Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Общая характеристика развития ребенка в младшем школьном возрасте


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В связи с тем, что вопрос о формировании личности в процессе учебной деятельности младшего школьника будет рассматриваться в последующих главах, этот раздел представлен кратко. Несколько нодробнее рассматривается формирование личностных качеств у младшего школьника в процессе его трудовой и игровой деятельности.
Поступление в школу вносит значительные изменения з жизнь ребенка — основной ведущей деятельностью становится учение.
Физическое развитие семилетнего ребенка находится в стадии становления: еще не закончено окостенение позвоночника, грудной клетки, костей тазовой области. Такие особенности физического развития ребенка этого возраста требуют от учителя внимания к осанке учащихся, вызывают необходимость ограничивать его физическую нагрузку.
Не закончено у семилетнего ребенка и окостенение кисти руки (первоклассник очень устает, если длительное время пишет). Мышечный аппарат ребенка этого возраста тоже очень несовершенен, например, мышцы-антагонисты плохо отрегулированы в своей деятельности, что вызывает иногда затруднения у ребенка при координации движений.
Несовершенна сердечно-сосудистая система семилетнего ребенка — тоже не выдерживает чрезмерных и длительных нагрузок. В этот период в коре головного мозга усиленно развиваются лобные доли, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры больший полушарий головного мозга.
У ребенка преобладают процессы возбуждения над процессами торможения, поэтому он часто с трудом сдерживает себя. Сильна иррадиация нервных процессов, неустойчивы процессы концентрации. Отсюда — большая подвижность детей, бурные эмоциональные проявления (ссоры, драки).
Объясняются эти особенности нервно-психической деятельности ребенка тем, что кора головного мозга в этот период развития еще недостаточно регулирует деятельность подкорки.
Такое относительное несовершенство организма ребенка, поступающего в школу, в известной мере ограничивает его учебные возможности.
С ростом и развитием ребенка совершенствуются его мышечный аппарат, нервные процессы. Этот сдвиг становится особенно заметным уже у учащихся III класса.
Переход к новой, учебной деятельности вносит значительные изменения и в общественное положение ребенка: взрослые начинают с большим уважением относиться к его учебной деятельности, создают все условия для успешной работы, радуются хорошим результатам и выражают недовольство в связи с неудачами в учении. Изменяются и требования взрослых к школьнику — они требуют, чтобы школьник учился хорошо.
Так с изменением ведущей деятельности ребенка изменяется и отношение взрослых к нему. Одновременно, в связи с новой деятельностью появляется и новое отношение школьника к своей основной деятельности. У него развивается чувство долга, он осознает, что обязан учиться, что это его долг и он обязан точно выполнять установленный порядок. Помимо этого у ребенка появляется и желание хорошо учиться (нет такого первоклассника, который не желал бы этого, другое дело — как это желание осуществляется).
Следовательно, став школьником, ребенок иначе относится и к себе — он включился в большое, серьезное дело, он — ученик. Начинает развиваться самосознание личности.
Изменяется и отношение учащегося к коллективу, к товарищам по классу, развиваются коллективистические отношения, новые формы принимают дружба и товарищество.
Создаются совершенно новые отношения к учителю: для семилетнего ребенка это самый авторитетный человек, слово, замечания которого являются для него обязательными.
Готовность семилетнего ребенка к учебной деятельности в значительной мере определяет его успехи в учении и отношение взрослых к его занятиям.
В первую очередь родители должны вызывать у ребенка желание учиться, от родителей во многом зависит то, что ребенок стремится к учению как к желанному, приятному и как желаемое воспринимает все требования школы. Но, воспитывая у ребенка положительное отношение к учению, не следует внушать ребенку, что учение — только приятное дело, надо готовить его и к преодолению трудностей и неудач в учебной деятельности.
С переходом к новой, учебной деятельности у ребенка происходит ломка старых, привычных, сложившихся отношений и форм деятельности.
Некоторые учащиеся очень болезненно переживают этот переход, так как они психологически не готовы к новой деятельности, не осознали ее необходимости, у них не сразу развивается чувство долга. В результате у таких детей может возникнуть отрицательное отношение к учению.
Подавляющее большинство семилетних детей с большим желанием идут в школу, стремятся учиться, осознавая всю важность учебной деятельности. Такие мотивы учения у детей должны всемерно поддерживаться и развиваться и учителями и родителями.
Необходимо, чтобы родители выработали у ребенка соответствующие навыки и умения: умение слушать и быть внимательным, наблюдать, запоминать, подчиняться требованиям старших.
Мотивы учения детей с каждым годом жизни ребенка меняются, растет значение общественных мотивов, особенно начиная с III класса, когда учащиеся вступают в пионерскую организацию («это мой долг», «так должен поступать пионер»).
Иногда учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье («не могу огорчать маму», «у нас все хорошо учились и учатся»), иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом («класс подведешь», «что товарищи скажут»). Играет большую роль и личный мотив: желание получить хорошую оценку, получить одобрение учителя и родителей.
Интересы младшего школьника постепенно переключаются с игровой на учебную деятельность; часто учебные интересы влияют на игровую деятельность ребенка, а также часто учебные интересы влияют на характер и тематику игр. Первоклассников захватывает процесс учения — интересно учиться, интересно быть учеником, выполнять требования школы. Далее интерес от самого процесса учения переходит на результат учения.
Интерес возрастает, когда учащиеся самостоятельно решают какие-либо вопросы, связанные с проявлением их творческой активности, с преодолением трудностей. У младших школьников интересы неустойчивы.
Учащиеся I—II классов избегают трудностей обучения, им больше нравится играть в процессе учения, и они с интересом выполняют лишь ту работу, которая непосредственно вызывает положительные эмоции.
С III класса у детей начинает проявляться интерес к чтению. Учащихся привлекает научно-фантастическая литература, героика, путешествия. Появляется большой интерес к запретному (кино, книги), таинственному. Растет интерес к труду. Возникает желание принять участие в общественном труде, в труде взрослых.
Интересы младших школьников поддерживаются их целеустремленной деятельностью, которая имеет общественное значение. Увлекательная октябрятская и внеклассная работа, положительная оценка взрослыми их деятельности могут поддержать интересы детей этого возраста.
Если такие коллективистические, общественные интересы поддерживаются у младших школьников, они могут становиться неотъемлемой чертой личности. Формируется активная личность, живущая прежде всего общественными интересами.
В процессе учебной деятельности формируются и черты характера ребенка: организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Закрепляясь, они также становятся ценными чертами личности.
С каждым годом возрастает воспитательное значение коллектива, развивающего у детей чувство коллективизма, товарищества, положительное отношение к труду. Особенно большую роль в воспитании младшего школьника выполняет октябрятская организация, развивающая у детей гражданские качества личности, чувства патриотизма, интернациональной солидарности.
Жизнь младшего школьника богата эмоциональными переживаниями. Чувства ребенка этого возраста в значительной степени связаны с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими людьми. Чувство удовольствия и удовлетворения испытывает школьник от сознания, что он многое умеет, может сделать, знает; чувство неудовольствия возникает при неудачах.
Процесс усвоения нового материала, объяснения учителя, чтение книг, процесс труда, рисование, пение и другие виды творческой деятельности вызывают у школьника разнообразные эмоции.
Формируются в этом возрасте моральные качества личности: любовь к родине, ненависть к эксплуататорам, восхищение мужеством героев, чувства долга, чести. Развивается понимание переживаний других людей, формируется такое личностное качество, как сопереживание.
В процессе учебной и трудовой деятельности, во взаимоотношениях с окружающей действительностью школьники учатся преодолевать трудности, проявлять волевые усилия для достижения цели. Тем самым создаются условия для формирования волевых черт личности у учащихся начальной школы, хотя они выражены еще в очень простых формах.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +