Победа над фашистской Германией имела для психологии троякое значение. Во-первых, военное поражение фашизма вместе с тем означало его морально-политическое поражение, крах в глазах всего человечества фашистской идеологии, включая расистскую теорию, основанную на признании врожденных биологических особенностей людей («культ крови», «расы» и т. д.), т. е. биорасизма. Биорасизм же имел хождение в период второй мировой войны не только в фашистской Германии, но и в других капиталистических странах, так как являлся удобным идеологическим оружием в руках империалистической буржуазии. Он оказывал непосредственное влияние на психологию.
Во-вторых, разгром фашизма в Европе освободил подспудные научные силы, он дал возможность возобновить свою деятельность тем немецким, австрийским, французским психологам, которые не могли или не хотели работать при фашизме. В-третьих, после окончания второй мировой войны правящие круги Соединенных Штатов Америки, претендуя на мировое господство во всех сферах жизни, в том числе и в науке, повели открытое и активное наступление с целью «американизации» концепций европейских ученых, в частности психологов. Это обусловило возникновение новых взаимоотношений между европейскими и американскими психологами, которых не наблюдалось никогда ранее.
Авторы американского «плана Маршалла» в науке не стеснялись в выборе средств и не останавливались перед огромными затратами с тем, чтобы подчинить своему влиянию европейских ученых. Осуществление этой задачи, поставленной перед ними монополиями, разбогатевшими во время войны и жаждавшими господства во всех отношениях и во всем мире, казалось им легко выполнимым, выгодным бизнесом. Однако на деле им не удалось полностью достичь поставленной цели; подчас назойливое насаждение американских идей давало прямо противоположный эффект — вспышку антиамериканских настроений среди некоторых ученых Западной Европы.
В психологии попытки «американизации» представлений европейских ученых привели к следующим результатам. Некоторая часть психологов действительно подпала под влияние американских идей в психологии и сделалась пропагандистами американской социальной психологии, американского неофрейдизма, психологии труда, военной психологии. (Однако «европеизированный» необихевиоризм после второй мировой войны так и не получил в капиталистических странах Европы значительного распространения.) Другая же часть буржуазных психологов, не смея открыто выступить против поддерживаемого правящими кругами положительного отношения ко всему американскому, стала противиться «американизации» их теорий. В числе их находился уже упоминавшийся ведущий австрийский психолог П. Гофштеттер, автор большого числа работ по различным вопросам психологической науки, профессор Грацкого университета.
Чтобы привлечь «непокорных» европейских психологов на свою сторону, американские правящие круги пригласили их посетить США и познакомиться «на месте» с достижениями и превосходством американской психологии и американского образа жизни. В числе приглашенных находился и Гофштеттер. В течение года вместе с другими психологами он работал в различных американских психологических лабораториях. Организаторы этой поездки надеялись, что по возвращении европейские психологи будут расхваливать положение науки, в частности психологии, в США и тем самым станут способствовать осуществлению планов «американизации» Европы. Однако расчеты американских правящих кругов не оправдались. Деньги они затратили, поездка в США состоялась, но эффект получился не тот, какой они желали получить.
Примерно через год после возвращения из Америки Гофштеттер опубликовал работу «Психология и жизнь» (1951 г.), в которой заявлял о процветании психологии в Америке и ставил это в укор тем, от кого зависит состояние психологии в Европе. Он рассматривал в этой работе много актуальных для зарубежных психологов вопросов, а именно: отношение психологии к практике, связь психологии с философией и религией, приводил новейшие -.экспериментальные данные, полученные психологами в Европе и Америке. Но все это он делал для того, чтобы поставить вопрос об отношении европейской системы психологии (имеется в виду психология в Западной Германии, Австрии и Швейцарии) к бихевиоризму.
Как же характеризует Гофштеттер взаимоотношение обеих систем психологии?
Рассмотрим эту проблему несколько более подробно, поскольку она имеет, по нашему мнению, важное значение для понимания современной буржуазной психологии.
Первым вопросом, выдвинутым Гофштеттером в его книге, является вопрос о связи любой психологической системы с той или иной религиозной доктриной. По глубокому убеждению австрийского психолога, англо-саксонская психология соответствует догмам кальвинистской церкви, пользующейся популярностью в США. «Бихевиоризм немыслим ни на католической, ни на лютеранской основе... Кальвинистская традиция Америки способствовала возникновению бихевиоризма» — таково его категорическое утверждение.
В противоположность этому центральноевропейская «традиционная» психология соответствует, по мнению Гофштеттера, доктринам католической и лютеранской церквей.
В своей книге Гофштеттер подробно обосновывает этот тезис. Так, например, он отмечает, что кальвинизм и бихевиоризм одинаково относятся к оценке роли действия, деятельности в жизни человека, а «традиционная» центральноевропейская психология, подобно католицизму и лютеранству (между которыми в этом отношении нет разницы), в качестве центрального положения своей системы имеет представление о самостоятельном существовании особых «психологических» сущностей, «ценностей», «культуры», «Я» и т. д., которые являются первичными по отношению к внешнему миру и в конечном счете, как признает Гофштеттер, выражением божества.
Установив связь основных школ идеалистической психологии с господствующими в капиталистических странах религиозными доктринами (и это сделано им весьма убедительно), Гофштеттер ставит затем другой вопрос: может ли правоверный католик, к числу которых от причисляет и себя, терпимо относиться к психологии, которая соответствует кальвинизму? Вполне понятно, что Гофштеттер дает на поставленный вопрос отрицательный ответ. Он не скупится при этом на самые нелестные высказывания в отношении кальвинизма. Кальвинизм, пишет он, есть выражение «радости предпринимательства раннего капитализма», «утопия голландских разводителей тюльпанов», обретших в США свою вторую родину.
Однако Гофштеттер критикует кальвинизм не за то, что он является одной из разновидностей ненаучного миропонимания, не за то, что он стал оружием в руках американской буржуазии, которая с помощью кальвинистской церкви стремится внушить простым людям своей страны, что каждый нищий и безработный может сделаться миллионером, если станет послушным, будет делать «бизнес» и беречь доллары. Он критикует его только за несоответствие догматам католической и лютеранской церквей, т. е. другим формам религиозного миропонимания.
Поскольку кальвинизм плох, Гофштеттер критикует и соответствующий ему бихевиоризм за отрицание «души», за акцентирование внимания на проблеме поведения и т. п. В своей книге он приводит факты, свидетельствующие о многих неудачах и ошибках американских бихевиористов.
Критика Гофштеттером кальвинизма и бихевиоризма свидетельствует о том, что он ведет борьбу с ними с позиций не подлинной науки, а идеализма. Эта критика— защита идеализма одного оттенка в противовес идеализму другого оттенка: он против психологии грубого американского предпринимательства на кальвинистской основе, но за психологию на католическо-лютеранской основе, за психологию «чистого духа», мечтательности, романтической таинственности и «беседы» с божеством, что так импонировало в свое время немецкому бюргеру. «Психология, — пишет Гофштеттер, — через теологию должна простираться к религии и высшему миру». Психология вместе с религией должна, в понимании Гофштеттера, связать человека с богом.
Выступление Гофштеттера за союз психологии с религией не является случайностью. Оно имело место в то время, когда идеалистическая психология в Центральной Европе вступила в полосу острого кризиса. Такие психологи, как Гофштеттер, пытались и пытаются поднять ее авторитет, используя идейное родство идеалистической психологии с еще влиятельной в странах капитала религией.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.