Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование единичных понятий


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Особенности работы учителя и учащихся по формированию единичных понятий на этой ступени обучения определяются задачами страноведения.
Эти задачи четко сформулированы Н. Н. Баранским в его статье «Страноведение и география физическая и экономическая». Главная задача страноведения, отмечает Н. Н. Баранский, состоит в создании не «механических смесей» различных сведений о стране, а характеристик, содержащих логическое сочетание важнейших отличительных черт каждой страны или района и в возможно более тесной увязке их между собой. Эти черты отбираются и связываются между собой в единый цельный образ. Эти подлежащие отбору черты должны удовлетворять таким условиям:
а) быть своеобразными, отличающими данную страну от других стран;
б) быть существенными, особенно важными для понимания страны;
в) кроме того, очень важно, чтобы эти отобранные для страноведческой работы черты разного порядка могли быть возможно теснее увязаны между собой, чтобы во всяком случае в работе было показано их взаимодействие между собой.
Эти положения, сформулированные Н. Н. Баранским, имеют исключительно важное значение для правильной организации процесса формирования единичных понятий в страноведческих курсах. Они определяют прежде всего требования к определению содержания единичных понятий.
Каждое единичное понятие должно включать не только общие существенные признаки однородных объектов и явлений (т. е. четко соотноситься с общим понятием), но обязательно раскрывать своеобразие в проявлении этих существенных признаков.
Показ своеобразия существенных признаков единичных понятий наиболее успешно решается на основе сочетания различных средств — географических карт, краеведческого материала, живого слова учителя и географических описаний, наглядных пособий, а также с помощью приема сравнения.
Требования, предъявляемые к содержанию единичных понятий, учитываются при отборе наглядных пособий. Наглядные пособия, в частности картины, должны отражать не только общие существенные признаки однородных объектов и явлений, но и обязательно показывать своеобразие (без излишней детализации) конкретных объектов. Для того чтобы, например, наиболее наглядно показать отличия саванны Африки, картина африканских саванн должна быть сравнена с картиной саванн Южной Азии, а при формировании понятия о саваннах Южной Америки целесообразно сравнить три картины. Только при этом условии учащиеся сумеют отчетливо запечатлеть в сознании как общие существенные признаки тропической лесостепи, так и своеобразие их проявления в каждой части света. Тем самым задача показа различий от места к месту и причин, их обусловливающих, составляющая суть страноведения, может быть решена наиболее успешно.
Сравнение однородных объектов должно проводиться и на основе карт. Большое значение имеет также сравнение изучаемых объектов с объектами, которые могут наблюдать учащиеся в окружающей их природе.
На этой ступени обучения сравнение на основе словесных описаний, а также с помощью карт приобретает все большее значение.
Поскольку большая часть единичных понятий в страноведческих курсах отражает пространственно удаленные географические объекты и явления, поэтому формирование единичных представлений о них возможно главным образом с помощью наглядных пособий (кино, стенных картин, макетов, моделей, гербариев и пр.). Большое значение имеют также словесные описания, способствующие образованию представлений воображения.
Но вместе с тем и на этой ступени обучения сохраняется значение непосредственных наблюдений географических объектов и явлений в окружающей природе и на производстве. Представления, формируемые с помощью таких наблюдений (например, представления о типичных погодах по сезонам года родного края), служат своеобразным эталоном для сравнения (например, с типичными погодами других типов климата). Последовательное осуществление краеведческого подхода к изучаемым объектам и явлениям, недоступным дощ непосредственного восприятия, одно из непременных условий успешного формирования понятий и на этой ступени обучения. Учащиеся, не имеющие представления об окружающей их природе, не могут осознать с достаточной глубиной особенности природных условий других стран и районов.
Работа по созданию ярких, образных представлений об изучаемых объектах и явлениях должна обязательно сочетаться с работой по формированию картографических представлений. Главнейший признак каждого географического объекта, отражаемого в единичном понятии, — его географическое положение. Оно характеризует особенное, только данному объекту нрисущее место на земной поверхности, отражает его пространственное положение по отношению к другим объектам. Особенности географического положения любого объекта или явления во многом определяют особенности его характеристики в целом.
Положение, например, реки Амазонки в тропическом поясе Южной Америки обусловливает, наличие большого количества притоков, многоводность реки и т. д. Географическое положение любого объекта можно осознать только с помощью карты. Без карты нельзя осознать и взаимные связи между географическими объектами, а также взаимное расположение различных объектов и границы между ними. Поэтому каждое единичное географическое понятие обязательно опирается на соответствующее картографическое представление, оно непременно тесно связано с картой и неотделимо от нее.
Кроме географического положения, карты позволяют устанавливать и другие существенные признаки географических объектов. При формировании, например, единичного понятия об Уральских горах с помощью карт (особенно средне-масштабных) возможно установить общую протяженность гор, направление и количество важнейших хребтов, характер склонов, наибольшие и наименьшие высоты, речную сеть, состав и размещение полезных ископаемых в недрах Урала, особенности климата, растительности, животного мира, степень заселения человеком, крупнейшие города и т. д. При наличии соответствующих знаний карты позволяют установить и взаимосвязи между этими признаками. Это означает, что с помощью карт может быть достаточно полно раскрыто содержание единичного понятия «Уральские горы». В силу этого карты имеют значение одного из главных средств формирования единичных географических понятий.
Содержание единичных географических понятий раскрывается в системе суждений, последовательность которой определяется общими требованиями к географической характеристике. Использование плана характеристики помогает логически стройно раскрыть признаки единичного понятия и выявить причинно-следственные связи между различными признаками (например, между рельефом и климатом, климатом и реками и т. д.).
Применение усвоенных единичных понятий обеспечивается в процессе выполнения разнообразных заданий на сравнение по сходству и различию их существенных признаков. Например, при формировании понятия о восточносибирской тайге в качестве эталона для сравнения служат ранее усвоенные понятия «восточноевропейская тайга» и «западносибирская тайга». Выполняя задание на сравнение, ученик с наибольшей полнотой осознает своеобразие восточносибирской тайги, в зависимости от особенностей условий ее произрастания. Одновременно, общее понятие «тайга» становится более отчетливым и конкретным.
Особенно широко задания на сравнение могут выполняться в процессе обобщающего повторения. Оно позволяет выявить, насколько сознательно учащиеся овладевают системой общих и единичных понятий. А это в свою очередь создает благоприятные условия для подведения учащихся к научным выводам.
Например, выполнение заданий на сравнение рек отдельных районов СССР поможет выявить с наибольшей отчетливостью различия рек в зависимости от местных условий — рельефа и климата — и на этой основе более полно и глубоко усвоить единичные понятия. С другой стороны, выполнение таких заданий позволяет выделить основные типы рек на территории СССР (по режиму) в соответствии с типами рельефа и климата различных районов. Тем самым будет обеспечено углубление содержания общего понятия о типах рек в зависимости от типов рельефа и климата.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +