Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Световые наглядные пособия и методика работы с ними


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Кинофильмы, как всякие наглядные пособия, вызывают у учащихся большой интерес, помогают представить изучаемые объекты, понять их, а следовательно, и прочно запомнить. Фильм позволяет показать явления в движении, зафиксировать явления, отдаленные от учащихся, а иногда неповторимые или недоступные для наблюдения в природе. Самым существенным является то, что кинофильм позволяет показать процессы с различной скоростью, некоторые процессы показываются ускоренно, например разрушение горных пород, другие, наоборот, замедленно — разрушение берега морскими волнами.
Благодаря мультипликации возможно показать явления неулавливаемые объективом киноаппарата: движение воздушных токов, подвижную и наглядную карту, движения, изолированные от других сопутствующих. Телескопическая съемка позволяет показать животных в естественных условиях на близком расстоянии от зрителя. Возможность показа объектов природы аналитически, с разной скоростью, в разных масштабах, с разных точек зрения, по-разному смонтированными позволяет не только создать представления, но и раскрыть сущность явления.
Методика работы с кинофильмами на уроках географии, несмотря на наличие специальной книги И. И. Самойлова и нескольких статей в журнале «География в школе», разработана недостаточно. Методические рекомендации, даваемые различными авторами, носят преимущественно общедидактический характер, без учета специфики содержания географических фильмов и особенностей их восприятия школьниками.
Наиболее простой способ применения кинофильмов в преподавании географии — это киносеанс перед большой аудиторией (несколько параллельных классов) во внеклассное время. Перед показом фильма учитель сам просматривает его и составляет план вступительной беседы, нацеливающей учащихся на внимательное рассмотрение главных объектов. В киносеансах могут быть использованы как немые, так и звуковые фильмы обзорного характера и даже документальные фильмы научно-популярного характера. Если фильм был показан до изучения темы, то в дальнейшей работе на уроке учитель может опереться на созданные средствами фильма представления и понятия.
Фильм, показанный после изучения темы в классе, служит закреплением материала программы. Возможен и другой способ использования фильма — это предварительный показ классу. В таком случае учитель, нацелив внимание учащихся, дает им задание в 3—4 вопроса на выделение главных образов или на установление связей географических явлений, на базе которых в дальнейшем будут формироваться понятия. На следующем уроке учитель проверяет прочность восприятия учащимися материала фильма, используя вопросы предварительного задания.
Учитывая большой интерес советских школьников к народам Африки, во многих школах организуют вечера, конференции «С киноаппаратом по Африке».
Наиболее «интенсивный» способ применения фильма — это использование его на уроке наравне с другими методическими пособиями. В 30—40-х годах увлечение показом фильмов на уроках в ущерб другим методическим средствам породило термин «киноурок». Анализ работы многих учителей той поры показал, что содержание фильма усваивается учащимися только в том случае, если материал его анализируется и используется во всех звеньях урока.
В настоящее время этот способ не рекомендуется.
Место показа фильма в структуре урока разное в зависимости от характера фильма и от поставленной задачи. Если фильм служит введением к изучению материала и преследует цель возбуждения интереса к изучению какого-либо географического явления, его демонстрируют в начале урока. Ставя задачу закрепления материала темы средствами фильма, его показывают в конце урока. Методика работы в обоих случаях проста, учитель предварительно задает 3—4 вопроса по основному содержанию фильма. После просмотра учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
В теме «Озера СССР» (VII класс), например, в качестве введения может быть применен фильм «Озера и болота».
Продолжительность демонстрации всего фильма — 6 минут. Последнюю часть о болотах показывать не следует, потому что материал изложен неполно и слишком элементарно для учащихся VII класса. В начале фильма показываются снимки озер. Эти кадры дают наглядное представление об озерах разного типа.
Перед демонстрацией учитель организует восприятие, говоря: много озер в Советском Союзе, распределены они неравномерно по территории, разнообразны их формы, очертания берегов, глубина, уровень и состав воды. Посмотрите в фильме виды некоторых озер и запомните, какой они формы и каковы очертания берегов.
Во время показа учитель предлагает учащимся выделить эти признаки, а после просмотра проводится работа по карте, где эти же черты варьируются в зависимости от происхождения озер. Глубину и уровень воды учитель дает на материале схематического чертежа учебника. На примере этого урока можно видеть, как в основу формирования единичных понятий озер разного типа положены представления, созданные средствами фильма. Дальнейшая работа с физической картой СССР и со схематическими чертежами позволила выделить другие существенные признаки.
Наиболее полное и глубокое использование содержания фильма осуществляется в процессе объяснения нового материала. Продолжительность показа в таком случае не должна превышать 10—12 минут, иначе не остается времени на закрепление материала, на работу с картой и на проверку усвоения.
Подготовка учителя к уроку с использованием кинофильма как источника знаний несколько сложнее, чем к обычному. Учитель вначале, просматривая монтажный лист, знакомится с содержанием фильма и отбирает нужные фрагменты. Если монтажного листа нет, то задачей первого просмотра является составление его. Второй просмотр необходим для разработки методических приемов работы с фильмом. Готовясь к уроку, учитель определяет место включения работы с картой. Если в кадры фильма не включена карта, ее необходимо дать во введении перед просмотром, чтобы учащиеся связывали все видимое в фильме с определенным местоположением, и в заключении, где карта нужна для установления связей между географическими явлениями.
Приведем пример использования кинофильма как источника знаний. В теме «Вулканы» возможно использование фильма «Везувий» как источника знаний, необходимых для формирования общего понятия «вулкан» и единичного — «вулкан Везувий». Учитель привлекает внимание учащихся к фильму словами: трещины и разломы земной коры иногда достигают такой глубины, что доходят до очагов раскаленной магмы внутри Земли, в тех местах происходят извержения вулкана. Посмотрите фильм об извержении вулкана Везувия, происходившем в 1944 году.
Учащиеся находят Везувий на физической карте Европы. Учитель предлагает при просмотре обратить внимание на: 1) форму вулкана, 2) стадии извержения и 3) разрушительную силу извергающейся лавы. На эти вопросы учащиеся и отвечают после просмотра, но не на все сразу, а по частям. После определения формы вулкана учащимся предлагается начертить ее в тетрадях. Один из них чертит на классной доске, этот чертеж служит закреплению образа. Разрез вулкана, дающий возможность понять процесс извержения, образование вулканической горы и ее частей можно рассмотреть в учебнике, а еще лучше, если учитель сам его начертит на доске, тогда яснее будет видна динамика явления.
Выделив существенные признаки вулкана — форму горы, строение, части, — учащиеся приступили к формированию общего понятия, но оно не будет полным без стадий извержений, которые вычленяются на основе просмотренного фильма. Для проверки понимания проводится анализ двух рисунков в учебнике. Учащиеся должны определить изображенные на рисунках стадии извержения Везувия. Далее проводится работа с картами. По физической карте Европы и картосхеме в учебнике возможно определить местоположение Везувия.
Расстояние от берега моря и ближайших населенных пунктов учащиеся определяют по масштабу, какой из указанных — г. Сан-Себастьяно (в фильме говорится, что он находится в 12 км от Везувия). Эти сведения нужны для ответа на третий, последний вопрос. Благодаря этим данным учащиеся осознают размеры разрушительной силы извержения.
На приведенном примере видно, что фильм органически включался в систему работы на уроке. Перед показом его была установлена связь с материалом предыдущего урока (землетрясения), предварительные вопросы помогли вычленить основное содержание фильма, а последующая работа с чертежом разреза вулкана позволила выделить некоторые существенные признаки формируемых понятий.
Фильм в таком уроке никак не заменял учителя; наоборот, по ходу демонстрации его требовались краткие комментарии, например: посмотрите, люди бегут с подушками на головах, чтобы падающие камни их не убили. Комментарии различны, в зависимости от навыка учащихся воспринимать фильм, от подготовки учащихся к восприятию и от характера самого фильма.
Начиная работу с фильмом, учитель обычно сам дает пояснения, сам читает надписи. В процессе показа не следует задавать вопросы, потому что ответ потребует размышления и прозвучит, когда на экране пойдут уже другие кадры, не относящиеся к поставленному вопросу. Можно задержать фильм на нужном кадре, но опасность перегрева заставляет избегать этого способа. Вопросы на установление связей лучше задавать в перерывы или после показа. Для усиления эмоциональности восприятия полезно использовать дополнительный текст. Так, при показе кадров, изображающих сухие степи весной, впечатление усиливается от чтения выдержки из стихотворения Джамбула: «Шиты шелком у нас луга, утопает в цветах нога...»
Средства закрепления содержания фильма также разнообразны. Это могут быть вопросы к существенной его части, графические работы: разрезы, схематический рисунок, работа с рисунками в учебнике. Может быть и работа с текстом учебника, запись определений понятий.
Содержание фильма может войти и в домашнее задание. По уроку на тему «Вулканы» в домашнее задание входят рисунки, изображающие разные стадии извержения вулкана Везувия. Могут быть и другие задания. Так, после просмотра фильма «По Военно-Грузинской дороге» учащимся предлагается на контурную карту Кавказа нанести маршрут путешествия с «пометкой остановок, а по фильму «Рыбный промысел в Баренцевом море» составить план фильма, а по нему — рассказ.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +