Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие ребенка. Критика буржуазных взглядов на психическое развитие детей


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В процессе развития ребенка, в процессе формирования его как члена общества определяются возрастные ступени развития, которые имеют свои закономерности и качественные различия.
Особенности протекания психических процессов и их развитие определяются общественными и индивидуальными условиями жизни ребенка, его положением как члена общества, его деятельностью и условиями воспитания.
Развитие ребенка идет непрерывно при решающем влияния обучения и воспитания, в процессе которых целенаправленно и преднамеренно формируется личность.
В основе антинаучных взглядов на развитие, которые нашли свое отражение во взглядах и высказываниях некоторых западно-европейских и американских психологов, лежит неверное понимание закономерностей формирования психики ребенка и неверное представление о движущих силах его развития.
Существуют различные разновидности этих теорий.
Некоторые буржуазные психологи обосновывают теорию развития ребенка биологическими факторами (биологизаторские теории). По их мнению ребенок имеет наследственные, природные предрасположения — задатки, которые заложены в организме ребенка еще до его рождения. В соответствии с этими природными предрасположениями и протекает развитие ребенка — утверждают эти ученые. Ничто и никто не может изменить этих природных данных и никаких новых образований быть не может — все развитие ребенка якобы заранее предопределено, и он может достигнуть только возможного для него уровня развития.
Представители социологизаторских теорий отрицают значение анатомо-физиологических факторов в развитии ребенка. Процесс развития по их мнению объясняется влиянием на ребенка неизменной среды, в которой он живет и развивается. Среда неизбежно предопределяет, как будет развиваться ребенок и никакие воспитательные мероприятия не могут повлиять на формирование личности.
При кажущемся различии этих теорий они по существу приходят к одному и тому же выводу — первостепенное значение придают неизменной среде, умаляя тем самым роль школы и учителя, обучения и воспитания. Учитывая только влияние наследственности (по первой теории) или влияние среды (по второй теории) и подчиняя им все развитие ребенка, воспитатель может лишь пассивно созерцать, как происходит процесс формирования личности.
Нетрудно заметить, что эти буржуазные теории приходят к одному выводу, что только определенные классовые группы могут господствовать, заниматься интеллектуальной деятельностью, могут дать высокие показатели на поприще науки, техники, литературы и искусства. Так буржуазные психологи пытаются объяснить и обосновать существование господствующих классов и эксплуатируемых, одаренных и бездарных.
В советской психологии психическое развитие ребенка рассматривается как результат его активной деятельности как члена общества, личности.
Развитие ребенка происходит не само по себе — с момента своего рождения ребенок вступает в отношения с внешним мирим, с людьми и окружающими его явлениями и предметами, созданными предыдущими поколениями.
В активной деятельности под руководством взрослых ребенок постепенно начинает овладевать тем общественным опытом, который выработало человечество в его историческом развитии (орудия труда, язык). На основе этого происходит активный процесс формирования психики ребенка, усложняется и качественно совершенствуется его отражательная деятельность, доходя до высшей формы — сознательного отражения действительности.
Внешние воздействия, определяя поведение ребенка и влияя на его развитие, преломляются через его внутренний мир. Внутренний, духовный мир ребенка (его взгляды, знания, опыт) формируется под влиянием внешних воздействий, в условиях природной и социальной действительности.
Сформировавшись, внутренний мир ребенка иногда оказывает свое влияние и на внешние воздействия, и на собственное развитие. Ребенок реагирует не на все внешние воздействия. Под влиянием сложившегося, определенного внутреннего духовного мира он не отвечает на воздействия, не имеющие для него жизненного значения. Если внешние воздействия соответствуют внутреннему складу личности — обеспечивается дальнейшее успешное развитие. Если же внешние воздействия вступают в противоречие с внутренним складом ребенка, то они не всегда могут оказывать на него заметное влияние. Однако, если эти воздействия длительны и систематичны, производятся в определенных условиях (например, в коллективе) или авторитетным лицом, то может измениться отношение ребенка к данным воздействиям, и их влияние также может положительно сказываться на его развитии.
Уже в раннем возрасте у ребенка возникает потребность общения с взрослыми, затем — потребность в совместной работе со взрослыми и, наконец, потребность в общественной деятельности со взрослыми.
К моменту рождения ребенок обладает некоторыми врожденными особенностями высшей нервной деятельности (безусловными рефлексами), дающими ему возможность установить некоторые необходимые жизненные отношения с окружающим миром и обеспечивающими его существование. Общение с внешним миром и взрослыми создает условия для формирования у ребенка новых нервных образований (условных связей), которые в процессе его развития совершенствуются, усложняются и от простых переходят к сложным нервным образованиям и связям, лежащим в основе психических процессов.
Таким образом, ведущим в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые образования психики, которые явились результатами его жизнедеятельности в определенных общественных условиях. Это указывает на ведущее значение в развитии ребенка общественно-исторических условий и воспитания.
И. П. Павлов указывал, что обучение и воспитание — это образование новых, сложных условных связей и их систем. Психическое развитие ребенка неотделимо от развития его нервных процессов, которые в свою очередь зависят от внешних условий, от материального мира, в котором живет и действует ребенок.
Под влиянием воспитания и обучения изменяется структура нервной организации ребенка, количество нервных связей увеличивается, качественно изменяются нервные процессы, усиливается роль второй сигнальной системы, а в связи с этим качественно изменяется и протекание в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения.
Важным и необходимым условием развития и формирования ребенка является состояние его нервной системы, его общее физическое развитие. Эти условия, тем не менее, не определяют психическое развитие ребенка, но они создают необходимые предпосылки для этого развития.
Следует отметить, что физическое состояние ребенка создает некоторые благоприятные условия для психического развития. Ясно, что у здорового и крепкого ребенка создаются более нормальные условия для развития. Но хорошее здоровье само по себе еще никак не может определять состояние и направленность психического развития ребенка.
В каждом возрастном периоде у детей можно наблюдать характерные морфологические и физиологические особенности организма и своеобразие реакций организма на внешние раздражители. Так, особенно бурно реагирует организм на внешние раздражители в так называемые «узловые» или «переломные» периоды роста и развития ребенка. Это годы наиболее интенсивной морфологической и функциональной перестройки детского организма.
Исследования показали, что неблагоприятные условия в годы войны наиболее отрицательно отразились на росте детей в возрасте 6—7 лет; 12—13 лет (девочки); 13—14 лет (мальчики).
Психическое развитие ребенка проходит определенные ступени развития, или возрастные периоды. Эти возрастные периоды отражают особенности развития психики ребенка.
Как известно, развитие психики неотделимо от деятельности ребенка, от характера и условий этой деятельности. На каждом возрастном этапе развития ребенка определенная деятельность занимает господствующее положение, является ведущей, «такой деятельностью, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития».
В раннем детстве ведущим видом деятельности являются разнообразные манипуляции — движения рук с предметами. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, хотя ребенок осуществляет и другие виды деятельности — он учится и принимает участие в доступных для него формах труда, что также оказывает влияние на его развитие. У школьника ведущей деятельностью является учение, хотя труд начинает занимать в его деятельности все большее место, и он еще не отказывается и от игры. Ведущая деятельность дает возможность лучше всего познать отношение ребенка к окружающей его действительности, к людям и к самому себе. В процессе ведущей деятельности происходят основные изменения в формировании личности ребенка, развитие или перестройка его психических процессов.
В зависимости от ведущей деятельности ребенка, его положения в обществе, от его отношения к действительности, особенностей его психического и физического развития различаются основные периоды развития детей.
1. Период раннего детства, охватывающий первый год жизни ребенка.
2. Дошкольный возраст — от 1 года до 7 лет;
3. Младший школьный возраст — а) от 7 до 9 лет; б) от 9 до 11 лет;
4. Подростковый возраст — от 11 до 15 лет;
5. Старший школьный возраст, или ранняя юность, — от 15 до 18 лет.
Эта периодизация в настоящее время является общепринятой. Некоторые психологи не разделяют младший школьный возраст на два возраста — учащихся I—II и III—IV классов. Однако говорить о младшем школьнике вообще, т.е. давать одинаковую психологическую характеристику и школьнику I класса и учащемуся III класса неверно — семи- и десятилетние — совсем разные дети.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +