Узнайте свой гороскоп совместимости:


Семья и дети
Кулинарные рецепты
Медицина и здоровье
Красота и косметика
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Сонник
Магия камней
Гороскопы
Аудиосказки
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Система педагогических наук


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Педагогика как наука о закономерностях воспитания охватывает широкий круг явлений и разрабатывает проблемы организации воспитания и обучения в разных условиях: воспитание и обучение на разных возрастных этапах, в условиях профессиональной подготовки, при сенсорной и интеллектуальной недостаточности, в условиях различных национальных традиций, материальной и духовной культуры народов и т. д. Все эти проблемы разрабатываются на базе единых основ воспитания и обучения. В соответствии с этим сложилась система педагогических наук. На современном этапе она включает различные педагогические дисциплины.
Общие основы педагогики — наука, разрабатывающая методологические, общетеоретические и методические проблемы, значимые для дальнейшего продвижения вперед всех отраслей педагогики и педагогической практики. Общетеоретический характер носят исследования сущности и закономерностей воспитания, цели, содержания и организации педагогического процесса, принципов педагогического воздействия. Процесс познания педагогических явлений требует разработки методов педагогического исследования.
Следующая отрасль педагогической науки — теория и методика коммунистического воспитания, которая изучает закономерности коммунистического воспитания человека, выдвигая в центр этого изучения проблему направленности воспитания на формирование коммунистических убеждений, отношений, нравственных черт личности, поведения. Теория и методика коммунистического воспитания анализирует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, а на этой основе разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и организацию всестороннего воспитания личности. Данная наука исследует воспитание личности в процессе обучения, труда, общения, игры, изобразительной деятельности, которые выступают как средства всестороннего развития.
К системе педагогических наук относится теория образования и обучения — дидактика. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив обучения и образования. На этой основе разрабатываются цели, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства обучения. Дидактика является основой для других педагогических наук — методик, исследующих специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию конкретного учебного предмета (природоведения, математики, языка и т. д.).
Будучи связанной с дидактикой, каждая методика имеет свой предмет исследования. Она разрабатывает теоретические основы отбора и построения системы знаний, навыков, умений по данному, учебному предмету, а также методов и форм организации учебного процесса. Методики раскрывают воспитательное воздействие каждого учебного предмета, его использование в целях формирования коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения и подготовки к труду.
Коммунистическое воспитание в условиях развитого социализма распространяется на каждого человека и на все возрастные группы. В связи с этим возникли относительно самостоятельные отрасли педагогики, связанные с возрастным подходом к воспитанию и обучению. К возрастной педагогике относятся дошкольная педагогика (включающая педагогику раннего возраста), школьная педагогика (включающая педагогику начальных классов) и педагогика взрослых.
Педагогика школы исследует закономерности воспитания детей и подростков в массовой средней школе, сущность и закономерности, цели и содержание, принципы, методы, формы общего трудового и политехнического обучения и управления учебной деятельностью школьников, а также всестороннего воспитания их в процессе учебной и внеучебной деятельности. За последние годы начинают оформляться педагогика профессионального образования и педагогика высшей школы как науки, разрабатывающие вопросы теории и методики коммунистического воспитания и подготовки к труду в условиях специального среднего и высшего учебного заведения.
Содержание и методы управления дошкольным и школьным делом, особенности руководства ими, организацию их работы изучают науки: организация и руководство дошкольным воспитанием и школоведение. В содержание этих наук входят соответственно основные принципы управления и руководства дошкольными учреждениями и школой, деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству дошкольными учреждениями и школами (организация воспитания и всеобщего обучения, типы дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети и т. д.), содержание и методы внутришкольного руководства и т. д.
Специальная педагогика (дефектология) изучает особенности обучения, воспитания и подготовки к труду детей с нарушениями слуха, речи, зрения, умственной деятельности.
Дефектология включает сурдопедагогику (обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей), тифлопедагогику (обучение и воспитание слепых детей), олигофренопедагогику (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедию (обучение и воспитание детей с нарушениями речи). К специальной относится и исправительно-трудовая педагогика, находящаяся в стадии становления.
Самостоятельной отраслью педагогических знаний является история педагогики. Она изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. На основе диалектико-материалистических принципов она вскрывает классовую сущность и ограниченность теории и практики воспитания в классово-антагонистических обществах, борьбу прогрессивных педагогических теорий с реакционными. Это помогает глубже понимать закономерности коммунистического воспитания в советском обществе, их историческую значимость. Сравнительная педагогика раскрывает мировое значение советской педагогической науки, опыт советских детских садов и школ, их влияние на прогрессивную педагогическую мысль и передовую практику воспитания прежде всего в социалистических странах. Изучение тенденций и закономерностей развития воспитания в системе народного образования разных стран, ознакомление с их опытом способствуют обогащению теории и практики воспитания, содействуют развитию сотрудничества педагогов.
Требованиями современности вызваны к жизни и складываются в последние годы такие отрасли педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика юношеских коммунистических организаций, педагогика партийного просвещения, педагогика культурно-просветительной работы.
Таким образом, в условиях более глубокого проникновения в область изучаемых явлений нарастает дифференциация и специализация педагогической науки, но, с другой стороны, наблюдается явление интеграции, т. е. тенденция к объединению общих закономерностей, свойственных ряду или всем педагогическим дисциплинам, и обогащению ими общих основ педагогики. Это дает возможность глубже исследовать принципиальные закономерности воспитания и обучения, их содержание, методы, формы организации.
Интеграция приводит к возникновению новых дисциплин, иногда возникающих на стыке других наук (например, педагогическая психология).
Советская дошкольная педагогика — уникальное достижение советской педагогической теории и практики. Эта наука исследует закономерности коммунистического воспитания детей от рождения до 7 лет и разрабатывает содержание, методы, формы и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях детского сада. Она обеспечивает единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы и подготовку детей к обучению в школе.
Первые годы жизни ребенка — очень важный период: именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития, прогнозируется и формируется личность человека нового общества.
Советская дошкольная педагогика прочно опирается на марксистскую методологию. Она основывается на общих принципах советской педагогики с учетом особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Советскую дошкольную педагогику характеризует гуманизм, вера в силы ребенка и возможности его всестороннего гармоничного развития, уверенность в светлом будущем наших детей. На основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников советская педагогика разрабатывает условия, призванные обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, счастливое детство. Наука о воспитании ребенка-дошкольника отражает государственный, общественный характер воспитания детей в нашей стране. Дошкольная педагогика представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики воспитания детей. Она формировалась как органическая часть общей системы советской педагогической науки. Идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко о цели коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о возможностях ребенка и роли воспитания в первые годы его жизни, о необходимости связи дошкольного воспитания с жизнью, современностью, о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в формировании детской личности определили развитие теории и практики дошкольного воспитания.
Советская дошкольная педагогика как наука прошла большой путь становления. В процессе напряженной борьбы постепенно преодолевалось влияние зарубежных идеалистических и механистических учений и была создана самостоятельная, оригинальная наука о закономерностях воспитания ребенка в социалистическом обществе.
Советские ученые направляют свои усилия на изучение всех сторон детского развития. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно обоснованная система воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разработаны вопросы физического, умственного воспитания и обучения детей.
Значительные успехи достигнуты в исследованиях, направленных на совершенствование эстетического воспитания детей, на разработку содержания и методов формирования у детей нравственных представлений, чувств и привычек; продолжается изучение важнейших для дошкольной педагогики проблем детской деятельности (игра, труд, учение) и руководства ими.
Дошкольную педагогику характеризует тесная связь с массовой практикой общественного воспитания в нашей стране. Ее достижения способствуют постоянному совершенствованию работы детских учреждений.
Как часть широкой научной системы педагогика опирается на другие науки об обществе и человеке, и прежде всего на марксистско-ленинскую философию, которая определяет методологию изучения цели и задач воспитания. Марксистско-ленинское учение об обществе позволило правильно, научно обоснованно подойти к вопросам воспитания. Исторический материализм помогает педагогике вскрыть классовую сущность воспитания, проследить его возникновение и развитие как общественного явления, оценить роль воспитания в жизни общества и в развитии личности человека. При разработке дидактических проблем педагогика опирается на марксистскую теорию познания: при изучении вопросов нравственного воспитания — на марксистскую этику — учение о морали; при установлении цели, путей, методов эстетического воспитания — на марксистскую эстетику.
На основе методологических и мировоззренческих позиций советская педагогика устанавливает многообразные связи с другими науками: биологией, психологией, возрастной психологией. Человек — живое существо, часть природы, и понимание законов его развития и существования дают биологические науки. Педагогика учитывает роль биологического фактора. Данные возрастной анатомии, физиологии, учение о высшей нервной деятельности, типологических особенностях нервной системы позволяют педагогике успешно разрабатывать методику учебно-воспитательного процесса и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности детей. На эти знания опирается и дидактика; это позволяет правильно дозировать нагрузки, отбирать содержание, средства, методы, соответствующие определенному возрасту воспитанников.
При изучении многих вопросов воспитания и обучения педагогика обращается к психологии. Знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей дает возможность найти и обосновать наиболее рациональные содержание, методы обучения и воспитания, правильно проектировать процесс формирования личности. Педагогика берет на вооружение данные социальной психологии и ищет наиболее эффективные формы организации коллектива, методы воспитания личности в коллективе и через коллектив.
При изучении проблем физического развития, повышения работоспособности детского организма, нормализации его деятельности педагогика черпает необходимые данные в медицинских науках: общей и социальной гигиене, гигиене труда, школьной гигиене, педиатрии и др. Новые возможности для исследования процессов обучения и воспитания открывает быстро развивающаяся область знаний, которая получила название теории управления в сложных динамических системах,— наука кибернетика. Таким образом, данные других наук необходимы педагогике для разработки педагогической теории и педагогических рекомендаций.

продолжение книги ...






Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится под утро...

Прочитать полностью >>





.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>






Что вам сегодня приснилось?


.

Как одеваться стильно и недорого?


Как быть, если зарплата не так велика, чтобы вы могли позволить себе покупать каждую понравившуюся вещь? Только не впадать в уныние! Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы.

читать далее >>

Брак по расчету: возможно ли счастье?


Еще совсем недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого, наследие минувших времен. Но, как показывает современная действительность, этот вид брачного союза благополучно существует и ныне.

читать далее >>


.

Совместимость имен в браке и любви


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

.

Снится беременность?


В каждом соннике свое толкование снам о беременности. Какие-то сонники сулят нехорошие события в реальной жизни, а какие-то обещают позитив.

Присниться беременность может в любом возрасте и лицу не только женского, но и мужского пола.

Беременность – это символ богатства, творчества или половой зрелости. Но есть и такие ситуации, которые следует растолковывать...

прочитать полностью >>

.


Сны и будущее


Подлинные вещие сны, передающие нам подсказки и важную информацию, обычно коротки по сюжету, и сам сюжет настолько необычен, что...

Читать далее >>


По ту сторону сна


Ореол мифов и загадок окружал сновидения с давних времен. Правители нанимали колдунов, умеющих толковать значения образов, чтобы...

Читать далее >>

.

Заговоры: правда или вымысел?


Вера в силу произнесенного слова кажется неистребимой. Но оправдана ли она? Для ответа на этот вопрос сначала следует подробнее рассказать о том, что представляют собой заговоры.

читать далее >>

Сглаз и порча: что это?


Каждый слышал о порче и сглазе, однако не все относятся к этому серьезно. А зря! Человек представляет собой сложную систему, состоящую не только из физического тела.

читать далее >>

.

Уход за собой в домашних условиях


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать под себя.

прочитать полностью >>

.


Магический приворот


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются?

Читать далее >>


Здоровый сон


Расстройство сна говорит, прежде всего, о ярком нарушении биоэнергетического баланса в вашем организме, что в итоге может привести к плачевным результатам...

Читать далее >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, специалисты по оккультным наукам и ювелиры, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

Имя и судьба


Не последнюю роль в судьбе человека играет имя, которое подарили ему родители. О влиянии имени на судьбу известно давно.

Читать полностью >>

Имя и карьера


Наряду с характером и судьбой, имя определяет и профессию – на каком поприще человек сможет наиболее успешно построить карьеру.

Читать полностью >>

Имя и здоровье


Имя человека влияет на все аспекты его жизни, в том числе и на состояние его здоровья. На этом знании основаны магические обряды и заговоры.

Читать полностью >>

Имя и характер


Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить его наклонности и отдельные черты.

Читать полностью >>
 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Книжные новинки    Библиотека    Задать вопрос юристу    Организация лечения за рубежом    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +