Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Работа с иллюстрациями учебника


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Обучение географии требует большой наглядности и конкретизации общих понятий и представлений. Рисунок — наглядная опора мышления учащихся, облегчающая и активизирующая процессы мышления, особенно в возрасте, когда отвлеченное мышление слабо развито (IV—VI классы).
Этим определяется особенно важное значение иллюстраций в учебнике географии и работы над ними, которой не всегда уделяется достаточное внимание. Авторы методических пособий ограничиваются указанием на необходимость организовать работу над иллюстрациями учебника (А. В. Даринский), тщательно разбирать их содержание, как и стенных картин (Т. С. Панфилова). Между тем здесь есть своя специфика: рисунки и другие иллюстрации учебника находятся у каждого из учащихся, они могут видеть их и до урока и после, выполнять по ним самостоятельную работу. Перед учителем стоит задача — научить приемам этой работы.
Успех ее зависит прежде всего от качества иллюстраций. Рисунки должны быть реалистичны, отображать все существенные признаки формируемых понятий. Особое внимание и большое место надо отвести многоцветным литографиям: только они могут дать правильное представление о географическом ландшафте, море, небе, реке и т. д.
В некоторых учебниках даются задания и разъяснения под рисунками, но недостаточно четко. Они нужны, потому что направляют познавательную деятельность учащихся. Опытные учителя дополняют эти задания, дают варианты к ним. Задания и вопросы к рисунку помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над иллюстрациями в классе и дома, что очень важно.
В организационном отношении от учителей требуется тщательная подготовка заданий и специальных.вопросов, направленных на выявление в рисунке географического содержания, географической специфики, которая может ускользнуть от внимания. учащихся при простом просмотре рисунков, без анализа. Например, в V классе формируется понятие о равнинной и горной реке. Учитель дает задание рассмотреть соответствующие рисунки сравнить и ответить на вопросы: 1. По какой местности текут реки? 2. Какие у них берега, русла? 3. Каков характер течения той и другой реки и какую работу они производят? 4. Рассказать об особенностях течения нашей реки. 5. Показать на карте СССР горные и равнинные реки. Учитель подводит итог беседе и уточняет формулировку выводов о различиях между горной и равнинной рекой.
В данном примере учитель формирует представления и понятия, исходя из чувственно-наглядных образов (рисунков) путем "индукции. В других случаях рисунки могут быть использованы и для конкретизации понятий и подтверждения выводов, сделанных путем дедукции; например, понятие о культурном ландшафте в Ферганской долине конкретизируется цветным рисунком — вставкой (в учебнике К. Ф. Строева).
Анализ рисунков в младших классах (V—VI) ограничивается выявлением основной географической специфики, а в последующих он усложняется, старшие учащиеся должны больше видеть и глубже понимать.
Хорошие рисунки имеют и воспитательное значение — они должны вызвать у учащихся впечатления эстетического и морального порядка. После анализа рисунка можно дать задание на дом придумать по нему описание или географический рассказ, допуская включение элементов воображаемых встреч, наблюдений и переживаний. Это послужит интересным материалом для опроса на следующем уроке, например, по рисункам «Река Чусовая», «Северный Урал», «В горах Восточной Сибири» и др.
Работа с рисунками учебника обязательно сочетается с работой по картам, т. е. нахождением иллюстрируемого объекта, и определением окружающей географической обстановки.
Работа с текстовыми картами проводится после ознакомления с условными знаками по заданному учителем плану-вопроснику. Используются все известные приемы чтения и анализа карт, в частности заполнение контурных карт с переводом штриховки в цветную окраску, например из текстовых карт «Климатические области» (VI—VII классы) наносятся границы, а сами области раскрашиваются цветными карандашами.
Н. Н. Баранский уделяет большое внимание работе с текстовыми картами учебников экономической географии и в качестве положительного примера рассматривает опыт работы учительницы А. И. Абрамовой. Он приводит ее план-вопросник, по которому была проведена самостоятельная работа учащихся на уроке по карте учебника «Размещение электростанций»:
1. Прочтите внимательно заголовок карты, он указывает, в чем основная суть карты.
2. Изучите условные обозначения (следуют конкретные вопросы).
3. Выделите районы скопления электростанций на территории СССР и объясните, почему в этих районах имеются такие скопления.
4. На каких источниках энергии в основном работают электростанции в каждом из этих скоплений?
5. Найдите в каждом из этих скоплений крупнейшие электростанции, запомните их названия и их сырьевую базу.
6. В каждом из данных скоплений отметьте города, имеющие несколько крупных электростанций.
7. Отметьте важнейшие новостройки.
8. Расскажите о том, что узнали из карты.
Такой разбор проводится перед ознакомлением с текстом; карта учебника служит источником новых знаний, которые извлекаются из нее самими учащимися.
Схемы и картосхемы требуют не менее пристального внимания и серьезной работы над ними в классе и дома. Схемы, раскрывающие новые физико-географические понятия, объясняются и по ходу объяснения рисуются учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Таковы схемы вековых колебаний суши, разреза вулкана и шахты, водохранилища и шлюзов, высотных поясов в горах зарубежных стран и СССР, пассатов, муссонов, циклонов и антициклонов, орографические схемы.
Рисуя эти схемы на доске, учитель должен показать динамику в развитии географического явления, процесса. Многие схемы из учебника рекомендуется заранее перерисовать в крупном масштабе тушью и красками в виде стенных таблиц и использовать для анализа и комментирования учащимися.
В учебниках экономической географий много схем, на которых изображаются производственные связи, существующие в главных отраслях промышленности, внутри экономических районов и между районами, экономические связи между странами. Схемы несложны, и учащиеся легко понимают их язык, символику и самостоятельно работают с ними по заданию учителя — анализируют их и излагают по ним экономико-географические характеристики. Затем переходят к самостоятельному составлению и вычерчиванию подобных схем. Учащиеся с большим интересом выполняют эти работы в классе и дома, так как они помогают понять самое существенное в экономической географии — производственные связи.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +