Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование понятий


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В процессе обучения в школе у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными и точными, расширяется содержание и объем мыслей.
Ребенок усваивает в школе научные понятия постепенно, по мере овладения системой знаний и навыков. Каждое понятие, которое изучает ребенок, заключает в себе определенное содержание. Но для того чтобы овладеть содержанием понятия, школьнику нужно иметь определенные знания и соответствующий уровень логического мышления. Ребенок, поступающий в школу, ни тем, ни другим в достаточной степени не обладает — всему этому он должен научиться в школе под руководством учителя. Например, на уроках объяснительного чтения, рассказывая детям о диких и домашних животных, учитель выявляет и анализирует их существенные черты, устанавливает, какими сходными и различными признаками они обладают и, таким образом, формирует у учащихся понятия «дикие животные», «домашние животные». Так же развиваются у школьника понятия «хвойные деревья», «лиственные деревья», «времена года» и многие другие.
С каждым годом обучения повышаются требования к логическому мышлению школьника. Так, изучая во II классе части речи, в частности, склонения имен существительных, школьники должны правильно классифицировать класс существительных. Усваивая арифметические понятия: «делимое», «делитель» и «частное» — учащиеся должны уметь отличить каждое из этих понятий друг от друга, а также выделить (отдифференцировать) их от всех остальных арифметических понятий.
Чтобы у младших школьников успешно развивались понятия, учителю нужно знать особенности развития мышления ребенка, психологическую природу тех мыслительных процессов, которые он воспитывает.
Любое понятие формируется в результате обобщения. Важнейшим условием процесса обобщения является установление общих, характерных черт и связей между изучаемыми предметами и явлениями.
Переход к обобщению на основе более существенных признаков предметов является результатом накопления знаний у детей в процессе обучения. Прежде чем обобщить явления действительности по существенным (внутренним) признакам, надо уметь обобщить те же явления по признакам внешним, наглядным.
На какие же признаки, свойства и качества предметов и явлений действительности опирается младший школьник в своей обобщающей мыслительной деятельности?
Форма обобщающей деятельности школьников на разных ступенях обучения не остается постоянной: вначале она является элементарной, строится только на внешней функциональной аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации внутренних признаков — связей и отношений. Учащиеся I и II классов обычно отбирают некоторые заметные внешние признаки предметов: рассуждая о солнце, растении, животных и т. д., ребенок указывает, что «солнце светит, греет...», «яблоня растет, дает яблоки, они вкусные, мы их едим», «корова дает молоко», «птицы летают, поют...» и т. д.
Таким образом, в высказываниях школьников этого возраста о различных предметах на первый план выступают разнообразные действия самих предметов и действия по отношению к ним. В тех случаях, когда учащимся I—II классов приходится иметь дело с непосредственно не наблюдаемыми признаками предмета, мыслительная операция обобщения становится для них крайне трудной, а иногда и невозможной.
Исследования советского психолога Р. Г. Натадзе обнаружили такую закономерность: кита, дельфина учащийся считает рыбой и не меняет этого мнения, несмотря на объяснения, указывающие на то, что кит дышит воздухом, выкармливает детенышей молоком и пр. В данном случае операция обобщения находится под сильным «давлением» внешних наглядных признаков. Интересны исследования швейцарского психолога Ж Пиаже. Его эксперименты показали, что дети не сразу осознают постоянство некоторых признаков вещей, остающихся неизменными, если с этими вещами выполняют те или иные действия. Например, если сделать из теста два равных шарика, а затем один из них превратить в лепешку, то оказывается, дети, по данным Пиаже, в возрасте до 7—8 лет считают, что количество теста в последнем случае (в шарике и лепешке) стало неодинаковым. То же самое наблюдается и по отношению к другим признакам вещей. По мнению Пиаже, это одна из основных, наиболее характерных особенностей детского мышления.
Вместе с тем опыты Ж. Пиаже показали, что понятиями постоянства (неизменности) разных признаков (при выполнении определенных операций) дети овладевают не одновременно: понятием постоянства количества вещей — в среднем к 7—8 годам, понятием постоянства веса — к 9—10 годам, сохранения объема — только к 11—12 годам.
Школьники IV класса опираются в своих обобщениях уже на признаки, которые отражают внутренние, более существенные связи и отношения между предметами и явлениями действительности. Скажем, объекты «неживой природы» — вода, воздух, металлы и другие тела — обобщаются на основе таких общих признаков, как сжатие и расширение, связанные с изменением температуры.
«Живая природа», в частности, жизнь растений, обобщается на основе таких общих признаков, как рост и развитие растений. У первоклассников знания о растениях, не ассоциированные с образом предмета, составляют всего лишь 9% к общему объему знаний, у второклассников они увеличиваются до 14%. Наиболее резко увеличивается эта категория понятий у школьников на последующих ступенях обучения. Так, у третьеклассников она вырастает до 26%, а у четвероклассников — до 34%.
Учащиеся IV класса уже отражают вполне правильно (правда, не полно) некоторые общие свойства представлений живого и растительного мира.
Приведем примеры обобщений детей, относящиеся к растительному миру.
Ученик I класса: «Абрикосы растут в садах, они растут там, где тепло».
Ученица II класса: «Просо растет в поле, его сеют колхозники и потом из него делают крупу».
Ученик III класса: «Кедр — это хвойное растение, растет в тайге. На кедре растут маленькие орешки, из них делают масло. В кедровых лесах водится много белок, которые грызут орешки».
Ученик IV класса: «Каучуконосные растения разводятся в южных тропических странах. Из них добывают каучук, из которого потом делают резину».
Отличительной чертой этих высказываний учащихся является то, что в них наглядные признаки сведены до минимума, а в некоторых — почти полностью отсутствуют. При характеристике растений отмечается их видовая принадлежность, зона распространения («растут, где тепло», «в тропических странах»), особо подчеркивается польза растений для жизни человека, иногда для жизни животных. В характеристике животных наряду с видовыми признаками, условиями жизни вычленяются «поведенческие» свойства животных («кукушка кладет яйца в чужие гнезда, детей своих не кормит», «акула... злая рыба, она на всех нападает, на человека тоже», «соболь хитрый зверь, и охотникам его трудно найти» и т. п.).
Данные М. С. Петербургской также показывают, что количество определений понятия «птица» без опоры на наглядный образ нарастает у школьников от класса к классу. Так, если у первоклассников они составили только 2,5%, то у четвероклассников достигли 72%.
А. А. Смирнов указывает, что учащиеся часто как «первоочередные» признаки выделяют менее существенные, а иногда и несущественные. Причина этого — влияние восприятий, которые фиксируют в сознании ребенка прежде всего внешние признаки предмета, мешающие ему видеть существенные признаки предметов и явлений.
Даже усвоив в процессе обучения понятия, учащийся начальной школы на первых порах смешивает в процессе обобщения существенные и несущественные признаки. Признаки предметов и явлений, включенные в содержание понятии, рядополагаются, между ними отсутствует необходимая связь и зависимость.
Более высокой ступени в усвоении и формировании понятий достигают учащиеся, когда они, опираясь на более широкий круг знаний, начинают вычленять (дифференцировать) существенные и несущественные, общие и частные признаки предметов и явлений и устанавливают между ними определенные соотношения.
В связи с этим и сами понятия становятся более общими, опирающимися на обобщение видовых и родовых признаков.
Устанавливаются более тесные связи и переходы между единичными, видовыми и родовыми понятиями. Оперируя родовым понятием, школьник умеет соотнести его с видовым понятием, выделяя в последнем специфически отличительные признаки объекта. Так, относя льва к млекопитающим животным (родовое понятие), школьник указывает на признаки, характеризующие его как хищника (видовое понятие). Или, высказывая суждение, что «все металлы плавки, имеют блеск, сталь — тоже металл», школьник совершает операцию конкретизации родового понятия через видовое его отличие.
Эта ступень в развитии предметных понятий отчетливо начинает проявляться у учащихся четвертых классов.
В понятиях отражаются не только свойства объектов и явлений действительности, но также те связи и отношения, в которых они находятся между собой. Школьнику в процессе усвоения знаний приходится встречаться с разными видами отношений: пространственными, временными, функциональными, причинно-следственными и другими.
Самыми доступными понятиями отношений являются такие понятия, в которых обобщены единичные конкретные отношения между предметами, например: выше — ниже, ближе — дальше, меньше — больше. Эти понятия усваиваются вначале на основе непосредственного восприятия пространственных отношений между объектами действительности, а затем процесс обобщения начинает опираться на знание количественных отношений, выраженных в определенных числовых понятиях.
Однако детям младшего школьного возраста трудно усваивать понятия о пространственных отношениях. Главная трудность при усвоении мер измерения у учащихся I—II классов заключается в .том, что они не умеют выделять основной признак меры — ее протяженность. Как показывают факты, первоклассники стремятся понятие «метр» отождествить с предметной формой: «метр — это линейка».
В данном случае проявляется особенность детского мышления — его конкретность.
В экспериментальном исследовании В. В. Давыдова проводилась проверка умения первоклассников решать задачи на уравнение двух «планок»-линеек при помощи специальной мерки. Выяснилось, что большинство школьников не справляется с этим заданием. Задача заключалась в следующем: испытуемый, получив планку (образец) определенной длины, должен был измерить ее специальной палочкой-меркой, и затем пойти в другую комнату и найти планку, равную по длине первой планке (т. е. образцу), проведя соответствующее измерение.
Для полного овладения понятиями разных мер (метр, километр и т. д.) необходима практика, опыт измерений, который, развивая пространственные представления учащихся, создает необходимые условия для абстрагирования и обобщения существенного пространственного признака предмета — его протяженности.
Школьники III и IV классов уже способны к усвоению сложных пространственных отношений. При этом сам процесс усвоения понятий о пространстве обогащается знаниями о плане, масштабе и условных обозначениях.
Все это приводит к тому, что пространственные отношения в сознании школьника начинают выступать как отношения, измеряемые в определенных числовых величинах, а поэтому могут быть не только представляемыми, но и мыслимыми отношениями.
Для младшего школьника уже в I и II классах понятие «время» становится календарным, в пределах суток измеряется часами. Однако календарно измеряемое время ограничивается их повседневным жизненным опытом.
У учащихся III и IV классов с ростом знаний и количества прочитанных книг, описывающих развитие событий исторически отдаленных, представление о времени сильно расширяется. Школьник уже оперирует понятиями времени в пределах года, десятилетия и столетия.
Но не следует переоценивать уровень развития у детей младшего школьного возраста понятий врем-енных отношений. Как показывает опыт преподавания истории в IV классе и уроки по объяснительному чтению на общественно-исторические темы в I—II классах, временные исторические отношения усваиваются детьми с большим трудом.
Дети этого возраста недостаточно осознают те большие величины, которыми оперирует история, поэтому у них наблюдаются относительно узкие временные представления. В характере ошибок, связанных с понятием «время», наблюдается некоторая закономерная тенденция — учащиеся этого возраста сводят большие временные величины к меньшим, т. е. приближают временные даты прошлого к настоящему времени.
В процессе усвоения понятий школьники также овладевают умственными действиями, приемами учебной деятельности. Овладение умственными действиями проходит ряд последовательных стадий. Однако, как показывают исследования С. Л. Рубинштейна и Н. А. Менчинской, эта последовательность стадий в развитии мышления школьников не представляет собой равномерного движения вперед, одинакового для всей мыслительной деятельности, для умственных действий в разных условиях и с разным материалом. Из школьной практики хорошо известно, что, овладев тем или иным действием в одних условиях или работая с каким-либо одним материалом, учащиеся часто не в состоянии выполнить это же действие в других условиях и с другим материалом.
Переходя к более сложным действиям или к более сложному, отвлеченному материалу, школьники нередко прибегают к способам действия, необходимым на более низком уровне его выполнения. Например, учащиеся IV класса уже хорошо знают понятие «целое число» и владеют действиями с целыми числами, не прибегая к конкретной наглядной опоре, но они начинают испытывать значительные затруднения, не имея этой предметной и реальной опоры при оперировании понятием «дробь» и выполнении действия с дробями. В этих случаях, указывает Н. А. Менчинская, «необходимо для «оздоровления» мысли учащегося «спустить» его на самую низкую ступень конкретного дробления и потом только постепенно переводить на высший уровень, включающий оперирование абстрактными дробными числами».
Принципиально эта же самая мысль проводится в исследованиях П. Я- Гальперина. Говоря об этапах формирования умственных действий, автор подчеркивает, что этот процесс не является простым закреплением изолированного умения, а состоит из ряда последовательных качественных его изменений. При устранении неточности и ошибочности в умственных действиях школьников всегда требовалось восстановление последовательности этапов их формирования. «Для этого, — пишет П. Я. Гальперин,— мы возвращали ребенка на предыдущий этап формирования данного действия — почти всегда к материальной его форме, а иногда и к объяснению задания, — и затем систематически проводили по лестнице необходимых изменений вплоть до сознательного «действия по формуле».

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +