Общедидактические установки по этой работе даны в учебнике педагогики (Каиров И. А.); учащиеся должны овладеть определенными навыками работы с научно-популярными книгами и некоторыми первоисточниками, доступными им по объему и содержанию; основными приемами работы в порядке их усложнения являются пересказ, составление плана изложения, выписки, составление тезисов и конспектов, доклады (сообщения) по ним.
В данной главе рассматриваются те приемы работы с дополнительной литературой, которые дают учащимся навык работы с текстом географического содержания «вне учебника».
Учитель прежде всего использует все возможности, чтобы пробудить и развить у учащихся интерес к географической литературе: он указывает ее на уроках и помогает подготовить и сделать краткие сообщения о прочитанном, пересказать самое интересное. Bo-многих школах учащимся (чаще всего в старших классах) даются индивидуальные или фронтальные задания подготовить устные или письменные краткие доклады-рефераты по вопросам, связанным с программой. Привлекается дополнительная учебная, научно-популярная и художественная литература. Доклады делаются на уроках.
О проведении такой работы в школах-интернатах № 1 и 3 г. Калинина и № 42 в Москве пишет Б. А. Сахаров в журнале «География в школе», 1963, № 2. Там же освещается интересный опыт учительницы школы № 207 Москвы Е. Н. Жегаловой. На ее уроках учащиеся делают доклады об отдельных странах зарубежной Азии; активные выступления учащихся свидетельствуют о том, что готовятся не только докладчики и не только по одному учебнику. Иногда Е. Н. Жегалова дает задание подготовить краткие доклады (на 10—12 минут) по нескольким темам, распределяя их по группам учащихся (рядам) и не называя того, кто будет докладчиком. Оценивая сделанные доклады, она отмечает положительные и отрицательные стороны, требует указать использованную литературу, обращает внимание на правильность и образность языка, на манеру говорить. Такую же работу ведет учительница школы № 204 Москвы В. Н. Скворцова. Она в течение года обязывает всех учащихся подготовить сообщения-доклады. Подобную работу следует начинать в VI—VII классах в виде более простых и кратких сообщений (из книг о путешествиях и хрестоматий),
характеризующих ландшафты, жизнь людей, животных и примечательные природные явления.
Входят в практику в старших классах географические сочинения. Е. Н. Жегалова отводит на подготовку их один месяц. Учащиеся самостоятельно находят литературу и отбирают материал. Кроме того, ее учащиеся один раз в четверть составляют письменную рецензию на одну из прочитанных книг географического содержания или научно-популярный кинофильм. Дополнительный литературный материал используется в занимательной форме для проверки знаний в VI—VII классах. Учитель читает заранее подобранные краткие географические характеристики, опуская географические названия. Учащиеся определяют, к какому месту земного шара относится характеристика, и обосновывают свой ответ.
Большое значение в осуществлении связи обучения географии с жизнью и идеологического воспитания имеет работа с периодической печатью. Опыт этой работы освещался в журнале «География в школе»; в частности, следует указать статью С. М. Мельничука (1953, № 1), в которой освещен опыт работы за целый ряд лет. Он рекомендует учителю систематически производить сбор материала (вырезок из газет, журналов) по курсам и разделам, составлять картотеки статей, описывает приемы работы: а) включение ярких дополнительных сведений в изложение материала; б) демонстрация собранных иллюстраций в виде монтажей, раздаточного материала.
Учителя географии организуют на уроках в старших классах работу по материалам съездов КПСС, подбирая и зачитывая тексты, имеющие прямое отношение к изучаемой теме.
Учащимся поручается собирать из газет новые сведения, относящиеся к географии промышленности и сельского хозяйства; они записываются в тетради, используются при ответе и выносятся на дежурную карту. Интересен и другой вид работы. Дается учащимся задание на дом — выписать из последнего номера газеты (любой) все географические названия и подчеркнуть те, местонахождение которых ученику неизвестно. Систематическая работа с учебником на уроках требует от учителя серьезной подготовки и мастерства, умения поставить в каждом случае интересную и посильную познавательную задачу, постоянного внимания к обучению школьников рациональным приемам работы с учебником и дополнительной литературой.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.