Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Распространение социальной психологии


Н. С. Мансуров. "Современная буржуазная психология"
Изд-во "Соцэкгиз", М., 1962 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

После окончания второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки, а затем и в других странах капитала быстрое развитие получила социальная психология. Это объясняется тем, что в наши дни империалистическая буржуазия мобилизует все средства идеологического воздействия на массы, стремясь удержать их в духовном плену, пытаясь в искаженном свете представить эксплуататорскую природу капиталистического строя, раздирающие его противоречия. Социальная психология рассматривается как одна из тех наук, которая может снабдить буржуазию «рецептами» по регулированию в желательном для нее направлении «человеческих отношений» в капиталистическом обществе. Правящие круги империалистических государств поддерживают социальную психологию также и потому, что усматривают в ней ту «силу», которая способна противостоять распространению идей коммунизма.
В настоящее время в капиталистических странах Европы и в США нет единой социальной психологии; она представлена рядом школ, возникших как на основе теорий, созданных первыми немецкими, французскими и американскими социальными психологами, так и в результате работ современных буржуазных психологов — Морено, представителей психокультурного фрейдизма и других. У отдельных школ в социальной психологии «нет единодушия и нередко происходят междоусобные распри, которые сами социальные психологи не прочь выдать за показатель «свободы мысли» в странах капитала, за «борьбу мнений» в целях «достижения истины». На самом же деле, как свидетельствуют факты, о которых речь пойдет ниже, разногласия среди социальных психологов несущественны. «Идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, опорочение общественной собственности и коллективизма, воспевание милитаризма и войны, оправдание колониализма и расизма, разжигание вражды и ненависти между народами» — эти характерные черты современной буржуазной идеологии, указанные в Программе КПСС, присущи и теориям социальных психологов.
Школы современной буржуазной социальной психологии, которые рассматриваются в настоящем разделе, условно можно подразделить на три группы:
психолого-социологическую, социально-психологическую и микросоциологическую (социометрия).
Психолого-социологическое направление.
Представители его своей основной задачей считают отыскание и изучение социально-психологических фактов. Иными словами, они исходят из убеждения, что кроме индивидуально-психологических фактов существуют такие психические явления, которые одновременно являются и социальными. К этому направлению в первую очередь следует отнести школы социальной психологии во Франции и в Соединенных Штатах Америки. В США наибольшее распространение получила школа социальной психологии, основанная на бихевиоризме. Представители ее считают своей задачей изучение взаимоотношений людей. В этой связи они понимают под «социальностью» (как еще в свое время Болдуин) общение людей друг с другом. В соответствии с этой установкой они исследуют структуру «групп» общества. «Группа, по их мнению, это сосредоточие человеческого взаимодействия, вместилище социальных процессов и изменений, область, где рождается личность, а потому — главная лаборатория психологов. Начиная с работ Ч. Кули в социальной психологии этого направления утвердилось понятие о «первичных группах» общества, т. е. самых простых, неразложимых социальных ячейках. К разряду этих «групп» Кули относил семью, группы, складывающиеся в часы досуга, соседей по квартире и т. п. По его мнению, в этих группах наилучшим образом проявляется чувство коллектива, все социальные свойства людей. Кроме «первичных групп» социальные психологи-бихевиористы различают также «вторичные группы» (цех, предприятие, учреждение как собрание людей).
Представители этой школы классифицируют «группы» также на другом основании — не по степени сложности, а по характеру организаций. И с этой точки зрения они подразделяют их на «оформленные» и «неоформленные». «Оформленные группы» — это такие группы людей, которые организуются, например, администрацией и выполняют функции, предусмотренные уставом, наставлением и т. д. Бригада рабочих, цех, завод в целом — все это примеры разных «оформленных групп». За последние годы американские социальные психологи большое внимание уделяют изучению так называемых неоформленных групп — стихийно складывающихся групп совместно работающих людей на основании общности их интересов и взглядов. Идея о «неоформленных группах» получила ныне столь широкое распространение, что стала использоваться представителями других школ социальной психологии, в том числе психологами и социологами, ведущими экспериментальные исследования в промышленности.
Социальные психологи бихевиористского толка считают, что всякая «группа»—собрание общающихся друг с другом людей. Поэтому важной задачей для них является изучение «внутригрупповых» отношений. При этом они настоятельно подчеркивают, что. каждый член «группы» играет определенную «социальную роль», которая определяется в первую очередь задачами, стоящими в данный момент перед «группой», а также ее составом.
Социальные психологи подробно описали различные «роли» членов «группы», в том числе и функцию «лидера».
Проблема «лидерства» и «лидеров» как частный случай «внутригрупповых отношений» привлекает особенно пристальное внимание социальных психологов в США. «Лидеры», по их мнению, своей деятельностью могут определить «психическое здоровье общества» — все, как сказали бы мы, классовые взаимоотношения в капиталистическом государстве.
Характерно для американских социальных психологов, что «лидерство» рассматривается ими как социальное явление, а следовательно, как результат общения людей в «группе».
«Лидерство — социальный вопрос, — пишет Фрэзер, — заключающийся в определении отношений данной группы людей. Роль лидера может быть разной в зависимости от группы и ситуации. . .»
Выходит, что характер «лидерства» от самой личности не зависит.
Свое понимание «лидерства» социальные психологи бихевиористского направления противопоставляют теории других социальных -психологов, которые полагают, что «лидерство» обусловлено не «внутригрупповыми отношениями», а исключительно1 «особыми» психическими качествами самого «лидера». (На такой точке зрения стоит большинство психологов а капиталистических странах Европы, где проводятся многочисленные исследования по определению индивидуально-психологических качеств, необходимых для «лидера» в промышленности, в армии и т. д.).
Наряду с изучением «внутригрупповых отношений», в связи с которым возникла проблема «лидеров», социальные психологи бихевиористского направления занимаются также «межгрупповьши отношениями». Из различных аспектов этих отношений они, в частности, особо выделяют ныне так называемый процесс приживления новых членов. Под «приживлением» они имеют в виду пополнение состава «группы» новыми членами, входившими ранее в другую «группу». Эта проблема является для них особенно актуальной в связи с большой текучестью рабочей силы, обусловленной безработицей.
Социальные психологи придают также большое значение изучению приемов и способов воздействия «лидеров» на других членов данной «группы» и даже иных «групп». Этот раздел получил специальное название — «психология пропаганды».
Как определяет американский психолог А. Эдварде из университета Мерилэнд, пропаганда — это влияние на поведение людей с помощью слов или манипуляций какими-либо символами. Теоретическую основу такого рода понимания пропаганды составляет, таким образом, бихевиористская концепция «стимул — реакция».
Поскольку воздействие на людей словами как стимулами осуществляется не только при пропаганде, но и в процессе обучения, воспитания, социальные психологи ограничивают понятие «пропаганда» следующим образом: пропаганда — это процесс влияния меньшинства на большинство путем прежде всего внушения (тогда как обучение — это влияние большинства на меньшинство и без помощи внушения).
По мнению социальных психологов, пропагандисты-«лидеры» должны подбирать «стимулы» (по их терминологии, создавать «поле стимулов») так, чтобы помешать нежелательным видам поведения тех «групп», на которые рассчитана пропаганда. С этой целью пропагандист может, как гласит рекомендация Института пропаганды США (рассчитанная отнюдь не на широкую публику), игнорировать неугодные факты, упоминая только о тех, которые кажутся подходящими для него; искажать факты или приводить вымышленные, с тем чтобы отвлечь внимание слушателей от нежелательных явлений, и т. п.
В той же рекомендации пропагандистам разрешается с целью создания более продуктивного «поля стимулов» привешивать обидные ярлыки своим противникам, чтобы вызвать отрицательное отношение к ним; при изложении «своей» программы не скупиться на такие слова, как «свобода», «мир», «ценность», с тем чтобы придать им «позитивный» характер; ссылаться возможно чаще на «положительные авторитеты». В инструкции также указывается, что пропагандист обязан играть в «народность», представлять свои личные мнения таким образом, будто они являются «мнением народа», разделяются большинством. В разработке всей этой техники лжи и обмана принимали участие многие видные американские социальные психологи: Доуб, автор работы «Пропаганда; ее психология и техника», Лассуэл, опубликовавший книгу «Пропагандистская техника во время мировой войны», Нью-комб, перу которого принадлежит книга «Личность и социальные изменения», где рассматриваются вопросы буржуазной пропаганды, а также такие социальные психологи, как Аннис, Н. Мейер, Брунтц, Фараго, Фримен, Г. Хартмавн, Мокк, Ларсен, Петерсон, Терстон и другие.
«Психология пропаганды» — яркое свидетельство того, что деятельность социальных психологов бихевиористского направления не рассчитана на теоретизирование насчет «групп» и существующих «взаимоотношений» между членами «групп» и «группами», что авторы психолого-социологических теорий стараются применить свои взгляды к решению практических задач, притом так, чтобы это решение было выгодно правящим кругам империалистической буржуазии.
Кроме бихевиористской школы к психолого-социоло-гическому направлению можно отнести также генетическую школу социальной психологии. Одним из видных ее представителей является О. Клайнберг. В работе «Социальная психология» Клайнберг пишет, что общая психология занимается изучением активности человека, "социология—поведением «групп», социальную же психологию «можно определить как науку, изучающую поведение индивида, направленное на другого индивида». Такое понимание социальной психологии, казалось бы, ничем не отличается от бихевиористского; однако автор добавляет, что, вообще говоря, всякая психология — социальная наука. Это последнее утверждение является наиболее важным для понимания генетической точки зрения в социальной психологии.
По мнению Клайнберга, поскольку человек постоянно находится под влиянием «группы», все его поведение, весь он сам социально обусловлены. Это значит, что ни поведение, ни психические явления нельзя объяснить с точки зрения биологии или физиологии; это можно сделать лишь с позиций социологии, устанавливая, какие индивидуально-психологические особенности людей и каким образам видоизменяются под влиянием условий общественной жизни. Именно тем, утверждает он, как влияет «группа» на индивида, что приобретает он в результате этого влияния, какие «социальные» моменты существуют в ощущениях, памяти и других психических явлениях, и должна заниматься социальная психология.
Точка зрения Клайнберга является генетической. По его мнению, влияние «группы» на индивида возможно наблюдать и в мире животных. В связи с этим считается правомерным говорить о «социальности» поведения и психики животных. Сам Клайнберг полагает, что изучение животных «коллективов» дает благодатный материал для понимания «социальных феноменов» общества в их генетически простейшей форме. Он допускает также, что у животных имеются «элементы культуры» и даже зачатки «языка».
Одной из задач социальной психологии представители генетического направления считают изучение мотивов человеческого поведения. По их мнению, мотивы подразделяются на зависимые от среды и независимые. К первым относится родительский мотив, агрессивность, стяжательство, стремление к собственности, самоутверждение, самосохранение; ко вторым — сексуальность, ревность, запрет кровосмешения, любознательность и т. д. Так же, как и мотивы, подразделяются, анализируются и потребности. В целом личность представляется как конгломерат природных и «социальных» (тех, которые формируются в процессе общения, воспитания) свойств.
Таковы проблемы, которые ставят перед собой представители психолого-социологического направления в социальной психологии, и некоторые из сделанных ими выводов. Каков же идеологический смысл их работ?
Прежде всего следует отметить, что социальные психологи бихевиористской школы придают своим теориям о «группах» общества не столько психологическое, сколько социологическое значение. Изучая «группы», они утверждают, что анализируют общество, подменяя тем самым весьма актуальный и остро стоящий перед буржуазными идеологами вопрос: существуют ли ныне в капиталистическом обществе классы? По мнению социальных психологов бихевиористской школы, никаких классов в марксистском смысле этого понятия в современных условиях в буржуазном обществе вообще нет и быть не может.
Классы, деление общества на классы, пишет в этой связи американский социальный психолог Спротт, — это представления, порожденные абстракцией. В действительности, продолжает он, никаких классов нет и общество состоит из конкретных мужчин и женщин, обладающих определенными нуждами, намерениями, желаниями, находящихся в каких-то взаимоотношениях друг с другом и образующих «группы». Этими реальными людьми, их конкретными желаниями, взаимоотношениями и должны заниматься, по мнению Спротта, социальные психологи. Иными словами, ссылками на факт существования человеческих коллективов («групп») в любом обществе, внутри классов они извращают понимание буржуазного общества в целом. Употребляя понятие «группы» вместо понятия «класс», рассматривая любые отношения людей, которые могут служить основанием для их объединения в «группы», социальные психологи упускают из виду главное — отношение их к средствам производства.
Пропаганда идеи, будто в буржуазном обществе перестали существовать классы и остались лишь одни «группы», соответствует устремлениям тех защитников капитализма, которые, как отмечается в Программе КПСС, пытаются замаскировать эксплуататорскую природу буржуазного строя и приукрасить капитализм.
Социальные психологи бихевиористской школы своими теориями о «группах» общества оказывают немалую услугу этим откровенным апологетам капитализма.
Пороки генетической школы социальной психологии напоминают пороки концепции сторонников бихевиористской школы: и те и другие ложно истолковывают природу общества. Определяя понятие «социальность», социальные психологи генетической школы упускают из виду главное — общественный характер производства, разделение людей на антагонистические классы в буржуазном обществе. По их мнению, общественные явления «вырастают» из особенностей поведения животных. О каком же классовом подходе в рассмотрении «социальных» явлений может идти тогда речь? Социальные психологи генетической школы биологизируют человеческое общество. Усматривая зачатки «языка» уже у животных, они тем самым отрывают язык от труда; труду как важнейшему фактору формирования психики человека они не уделяют никакого внимания. Пороки теории социальных психологов генетической школы являются, в частности, следствием незнания ими (или непризнания) диалектической концепции развития.
Однако было бы неправильным не замечать и того «рационального зерна», которое содержится во взглядах представителей генетической школы социальной психологии, в частности Клайнберга. Уже давно психологи-материалисты признают, что даже ощущения человека изменяются в соответствии с требованиями общественных условий жизни людей, в частности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. В этой связи можно согласиться с млением социальных психологов генетической школы в том, что психология должна изучать психические явления в аспекте их социальной обусловленности.
В сравнении с другими теориями социальной психологии генетическая школа придерживается более прогрессивных взглядов на ряд важных для психологии, и социологии проблем. Так, например, Клайнберг справедливо считает, что рост преступности, числа психических заболеваний и другие аналогичные явления лучше объясняются с социальной, чем с биологической или психологической точек зрения. Этим он подходит к правильному пониманию пороков капитализма, сущности и происхождения войн. Склонность к войнам не присуща человеческой природе, они вызываются капиталистическим обществом, его экономикой, пишет Клайнберг. Расовая ненависть возникает не из-за биологических особенностей индивидов, а в силу исторических и экономических причин. Умственное развитие человечества, по его мнению, может быть улучшено путем хорошей постановки обучения, а не применением рецептов евгеники.
Позитивный психологический материал можно найти и в тех работах социальных психологов бихевиористской школы, в которых отсутствуют непомерные претензии на широкие социологические обобщения и содержатся факты, полученные экспериментальным путем, частные по своему значению (например, о структуре и особенностях различных коллективов и т. п.).
Социально-психологическое направление.
Оно отличается от психолого-социологического тем, что своей главной задачей провозглашает объяснение общественных, а не психических явлений. При этом его представители широко используют данные психологии, касающиеся психики индивида, в частности фрейдистские положения, теория инстинктов и неофрейдизм. По существу такой подход означает подмену социологии психологией, в силу чего это направление иногда называют «психологической школой, в социологии». Конечная цель, которую преследуют сторонники социально-психологического направления, заключается в апологетике капиталистического строя и в фальсификации общег ственно-исторических явлений. Как это делается ими, можно проиллюстрировать на примере известной в США и Англии школы социальной психологии, представителями которой являются Стагнер, Страттон, Мей, Райт и другие. Главной своей проблемой они объявляют «психологию войны и мира». При этом имеются в виду такие животрепещущие вопросы современности, как сущность и происхождение войн, средства и пути предотвращения новой мировой войны. Эти вопросы, с их точки зрения, входят в компетенцию психологии.
Факты истории говорят о том, что политика захватнических, разбойничьих войн вытекает из самой природы монополистического капитализма, из его экономических основ.
Монополистический капитализм порождает усиление реакции во внутренней и внешней политике, стремление усилить национальный гнет, нарушить независимость других наций и государств. Империалистические войны являются продолжением политики правящих реакционных кругов капиталистических государств, которая в свою очередь является не чгм иным, как концентрированным выражением капиталистической экономики.
Англо-американские психологи социально-психологического направления пытаются «опровергнуть» этот вывод марксистско-ленинской теории. При этом они исходят, конечно, не из проверенных фактов, характеризующих развитие общества, а из субъективистских психологических соображений. Так, в книге «Социальная психология войны и мира» американский социальный психолог М. Мей пишет, что угроза новой войны всегда связана с существованием и развязыванием у людей врожденных «ужасных агрессивных тенденций». Таким образом, война — это не общественное, а биопсихологическое явление.
Само собой понятно, что такая точка зрения ничего общего не имеет с научным пониманием сущности и происхождения войн.
Не менее ненаучными, произвольными являются и другие положения англо-американских социальных психологов, занимающихся вопросами «психологии войны и мира». По их мнению, в психике человека имеются якобы особые механизмы, приводящие людей к войне. Ими являются следующие три «закономерные» свойства: стереотип, национализм и милитаризм. Однако не следует думать, что под вышеназванными терминами социальные психологи имеют в виду то, что обычно понимается в науке.
Райт, Мей, Дурбин и другие психологи утверждают, что человек механически воспринимает в готовом виде культуру общества, в котором живет. Типичные для определенной группы людей привычки и представления, нормы и правила поведения усваиваются человеком и составляют его «стереотип». С точки зрения определенного «стереотипа» линчевание негров, пишет Мей в упоминавшейся работе, нужно рассматривать как нормальное явление. Ударить по лицу негра для американской белой девушки с Юга, указывает он далее, — развлечение, а для других это может показаться жестоким.
Явление «стереотипа» в свою очередь определяет якобы две особенности человеческой психики: «проецирование» и «черно-белое мышление», присущие будто бы всем людям без исключения. Сущность «проецирования» состоит якобы в том, что человек видит всегда в других людях те качества, которые находит у себя самого. Под «черно-белым мышлением» понимается такая «тенденция» психики, согласно которой будто бы все люди собственные неудачи объясняют кознями других лиц или народов.
Давая свое объяснение термину «стереотип», представители социально-психологического направления допускают тем самым неоправданную подмену содержания этого понятия. В современной науке под словом «стереотип» понимается определенная закономерность высшей нервной деятельности, заключающаяся в образовании систем связей в мозгу, соответствующих системе внешних раздражителей, а вовсе не способность людей вырабатывать определенные привычки и представления, как утверждают социальные психологи. (Привычки могут возникать, и социальные психологи не потому допускают ошибку, что признают их наличие; она заключается в неправильном объяснении привычек, в необоснованном рассмотрении привычек как факторов, обусловливающих психические особенности людей, их мышление.)
Еще более фантастически выглядят две другие «закономерности» психики. В книге «Международные заблуждения» Страттон определяет национализм как удобный собирательный термин для выражения внутренних желаний и импульсов: желания превосходства своей нации и подчинения ей других, стремления увеличить территорию, богатство своей нации и ущемить другую нацию. Страттон добавляет, что импульсы эти имеют «иррациональный», бессознательный характер.
Подобное истолкование понятия «национализм» ничего общего не имеет с наукой. Национализм, как известно, — это отнюдь не психологическое понятие, и выражает оно совсем не «психологическую закономерность», как утверждают англо-американские социальные психологи. Понятие «национализм» является достоянием общественно-исторических наук, оно характеризует определенную идеологию и политику буржуазии. Социальные психологи выхолащивают политическое содержание понятия «национализм», искажают его сущность. Подобная фальсификация имеет вполне определенный, реакционный смысл: она сбивает с толку простых людей. Стараясь обелить политику буржуазии, социальные психологи выдают ее за проявление каких-то индивидуально-психологических, общечеловеческих «закономерностей».
Такую же фальсификацию совершают социальные психологи и с понятием «милитаризм».
Они полагают, что милитаризм — это не реакционная политика вооружения и подготовки к войне, которая осуществляется империалистическими государствами с целью порабощения других народов, завоевания новых земель, получения новых рынков сбыта и сырья. По мнению социальных психологов рассматриваемого направления, милитаризм— это «закономерность» психики индивида, которая заключается в высвобождении «дремлющей агрессивности» под влиянием военной пропаганды, речей «лидеров» и т. п.
Таковы основные положения психологов англо-американской школы социальной психологии, которая относится к социально-психологическому направлению. Не факты и обобщения составляют их основу, а произвольные допущения и измышления. При этом' произвол, который вносят социальные психологи в понимание общественных явлений, отнюдь не безвреден. Основываясь на изобретенных ими «закономерностях», они выступают ревностными защитниками буржуазного строя, рьяно оправдывают империалистическую политику. «Потенциальный национализм — главный психологический барьер на пути утверждения мировой организации безопасности для коллективных действий против нарушителей мира во всем мире», — утверждает Стагнер, старающийся с точки зрения психологии «доказать» необходимость подчинения всех народов господству американских монополий. «Фикция об абсолютном суверенитете должна уступить место осознанию необходимости ограниченной суверенности во взаимозависимом мире. Кооперация, сложившаяся во время войны, должна перешагнуть все границы», — продолжает он, ратуя за отказ народов от национального суверенитета и национальной гордости, пренебрежительно называя их «иллюзиями».
Реакционные психологи-субъективисты утверждают, что предотвращение войны возможно якобы путем простой «реорганизации» существующей системы воспитания. Для этого необходимо, по их мнению, чтобы люди умели как-то контролировать свои «дремлющие инстинкты» и вовремя их обуздывать. Сделать это можно якобы с помощью самонаблюдения. «Проникновение в самого себя — вот первая цель, — говорится в статье Стагнера, посвященной вопросам войны и мира. — Контроль и регулирование агрессивного напряжения в относительно конструктивном русле — вот важная задача».
Подобными рецептами устранения угрозы новой войны американские реакционные психологи льют воду на мельницу миллионеров и миллиардеров, заинтересованных в подготовке войны, в ослаблении всемирного движения в защиту мира. Вместо привлечения к активной борьбе за мир самых широких народных масс всех стран они рекламируют пассивность и созерцательность, вместо подлинно действенных средств сохранения мира — заведомо ложные.
Но не только это преследуют реакционные американские социальные психологи своими проповедями «проникновения в самого себя». Познание собственных «дремлющих инстинктов и тенденций», по их мнению, необходимо людям для того, чтобы уберечься от влияния революционизирующих идей современности, от идей марксизма-ленинизма.
«Человек, который не может понять своих собственных эмоций и мотивов, — пишет Стагнер, — быстрее может поддаться пропаганде, основанной на экономических, религиозных и расовых предрассудках».
Как видно, не в меру большие надежды возлагают идеологи империализма на самонаблюдение! Их беспокоит распространение во всем мире освободительных идей марксистско-ленинской философии. Факты действительности не в пользу капитала. Поэтому-то они и проповедуют необходимость копания в собственных переживаниях, призывая тем самым людей к уходу от реальной действительности, от познания истинных причин бедственного положения трудящихся масс при капитализме. Пропагандой индивидуализма, якобы присущего природе человека и его психике, реакционные психологи пытаются ослабить воспитательную, мобилизующую роль передовых идей в жизни и борьбе трудящихся.
Таким образом, субъективистская социальная психология, развиваемая англо-американскими психологами, бесплодна в деле действительного улучшения жизни людей, в выработке более эффективных приемов обучения, формирования правильного миропонимания, в борьбе с предрассудками. Однако она совсем не бездейственна в реакционной практике идеологов империализма. Она служит одним из идеологических орудий в их усиленных попытках оправдать и «обосновать» существование капиталистического строя и захватническую империалистическую политику.
Таково, истинное назначение субъективистских, ненаучных взглядов, развиваемых представителями социально-психологического направления в современной социальной психологии.
Микросоциология.
Этим термином Морено и его последователи называют свою концепцию «малых групп» общества, основу которой составляет социометрия, о возникновении и основных понятиях которой речь уже шла выше. Они считают созданную ими «науку» опытной дисциплиной, в которой теория и метод находятся в единстве. Целью ее является, согласно их собственному заявлению, «исправление трений» между членами «групп» общества с минимумом усилий. Формулировка цели свидетельствует о назначении социометрии — это не просто умозрительная теория, по сути дела она претендует быть действенным средством укрепления буржуазных общественных отношений.
Сторонники социометрии называют свое изобретение, «народной социологией, осуществляемой народом и для народа». Основанием для такого заявления служит то, что социометрические опыты можно ставить в домах, школах, на фабриках—всюду.
Доступность постановки социометрического эксперимента рассматривается, таким образом, как «демократичность», «народность» социометрии.
Микросоциологические исследования Морено и его последователей основываются на сборе показаний людей об их симпатии или антипатии по отношению к другим людям, с которыми им приходится вместе работать или жить. На основе субъективных высказываний социометристы создают «схему взаимоотношений» в данном коллективе. Эта схема расценивается ими как «зеркало микроструктуры группы». Морено полагает, что в тех случаях, когда фактические связи людей не соответствуют их симпатиям, возникают неврозы и конфликты. Как утверждают сторонники социометрии, группировка людей (на предприятии, в общежитии и т. п.) в соответствии с их личными симпатиями предотвращает проявление классовой борьбы и способствует повышению производительности труда.
Другим способом сохранения классового мира в буржуазном обществе является, по мнению сторонников социометрии, метод «психодрамы». Как безапелляционно заявляет Морено, «психодрама» — это давно искомая социологами «терапевтическая и политическая процедура, ставящая целью помочь индивидууму или группам лучше приспособиться к коллективу». Иными словами, этот метод объявляется Морено средством преодоления антагонистических противоречий, раздирающих буржуазное общество.
Протекает «психодрама» следующим образом. Экспериментатор-«целитель» (социометрист) подбирает группу подвергающихся изучению или исцелению лиц. Он просит их выйти на сцену и представить в лицах какую-либо знакомую ситуацию. Исследуемые должны не только говорить, придумывая на ходу темы для разговора, но и действовать. При этом социометристы полагают, что подопытные будут переживать актуальную для них ситуацию, разыгрываемую на сцене, избавляясь тем самым от мучающих их идей, представлений, образов и симптомов. Говоря языком фрейдистов, во время дей-ствования (игры) сам собой осуществляется катарзис (освобождение больного от мучающего его недуга).
Главное, на что обращает внимание Морено, характеризуя свой метод «психодрамы», — это «спонтанность» индивида. «Задача состоит в том, как добиться от каждого человека максимального спонтанного участия», — отмечает он. Спонтанность является, по его словам, альфой и омегой всей процедуры; благодаря ей обнажаются те недоступные для восприятия при помощи органов чувств «связи», которые якобы имеются между людьми и которые были названы Морено словом «теле».
Таким образом, методы, применяемые в микросоциологических исследованиях, исходят из теоретических предпосылок социометрии и преследуют те же цели, что и теоретические спекуляции ооциометристов.
Сторонники социометрии вслед за Морено полагают, что «человеческое общество имеет атомистическую структуру, аналогичную атомистической структуре материи». Оно слагается, по их мнению, из таких крупных «единиц», которые доступны для человеческого восприятия. Этими «единицами» общества Морено считал «группы» людей, которые все вместе образуют, говоря его словами, «макроструктуру» общества. Однако, поскольку люди объединяются, как убеждает Морено и его сторонники, на основе невидимых «теле», то всякая «макроструктура» как бы надстраивается над соответствующей «микроструктурой», состоящей из совокупности «теле», обусловливающих возникновение «групп» и «межгругаповые взаимоотношения». Всякое расхождение «микроструктуры» с «макроструктурой» общества приводит якобы к конфликтам и должно быть поэтому устранено (методом «психодрамы» либо изменением «макроструктуры»).
Понимание общества, содержащееся в работах ооциометристов,— типичный образчик психологизма в социологии (общественные явления объясняются психологически, в данном случае мифической «микроструктурой» общества). Оно направлено против научного понимания общества, имеет целью доказать внеклассовый характер капиталистического строя, возможность примирения отдельных «групп» буржуазного общества и ето улучшения без изменения экономических и политических основ.
Вместе с тем Морено и его сторонники пытаются достичь и других, более близких целей, например обосновать необходимость религии. Морено понимает, что борьба с марксизмом-ленинизмом должна вестись по всем вопросам идеологии, и сам открыто становится в решении их на реакционные позиции.
Защиту религии Морено считает и своим кровным делом, и своей особой заслугой. Религия, писал он, играет большую, полезную роль в обществе: она является средством успокоения «человеческих масс» (под этим выражением надо подразумевать трудящихся), страдающих от социальных и духовных беспокойств. «Психодрама» ближе всего подходит к религии со стороны ее психотерапевтического эффекта, утверждает Морено. Кроме того, человек — это «...нечто большее, чем психологическое, социальное или биологическое существо». Его отличительной чертой являются «теле». Морено старается убедить, что в мире существует божество, с которым связан каждый индивид. «Поэтому я постулировал, что на первом месте должна стоять теория божества. К ней нужно прийти в первую очередь, и она необходима, для того чтобы придать значение жизни любой частицы вселенной, будь то человек или простейшее. Наука и экспериментальный метод, для того чтобы соответствовать своим притязаниям, должны быть применимы к теории божества или к какому-либо другому имени, которым мы обозначаем теорию высшей ценности. Я оказался в стратегическом положении, когда старые божественные ценности умерли, а агностицизм царствовал над человечеством в первой четверти XX столетия. Я, следовательно, мог создавать новые божественные ценности, в известной степени пренебрегая прошлыми построениями. Для меня теология стала тем, что это означает дословно, — наукой о самом боге, высшей ценности, а не о боге-творце, биографии святых или религии человечества».
Таковы откровенные признания Морено. Его рассуждения о «теле», «социальных атомах», использование ультрасовременных терминов фактически сводятся к банальности: новыми словами «обосновать» старые идеи о божестве и пользе религии, в квазинаучном свете представить закономерности развития общества для борьбы с марксизмом-ленинизмом.
Именно спасение современного капитализма Морено и его последователи считают своей важнейшей задачей. Морено понимает, что в настоящее время капитализм переживает период заката и гибели, что положение его является «отчаянным и критическим». Касаясь США, он усматривает причину кризиса в «низкой сплоченности» американской нации, что объясняется якобы слабой связью различных «групп» общества между собой.
Подобное понимание кризисного состояния капитализма совпадает с тем, как определяют его другие социальные психологи (например, Мэйо), занимающиеся психологическими исследованиями в промышленности и тоже ставящие перед собой задачи «урегулирования» «межгрупповых отношений» в странах капитала.
Однако планы социометристов по психологическому «исправлению» буржуазного общества путем «ясиходрамы» и приведения в соответствие «макроструктуры» с его «микроструктурой» являются, само собой понятно, утопическими. Психолог может, конечно, установить симпатии и антипатии рабочего, может таким образом подобрать бригаду рабочих, чтобы она состояла лишь из людей, которые симпатизируют друг другу, но разве этим путем можно ликвидировать антагонизм между рабочим и капиталистом? В лучшем случае (и на это, собственно, и рассчитывают психологи) можно создать видимость «классового мира», временно хорошим отношением к рабочим, путем заигрывания с ними создать у них настроение благодушия и терпимости. Но никогда социо-метристы и другие социальные психологи не смогут в действительности затушевать классовые интересы рабочего класса, принудить его отказаться от борьбы за осуществление своих экономических и политических целей.
Наибольшее распространение социометрия получила в настоящее время в США. В Нью-Йорке существует, например, специальное исследовательское учреждение по так называемой прикладной социометрии, занимающейся экспериментированием в школах, на заводах, — Институт Морено (ранее он назывался Институтом социометрии). В Европе социометрию рьяно поддерживает группа психологов и социологов во Франции (Г. Гурвич, М. Шуценбергер, П. Мокор, И. Мезоннев) и в Западной Германии (Р. Кёниг, П. Аттесландер, X. Трейнен, Г. Штибер). В этих странах имеются социометрические лаборатории при некоторых университетах (в том числе и в Сорбонне). Сторонники социометрии имеют свои печатные органы: в США журнал «Социометрия» (выходит с 1937 г.), во Франции «Международные тетради по социометрии», редактируемые Г. Гурвичем. В Западной Германии популяризацией социометрии занимается «Кёльнский журнал социологии и социальной психологии».
Популярность социометрии среди некоторых кругов буржуазной интеллигенции объясняется рядом причин: тем, что сторонники социометрии призывают «. . .взять социальную судьбу в свои собственные руки. . .» и улучшить существующие условия жизни при капитализме; тем, что они выступают против марксизма, которого боятся представители буржуазии (последним импонируют хвастливые обещания социометристов «ниспровергнуть» марксизм); тем, что некоторые сторонники социометрии выступают против войны и создания всемирного наднационального государства под эгидой США (это относится, в частности, к социальным психологам в США и Англии). Конечно, и Морено, и Гурвич (кстати сказать, являющийся одним из активных участников движения за мир во Франции) далеки от научного понимания причин и сущности войн; однако их выступления против «неслыханной растраты ресурсов, вызванной гонкой атомных вооружений», отвечают глубоким чаяниям широких кругов общественности США, Франции и других стран.
Философская несостоятельность и реакционная идеологическая роль буржуазной социальной психологии. Несмотря на различия во взглядах отдельных социальных психологов, их позиция в философском отношении имеет ряд общих особенностей.
Прежде всего следует отметить, что буржуазные социальные психологи так или иначе искажают сущность общественных явлений и закономерности общественных наук.
Основной порок их понимания «общественного», «социального» заключается в том, что они психологизируют и имеете с тем индивидуализируют общественные, явления, общество в целом. По их мнению, «общественное», «социальное» равнозначно «психическому», которое признается свойством отдельного индивида. При этом, естественно, социальные психологи игнорируют производственные отношения, существующие между людьми в обществе. Основной ошибкой Маркса, по их мнению, является то, что он не рассматривал экономические отношения людей одновременно с психологическими. Психологические отношения людей они считают не «второстепенными», а тем, с чего следует начинать изучение общества.
Отрицая объективный характер общества и законов его развития, индивидуализируя и психологизируя общественные явления, буржуазные социальные психологи выдвигают такие положения, которые направлены против научной философии и истории. Так, например, социальный психолог Райт выступает против вывода о прогрессивном характере общественного развития. В работе «Исследование войны» он заявляет, что понятие прогресса в истории следует заменить понятием «длительное изменение».
Подобное понимание процесса развития общества является проявлением общей тенденции буржуазных идеологов в оценке будущего, факты свидетельствуют о справедливости убеждения коммунистов в том, что ныне пути общественного развития ведут к коммунизму. Идеологи же буржуазии пытаются представить будущее мрачным и ужасным, стараются убедить в противовес марксистско-ленинским идеям, будто прогресс в развитии общества вообще невозможен. «Идеи прогресса и эволюции, — справедливо заметил в свое время Г.Г. Лафарг, — имели чрезвычайный успех в течение первых лет XIX века, когда буржуазия была еще опьянена своей политической победой и поразительным ростом своих экономических богатств. Философы, историки, моралисты, политики, беллетристы и поэты подавали свои писания и речи под соусом прогрессивного развития... Но к середиие XIX века им пришлось умерить свой безудержный энтузиазм. Появление пролетариата на политической арене Англии и Франции породило в душе буржуазии беспокойство за вечность ее социального господства, — и прогресс потерял в ее глазах свое очарование».
Действительно, в наши дни буржуазия видит в будущем страшную угрозу своему существованию и ненавидит все прогрессивное, что свидетельствует о надвигающемся конце ее господства. Не удивительно поэтому, что буржуазные социальные психологи различных направлений стараются представить будущее человечества в самых мрачных тонах.
Буржуазные социальные психологи поддерживают и укрепляют неправильное представление о соотношении общества и индивида, считая отдельную личность главной движущей силой истории. Ненаучное понимание роли личности в истории —следствие буржуазного индивидуализма, являющегося порождением и опорой частнособственнического способа производства. Социальные психологи находят «обоснование» буржуазному индивидуализму в «закономерностях» психики. Увлечение социальных психологов различных школ проблемой «лидеров» тоже есть следствие распространения того духа индивидуализма, который господствует в идеологии и науке капиталистических стран.
С теоретико-познавательной точки зрения все определения буржуазных социальных психологов, которые они дают общественным явлениям, роли личности в истории, страдают такими пороками, как абстрактное социологизирование, феноменализм, эмпиризм и созерцательность.
Примером абстрактного социологизирования может служить понимание социальными психологами бихевиористской школы «общения» как наипростейшего социального факта. Слов нет, общения не бывает вне коллектива, и, чтобы вскрыть его особенности, необходимо знать, кто, с какой целью, с кем и когда общается. Общение в коллективе детей отличается от общения среди рабочих той или иной (производственной ячейки, а общение последних между собой—от того, как «общается» рабочий с администрацией завода, на котором он работает. С этой точки зрения общение как процесс может обладать обоими особенностями, зависящими от коллектива, ситуации и содержания. Однако американские социальные психологи к процессу общения подходят абстрактно: общающихся членов коллективов они рассматривают с общечеловеческой точки зрения, вне их реальных жизненных взаимоотношений, в число которых в первую очередь входит отношение человека к средствам производства, к тому или иному классу общества.
Примеры абстрактного социологизирования в изобилии можно найти в социометрии.
Достаточно привести рассуждение Морено, касающееся «закона социального притяжения». «Социометрическая формула социального притяжения, — пишет он, — гласит: Народ 1 (Р1) и Народ (Р2) движутся по направлению друг к другу между местностью X и местностью У в прямой пропорции к количеству даваемого (а\) или получаемого (а.2) притяжения и в обратной пропорции количеству даваемого (ч\) и получаемого (ч2) отвращения, причем физическое расстояние (d) между двумя местностями является постоянным, а возможности общения между X и У— равными». Что это за «народ», «местность», «притяжение», «отвращение», какие пустые, бессодержательные абстракции?
Сказанное в отношении «общения», «социального притяжения» полностью относится и к другим понятиям буржуазных социальных психологов, которые сознательно избегают в своих работах конкретно-исторического рассмотрения явлений, требующего учета производственных отношений и классовой принадлежности людей. Социальные психологи, не признают (или все еще не понимают), что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», что «...общественное бытие определяет их сознание».
Абстрактное социологизирование в работах социальных психологов тесно связано с феноменализмом и эмлиризмом. Социальные явления для них — это прежде всего внешне наблюдаемые факты. Они могут быть малосущественными или, наоборот, важными. Но для социальных психологов это не имеет значения, для них дело в самом феноменальном, внешне констатируемом эмпирически наблюдаемом факте. Именно так они подходят к оценке «общения», «отношений» внутри «группы» и между «группами» и к другим проблемам.
Как подчеркивают сами социальные психологи, они не хотят, чтобы их теории рассматривались как призыв к изменению общества. Не удивительно, что эти теории отличаются созерцательностью. Вот что пишет, например, западногерманский психолог Штирн: «Америка стоит сегодня перед необходимостью решить две проблемы, связанные с прогрессивной индустриализацией страны: 1) проблему, вытекающую из постоянного усиления власти промышленных предприятий, промышленных объединений и профсоюзов, и 2) проблему внутрипроизводственного характера. Они касаются в собственном смысле социальных производственных отношений и рабочего законодательства в промышленности и лишь частично имеют отношение к повышению производительности труда». Занятие и той и другой проблемами не предполагает, однако, заявляет Штирн, изменения существующих в США порядков или даже обоснования необходимости социальных реформ. Это означает, что психологи свою задачу ограничивают описанием, классификацией наблюдаемых на поверхности явлений и отысканием способов предотвращения социальных конфликтов. Одним из проявлений идеалистического характера концепций буржуазных социальных психологов является их индетерминизм — отрицание влияния общественных условий на психику, поведение людей и переоценка роли «внутренних» факторов. К числу последних в первую очередь они относят разнообразные инстинкты. В буржуазной социальной психологии отчетливо выражается тенденция выдавать общественные явления за следствия реализации «внутренних», психических потенций личности. Характерна в этом отношении точка зрения западногерманского психолога и философа Ж- Гебсера. По его мнению, ответственность за возникновение войн несут не люди, а их психические состояния. Психические силы, овладевающие якобы людьми, сильнее любой политической Или административной власти, их невозможно изменить, а следовательно, невозможно и предотвратить «темное», по его выражению, будущее.
С политической точки зрения индетерминистские теории социальных психологов реакционны. Объявив, что общественные явления можно якобы исчерпывающе объяснить психологическими факторами, они тем самым извращают истинные причины катаклизмов капитализма; сосредоточивая внимание на необходимости «усовершенствования» психики, они тем самым пытаются направить усилия людей, (видящих пороки буржуазного общества и не мирящихся с ними, в сторону от единственно возможного пути создания справедливого общества — пути свержения капитализма и построения бесклассового общества.
Характерно, что для спасения капитализма от неминуемой гибели, для «исправления» его пороков они рекомендуют шире пропагандировать религию, средневековые мистические теории, осуществить ряд реформ, нацеленных, однако, на сохранение частной собственности на средства производства.
Так, Э. Мэйо в работе «Социальные проблемы индустриальной цивилизации» путь к опасению «западной индустриальной цивилизации» (иными словами, капиталистической системы) усматривает в дополнении ее элементами отношений, свойственных варварским племенам времен Римской империи. Конкретно идея Мэйо означает поддержку теории «корпоративного государства», выдвинутой в свое время Гитлером и Муссолини. Реакционны социальные рекомендации и французских социальных психологов (Гурвича и других), которые предлагают улучшить отношения между предпринимателями и рабочими путем таких реформ, которые позволили бы «включить» рабочих в число руководителей предприятием. По их мнению, тяжелая промышленность присоединяет к природной среде, окружающей каждого человека, некую «общечеловеческую техническую среду». В этой последней могут возникать и возникают «трения» между отдельными представителями общества. Трения могут быть устранены «гуманизацией» труда путем создания различного рода увеселительных и просветительных клубов. Клубы якобы не только дают возможность удовлетворить личные интересы рабочего, но и порождают «центростремительное движение» к созданию «предприятия и коллектива», в котором «все равны» и «одинаковы».
Наряду с другими мерами, преследующими «гуманизацию» труда, французский социолог Фридман рекомендует также введение в штат промышленного предприятия некоторого числа «запасных» рабочих, которые могут якобы создавать «здоровую» обстановку на предприятии и повышать настроение у рабочих благодаря тому, что лодменяют время от времени основных рабочих у конвейеров. «Гуманизация» труда, по его, мнению, достигается также «научной организацией труда», обсуждением среди рабочих вопросов социального обеспечения и тому подобными средствами, находящимися в руках буржуазии.
Буржуазные-социальные психологи нередко говорят о своей «беспристрастности» и «объективности»; классифицируя те или иные явления, они не прочь указать, что учитывают различные их «связи» и «стороны». И на самом деле, в их работах перечисляются разнообразные детали и подробности, относящиеся к изучаемому явлению. Однако в силу своего идеалистического миропонимания они не видят главных, существенных связей, характеризующих общественную жизнь, и в своих конкретных работах топят главное в мелочах и несущественных особенностях.
Буржуазные социальные психологи считают, что быть «объективным» — значит быть разносторонним, «беспристрастным», оставаться подчас на поверхности фактов. Однако правильная оценка явлений и процессов требует не только разносторонности, но и проникновения в их сущность, идейной убежденности. Социальные психологи-идеалисты своим глубоко ошибочным пониманием «объективности» искажают научное понимание этой проблемы, оправдывая тем самым произвол в теории. Поэтому многие их положения необъективны, т. е. не соответствуют фактам, являются вымышленными. Необъективность, произвольность — один из главных пороков буржуазной социальной психологии.
Следует отметить, что кроме оправдания капиталистической действительности реакционные теории буржуазных социальных психологов о природе человека преследуют также и другую цель — борьбу со взглядами передовых психологов. Конечно, буржуазные психологи не в силах опровергнуть научные идеи. Поэтому они пытаются запугать общественное мнение своих стран «опасностям», которые якобы таят в себе прогрессивные психологические теории.
«Если человеческая природа изменяема психологически, как утверждают некоторые школы современной психологии, — пишет в одной из статей американский психолог М. Янович, — то социальные последствия современной психологии будут чрезвычайно страшными и опасными». В чем именно заключается «опасность» положения об изменяемости человеческой природы, американский психолог прямо не указывает, но это явствует из всего контекста его статьи: он боится, как бы вслед за усвоением данного положения люди не пришли к выводу о необходимости переделки изжившего себя капиталистического строя.
Противопоставляя научному пониманию истории, общественных явлений и личности свою психологизаторскую точку зрения, современные буржуазные психологи тем самым выступают против марксистско-ленинской теории. Многие из них откровенно признают, что их теории преследуют цель «ниспровергнуть» передовые, революционные идеи. К числу открытых противников марксизма-ленинизма относятся Дж. Морено, а также фрейдисты и их современные «реформаторы».
В первую очередь реакционные социальные психологи обрушиваются на марксистско-ленинскую теорию классов и классовой борьбы. «Маркс не был заинтересован в том, чтобы обнаружить основную структуру человеческого общества», и «даже не знал, что такая имеется», — заявляет Морено. Ему вторят другие социальные психологи, занимающиеся изучением «малых групп» общества и считающие, что «группы», «теле» и тому подобные понятия будто бы «глубже» и «полнее» объясняют «структуру» современного капиталистического общества. Однако доказательств в подтверждение правильности своих взглядов они привести не могут; в их критике марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы много эмоциональных моментов и беспочвенных утверждений.
Достаточно обратиться к фактам, чтобы стала очевидной полная несостоятельность их претензий.
Социальные психологи (особенно Морено) утверждают также, что неправильна и марксистско-ленинская теория революции; она, видите ли, противоречит их психологизаторсквм взглядам. «Замена господства одного класса другим, как например замена господства буржуазии господством пролетариата, является, — пишет Морено, — вторичным явлением». Он полагает, что вопрос о власти не центральный вопрос социальной революции, что борьба рабочего класса и всех трудящихся какой-либо страны против капитализма не должна привести к установлению диктатуры пролетариата в той или иной форме. Более того, там, где к власти пришел трудовой народ, Морено считает целесообразным ликвидировать эту власть, с тем чтобы восстановить господство буржуазии.
Необходимость захвата власти рабочим классом, трудящимися Морено называет «нелогичной» и всячески пытается доказать обратное, присоединяя свой голос к хору пропагандистов антикоммунизма.
Главной задачей современности Морено провозглашает создание для трудящихся такой обстановки, при которой они были бы довольны капитализмом; это можно сделать, по его мнению, в результате «социометрического» изучения трудящихся. Он считает, что создание новой «обстановки» было бы равнозначно по своим социальным последствиям революции.
Таким образом, социологические теории многих современных буржуазных психологов носят откровенно воинственный, неприкрыто реакционный характер. Извращение сущности социальных явлений, объективных закономерностей развития общества — это не просто «ошибка» в понимании тех или иных вопросов, а выражение классовой, буржуазной партийности социальных психологов.
Современная буржуазная социальная психология — наглядное свидетельство того, насколько многообразны виды и формы, методы и средства обмана трудящихся, используемые буржуазными идеологами.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +