Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Метод наблюдения


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Наблюдение — один из основных и наиболее широко применяемых методов исследования, особенно при изучении и обобщении положительного опыта учителей, где оно занимает ведущее место. Наиболее успешные результаты достигаются при условии сочетания наблюдения со специальными методами проверки эффективности учебной работы учащихся, например письменными контрольными работами, индивидуальными беседами с учащимися и т. д.
Такое сочетание обеспечивает получение объективных данных, на основе которых с большей достоверностью возможно судить о ценности и эффективности изучаемого опыта. Научное наблюдение характеризуется прежде всего целенаправленностью.
Наличие определенной цели (или руководящей идеи) заставляет производить наблюдение за избранным объектом в заранее определенном направлении. Основная задача научного наблюдения состоит в том, чтобы: а) установить условия, в которых протекает явление; б) точно описать его; в) объяснить это явление, т. е. установить зависимость между тем, как протекает необходимое явление, и условиями, в которых оно протекает.
Цель наблюдения определяется исходя из практической задачи исследования, например ставится задача изучить и обобщить опыт школ по активизации познавательной деятельности учащихся. Выдвинутая задача исследования в таком общем плане еще не может служить основой для постановки наблюдений в школе. Наблюдение должно обеспечить сбор материала, отражающего многообразие путей, приемов и средств активизации познавательной деятельности учащихся в школе.
Для этого необходимо, чтобы исследователь к началу наблюдений имел достаточно четкое представление об этих путях, что достигается с помощью предварительного теоретического исследования, а также на основе ознакомления Счпередовым опытом школы по докладам учителей, отчетам инспекторов и пр.
После определения круга явлений, которые должны быть исследованы, разрабатывается конкретная программа наблюдения. В программе обычно указываются: классы и программные темы, в нроцессе которых будет проводиться наблюдение, способы фиксирования, вопросы, по которым будет вестись наблюдение на уроках, вопросы для беседы с учителями, с отдельными учащимися, вопросы для проверки знаний и умений учащихся в процессе устного опроса на уроках, вопросы для письменных контрольных работ, способы обработки полученных данных и пр. Выбор школ и классов для наблюдения производится на основе ознакомления с несколькими школами различных типов. Количество школ и классов, в которых организуется целенаправленное наблюдение, определяется с таким расчетом, чтобы собрать достаточно убедительный и разнообразный материал. Это количество может быть относительно ограниченным, но наблюдение должно быть полным и систематичным. Намеченная программа в процессе наблюдения в школе может подвергаться совершенствованию и уточнению.
Научное наблюдение должно быть строго объективным. Объективность наблюдения требует тщательной проверки подмеченных фактов и отграничения их от иетолкования и объяснения. Объективность наблюдения обеспечивается прежде всего плановостью и систематичностью его проведения. Исследователь, имеющий план и проводящий наблюдение в определенной системе, не ограничивается случайно подмеченными фактами. Его основная задача состоит в накоплении фактов, разносторонне и полно характеризующих то или иное явление (например, формы и приемы учета знаний и умений учащихся в зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, различий в их подготрвке, различий в методах изложения программного материала, используемого оборудования по географии и пр.). Только при этом условии могут быть собраны вполне достоверные и типичные факты, на основе которых можно будет сделать убедительные и глубокие выводы.
Для обеспечения объективности наблюдения важны также способы фиксирования фактов. Наряду с протоколированием самим исследователем хода уроков, экскурсий, занятий на местности, а также бесед с учителем и учащимися используются стенографирование и магнитофонная запись, что уменьшает субъективное влияние наблюдателя на получаемые данные и обеспечивает более высокое качество записи наблюдаемых фактов и явлений. Протоколирование наблюдений самим исследователем, как правило, не может претендовать на исчерпывающую полноту и точность. Большинство исследователей не владеет умением стенографировать, что особенно важно при записи устных ответов учащихся. Наблюдателю трудно записать ответ дословно с соблюдением всех особенностей речи учащихся. Даже самый опытный наблюдатель ограничивается фиксированием лишь основных вопросов, освещенных в ответе; формулировка же ответа часто бывает весьма далека от той, которую давал учащийся. Поэтому при последующей обработке исследователь анализирует собственную редакцию ответа, а не подлинный ответ. Тем самым снижается качество добываемых материалов по одному из самых существенных вопросов методического исследования — о процессе и качестве усвоения знаний.
Протоколирование наблюдения необходимо сочетать с документально точной записью. Стенографирование и магнитофонная запись урока освобождают исследователя от необходимости сплошного записывания всего, что говорится на уроке. А это в свою очередь создает благоприятные условия для наблюдения за поведением учащихся на уроке, в частности за тем, как работают отдельные из них, выполняя задания учителя, например по анализу, карт атласа, с какой точностью они показывают нужные объекты на стенной карте, как и в какой мере учащиеся пользуются при своих ответах методом сопоставления и наложения карт различного содержания, как и какие используют картины, коллекционные образцы, как выполняют различные схемы на доске и пр. Все эти моменты, имеющие исключительно важное значение для характеристики успешности процесса усвоения, обычно не могут быть полностью наблюдаемы, если исследователь занят целиком записью хода урока.
Протокол урока, независимо от цели наблюдения, должен отражать весь ход учебного процесса, т. е. необходима сплошная запись всего урока. Конечно, в соответствии с целью и задачами наблюдения анализу может подвергаться в первую очередь та часть урока, которая непосредственно связана с предметом исследования.
Объективность результатов наблюдения обеспечивается также внимательным разбором проведенного урока совместно с учителем после его окончания. Такая беседа помогает уточнить наблюдения, уяснить, почему учитель в том или ином случае поступил именно так, а не иначе, и пр. На основе беседы с учителем исследователь вносит в протокол записи урока дополнения и уточнения. Важным условием, обеспечивающим высокое качество накапливаемых фактических материалов по теме исследования, является последующий анализ хода урока самим исследователем. Анализ лучше проводить по каждому уроку в отдельности и не откладывать его на продолжительное время; при исследовании формирования географических понятий, например в процессе анализа каждого урока следует вычленить, какие понятия вводились заново, в каком содержании, какие приемы были использованы, а также, какие представления и понятия из ранее усвоенных были использованы в качестве опоры, какое место отведено географическим картам и наглядным пособиям; как проводилось закрепление вновь введенных понятий, какие понятия из ранее усвоенных и как нашли применение, насколькб сознательно учащиеся оперируют ранее усвоенными понятиями и т. д.
Подобный анализ позволяет установить все неясные моменты, которые нуждаются в дополнительном выяснении, наметить вопросы, которые могут быть рекомендованы учителю для включения их в устный опрос на следующем уроке; установить, с кем из учащихся следует побеседовать индивидуально для того, чтобы более точно проверить качество усвоения географических понятий и установить причины возникновения ошибок.
Одновременно необходимо проанализировать урок и с точки зрения общих требований дидактики и методики преподавания географии, поскольку при выделении отдельных частей нарушается целостное представление об уроке. Анализ урока позволяет выявить сильные и слабые стороны постановки преподавания, а в случае необходимости оказать помощь учителю. Методическое исследование обязательно должно положительно влиять на качество всей учебно-воспитательной работы по предмету.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +