за письменные и практические работы.
Оценка за учебную четверть должна выводиться на основе всей совокупности данных педагогического учета. В конце учебного года на основе четвертных отметок выводится итоговая оценка.
Рассмотрение основных методов обучения географии показывает, что каждый из них позволяет учителю решить лишь определенные образовательные и воспитательные задачи, поэтому успех обучения и воспитания школьников зависит прежде всего от правильного сочетания методов, так как ни один метод, взятый в отдельности, не может быть универсальным.
Различные сочетания методов обучения предполагают и различные формы организации обучения, рассмотрению которых и посвящается следующий раздел книги.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +