Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Географические картины и методика работы с ними


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

А. С. Барков писал: «Географическая картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что возможно изложить лишь на многих страницах словесного описания, гораздо лучше и нагляднее „изображается на картине. То, что не может передать карта — характер растительного покрова, животного мира, бытовые и хозяйственные особенности страны, — дается в картине, которая, таким образом, в известной мере заменяет знакомство с местностью».
Географические картины дают образный, конкретный материал для создания содержательных представлений. Учащиеся под руководством учителя, осмысливая зрительный образ, выявляя существенные черты географического объекта, изображенного на картине, устанавливая взаимосвязи, идут от непосредственного восприятия к формированию географических понятий. Залогом прочного усвоения понятий, созданных таким путем, служит то, что в основе процесса формирования понятия лежат зрительные восприятия, наиболее стойкие.
«Географическая картина — сложное пособие. В ней научное содержание сливается с искусством изображения». Преследуя учебные цели, содержание географических картин всегда синтетично, но строго отобрано.
Кроме учебных географических картин, преподаватели используют на уроках и репродукции картин, главным образом пейзажную живопись. Конечно, педагогическая значимость репродукций значительно меньшая. А. А. Борзов писал: «...пейзажи Куинджи, Левитана... стремятся дать синтез — зрительный, художественный итог пережитого, продуманного. Но цель синтеза у Куинджи — художественное наслаждение, а не уяснение особенностей данной местности — художник хочет ввести зрителя в свои переживания, в свое отношение к природе. Это нужно и очень ценно для всякого; в том числе, конечно, и для школьника. Но у школьной картины есть, помимо этой общей художественной цели, и своя особая, учебная цель».
Картины русских художников чаще всего используются как иллюстрации, не требующие больших пояснений.
Кроме больших картин, на уроках географии используются и мелкие рисунки: иллюстрации в учебниках, книгах, газетах, почтовые открытки с изображением пейзажей, видов городов, почтовые марки, фотографии из журналов.
Приемы работы с географическими картинами определяются их содержанием, задачами использования, а также тем, насколько учащиеся подготовлены к восприятию и анализу изображенных объектов. Запас непосредственных впечатлений, полученных путем наблюдений в природе, помогает учащимся полнее и точнее воспринимать изображенное на картине. Учащиеся в таких случаях соотносят содержание картины с виденным в действительности.
Учителя географии часто не учитывают большой, глубокой и разнообразной работы с картинами, которая проводится в начальной школе. Ни один урок природоведения не проходит без наглядных пособий, поэтому большинство учащихся приходит в среднюю школу с довольно хорошими умениями самостоятельно работать с географическими картинами.
Учебные задачи определяют место работы с картиной в процессе урока. Наиболее подробная и глубокая работа с географиче» ской картиной проводится, когда содержание ее служит источником новых знаний. Ставя перед собой такую задачу, учитель должен внимательно вглядеться в изображенное, раскрыть содержание картины во всех деталях. В этом ему помогает руководство к картинам по географии, сведения, данные в описании, очень ценны. Определив содержание картины, учитель продумывает порядок вопросов, обостряющих наблюдательность и направляющих ход мыслей учащихся. Для большей яркости создаваемого представления учитель прибегает к рассказу или чтению художественного текста, соответствующего содержанию картины. При формировании понятия он выбирает такие дополнительные средства наглядности, которые позволяют наиболее четко выделить существенные признаки объекта. Это может быть вторая картина, используемая в порядке сравнения, макет, рисунок на доске, карта и т. д.
Для организации внимательного и сосредоточенного рассматривания картины следует подготовить и учащихся. Обычно учитель ставит вопрос, задачу, которые нацеливают учащихся на восприятие; для рассмотрения изображенного нужно отвести некоторое время (1—2 минуты).
В начальном курсе физической географии (V класс) в теме «Гидросфера» есть раздел под названием «Пороги и водопады и их образование». Проследим пути создания на основе картины «Днепровские пороги» общего понятия «пороги».
К восприятию картины ученики могут быть подготовлены такими словами: на некоторых равнинных реках есть места, где спокойное течение нарушается, река становится похожей на горную.
1) Покажите на картине участок реки, напоминающий горную реку.
2) Почему на этом участке такое бурное течение?
3) Из каких пород состоят эти выступающие из воды скалы и камни?
4) Кто знает, как называются такие выступы пород?
5) Почему такие места называют порогами? (Перед этим вопросом или в случае затруднений учитель проводит словарную работу, задает вспомогательный вопрос: какое место в доме называется порогом?)
6) Какие бедствия происходят на порогах? Покажите следы таких бедствий на картине.
7) Рассмотрите внимательно всю картину и приведите доказательства того, что это только отдельный участок на равнинной реке.
После того как раскрыто основное содержание картины, можно спросить и о времени года и о погоде. Данные для ответов учащиеся найдут в изображении окружающей природы (береговая растительность, цвет неба и воды, характер облаков и т. д.), но для этого необходимо проникнуть глазом в глубь картины и охватить содержание ее в целом.
Для усиления впечатления от вида порогов учитель может рассказать, как наши предки-славяне называли их и какие меры предосторожности предпринимались при переправах через этот участок течения Днепра (первый порог — «не спи», второй — «остров порога», третий — «шум порога», четвертый — «Неясыть», пятый — «Варуфорс», шестой — «бурление воды», седьмой — «малый порог»). Смысл названий говорит о грозной силе течения на порогах.
На основании анализа картины учащиеся под руководством учителя выявили следующие признаки общего понятия «пороги» — участок равнинной реки с бурным течением, выступы твердых пород. Переходить к обобщению или формулировке определения рано, не дан еще один существенный признак, без которого не могут образоваться пороги, — это размытые и снесенные рыхлые породы. Здесь на помощь приходит рисунок на классной доске, изображающий пороги в разрезе с условным изображением твердых и рыхлых пород. Картина этого не дает. Наиболее удачными изображениями являются рисунки из статьи учительницы географии Э. Л. Мааринг. Они помогают понять процесс образования порогов и, следовательно, изучить явление в развитии и установить связь характера течения с породами, устилающими русло реки.
Но работа еще не кончается, важно показать, как используется стремительная сила воды в хозяйстве. Для этого можно показать картину «Днепрогэс» из серии «Так было, так стало». Учитель устанавливает связь с первой картиной и организует восприятие следующими словами: на первой картине вы видели, каким был Днепр раньше, а теперь посмотрите, каким он стал в советское время. Учащиеся после минутного наблюдения отвечают на следующие вопросы:
1) Покажите на картине, в каком направлении течет река Днепр.
2) Какую форму имеет плотина? Почему?
3) Где уровень реки выше? Почему?
4) В какой части реки находятся затопленные пороги?
5) Какие изменения произошли благодаря постройке плотины?
Формируя общее понятие «пороги» на конкретном материале, мы одновременно формируем и единичное понятие «пороги на реке Днепр». Существенным признаком, отличающим их от порогов на какой-либо другой реке, являются особенности, связанные с местоположением на карте, которое можно определить по названию города или по знаку ГЭС (пороги на современных картах уже не обозначены, они затоплены).
В целях закрепления усвоенного общего понятия «пороги» лучше всего использовать картину «Пороги на реке Суне»; признаки понятия те же, а природная обстановка другая. Но здесь уже следует ослабить руководящую роль учителя и представить учащимся самим рассказать о том, что они видят на картине. Интересно отметить, что в большинстве случаев учащиеся строят свой рассказ по тому же плану, что и при анализе картины «Пороги на реке Днепр». Сравнение этих двух картин дает возможность отметить варьирующие признаки порогов.
В описании методики работы с картинами «Пороги на реке Днепр» и «Днепрогэс» мы пытались обосновать необходимость сочетания различных средств наглядности, обеспечивающих создание как общего, так и единичного понятия.
Возможны и другие варианты формирования общих понятий с помощью картины и чертежей, В VI классе, изучая работу ледника, учитель перед показом картины «Горный ледник» говорит: «Посмотрите, что здесь изображено». После минутного молчаливого созерцания учащиеся выделяют из всего содержания картины главный объект, который дается крупным планом и изображается впереди. Ошибки в определении главного объекта возможны только в случае, если картина неправильно составлена. Иногда учащиеся могут прочитать название картины, и тогда вопрос «что изображено?» теряет смысл. Учитель сразу задает вопросы, заставляющие учащихся вглядеться в черты главного объекта: что напоминает собой горный ледник или с чем его можно сравнить? Учащиеся сравнивают его с рекой, которая стекает с гор. Для того чтобы обратить внимание на работу ледника, учитель заставляет учащихся вглядеться в черные полосы по краям и посередине ледника и ответить на вопросы: что это за полосы? Из чего они состоят? Как образовались? Почему посередине ледника несколько полос? Так преподаватель подводит учащихся к пониманию терминов «краевая» и «срединная морены».
Для раскрытия причинных связей, процесса образования, строения ледника дополнительно к картине применяется чертеж на доске, выявляющий существеные черты явления. Учащиеся зарисовывают его в тетрадях, он служит материалом для определения понятий. При формировании общего понятия «морена» полезно сделать несколько чертежей: движение ледника и образование ледникового языка хорошо видно на рисунках, изображающих ледник в плане; образование конечной, донной и краевой морены лучше дать в разрезе.
Для закрепления полученных знаний полезно использовать макет ледника, где все изученное изображено объемно и в соответствующих масштабах.
Итогом работы с картиной является синтезирующее обобщение всего виденного, отличающееся от первого впечатления богатством содержания, глубиной в установлении взаимозависимостей. Это может быть рассказ одного из учащихся, составленный по плану, предложенному учителем, или составленный учащимися план рассказа. Рассказ может быть приготовлен в процессе выполнения домашнего задания.
Картины, на основании которых формируются единичные понятия, составляются, как правило, на основе фотографий. Кроме общего, типичного, в них всегда отражено особенное, свойственное именно данному объекту, данной местности. Сравните озера на картинах «Валдайская возвышенность», «Озеро Байкал». Особенное в этих озерах позволяет мысленно перенести изображения с картины на соответствующую территорию на карте. Вот почему, формируя единичные понятия, учитель после подробного анализа содержания картины предлагает показать это озеро на карте. Правильный показ требуется обосновать, по каким признакам они определили местоположение.
Такой перенос изображения местности на карту помогает учащимся не только увидеть за условными знаками карты конкретную действительность, но и установить связи природных явлений, а следовательно, вскрыть новые существенные признаки изучаемого объекта. Так, например, в процессе формирования единичного понятия «Озеро Байкал» учащиеся V класса по характеру берегов и растительности определили его местоположение. Сведения, полученные из карты, помогли определить сточное оно или бессточное, пресное оно или соленое, а также, какие у него источники питания.
Как правило, количество картин, используемых на уроке, не должно быть большим, чтобы не стирались впечатления, полученные от их рассмотрения. Кроме того, глубокий анализ картины занимает много времени, обычно удается организовать изучение на уроке не более двух-трех картин. Особенно удачным методическим приемом, помогающим лучше усвоить содержание картин, является сравнение. Вначале анализируется содержание одной картины, вторая изучается в порядке сопоставления с первой.
Можно применить и большее количество картин, если они служат только иллюстрацией к рассказу учителя. Так, Н. М. Бороздинов показывает работу с четырьмя картинами. Вывесив картины тундры, тайги, пустыни и тропического леса и анализируя их методом беседы в сочетании с рассказом, учитель подводит учащихся к выводу о разнообразии природы в различных областях земного шара1. Источником знаний в данном случае является рассказ учителя, а картины лишь иллюстрируют сообщение учителя. Используя несколько картин, учитель подбирает их так, чтобы учащиеся могли противопоставить изображенное (равнинная и горная река), или установить связи явлений («Ледник» и «Восхождение на гору»), или дополнить содержание изучаемого объекта («Кавказские горы» и «Дарьяльское ущелье»), или показать изменения («Прилив» и «Отлив»). Но все же не следует чрезмерно увлекаться количеством картин. Слишком большое количество картин приучает детей к верхоглядству, мешает развитию воображения.
Использование картин для иллюстраций к рассказу определяется не только методической задачей, поставленной учителем, но также и содержанием самой картины. Картины знаменитых художников используются чаще всего как иллюстрации к рассказу учителя. Учащимся часто трудно бывает выделить в них географическое содержание, оно требует пояснений знакомого с искусством учителя. Рисунки в учебнике тоже часто служат лишь иллюстрацией. Сведений к ним в тексте учебников или нет, или они очень краткие, поэтому и здесь нужны подробные пояснения учителя. В связи с этим подавляющее большинство учителей географии не ведут никакой работы с рисунками учебника.
Таким образом, в работе, где содержание картины используется выборочно или является иллюстрацией, источником знаний служит рассказ учителя, подкрепленный показом отдельных объектов картины. Однако такой способ мало способствует развитию наблюдательности: ученик воспринимает выделенные учителем объекты, а не ищет их сам, в то время как беседа по картине, являющейся источником знаний, направляет мышление учащихся на раскрытие сущности географических явлений, на установление причинных связей.
Перейдем к работе с учебной географической картиной в целях закрепления, обобщающего повторения и проверки знаний. Все эти способы обеспечивают прочность знаний. К сожалению, в школьной практике редко применяются картины в указанных целях.
Уроки обобщающего повторения проводятся обычно после изучения темы или раздела программы, поэтому в этих целях возможно применение многих картин, уже известных учащимся. Задачей учителя на таких уроках является не доскональное повторение, а сравнительный анализ для выделения существенных признаков изученных объектов. П. М. Лебедев описывает опыт работы учительницы из Харькова, которая провела сравнительный анализ по картинам природных зон. Учащиеся работали по индивидуальным заданиям, а потом отчитывались перед всем классом. В работе были использованы не только картины, но и карты. Некоторые учителя географии проводят повторение по теме «Природные зоны» на совсем новом наглядном материале (новые картины, макеты, мелкие рисунки, открытки, собранные учащимися). В таком случае повторение сочетается с проверкой знаний и закреплением.
Приемы работы с наглядными пособиями при проверке усвоения различны в зависимости от поставленных задач и наличия наглядных пособий. Описание такого малознакомого учащимся явления, как гейзер, будет более точным, ярким и красочным, если учитель во время ответа разрешает использовать картину. Учащиеся по картине могут вспомнить и размер воронки, и высоту действия гейзера, и разные периоды фонтанирования, и влияние горячей воды на окружающую поверхность. Использование картин при проверке делает мысль учащихся более последовательной, а речь — образной.
Иногда картину можно включить и в домашние работы. Самое простое задание — отобрать из текста учебника описания, относящиеся к данному рисунку. Задание это не вызывает затруднений, так как в тексте указаны номера рисунков, но выбирать надо и из других абзацев, а если материала в учебнике мало, добавить своими словами. Такое задание заставит учащихся внимательно вглядеться в рисунок и прочесть учебник. Некоторые учителя дают задание в виде путешествия по красочной картине учебника. Для составления такого рассказа необходимо рассмотреть картину и использовать сведения из текста учебника, а также и из рассказа учителя. В домашнее задание может быть включена самостоятельная работа и по новой картине. Задачей учащихся будет выделение существенного. Направить восприятие учащихся в таком случае нужно с помощью вопросов, диктующих определенный порядок рассмотрения, а для рассказа предложить план. Если картина не перегружена содержанием, можно предложить нарисовать по памяти отдельные объекты или схематически начертить их размещение. Высшей формой самостоятельной работы является схематическое изображение изученных объектов. Этот способ закрепления образа воспитывает мысль, глаз, руку.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +