Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Влияние фрейдизма на идейную жизнь в странах капитала


Н. С. Мансуров. "Современная буржуазная психология"
Изд-во "Соцэкгиз", М., 1962 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Современное состояние психологии в странах капитала характеризуется широким распространением фрейдизма и его различных разновидностей, оказывающих влияние на все стороны идейной жизни капиталистических стран. «Центром фрейдистского психоаналитического метода в настоящее время являются Соединенные Штаты Америки, — справедливо отмечает американский философ-марксист Г. Уэллс, — к тому же психоанализ распространяется по всему миру, куда он только может проникнуть. В США за последние тридцать-сорок лет психоанализ охватил почти все стороны жизни страны— от культурных областей (таких, как литература, театр, кино) до педагогики, производственных отношений, благотворительной деятельности, медицины, экономики, социологии, антропологии и многих других, и он продолжает расти и распространять свое влияние».
Социолог Фельдман, говоря о влиянии и популярности социологических воззрений Фрейда, заявляет, что американцы смотрят на психоанализ как на лекарство от всех страданий человечества, а многие видят в нем новую форму религии. В США выходит немало книг, в которых делается попытка использовать фрейдизм и неофрейдистские течения для объяснения различных общественных явлений, например: «Влияние Фрейда на социологию», «Влияние психиатрии (читай: психоанализа.— Н. М.) на антропологию», «Общество как пациент», «Социальные неврозы» (автор последней работы, Сейз, между прочим, всех, в том числе и себя считает невротиками).
Показательно для фрейдистского засилья в идейной жизни капиталистических стран то, что на основе фрейдизма и неофрейдизма там возникли новые школы, направления и теории в философии и психологии. Одним из современных идеологических направлений, связанных с фрейдизмом, является психорасизм.
Психорасизм.
В период после окончания второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки на основе фрейдистской концепции получил исключительно большое распространение новый вариант расовой теории, называемый психорасизмом. Психорасизм является одной из тех теорий, которая призвана объяснить многие социальные явления и которая пользуется симпатией и поддержкой со стороны правящих кругов и идеологов буржуазии.
Философской основой психорасизма является прагматизм; многие положения психорасисты заимствуют из фрейдизма, специальные вопросы они рассматривают исходя из данных американских этнографов, образующих так называемую историческую школу. Характеризуя идейные истоки и основы психорасизма, в первую очередь следует коротко остановиться на исторической школе в американской этнографии, которая представляет собой по существу вариант «культурно-исторической школы» в немецкой этнографии.
Сторонники последней считают, что культура — самостоятельно существующая субстанция, стоящая над народом. Как заявлял один из представителей этой школы, немецкий этнограф Фробениус, культура— продукт самой себя, она не создается народом, который является лишь пассивной суммой индивидов, усваивающих готовые «культурные ценности», а вырастает сама из себя. С точки зрения сторонников исторической школы в этнографии, общество — это совокупность «основных личностей», обладающих специфическими психическими особенностями. «Основные личности» они подразделяли на «выдающиеся» и «слабые». Между последними и обществом в целом нередко возникают конфликты; объясняется это, по мнению американских этнографов, не тем, что одни эксплуатируют других, а опять-таки особенностями психики: у «слабых» личностей психическая «неполноценность» компенсируется появлением тенденции к разрушению чего-либо в окружающей их среде (это положение заимствовано этнографами из психоаналитической школы Юнга).
Даже приведенные положения сторонников исторической школы в американской этнографии не оставляют сомнения в ее идеалистическом характере: американские этнографы вслед за немецкими искаженно представляют себе культуру наподобие какой-то самостоятельной субстанции; не признают роли народных масс в истории развития общества; исходя из ложных принципов, разделяют капиталистическое общество на «группы», игнорируя при этом классовый подход, и т. д. Именно эти ненаучные положения оказались весьма удобными для их синтеза с фрейдизмом.
Центральным положением психорасистов (А. Кардинера, Р. Линтона и других) является утверждение, будто психика человека формируется только в самом раннем детстве. Это убеждение, как нетрудно понять, заимствуется из «классического» фрейдизма, согласно которому именно в раннем детстве проявляется пресловутый «эдипов комплекс», от которого зависит характер личности. Однако в отличие от Фрейда под влиянием исторической школы в этнографии психорасисты утверждают, что формирует психику не «эдипов комплекс» и не половой инстинкт, а «культура», которая накладывает свой отпечаток, как они говорят, на «ранние опыты детства». Под термином «ранние опыты детства», они понимают все, что можно сказать в отношении младенца: как он берет грудь матери, когда начинает самостоятельно ходить, проситься на горшочек и т. д.
Американские психорасисты и этнографы сосредоточивают усилия на том, чтобы детально проследить «ранние опыты детства» у различных народов. Так, К. С. Форд изучал протекание беременности, рождение и раннее детство у представителей 64 народов. Маргарет Мид с этой же точки зрения описала «психику» племени арапеш на острове Новой Гвинеи, К. Дюбуа посвятила свою работу «психике» некоторых народностей Индонезии. К каким же выводам пришли эти исследователи? Как пишет Мид, арапеши пассивны, безвольны, склонны к подчинению, потому что их слишком балуют в детстве грудью2. В работе «Народ Алора» Дюбуа утверждает, что алорийцы обладают подозрительностью, отсутствием уверенности в себе, непостоянством, безынициативностью и т. д. в силу будто бы того, что детей поздно учат ходить. Переоценку значения первых лет жизни ребенка для формирования психики допускает и Леон Зоул. Он заявляет, что войны, политические конфликты и внутренние социальные проблемы возникают в результате неправильных методов воспитания детей.
Фиксируя те или иные особенности воспитания ребенка и сравнивая их с чертами психики взрослых, психорасисты не уделяют внимания социально-политическому анализу их образа жизни. Они устанавливают, как едят отсталые племена, но упускают из виду, что они, едят. В объемистой книге Дюбуа лишь вскользь упоминается о голландском колониальном гнете, отсутствии элементарных человеческих прав у народа Алора, его плохом питании. Не учитывать всего этого при характеристике культуры алорийского народа — значит допускать субъективизм, произвол в научном исследовании, сознательно выбирать одни факты и игнорировать другие, которые нарушают «стройность» разделяемой исследователем «системы».
Как и американские этнографы, психорасисты (вслед за фрейдистами) утверждают, что психика ребенка после 4—6-летнего возраста «затвердевает» и не способна к дальнейшим изменениям. Поэтому раннее детство определяет собой все будущее людей. Известный в США психолог Александер отмечает в связи с этим, что «ранние опыты детства» могут быть такими, что в дальнейшем в любой социальной ситуации из ребенка получится преступник. Социальное положение индивида, утверждает он, определяет его поведение только в незначительной степени.
Таким образом, если биорасисты говорили о роковой предопределенности места и роли людей в обществе в силу каких-то биологических задатков, то психорасисты «подправляют» это положение, утверждая, что общественное положение людей предопределяется «культурой» в виде «ранних опытов детства». Но главное — идея о неизменяемости психики, мышления, форм поведения у взрослого человека, отрицание зависимости психических особенностей от условий среды и фатальная обусловленность их какими-то независимыми от его сознания силами — сохраняется психорасистами так же, как и их предшественниками — биорасистами.
Важным пунктом концепции психорасистов является их положение о том, что «культура», определяющая «ранние опыты детства», во все времена остается неизменной. Человек передает свою культуру, так же как свои гены, заявляет Клакхон и Келли. Столь странная особенность «культуры» объясняется психорасистами тем, что люди, оказывается, безотчетно, инстинктивно улавливают требования «культуры» и подчиняются им; при этом они не в состоянии самостоятельно изменить «культуру». Получается, что те самые «инстинкты», против которых психорасисты открыто выступали, протаскиваются ими с черного хода: без этого им трудно создать представление о неизменности человеческой природы.
«Теория» психорасизма, основанная на идеалистических посылках буржуазной этнографии, фрейдизма и прагматизма, нередко кажется некоторым не лишенной «здравого смысла»; обыденный опыт действительно свидетельствует о том, что многое в психике закладывается в ранние годы жизни человека. Однако вопрос не столько в признании или отрицании роли детства, сколько в признании или отрицании его фатального значения.
Психологи-материалисты справедливо утверждают, что никакой фатальной предустановленности способностей, характера человека не существует, что все основное, свойственное человеку как личности, может быть воспитано в течение всей его жизни. Материалистическая психология признает, что действительно в раннем детстве происходит процесс быстрого формирования психики ребенка. Психика взрослых людей претерпевает более медленные изменения. - Но объясняется это не столько тем, что мозг человека в какие-то периоды способен более легко образовывать новые связи и разрушать старые, сколько различными условиями жизни человека. Для ребенка окружающая среда представляется чрезвычайно подвижной и изменчивой; это объясняется тем, что ребенок впервые сталкивается со многими явлениями, процессами нашей многообразной действительности. Для большинства же взрослых людей среда кажется несравненно более стабильной, более «привычной», обыденной. Поэтому прав Фурст, указывающий, что «причиной кажущейся медлительности изменений личности большинства взрослых людей является тот факт, что мы обычно живем при одинаковых общественных отношениях и обстоятельствах, в условиях одной и той же деятельности, что, по существу, имеет первостепенное значение для формирования наших взглядов, а все это ведет к сохранению у человека одних и тех же мыслей, чувств, оценочных суждений и побуждений благодаря постоянному подкреплению их повседневным опытом.
Другая причина того, почему кажется, будто сознание взрослого человека изменяется крайне медленно, состоит в том, что мы обычно рассматриваем изменения, происшедшие за слишком короткий период времени». В своей работе Фурст приводит убедительные примеры тех изменений, которые происходят в психике взрослых людей в прямой зависимости от изменяющихся социальных условий.
Данные материалистической психологии, основанные на большом числе наблюдений за людьми, находящимися в различных условиях, свидетельствуют о ложности утверждения психорасистов, будто психика людей изменяется лишь в раннем детстве, становясь затем «косной».
Психорасисты сознательно идут против многочисленных и общеизвестных фактов. Это делается ими потому, что они стараются выполнить социальный заказ буржуазии: подновить расовую теорию, сохранив ее сущность, с. помощью расизма оправдать захватническую политику американских монополий, фальсифицируя причины отставания народов многих стран Азии и Африки.
Об этом откровенно сказал профессор Колумбийского университета Джон Берджес. Азия и Африка, заявил он, могут когда-либо достичь политической самостоятельности не иначе, как только путем подчинения «выдающимся нациям». С точки зрения психорасистов, не социально-экономические условия определяют уровень развития того или иного народа, а фрейдистские по своей сущности индивидуально-психологические «закономерности».
Провозглашая фатальную обусловленность психики человека «культурой», психорасисты утверждают, что она не может быть изменена представителями этой «культуры», поскольку они находятся как бы в ее плену. В то же время они допускают, что она может быть изменена другими, «пришлыми» людьми. На этом основании они оправдьщают необходимость колониальной системы, рассматривают порабощение других стран американскими монополиями как «благотворное» явление: колониализм-де способствует изменению «культуры» отсталых народов, без этого они сами не смогут изменить своих традиционных «ранних опытов детства», а следовательно, и свою «структуру характера», образ мышления и все особенности психического склада.
Концепция пеихорасистов — яркий образец идеализма в психологической теории. В психорасизме сконцентрированы все наиболее типичные представления, которые разделяются самыми реакционными буржуазными психологами: о пассивности человека, о неспособности его изменять окружающий мир, и в особенности эксплуататорский общественный строй, о «неизменяемости «культуры» (общества в целом) и психики людей. Отстаивая эти представления, психорасиеты тем самым идут против фактов истории и положений научной психологии, оказываются в одних рядах с апологетами буржуазии, заинтересованными в фальсификации общественных явлений и в ложном свете освещающими исторический процесс. Выдвигая положение о фатальной предопределенности судеб людей, они тем самым принижают роль разума в жизни людей, роль народных масс — творцов истории — в общественной жизни и смыкаются с теми реакционными психологами, которые иным путем, иными способами (но по тем же идеологическим соображениям) организовали поход против разума, проповедуют реакционные идеи о всемогуществе «лидеров».
Обветшалые идейки биорасизма, несостоятельность которого стала очевидной для самых широких кругоз населения земного шара особенно после окончания второй мировой войны и краха немецко-фашистской идеологии, психорасисты наряжают в новые одежды. Психорасизм нужен империалистической буржуазии для оправдания колониализма, невиданной эксплуатации народов Африки, Азии и других частей света. И сторонники психорасизма отлично понимают это. Не удивительно, что в свое время один из них потребовал от правительства США огромную сумму денег (примерно столько, сколько стоило для США изобретение атомной бомбы) для составления клеветнических по содержанию, колониалистских по духу, расистских характеристик всех народов нашей планеты.
Реакционная идеологическая роль психорасизма совершенно очевидна. Как и шовинизм, он используется империалистической реакцией «для разжигания националистических и расовых конфликтов, травли целых национальностей и рас (антисемитизм, расовая дискриминация негров, народов слаборазвитых стран), для затемнения классового сознания трудящихся, отвлечения пролетариата и его союзников от классовой борьбы».
Проникновение фрейдизма в педагогическую психологию. За последнее время в психологической литературе различных капиталистических стран широко обсуждаются такие психолого-педагогические проблемы, которые имеют непосредственное отношение к социологической проблематике. В этой связи некоторые психологи (например, западногерманский психолог К. Альбрехт ) считают, что педагогическая психология постепенно теряет свою специфику и «сходит на нет».
Вероятно, мнение Альбрехта является крайностью, однако в нем содержится правильная мысль: современная педагогическая психология все больше и больше социологизируется, сближая свою тематику с тематикой социальной психологии. Этот процесс происходит на основе внедрения фрейдизма и одновременно с падением влияния педагогической психологии. Так, Блетнер, Буземанн, Лерш, формулируя задачи вновь организованного в Западной Германии в 1954 г. журнала «Школа и психология», отмечают, что общественность их страны мало интересуется вопросами педагогической психологии. Психология находит применение в суде, но не в школе. В высших учебных заведениях тоже игнорируют «традиционную» педагогическую психологию.
Одной из проблем «социологизираванной» педагогической психологии, привлекающей к себе внимание большого числа психологов в Западной Европе и в США, является проблема детской преступности. Актуальность ее объясняется резким возрастанием числа преступлений, совершаемых подростками в капиталистических странах, — фактом, который отмечают все буржуазные психологи. Так, видный английский психолог Мейс в работе «Изучение преступности у несовершеннолетних в городе» (1955 г.) считает, что в Англии детская преступность стала социальным фактом большого значения и своего рода «традицией».
В этой связи, естественно, одно из первых мест в работах буржуазных психологов занимает вопрос о причинах детской преступности. Единодушия у психологов на этот счет нет. Одни считают, что существует несколько причин, другие в качестве основной называют семейные отношения (Мейс и другие), третьи — «внутрипсихические конфликты» (английский психоаналитик Джексон, западногерманский психолог Херри и многие другие).
Выдвижение в качестве причин детской преступности семейных отношений и «внутрипсихических конфликтов» навеяно фрейдизмом.
Наибольшее распространение при объяснении причин детской преступности получила третья точка зрения. Джексон, например, полагает, что агрессивность является естественным проявлением человеческого поведения. Вопрос для него заключается лишь в том, почему у одних детей эта агрессивность выражается в формах, приемлемых для общества, а у других — в преступлениях. Поэтому он подразделяет агрессивность на «позитивную» и «негативную». Правонарушители обладают «негативной» агрессивностью, выходящей за рамки семьи, у нервно и душевнобольных «негативная» агрессивность остается в рамках семьи. Как заявляет Джексон, различие между больным и преступником весьма относительно: преступник является в какой-то степени нервнобольным. Точка зрения Джексона является фрейдистской, бездоказательной как по исходным представлениям, так и по конечным выводам.
На фрейдистских позициях стоят многие западногерманские и американские психологи, занимающиеся изучением причин убийств, совершенных детьми без всякого мотива (в психолого-педагогической литературе такого рода убийства получили название «бессмысленных убийств»). Все они полагают, что «бессмысленные убийства» совершаются в силу развязывания прирожденных садистско-агрессивных устремлений человека.
Развязываются же они в силу снижения функции «сверх-Я» («совести»), что в свою очередь чаще всего обусловлено отсутствием в семье отца (результат гибели во время войны многих миллионов мужчин, а также разводов, сделавшихся особенно частыми после второй мировой войны), вследствие чего дети воспитываются женщинами.
Мнение о том, что между семейными отношениями и размерами преступности существует прямая связь, весьма распространено не только среди буржуазных психологов, но и среди социологов, педагогов, философов. В психологии исследованию и «обоснованию» этой точки зрения посвящены многие работы. В «Британском журнале по педагогической психологии» в 1955 г. на эту тему было опубликовано несколько статей, в том числе статья X. Льюис, озаглавленная «Дети, лишенные семьи». Льюис детально описывает все стороны семейной жизни, выводя из них черты характера ребенка. Наблюдение проводилось ею над семьями с перерывом в два года; параллельно изучались дети, находящиеся в детских домах. Автор утверждает, что дети, лишенные материнской любви, имеют испорченный характер, но раннее отделение ребенка от матери не обязательно ведет к превращению его в преступника. Тем не менее отделение детей до пяти лет от матери Льюис считает «предвестником» неблагоприятных особенностей в характере и будущей жизни ребенка.
"Фрейдистские объяснения причин детской преступности несостоятельны в психолого-педагогическом отношении, так как основаны на субъективистских домыслах фрейдистов, и реакционны в идеологическом отношении. Делая упор на «внутрипсихическую» динамику, обусловленную семейными отношениями, некоторые особенности которых якобы фатально толкают ребенка к совершению аморальных поступков, психологи и педагоги-фрейдисты тем самым игнорируют роль социальных условий. Являясь индетерминистскими, их теории оправдывают капиталистическую действительность, возлагая вину за рост преступности в капиталистическом мире на «закономерности психики». Психологи-фрейдисты в своих работах упоминают, конечно, что подростки, взявшие в руки ножи или пистолеты, читали комиксы, в которых бессчетное число раз описывались убийства, смотрели множество фильмов о гангстерах; однако не тлетворное влияние подобного рода литературы и искусства, не вся жизненная обстановка, по их мнению, является причиной роста детской преступности, а бессознательные силы и инстинкты. Таким образом, фрейдизм толкает психологов и педагогов на путь субъективистского истолкования причин тех явлений, которые являются социальными в своей сущности.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +