Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Организация педагогического исследования


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Педагогическое исследование — это сложный сознательный и целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, позволяющего сделать поиск более успешным.
Педагогическое исследование строится на базе марксистско-ленинской методологии, которая определяет исходные мировоззренческие позиции, стратегию подхода к исследованию, выбор методов и интерпретацию его результатов. Марксистско-ленинская методология требует руководствоваться в исследовании задачами практики, требует анализа ее развития со вскрытием и всесторонним рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязей, взаимозависимостей явлений, объективного подхода и анализа их, что помогает рассматривать педагогические явления конкретно-исторически, видеть их закономерности и особенности.
Цель педагогического исследования — раскрытие закономерностей педагогического явления, установление реальных противоречий процессов воспитания, обучения и развития и отражение их в теоретических положениях. Раскрытие закономерностей может осуществляться на различных уровнях. Советскими учеными установлены три уровня исследования: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Эмпирический уровень исследования связан со сбором фактического материала, подробным описанием фактов, обнаружением объективных связей, всесторонним изучением исследуемых явлений. Исследование на эмпирическом уровне является полноценным научным исследованием и представляет собой базу и основное, содержание педагогики. Исследование на эмпирическом уровне требует высокой квалификации, большой пытливости и изобретательности ученого и базируется на системе анализа действительности, направленного на возможно более точное описание педагогического явления во всем его многообразии.
Теоретический уровень исследования опирается также на определенный способ анализа, систематизации, направленных на проникновение в сущность изучаемых явлений. Педагогика, поднявшись на теоретический уровень, приобретает новые возможности предвидения и познания закономерностей воспитания, благодаря чему она может опережать наблюдения, опыты, эксперименты. Исследование на теоретическом уровне призвано решать наиболее важные, принципиальные проблемы педагогики и разрабатывать новые системы воспитания, образования, обучения. Исследование теоретического уровня — сложный, своеобразный скачок в познании, в процессе которого происходит обобщение огромного научного материала, накопленного путем наблюдений, опытов, экспериментов, логической обработки эмпирических данных в качественном и количественном аспектах; образование научных понятий.
Исследования метатеоретического уровня изучают сами теории и разрабатывают пути их построения и совершенствования. Тот или иной уровень исследований требует адекватных ему методов, средств, условий. В проведении исследования любого уровня важнейшее место занимает его организация и планирование. Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов.
I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение истории и теории вопроса в соответствии с целью, изучение педагогического опыта позволяют построить гипотезу и определить задачи исследования.
II этап. Проверка гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме) осуществляется через констатирующие, формирующие и контрольные ступени (срезы) исследования.
III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.
IV этап. Оформление результатов научного исследования.
V этап. Внедрение результатов исследования в практику.
На первом этапе выдвигается проблема исследования. Ее исходным началом может быть: а) непосредственная потребность практики, б) запросы общества и перспективные задачи в области воспитания нового человека, в) внутренняя логика развития педагогических теорий в целом и ее отдельных частей, г) анализ неисследованных областей педагогического процесса в теории педагогики. Проблема выражает в теоретической форме противоречие, создавшееся в науке и соответствующей ей сфере жизни, в практической деятельности.
Гипотеза — это научное предположение, помогающее выявлять на каждом этапе работы направленность и рамки научного поиска. Она предвидит процесс исследования и его выводы. Признаки хорошей гипотезы — адекватность ответа поставленному вопросу или соответствие выводов посылкам, доступность проверке. Вслед за постановкой гипотезы разрабатываются конкретные задачи исследования, определяются условия, способы, исходные данные и средства решения задач, намечаются методы исследования.
В педагогических исследованиях используются как содержательные, так и формализованные способы изучения педагогических явлений. Содержательный способ исследования предполагает тщательный сбор фактов и их качественный анализ, на основе которого делаются выводы о причинно-следственных зависимостях в структуре педагогических явлений. Формализованный способ исследования предполагает не только качественный, но и количественный анализ фактов. Он позволяет перевести исследуемое явление на язык чисел, графиков, схем, формул, упрощает характер оперирования научными понятиями. Успех исследования обеспечивается единством использования содержательного и формализованного способов анализа.
Второй этап исследования направлен на решение поставленных задач, проверку гипотезы. Здесь важным является целенаправленный сбор фактов, нахождение критериев, с помощью которых можно будет их оценить. Этому предшествует разработка методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также возрасту детей. Здесь применяется констатирующая, формирующая и контрольная ступень исследования. Констатирующая ступень проводится с целью изучения наличного состояния педагогического явления до активного вмешательства в него исследователя. Этой ступени соответствуют обычно и определенные методы: опрос, интервью, социометрия, наблюдение, лабораторный эксперимент, изучение педагогического опыта и т. д.
На втором этапе исследования ведущая роль принадлежит формирующему эксперименту (формирующей ступени), который опирается на выводы констатирующего эксперимента и позволяет преднамеренно вносить в педагогический процесс требуемые изменения, делать видимой и контролируемой связь выделенного элемента с другим, относительно точно учитывать полученные результаты. Контрольная ступень позволяет выявить продвижение в развитии, эффективность изучаемых способов педагогического воздействия. Обычно здесь используются наблюдение, лабораторный эксперимент, беседа, изучение продуктов детской деятельности и другие методы.
Третий этап — теоретическое осмысление полученных данных и оформление результатов научного педагогического исследования. На этом этапе производятся обработка фактов, их анализ, систематизация, на основе которых проводится обобщение, установление закономерностей. Результаты исследования позволяют определить степень решения задач, подтвердить или отвергнуть гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то она принимает характер нового знания. Если же отвергается, то выдвигается новая гипотеза, которая требует дальнейшего исследования.
Четвертый этап — оформление результатов научного исследования. Они излагаются в определенной логике: обоснование актуальности проблемы исследования, выбора предмета изучения, гипотезы, задач и методики исследования, описание процесса исследования, анализ его результатов, формулирование выводов.
Завершающий этап исследования — применение его результатов. Исследование считается законченным тогда, когда его результаты находят применение в пртктике и теории.
Все этапы исследования тесно между собой связаны, каждый последующий опирается и разрабатывается на базе предыдущего. Каждому из них соответствует определенная группа методов.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +