Советская дидактика определяет обучение как сложный процесс, который включает взаимодействие следующих компонентов: а) содержание обучения, т. е. учебный предмет, в котором систематизированы знания для усвоения учащимися определенного класса; б) преподавание, т. е. деятельность учителя, заключающаяся в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в формировании у них коммунистического мировоззрения, в руководстве их самостоятельными учебными занятиями и проверке и оценке их знаний и работ, выполняемых по заданию учителя;
в) учение, т. е. разносторонняя деятельность учащихся, включающая умственные и физические действия.
Содержание учебного предмета оказывает существенное влияние на ход процесса обучения. Специфика содержания географии раскрыта в предыдущей главе. В данной же главе рассмотрим особенности познавательной деятельности учащихся при изучении географии и руководящей роли учителя.
С образовательной точки зрения в обучении географии решаются две основные задачи: во-первых, учащиеся овладевают знаниями, практическими умениями и навыками; во-вторых, осуществляется умственное развитие учащихся, формирование сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов. Одновременно с образовательными решаются и воспитательные задачи: формирование коммунистического мировоззрения, чувств, воли и черт характера, навыки поведения.
Е. Н. Кабанова-Меллер на основе многолетних исследований пришла к выводу, что при решении вопроса о познавательной деятельности учащихся, наряду со знаниями, необходимо обучать рациональным приемам (способам) умственной и практической деятельности. Согласно этой точке зрения ученик, овладевший приемом, знает способ действия при выполнении той или иной задачи и умеет им пользоваться. Иначе говоря, прием учебной работы включает знание сйособа (например, учащийся знает, как проводить сравнение климата двух городов, как составлять описание рельефа по карте) и умение применять это знание (например, умеет сравнить города по климату, составляет описание рельефа заданной территории). Умение в результате упражнений может перейти в навык.
Знания, приемы учебной работы и навыки приобретаются в едином процессе обучения и находятся во взаимодействии: приемы работы и навыки формируются на основе знаний и при их применении; в свою очередь владение ими и применение способствует приобретению новых знаний и углублению старых.
Приобретение учащимися знаний по географии осуществляется двумя основными путями: непосредственным — от восприятия географических объектов и явлений, от имеющихся представлений — к научным представлениям и понятиям; опосредованным — от имеющихся у учащихся знаний, от слов учителя и учебника — к новым понятиям и закономерностям. Второй путь наиболее экономен, но он приемлем только в том случае, когда речь учителя, слова учебника опираются на созданные в сознании учащихся ясные представления и содержательные понятия.
Приобретение знаний непосредственным путем преобладает в начальной школе и при изучении начального курса физической географии (в V классе), где запас их еще невелик, а опыт учеников сравнительно небольшой. По мере роста опыта и знаний у учащихся все большее значение приобретает опосредованный путь, позволяющий раскрывать географические особенности изучаемых территорий наиболее экономно — через слово. Однако конкретность географического материала обязывает учителя, даже в старших классах, широко использовать и путь непосредственного усвоения. Овладение знаниями по географии протекает при сочетании обоих путей, с преобладанием одного из них, в зависимости от возраста учащихся, их развития и от характера учебного материала.
Учитель географии располагает самыми разнообразными источниками знаний для организации непосредственного восприятия школьниками изучаемых объектов и явлений. К их числу относятся прежде всего особенности географии окружающей местности, например: формы поверхности, горные породы, воды, почвы, явления погоды, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность местного населения, использование природной среды и ее преобразование. Однако содержание учебной географии неизмеримо глубже и шире, чем непосредственно воспринимаемая географическая действительность.
Для создания конкретных географических образов, помимо краеведческих материалов, в целях последующего обобщения привлекаются разнообразные средства наглядности. Причем одни из них более полно отражают географические предметы и процессы (например, кинофильмы, картины, диапозитивы, фотографии), другие в той или иной степени являются условным отображением действительности (например, рисунки, модели, диаграммы, графики).
Ничем не заменимым и специфическим для географии источником знаний о территориях, недоступных непосредственному восприятию, о закономерных связях, им свойственным, являются глобус и географическая карта.
О некоторых природных закономерностях и процессах, недоступных непосредственному восприятию, учащиеся могут получить представление из поставленных опытов. Игнорирование опытов часто приводит к искаженному отображению действительности в сознании учеников. Например, если ограничиться схематическим рисунком при объяснении образования источника и не показать процесс просачивания воды через песок, то, как показывает проверка знаний, у учащихся создается искаженное представление об этом процессе: они считают, что вода проходит только в отдельных местах через пласт песка струйками.
Особую ценность представляют опыты, которые позволяют учащимся делать самостоятельные выводы, например вывод о различии в нагревании суши и воды. Каждый вид пособий имеет свое специфическое назначение и дополняет другие, поэтому никогда одно из них не может целиком заменить другое.
Важный источник знаний — жизненный опыт учащихся. С географическими объектами и явлениями, с использованием их человеком, воздействием человека на природу учащиеся встречаются постоянно. Опыт показывает, что обычно в сознании учащихся, в силу их любознательности очень ярко запечатлеваются картины природы, трудовой деятельности населения. Они с удовольствием рассказывают о лесах и озерах, о своей летней работе в колхозе.
При использовании жизненного опыта учителю следует помнить, что учащиеся иногда приобретают искаженные, «донаучные» понятия. Например, они часто называют крутой склон и сравнительно высокий холм — «горой», густой снегопад — «погодой». На уроках необходимо исправлять ошибки путем установления связей между научным понятием и житейскими представлениями.
Одним из средств непосредственного первоначального познания географической действительности являются некоторые виды
учебных практических работ, носящие характер исследования, а также трудовая деятельность учащихся, выполнение заданий общественно полезного характера. Например, если учащиеся VII класса на экскурсии проводят изучение почв поймы, речной террасы, южного и северного склонов холма с практическими целями, to одновременно устанавливают специфику природных комплексов, определяемую особенностями рельефа, увлажненности, теплового режима и других компонентов. Приобретение новых знаний происходит во время практики учащихся на промышленном и сельскохозяйственном предприятиях, где они знакомятся с сырьем, продукцией, экономическими связями.
Слово учителя (или книги) — путь получения опосредованных знаний. Слово всегда содержит обобщение, основанное на ранее изученном конкретном материале. Поэтому с помощью слова в сознании учащихся могут создаваться правильные понятия и богатые, красочные по содержанию образы географических объектов и явлений (например, образ тропического ливня, образ промышленного города).
Восприятие лишь один из этапов усвоения знаний. «Усвоение знаний учащимися протекает как процесс, как движение, которое имеет свои особенности, свои этапы. Усвоение знаний всегда является своеобразной формой познания учащимися фактов и закономерностей объективного мира, включающей восприятие учащимися изучаемых предметов и явлений, осмысление и обобщение их признаков и связей между ними, запоминание и оперирование знаниями как в практических, так ив теоретических целях». Это, конечно, не означает, что один этап строго отграничен от другого. Они находятся в тесном взаимодействии. Психологи утверждают, что процесс усвоения понятий должен быть неразрывно связан с их применением. Для этого учитель должен организовать процесс усвоения знаний учащимися так, чтобы их применение было включено как звено самого процесса усвоения. Например, при формировании понятия «низменность» дается его определение, объясняется, как изображаются низменности на карте. Затем предлагается показать низменность на схематическом чертеже, определить по карте, в какой части света низменности занимают наибольшую площадь, а в какой — наименьшую и т. п.
Методика географии пока что не отвечает на вопрос о закономерностях процесса усвоения географических знаний, эта проблема не подвергалась специальному исследованию. Но некоторые, наиболее важные вопросы формирования географических представлений и понятий в настоящее время нашли отражение й методической литературе. Исследования по вопросам формирования географических представлении и понятий с целью решения психологических проблем проведены Е. Н. Кабановой-Меллер. Организации работы над усвоением знаний учащимися касается Н. Н. Студенцов (в книге «Урок географии», 1961).
Усвоение знаний характеризуется активной деятельностью учащихся, выражающейся в мыслительных операциях (анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция). В усвоении географических знаний особо следует отметить сравнение, установление причинно-следственных связей.
В учебной работе по географии большое место занимает практическая деятельность учащихся. К практическим работам, специфичным для географии, обычно относят те действия учащихся, при выполнении которых они применяют знания и умения, используя в качестве «внешней опоры» картографические пособия, приборы, природные объекты и т. п.
Практические работы по географии разнообразны по содержанию и характеру деятельности учащихся: наблюдения, измерения с помощью приборов и инструментов, чтение карт, работа с графическими и экономико-статистическими материалами и др.
В ходе выполнения практических работ по географии решаются многие учебные задачи: накопление конкретного материала и закрепление знаний, выработка приемов работы и навыков, а также проверка уровня знаний, приемов и навыков.
Значительная часть практических работ по географии аналогична некоторым научным методам исследования и обработки собранных материалов. Самостоятельное выполнение практических работ ставит учащихся в положение исследователей, совершающих ряд «Открытий». Это вызывает большой интерес и стремление школьников глубже изучать географические объекты и явления, применять знания для решения теоретических и практических задач в процессе обучения, во внеклассной и внешкодьной работе, в общественно полезном труде.
Опыт убедительно свидетельствует о том, что включение в программу по географии обязательных для всех учащихся практических работ (с 1954 года) повысило научный уровень преподавания географии и способствовало установлению связи с жизнью, получению белее глубоких и прочных знаний. Практические работы усилили роль школьной географии в подготовке учащихся к самостоятельному применению и приобретению знаний.
Практическое применение знаний помогает школьникам понять значение географии, раскрывающей тайны природы, познающей законы развития и размещения хозяйства для общественно-производственной практики.
В процессе выполнения практических работ более отчетливо проявляются взгляды и убеждения учащихся, их отношение к природе, к предметам труда, к товарищам, к своему учебному труду. Практические работы позволяют учителю лучше познать индивидуальные особенности каждого, учесть результаты обучения и вместе с тем усилить воспитательное воздействие на учащихся.
Нередко учителя географии и методисты ленинскую формулу, определяющую путь научного познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него — к практике, механически, переносят на познавательную деятельность учащихсяг не учитывая, что законы научного познания в процессе обучения возможно применять лишь с учетом дидактических условий. Нередко считается, например, что на экскурсии осуществляется только «живое созерцание» и формируются представления, а в классе — в результате абстрагирующей деятельности на материале экскурсии и наглядных пособий — формируются понятия. И лишь после этого можно проводить практические работы.
Фактически же в познавательной деятельности учащихся чувственная ступень познания, мышление и практические работы находятся в тесном взаимодействии. Взаимодействие чувственных и мыслительных процессов познания находит свое выражение в том, что усвоение представлений, понятий и закономерностей тесно связано между собой. Ярким примером такого взаимодействия служат наблюдения, когда учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы о типе погоды, о причинах ее изменения и т. п. В процессе приобретения знаний весь конкретный образный материал переосмысливается в сознании учащихся, устанавливается связь между словом и образом, между новыми и ранее усвоенными знаниями.
Процесс усвоения знаний по географии сопровождается умственным развитием учащихся; знания становятся все более широкими по объему фактического материала и складываются в научную систему; вскрываются все более глубокие и разнообразные причинно-следственные связи между элементами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека; расширяется запас картографических представлений. Особенности формирования у учащихся географических представлений и понятий, приемов работы и навыков, а также вопросы умственного развития учащихся освещаются дальше в специальных главах. Здесь же коснемся некоторых наиболее важных сторон организации процесса обучения географии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.