Книга — труд большого коллектива ученых, методистов и учителей. В ней подведены итоги современного состояния методики географии, раскрыты психологические и педагогические основы процесса обучения географии, нашли отражение последние достижения советской педагогической науки.
Работа написана с учетом новой программы; дается характеристика всех сторон работы учителя с широким использованием конкретных примеров из опыта практиков.
Учитель найдет в книге советы о воспитании учащихся на уроках географии, приемах активизации познавательной деятельности школьников, путях и средствах формирования географических представлений и понятий, практических умений и навыков.
Все рекомендации книги призваны помочь решению задач всестороннего развития школьников.
Методическое пособие рассчитано на учителей, студентов естественно-географических факультетов, методистов институтов усовершенствования учителей.
Настоящая книга, подготовленная большим авторским коллективом, имеет цель дать обобщенную характеристику современного состояния методики обучения географии. Она создавалась на основе анализа имеющейся литературы (дидактической, методической и психологической), опыта учителей и результатов большой исследовательской работы, проводимой научно-исследовательскими институтами Академии педагогических наук, институтами педагогики и школ некоторых союзных республик, пединститутами и университетами по различным проблемам методики обучения географии.
Содержание книги дает возможность оценить современное состояние методической науки, ее важнейшие достижения и степень их внедрения в практику работы школ, позволяет вычленить нерешенные вопросы и наметить проблемы для дальнейшего решения.
Книга представляет собой своеобразный итог развития советской методики географии к, пятидесятилетию Великого Октября. В настоящее время, когда советской школе предстоит переход иа новые программы, призванные существенным образом повысить научный уровень образования, знания основ методики обучения особенно важны.
Успех перехода на новые программы во многом будет определяться уровнем подготовки учителей. Наличие обобщающего труда по методике обучения может оказать необходимую помощь в повышении научно-методической квалификации.
Структура и содержание книги определялись задачами всестороннего рассмотрения основных проблем методики географии. Она состоит из 24 глав, объединенных в 6 разделов, и снабжена библиографией основных трудов по дидактике, методике и психологии обучения.
Первый раздел — «Методика географии как наука». В нем рассмотрены предмет, задачи и место методики географии в системе педагогических наук, подчеркивается ее теснейшая связь с географическими науками, основы которых преподаются в школе; характеризуются также методы исследования процесса обучения географии в школе. За последние годы учителя все более широко включаются в научно-исследовательскую работу, о чем свидетельствует возрастающее количество публикуемых статей и книг, а также докладов, сделанных на научно-практических конференциях и педагогических чтениях. Знакомство с методами исследования и основными проблемами обучения географии может оказать существенную помощь в организации исследовательской работы учителей по изучению и обобщению их опыта, по постановке педагогического эксперимента.
Второй раздел книги посвящен истории методики географии в Дореволюционной России и СССР. Этот же раздел знакомит с состоянием методики в зарубежных странах (социалистических и важнейших капиталистических).
История методики географии имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, помогая проследить развитие основных методических идей и выделить все то передовое, прогрессивное, что разрабатывалось нашими предшественниками и что может быть применено в современной школе. Это избавит многих исследователей от необходимости «переоткрывать» уже известные истины. Знание истории науки оберегает также от повторения ошибок, имевших место в прошлом, в частности от всякого методического прожектерства.
Знакомство с состоянием методики географии в социалистических зарубежных странах открывает возможности для сравнений и сопоставлений и на этой основе позволяет видеть общие пути развития и общие проблемы науки, которые еще ждут решения.
Характеристика состояния методики географии в важнейших капиталистических странах отчетливо выявляет классовый характер содержания и задач преподавания географии. Наряду с этим такой обзор помогает выделить и положительные черты в методике преподавания географии (например, работу с географическими картами, методическое оформление учебников).
Раздел третий включает главы, характеризующие задачи географии в системе общего и политехнического образования, в формировании коммунистического мировоззрения учащихся. На основе этого формулируются требования к отбору содержания школьного курса географии и их реализация в проекте новой программы. Этот раздел, по мнению авторского коллектива, определяет и последующие разделы книги.
Четвертый раздел содержит педагогические и психологические основы процесса обучения географии. Процесс обучения географии рассматривается как взаимодействие трех основных компонентов: а) содержания предмета; б) деятельности учителя (преподавание) и в) деятельности ученика (учение). Большое внимание уделено характеристике центрального звена процесса обучения н воспитания — формированию географических представлений и понятий, практических приемов и навыков учебной работы. При этом специально подчеркиваются особенности познавательной деятельности учащихся. Впервые делается попытка охарактеризовать показатели и условия, обеспечивающие умственное развитие учащихся в процессе обучения географии. Завершается он главой о сущности и условиях успешного осуществления краеведческого принципа, как одного из важнейших в методике обучения географии.
Пятый раздел — «Методы обучения географии». Он начинается краткой характеристикой системы методов. Затем следуют главы, посвященные основным методам, классифицируемым по источникам знаний. Каждый из методов обучения географии рассматривается с точки зрения его роли в решении задач образования и воспитания учащихся, требований успешного применения на разных ступенях обучения. Большое внимание уделяется способам руководства познавательной деятельностью учащихся и приемам ее активизации. Рассматриваются практические и самостоятельные работы учащихся, методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Завершается книга разделом об организации учебной и внеклассной работы по географии.
По объему охваченных вопросов книга рассчитана на широкий круг читателей — учителей, студентов, аспирантов, специализирующихся по методике географии, работников институтов усовершенствования учителей. Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность рецензентам П. Н. Счастневу, зав. кабинетом географии Воронежского областного института усовершенствования учителей Э. А. Дерябиной, учителю-методисту В. А. Рауш за ценные замечания, которые помогли в усовершенствовании содержания книги.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.