Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Привычки


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью. Привычное действие, в отличие от навыка, вызывается потребностью совершить его; если человек не совершит этого действия, у него возникает чувство неудовлетворения, неловкости. Например, у ребенка выработалась привычка ложиться спать в определенное время, невыполнение этого правила вызывает у ребенка капризы, слезы, ухудшение настроения.
Привычки формируются в результате простого повторения и, сформировавшись, уже не совершенствуются, навыки же всегда формируются в результате упражнения.
Привычка может возникнуть непреднамеренно, а навьщ всегда формируется с заранее поставленной целью. Однако привычку можно выработать и преднамеренно, поставив цель — иметь данную привычку. Человек может преднамеренно избавиться от нежелательной привычки.
С первых дней учения учитель начинает вырабатывать у ученика привычки и эта работа ведется им на протяжении всего обучения от первого до последнего класса.
В I классе у школьников вырабатывают привычку работать, соблюдая определенные условия: порядок на парте, положение тетради при письме, правила письма, правила вежливости.
При многократных упражнениях у учащихся вырабатываются не только умения и навыки, но возникает и потребность делать и поступать определенным образом.
Привычки могут быть полезными и вредными. Полезные привычки дают возможность человеку быстро и уверенно совершать нужные действия, без обдумывания их; соблюдать правила поведения, гигиенические правила, правила труда и т. д.
Вредные привычки могут возникнуть очень рано, еще в дошкольном возрасте. Поэтому в младшем школьном возрасте вредные привычки проявляются у детей очень отчетливо, и воспитателям и учителям приходится проводить большую работу по искоренению этих привычек. Например, у некоторых школьников вырабатывается привычка отвечать на требования старших (если эти требования не отвечают желаниям ребенка) капризом, проявлять упрямство, негативизм, грубость.
У некоторых учащихся начальной школы проявляются антигигиенические привычки — сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после еды и др.
Проявляются отрицательные привычки в обращении детей друг с другом — бранные и грубые слова, передразнивание товарищей, гримасничание.
Бороться с отрицательными привычками трудно. Учитель должен всеми силами стремиться к тому, чтобы предупредить возникновение плохих привычек. Хороший учитель в любом случае, если заметит у школьника появление каких-либо отрицательных привычек, немедленно пресекает их и особенно стремится не допускать систематического повторения их. Ведь известно, что повторение является основой выработки привычек.
Учитель осуждает сам проявление отрицательных привычек и создает соответствующее мнение коллектива о них. Он учит школьника, что надо делать, заменяя отрицательную привычку положительной, учит его проявлять настойчивость, делать волевое усилие, вызывает у него желание самому изжить отрицательную привычку. Учитель воспитывает моральные, нравственные чувства, которые убеждают ученика в порочности привычки и создают у него обоснованное желание бороться с ними. Учитель вызывает отрицательные эмоции у ученика при проявлении вредной привычки, что тормозит ее дальнейшее развитие.
Привычки можно распределить на несколько групп.
1. Трудовые привычки — привычное отношение к труду, манера трудиться, привычка планировать работу и доводить ее до конца, самостоятельно действовать, отношение к личному труду и труду других.
2. Гигиенические привычки — мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы и быть опрятным.
3. Привычки культурного поведения — вежливо обращаться к людям, проявлять внимание к старшим, уступать место в транспорте пожилым, правильно и красиво говорить и т. д.
4. Нравственные привычки — привычки говорить правду, быть честным, вести себя определенным образом в определенных условиях, быть принципиальным и многие другие.
5. Умственные привычки — привычные способы мышления, привычные способы и подход к решению задач, привычный способ рассуждений.
У школьников умственные привычки проявляются в учебной деятельности — привычки рассуждать, сравнивать, обобщать.
Привычки часто возникают преднамеренно, когда человек ставит перед собой цель — воспитать у себя определенную привычку и делает для этого волевое усилие. Очень важно, когда под влиянием учителя или под влиянием коллектива товарищей, или по общественным мотивам ученик преднамеренно вырабатывает у себя положительные привычки.
Ценность такого самовоспитания-заключается в том, что учащийся сам пришел к выводу о необходимости выработать у себя привычку.
Например, все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте — все это стало хорошей привычкой у детей. И воспитывалась эта привычка добровольно, сами ученики вырабатывали у себя навыки опрятности, чистоты, аккуратности, а затем это стало привычной формой поведения — перешло в привычку.
Привычки возникают и воспитываются прежде всего путем подражания. Ребенок подражает взрослым; вначале он точно воспроизводит действия взрослых, затем вносит чго-то свое на основе опыта и своих индивидуальных особенностей.
Подражание бывает непреднамеренное и преднамеренное. Большое воспитательное значение имеет преднамеренное подражание. В учебной деятельности, на первоначальных этапах обучения подражание при выработке привычек должно быть преднамеренным и обязательно использоваться учителем. Необходимо, чтобы у ребенка возникла потребность совершать определенные действия. Так, многие гигиенические привычки, например, возникают на основе подражания учителю: стремление быть такой, как учительница — очень важный фактор, который необходимо использовать при воспитании привычек.
Подражание учителю при воспитании учебных привычек также необходимо использовать для выработки у учащихся красивого почерка, умения читать выразительно и т. д. Непреднамеренное подражание ведет к выработке привычки путем многократного повторения.
Привычки развиваются и воспитываются в результате требований родителей, учителя, товарищей.
Только единая линия воспитания в школе и семье способствует выработке у учащихся нужных, полезных привычек. Задача учителя — разъяснять родителям цель и необходимость выработки определенных привычек, рассказывать о путях воспитания привычек, о том, какие привычки вырабатывают у детей в школе, как должны помогать в этом родители. Все еще часты случаи, когда из-за незнания родители применяют свои приемы воспитания, в результате которых у учащихся не создаются нужные и полезные привычки.
Учитель разъясняет родителям значение режима и выработки у учащихся привычек (привычка вовремя ложиться спать, в одно и то же время вставать, в точно намеченное время готовить уроки и многие, многие другие).
На воспитание привычек у детей оказывает большое влияние быт семьи, ее уклад, манеры и поведение взрослых, без учета этого учитель не сможет объяснить родителям причину появления хороших и плохих привычек и не сможет оказать воспитательного влияния на учащихся.
Воспитанию положительных привычек у детей способствует общественное мнение, мнение товарищей, стиль работы классного коллектива.
Мы вошли в класс и сразу стало ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на свои места.
Мы наблюдали учащихся во время урока: у них выработана привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он решил быстро задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик — новичок в этом классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с осуждением и недоумением.
В этом классе нет условий для проявления неорганизованности, отсюда и результат — у всех учащихся выработались хорошие учебные привычки — привычки организованно работать.
Учащиеся начальной школы уже могут сами воспитывать у себя привычки.
Вначале учитель вызывает у детей желание воспитать ту или иную привычку; при этом надо учитывать, что возможности самовоспитания у детей 7—9 лет еще весьма ограничены, к тому же привычки должны быть не сложными и доступными учащимся этого возраста.

Вопросы для повторения

1. Перечислите характерные особенности навыка.
2. Расскажите, в чем заключается роль контроля и самоконтроля в процессе выработки навыка.
3. Перечислите условия выработки прочных навыков у младших школьников в области письма, чтения, труда и т. п.
4. Чем отличаются привычки от навыков? Покажите на примере.
5. Как воспитываются привычки у младших школьников?

Практические задания

1. Ознакомьтесь с учебными навыками и привычками учащегося, за которым вы ведете наблюдение. На основе своих наблюдений разработайте мероприятия по ликвидации недочетов в учебной работе этого учащегося.
2. Дайте консультацию родителям младшего школьника, как их сын (или дочь) должен готовить домашние задания.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +