Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование научного мировоззрения учащихся


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Школьники, изучая отдельные учебные предметы, усваивают понятия и законы, составляющие основу той или иной науки. Марксистско-ленинская методология содержания этих предметов является основой для формирования мировоззрения. Вся работа школы по формированию мировоззрения учащихся в процессе изучения основ наук систематизируется и обобщается при изучении курса «Обществоведение».
В процессе изучения географии учащиеся знакомятся с взаимосвязями между отдельными элементами природы и природным комплексом в целом; с взаимными связями между природой и хозяйственной деятельностью населения; с экономико-географическими связями. Они познают общие закономерности изменения и развития природы и хозяйства во времени, знакомятся с путями использования законов природы в интересах общества.
Перед учителем географии стоит задача — добиться усвоения учащимися существенных признаков, объектов и явлений и показать их взаимодействие, динамику, развитие; познакомить по возможности с процессами, в которых проявляются законы диалектического материализма.
В методической литературе и в опыте преподавания географии уделяется достаточное внимание изучению связей между отдельными элементами природы. Учащиеся свободно усваивают зависимости рек от рельефа, растительности от климата и др. Однако не всегда при обучении учитель подчеркивает наличие прямых и обратных связей. Например, устанавливается зависимость характера течения реки от рельефа, но не подчеркивается влияние этой реки на рельеф; показывается зависимость растительности от климата, но не раскрывается зависимость климата от характера растительности на подстилающей поверхности.
Не всегда до сознания учащихся доводится идея, что изменение одного компонента влечет изменение всего природного комплекса. Например, вырубка леса в бассейне реки вызывает изменение ее режима, уровня подземных вод, степени увлажнения почвы и т. д.
Объективный характер причин изменения и развития природы наиболее четко воспринимается тогда, когда раскрываются процессы, например трансформация воздушной массы, разрушительная и созидательная работа реки, образование соленых озер, подзолистых почв и многое другое. При этом необходимо, по возможности, давать не только качественную характеристику объектов, но и количественную. Учащиеся, например, должны знать, что арктический воздух (АВ) не просто «холодный»,- «сухой», но с помощью наблюдений установить, какова температура, влажность, давление только что пришедшей в нашу местность арктической воздушной массы.
Учитель географии О. О. Рутковский диалектику процессов в воздушных массах показывает следующим образом (при изучении общего обзора СССР в VII классе). При формировании понятий о воздушных массах он подчеркивает, что тропосфера — единое целое, отличающееся от других оболочек атмосферы. Но вместе с тем тропосфера состоит из отдельных частей — воздушных масс, характеризующихся определенным сочетанием температуры, давления, влажности и т. д. Свойства воздушных масс зависят от характера и состояния подстилающей поверхности, над которой они формируются; эти свойства тесно взаимосвязаны между собой. Например, низкая температура арктической воздушной массы обусловливает высокое давление воздуха и незначительную влажность. Воздушные массы находятся в непрерывном изменении: так, если арктическая воздушная масса проходит над теплой поверхностью океана, то температура ее повышается, уменьшается давление и увеличивается влажность. О. О. Рутковский особое значение придает количественным характеристикам воздушных масс. Благодаря этому можно убедительно показать учащимся, как вначале незначительные количественные изменения (например, при прогревании холодной массы) не меняют ее свойств. Но затем, когда эти изменения переходят определенные пределы, воздушная масса становится качественно другой — арктическая воздушная масса превращается в морскую воздушную массу умеренных широт и т. п.
В опыте массовой школы, к сожалению, недооценивается значение характеристики процессов; учитель касается их попутно, а иногда ограничивается хотя и ярким образным описанием объектов, но в статическом состоянии.
В формировании научного мировоззрения большое значение имеет обобщение фактов и подведение учащихся к мировоззренческим выводам.
Для каждого географического объекта одним из, существенных признаков является его положение на земном шаре, от чего зависят свойства и связи с другими объектами. Поэтому при формировании научного мировоззрения учащихся большое внимание должно уделяться тщательному изучению карты, развитию пространственных представлений учащихся, выработке у них приемов работы с разнообразными географическими картами.
Важным методологическим вопросом для школьной географии является взаимная связь между природой и хозяйственной деятельностью населения.
Учащиеся, как правило, хорошо знают значение элементов природы (рельефа, подземных вод, почв и т. п.) для хозяйственной деятельности человека, а также правильно называют мероприятия по охране природы. Однако у школьников нет глубоких знаний о теснейших взаимосвязях компонентов в природном комплексе, нет убежденности в том, что вмешательство человека в этот комплекс без знания дела может привести к печальным результатам. В периодической печати иногда появляются заметки об этом. Например, мелиораторы в одном из украинских сел, стремясь избавиться от болот в пойме, углубили русло реки, а это привело к такому снижению уровня подземных вод, что поля превратились в пустоши. Неразумная вырубка леса часто приводит к заболачиванию земель.
В отсутствии географической культуры у населения, вероятно, повинна и школьная география, которая не вооружает выпускников научными взглядами на природу, не показывает возможные условия вмешательства человека в природные процессы. Воспитание твердого убеждения учащихся в том, что охрана природы — долг каждого гражданина нашей страны, нельзя осуществлять навязчивыми фразами о том, что природу нужно охранять. Необходима серьезная работа учителя над сознательным пониманием учащимися процессов в природе, раскрытием значения природы для хозяйственной деятельности человека. Особенно важную роль в воспитании играет привлечение школьников к общественно полезному труду по охране природы.
Чрезвычайно важна задача географии по формированию у учащихся правильных взглядов на роль природы в общественно-экономическом развитии страны. В ответах учащихся часто допускается методологическая ошибка — структура народного хозяйства страны объясняется только наличием природных ресурсов. Если, например, государство имеет каменный уголь и железную руду, то учащиеся уверенно говорят о том, что развита металлургическая промышленность; если есть нефть, то обязательно и нефтеперерабатывающая промышленность. И, наоборот, если в стране нет полезных ископаемых, то учащиеся считают, что тяжелая промышленность в ней не развита.
Опыт передовых учителей показывает, что систематическое раскрытие роли общественно-политического строя в развитии хозяйства страны и подведение учащихся к обобщениям вырабатывает у учащихся убеждение в том, что хозяйство страны, его уровень и размещение определяется прежде всего общественно-политическим строем и уровнем развития производительных сил. Важную роль играет также экономико-географическое положение, наличие трудовых ресурсов и др. А природные условия и ресурсы — необходимое, но не определяющее условие в развитии хозяйства.
Изучение каждой страны подтверждает эту закономерность. Особенно ярко она проявляется в странах социалистических, где при неизменившихся природных условиях народное хозяйство развивается такими темпами, которые недоступны развитым капиталистическим странам.
Экономическое содружество социалистических стран уменьшает зависимость их хозяйства от природы. Так, страны не имеющие нефти, создают нефтеперерабатывающие предприятия, так как получают сырье по нефтепроводу от своих друзей.
В раскрытии идеи взаимосвязи между природой и человеческим обществом необходимо подчеркнуть широкие возможности для осуществления грандиозных планов по преобразованию природы как в отдельных социалистических странах (например, Большая Волга в СССР — переброска вод северных рек в бассейн Волги), так и в нескольких странах по единому плану (например, преобразование устья Дуная, осушение болот на западе СССР и в Польше).
Методологически правильным должно быть объяснение вопросов, связанных с размещением населения в социалистических и капиталистических странах. Без целенаправленной работы учителя по этому вопросу учащиеся не учитывают исторических факторов и размещение населения объясняют лишь природными условиями (чаще всего — климатом).
Экономическая география помогает понять роль природно-гео-графической среды в экономическом и общественном развитии страны; раскрывает основу общественной жизни, составляет материальное производство, производительные силы и экономические, производственные отношения. А характер этих отношений определяют особенности социальной, духовной и политической жизни общества. Главной производительной силой являются трудящиеся массы. Наша страна — убедительный пример того, что может сделать народ для развития экономики и культуры, если ему принадлежит власть. Содержание экономической географии позволяет на конкретных примерах стран подвести учащихся к пониманию основных экономических законов, которые определяют развитие капиталистического и социалистического хозяйства. Раскрытие непримиримых противоречий, свойственных капиталистическому хозяйству, помогает воспитывать у учащихся классовый подход к жизни народов, формировать убеждение в том, что революционное его преобразование неизбежно.
Вполне достаточную подготовку получают учащиеся для формирования убеждения в преимуществах социалистической системы хозяйства перед капиталистической, к пониманию того, что основное содержание современной эпохи составляет переход от капитализма к социализму, что эта эпоха «есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе» (Программа КПСС).
Составной частью мировоззрения являются взгляды на познаваемость мира. В связи с этим перед школьной географией стоит задача — показать непрерывное развитие науки, познакомить учащихся с методами научного исследования, применяемыми в географии, с их совершенствованием в процессе развития науки. Это позволяет подвести учащихся к выводу, что человек способен познать и познает самые скрытые тайны природы, а раскрыв их, становится ее хозяином.
Формирование научного мировоззрения невозможно осуществить без систематической работы по развитию диалектического мышления учащихся. Обучение должно быть построено так, чтобы явления в природе, в хозяйстве страны рассматривались во взаимосвязях, взаимодействии, в непрерывном изменении и развитии; учащихся следует обучать так, чтобы в единичном они видели общие закономерности, а общее могли применять для объяснения частного. Самостоятельные работы, требующие применения знаний, оценки и объяснения явлений в географической оболочке, фактов и событий в хозяйственной и политической жизни народов, помогают выработать у учащихся диалектический подход к изучаемым явлениям не только в процессе обучения в школе, но и в жизни, в практической деятельности.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +