Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Приемы обучения пониманию карты


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Процесс введения детей в понимание карты длителен. В начальных классах они получают первичные знания и навыки в ориентировании на местности по Солнцу и компасу. Попутно с изучением материала по арифметике у них развиваются некоторые пространственные представления, и, в частности, они учатся пользоваться словесным масштабом. Проводится знакомство с планом местности, с глобусом и картами СССР и полушарий.
Для изучения плана дети учатся изображать на бумаге направления по сторонам горизонта и расстояния по масштабу, знакомятся с простейшими планами (класса и школы с прилегающим к ней школьным участком), учатся сами рисовать планы простых предметов (книги, коробки и др.), и, наконец, рисуют планы окружения школы «на глаз», вырабатывают некоторые навыки ориентирования на чертеже. Затем они учатся читать план местности, приложенный к учебнику и помещенный в атласе. Большинство этих действий производится в виде практических работ под руководством учителя. Все перечисленные работы подводят детей к пониманию карты.
Существенные признаки последней рассматриваются на основе аналогии ее с планом. Так закладываются начальные понятия о следующих важных особенностях карты: а) плановом характере изображения; б) условности изображения; в) уменьшении изображения (масштабности его); г) генерализации изображения; д) особенностях ориентирования на плане и карте. Особенности карты раскрываются путем сопоставления ее с планом в процессе беседы учителя с учениками, с привлечением планов местности и карты СССР и полушарий. Дети осваивают условные обозначения, принятые на физической карте, карте полезных ископаемых и природных зон СССР и физической карте полушарий.
Для правильного понимания значения каждого условного знака карты нужно, чтобы дети имели конкретные представления о соответствующем реальном предмете. Такие представления накапливаются на экскурсиях в окрестности школы, для этого привлекаются также кинофильмы, картины, лепка из пластилина, работа с песком и на географической площадке.
Однако одного накопления конкретных представлений о предметах, изображаемых на картах, еще мало для выработки понимания ее условного языка. Необходимо добиться, чтобы предметы были прочно связаны с их картографическим изображением. Для этого применяют одновременное рассматривание карты и картин, в сочетании с художественным рассказом и чтением литературных произведений. Более активной формой являются упражнения в чтении содержания карты или в самостоятельном изображении ее учениками.
Например, в упражнениях применяется прием «воображаемого путешествия» по карте, проводятся так называемые «топографические диктанты» и т. п. Таким путем с первых же шагов работы с картой дети приучаются видеть за условными обозначениями действительную природу.
В курсе географии V класса картографическим вопросам отведено значительное место. Им посвящена тема «Изображение земли на глобусе и картах» в начале курса, уделено внимание и в других темах.
Большую часть учебного времени программа отводит для практических работ в классе и на местносги. Картографии нельзя учить и учиться только со слов учителя или учебника; здесь нужен постоянный показ, практика. Успех обучения зависит от методически обоснованного подбора заданий для практических работ учащихся. Учителя стремятся проводить их так, чтобы постепенно переходить от легкого к трудному, разделяя сложные для учащихся задачи на составные части с последовательным изучением каждой в отдельности и затем с объединением их в одно целое. Например, упражнения с компасом начинают с определения основных сторон горизонта при помощи одной стрелки, затем в упражнения включают шкалу компаса, по ней учат находить и основные и промежуточные стороны горизонта, отдельные же учителя доводят эти упражнения до освоения градусных делений шкалы компаса и определения по ним направлений в азимутах.
Вторая особенность практических работ — применение таких задач и упражнений, большинство которых встречается в жизни детей. Наконец, большое внимание уделяется привлечению средств наглядности и рисованию. Широкое применение рисунков и несложных чертежей, выполняемых учителем и учащимися, является сильным средством активизации обучения, незаменимым по своему педагогическому эффекту при усвоении вопросов ориентирования на местности и на планах, глобусе и картах, математических особенностей последних (масштаба, условных знаков, плановости изображения и т. п.). Педагогическая эффективность применения рисования и черчения в данной теме объясняется психологическими закономерностями формирования пространственных представлений. В частности, психологами установлено, что «вызревание пространственных представлений и развитие чертежа идут рука об руку. Это — единый процесс».
Существенно важным для углубления понимания карты является знакомство учеников с сущностью линий градусной сетки, их геометрическими свойствами, закрепление навыков в ориентировании по линиям сетки на глобусе и на карте, по определению местоположения объектов на картах и на глобусе.
Опыт показывает, что эти вопросы очень трудно усваиваются детьми. Главная трудность состоит в формировании отвлеченных пространственных представлений о форме и размерах Земли, о положении на ее поверхности особых линий, углов и т. п. Поэтому для успешного обучения здесь особенно необходимы наглядные пособия. В их состав входят, например, нанесенные на черный (индукционный) глобус линии параллелей и меридианов, рисование в тетрадях градусной сетки карты полушарий, отыскивание на глобусе и картах мест пересечения заданных меридианов и параллелей, нахождение пунктов, лежащих на одной широте или долготе, отыскивание точек по заданным координатам или определение координат у назначенных точек и т. п. Изучение материала проводится в порядке «от глобуса к карте». Линии градусной сетки вначале рассматривают на глобусе; на нем осваивают их сущность, геометрические их свойства, осознают приемы в ориентировании по линиям сетки и определении по ним координат. В заключительных уроках должны широко применяться работы с картами.
В остальных темах программы V класса картографические знания школьников обогащаются за счет усвоения условных знаков карты и приемов ориентирования на карте по градусной сетке и по определению координат изучаемых объектов. Например, в теме «Гидросфера» ученики осваивают условное изображение на карте рек, порогов, водопадов, озер, болот, водохранилищ и т. п. Параллельно с расширением конкретных представлений и понятий об изучаемых географических объектах ученики овладевают условными обозначениями их на карте и определенным минимумом географической номенклатуры. В этих же темах, в ходе предусмотренных программой практических работ, закрепляются и совершенствуются навыки в обращении с масштабом, градусной сеткой, шкалой высот и другими элементами карты.
В VI классе, кроме закрепления знаний и навыков сформированных ранее (масштаб и измерение с его помощью расстояний, использование картографической сетки для ориентирования и определения координат, определение высот и форм рельефа по шкале высот и глубин и отметкам точек, распознавание объектов по их условным знакам), ученики приобретают умения в определении расстояний без масштаба по сетке вдоль меридианов и экватора (пользуясь соотношением, что один градус дуги этих линий равен 111 км), учатся определять приближенный масштаб в различных частях карты по географической сетке, высоты точек, расположенных между границами цветовых ступеней шкалы высот «на глаз». Усвоение этих новых знаний и умений происходит с помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.
В VI классе вводятся новые карты — политическая карта полушарий, физические, политические, климатические и карты природных зон для всех частей света, а также некоторые специальные карты (плотности населения). Изучение содержания этих специальных карт и новых способов изображения явлений, применяемых на них (изотермы, способ картограммы, картодиаграммы и цветного фона, способ значков), может проводиться постепенно. Так, например, опытные учителя знакомят учеников с содержанием легенды новой карты, стараются объяснить сущность показанных на карте новых явлений и особенности их изображения.
Многие учителя обращают внимание школьников в VI классе на некоторые математические особенности мелкомасштабных географических карт. Например, показывают ученикам, что указанный на карте масштаб не везде на ней действителен, что им можно пользоваться лишь в центре карты (проекция Ламберта применяется почти на всех картах, использующихся в VI классе, а в этой проекции главный масштаб — только в центре карты). Чтобы ползать причину этого факта, учитель сравнивает изображение клеток на глобусе и карте. Возможны и другие приемы. Например, ученики бывают очень поражены, когда измерения одних и тех же расстояний на карте и глобусе дают различные результаты. Перенесение линии кратчайшего пути (ортодромии) с глобуса на карту наглядно говорит о причине искажений.
Дальнейшее понимание сущности карты обеспечивается при изучении курса физической географии СССР. Учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные), с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений (расстояний, направлений и площадей). На основе сопоставления карт разного масштаба учащиеся получают представление о генерализации картографического изображения. Большое внимание уделяется ознакомлению с топографической картой.
Ученики знакомятся с изображением рельефа на топографических картах способом горизонталей, усваивают приемы ориентирования и нахождения на ней точки своего стояния по местным предметам, а также способ определения направлений на карте и на местности (по компасу) в азимутах. Большую роль здесь должны выполнять различные наглядные пособия, например разрезные модели рельефа, стеклянные картомодели, топографические учебные карты и др. Для усвоения этого материала необходимы также разнообразные упражнения и практические работы с компасом, транспортиром, особенно упражнения с картой на местности. В старших классах продолжается знакомство с особенностями экономических и других специальных карт.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +