Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности


Сб-ник статей "Художественное творчество в детском саду"
Пособие для воспитателя и музыкального руководителя.
Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Иначе говоря, нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создания выразительного образа.
В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Рисование, лепка, аппликация» по всем возрастным группам рассматриваются задачи формирования изобразительного творчества, развития выразительности характерными для рисунка, лепки, аппликации средствами.
Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствовать формированию художественного творчества.
В программе выделены его источники—действительность и искусство; показана роль изобразительного искусства в развитии творчества детей; расширена тематика творческих заданий по всем возрастным группам; усилена образная направленность изобразительной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста (третий год жизни); намечена взаимосвязь обучения и художественного творчества; определен уровень художественного развития в изобразительной деятельности детей подготовительной к школе группы.
Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией определяет характер методического руководства. Приемы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения и т. д.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера, однако руководство творчеством имеет свою специфику.
Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности приобретает образный характер. По-иному используется образец. Художественные произведения становятся основным материалом, способствующим не только развитию эстетического восприятия, но и овладению детьми средствами выразительности.
Вопрос соотношения творчества и обучения рассматривается нами в процессе анализа некоторых методических приемов; наблюдения окружающего, использования иллюстративного материала, показа способа действий, характера творческих заданий.
Творчество детей питается образами действительности, взятыми из наблюдений. В рисунках, лепке, аппликации эти образы предстают в конкретной изобразительной форме.
Не случайно вопросы организации и проведения наблюдений являются ведущими в методике изобразительной деятельности.
Ставится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Впечатления от экскурсий, прогулок, занятий, праздников являются содержанием наблюдений, проводимых с детьми. Специально организованные наблюдения природы, явлений действительности наталкивают детей на поиски средств изображения. Наблюдение одного и того же явления в разное время года при различном состоянии погоды открывает перед детьми новые колористические возможности рисунка. Пейзаж можно наблюдать вечером или днем, в ясную или пасмурную погоду, зимой, летом, весной, осенью, причем краски начала осени, весны будут иные, чем в более поздние периоды этих времен года.
Наблюдение объекта с разных точек зрения содействует поискам разных композиционных решений при его изображении.
В настоящее время в педагогической практике используется методика повторных наблюдений одного и того же объекта, явления. Это дает возможность при каждом конкретном наблюдении ставить определенную задачу и затем осуществлять ее изобразительными средствами.
Использование произведений изобразительного искусства может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание.
Распространенное в практике понятие образца как готового рисунка, лепки, аппликации, выполненного воспитателем, чаще всего ориентирует ребенка на механическое воспроизведение его в процессе своей деятельности. Необходимо так использовать иллюстративный художественный материал, чтобы он способствовал развитию изобразительного творчества.
Необходимо при этом руководствоваться следующими требованиями: отбирать реалистические, высокохудожественные произведения, близкие и понятные детям по тематике. В них ясно должны быть показаны отдельные средства выразительности, которыми пользуется художник при создании художественного образа. Среди этих произведений могут быть предметы народного прикладного искусства, картины, иллюстрации и т. д.
Иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунке, лепке, аппликации.
В иллюстрациях к сказкам «По щучьему велению», «Сивка-бурка» и др. воспитатель обращает внимание детей на особенности старинной русской одежды (длинные кафтаны, широкий пояс, сапоги с каблуками, с загнутыми вверх носками и т. д.). Из книг о севере воспитатель знакомит детей с характером национальной одежды жителей Севера.
Одним из методов ознакомления с произведениями искусства является беседа. Опорные вопросы педагога помогают детям понять основные средства выразительности, которыми пользовался художник. В одном случае сосредоточивается внимание на цветовом решении, в другом — на приемах передачи предметов, в третьем — на композиционном построении.
Остановимся на вопросе о характере показа приемов изображения. Внимание воспитателя направлено на показ детям приемов передачи в рисунке, лепке, аппликации выразительных очертаний, линий, форм, что объясняется характером данного образа. Показ приемов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте, так как дети могут опереться на прошлый опыт.
Показ приемов изображения при выполнении заданий детьми младшего и старшего дошкольного возраста приобретает некоторую специфику. Детям 2—3 лет приходится чаще показывать приемы изображения, чем детям 6—7 лет, что объясняется небольшим графическим опытом маленьких детей.
В младшем дошкольном возрасте мы говорим о формировании первичных форм творческой деятельности. В связи с этим овладение изобразительными умениями происходит в процессе введения детей в конкретную образную ситуацию. Дети 2—3 лет ке просто рисуют штрихи, мазки, очертания форм, а передают ими явления окружающего.
Так, воспитатель может предложить нарисовать зайчат, обращая внимание детей на выразительность образа (зайчик пляшет, поднял ушки, зайчик веселый, пугливый и т. д.). Или на занятиях аппликацией малыши наклеивают фигурки цыплят. В процессе рассматривания работ дети обнаруживают, что расположение фигурок различное: один цыпленок клюет, другой бежит за жуком и т. д.
Нами были разработаны творческие задания для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В заданиях для младшего дошкольного возраста главное внимание направлено на образное отражение детьми окружающей действительности доступными им средствами выразительности: ритмом, цветом, линией.
Содержание творческих заданий для старшего дошкольного возраста охватывает такие явления, передача которых дает возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу (явления, поражающие детей своей неожиданностью: первый снег, первая трава; цветовыми сочетаниями — город вечерний, город в тумане и т. д.). Некоторые задания строились на сравнении различного колорита.
Творческие задания были направлены на выполнение какой-то определенной задачи — передачу характера образа, на решение колористической или композиционной задачи. Вместе с тем в каждом задании не опускались вопросы цвета, формы, композиции. Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов.
Как же происходит соотношение творческих и учебных заданий? В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степень его сложности, вид изобразительной деятельности, характер изобразительно-выразительных средств, которыми оно выполняется, уровень подготовленности детей.
В процессе сравнения соотношения творческих и учебных заданий по рисованию и лепке обнаружено, что количество занятий по лепке с учебной целью больше, чем по рисованию. Это объясняется тем, что добиться выразительности образа человека, животного в лепке дети могут при условии прочного овладения формой, пропорциями, постановкой фигуры на подставке, скреплением частей и т. д. Выразительность же образа в рисунке часто достигается колоритом, оригинальностью композиции, когда на первый план выступают самостоятельные поиски ребенком изобразительно-выразительных средств.
В младшем дошкольном возрасте трудно разграничить творческие и учебные задания, так как учебные задачи понятны детям в том случае, если они решаются на конкретном образном содержании.
Проведение творческих заданий требует различной подготовки; некоторые задания могут быть проведены в течение одного занятия, например рисование на тему «Моя мама». Этот образ настолько близок детям, что нет необходимости проводить предварительные занятия обучающего характера. Содержание задания вызывает у детей эмоциональный отклик. Поэтому каждый пытается по-своему изобразить маму. Дети рисуют разные по цвету и форме платья (мама — певица, мама — рабочая и т. д.). Другие задания требуют более длительной подготовки. Так для рисования по сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского можно выбрать один эпизод — встреча Мороза Ивановича с Машей. Большое внимание уделяется формированию замыслов у детей, выявлению характерных особенностей сказочного ледяного дома. С этой целью детям еще раз прочитывается отрывок с соответствующим описанием дома, показываются иллюстрации художника В. Конашевича. Накануне занятий можно выявить замыслы детей, спросить, какова будет композиция рисунка.
На небольших листах бумаги дети предварительно рисуют ледяной дом, фигуру Деда Мороза, заснеженный лес. Эти рисунки являются как бы «этюдами» к созданию сюжетной композиции.
Для украшения ледяного дома, одежды Мороза Ивановича дети используют декоративные элементы, что вносит сказочность в изображение сюжета.
Таким образом, выполнение творческого задания часто требует большой подготовки, в течение которой дети овладевают изображением отдельных фигур, предметов, умением передать их в сюжетной композиции. Воспитатель должен применять различные методические приемы — наблюдение и анализ натуры, ее описание, словесные указания, показ приемов изображения.
В процессе выполнения творческого задания педагогу приходится постоянно устанавливать связь новых задач с ранее усвоенными. Осуществление творческих заданий возможно, если дети овладели выразительными средствами, умением располагать рисунок на всем листе или в определенной его части, выражать связное содержание путем различного композиционного размещения предметов, персонажей.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +