Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.
1. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно. Многие условные рефлексы и к 3 годам не достаточно устойчивы.
2. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста, даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстро утомляются.
3. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.
При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность.
Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.
4. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.
5. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой, а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопанием в ладоши. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений. Делая первые шаги, ребенок протягивает вперед руки, иногда даже высовывает язык. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
6. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.
7. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.
8. У детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия.
9. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.
При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста. Вследствие этих особенностей уклад жизни, а также содержание и методы воспитания детей раннего возраста отличны от таковых детей более старшего возраста.
Индивидуальные особенности детей. Наряду с возрастными с первых же дней проявляются и индивидуальные особенности детей.
Реакции детей на одни и те же явления жизни неодинаковы, что прежде всего объясняется особенностями их нервной деятельности. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения и подвижность нервных процессов, чем и определяется в основном различное поведение детей, живущих в одних и тех же условиях.
Эти основные особенности оказывают влияние на все реакции ребенка. Например, в зависимости от этих особенностей у детей бывают различными быстрота и характер засыпания и пробуждения.
Одни дети засыпают быстро, спокойно, легко переходят от бодрствования к состоянию торможения. Другие дети засыпают хотя и спокойно, но медленно. Переход от бодрого, деятельного состояния ко сну у них происходит лишь постепенно. Также различны быстрота пробуждения и последующее состояние. Одни дети, проснувшись, сразу открывают глаза, бодры, готовы к деятельности. У других процесс пробуждения замедлен: перед тем как окончательно проснуться, они сначала ворочаются в постели, то открывая, то снова закрывая глаза. Даже проснувшись, они бывают несколько вялыми и только спустя некоторое время становятся активными. Такое различие В процессах засыпания и пробуждения свидетельствует о различной подвижности нервных процессов и различном соотношении силы возбудительного и тормозного процесса.
Различными должны быть и воспитательные приемы.
Различно поведение и в игре, и занятиях. Один ребенок, получив задание, легко оставляет свое и, не отвлекаясь по пути ничем другим, хорошо выполняет поручение, а затем снова возвращается к прежнему занятию, что свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов и устойчивом внимании. Другой не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой и нуждается в дополнительном побуждении.
По-разному проявляется у детей и начало болезни.
У детей неодинаковы предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Дети, с уравновешенной нервной системой, до конца бодрствования, установленного по режиму для данного возраста, находятся преимущественно в бодром, активном состоянии. Дети того же возраста, но характеризующиеся повышенной возбудимостью, устают раньше. При установлении режима надо считаться с пределом работоспособности нервной системы данного ребенка.
Умственные способности и темп развития детей также различны. Усвоение знаний, развитие речи происходят различным темпом и неодинаковыми путями. Образование навыков, умений, их закрепление происходят с различной быстротой. Один ребенок, впервые научившись вставать, быстро овладевает этими движениями и к концу дня уже часто и уверенно встает. Другому же для закрепления этого умения потребуется несколько дней. В соответствии с этим одному ребенку для усвоения какого-либо нового действия или слова достаточно 1—2 занятий, другому нужно многократное повторение. У ребенка, быстро осваивающего новые умения, нужно быстрее воспитывать более сложные и не задерживать его развитие уже на пройденных этапах.
У разных детей различно значение того или иного анализатора в ходе их развития. У одних детей быстрее развиваются движения, они много действуют, двигаются. Другие больше смотрят, наблюдают, все зрительные реакции у них быстрее формируются и лучше развиты. При наблюдении за поведением детей можно отметить различные склонности детей, которые появляются уже в раннем возрасте. Некоторые дети предпочитают слушать рассказы, смотреть картинки или разговаривать со взрослыми, у других рано появляется повышенный интерес к музыке и др. Стремясь к всестороннему гармоническому развитию детей, надо в то же время удовлетворять индивидуальные интересы, совершенствовать положительные склонности отдельных детей.
В связи с неодинаковой подвижностью нервных процессов различна, быстрота ответных реакций. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» один ребенок дает ответ сразу, а другой, даже хорошо зная свое имя, отвечает только после некоторой паузы. От ребенка с замедленным темпом реакций нельзя требовать непосильной для него быстроты выполнения указаний; надо терпеливо подождать. Нельзя также сдерживать подвижного, восприимчивого ребенка и ограничивать возможность его активных проявлений. Необходимо усложнять деятельность такого ребенка и тренировать устойчивость его внимания. Особое внимание следует уделять застенчивым детям. Необходимо, поощряя их собственные усилия, оказывать им помощь для достижения положительного результата и тем самым воспитывать у них уверенность в своих силах.
Индивидуальные различия проявляются также в характере и длительности периода адаптации. По-разному ведут себя дети, поступая, например, в ясли. Дети с сильными уравновешенными нервными процессами, бурно протестуя в первые 1—2 дня, уже на 3-й день ведут себя спокойно, в то время как дети, характеризующиеся медленной подвижностью, некоторой заторможенностью, в первые дни часто бывают спокойными, но на 4—5-й день или даже позже начинают плакать, отказываются идти в ясли.
Адаптация — приспособление к новым окружающим условиям.
Различны характер и устойчивость эмоционального состояния. Одни дети отличаются уравновешенным поведением, жизнерадостны и находятся преимущественно в активном состоянии. При какой-либо неприятности (например, если отняли игрушку) они хотя иногда бурно реагируют, но все же быстро успокаиваются и вообще редко возбуждаются. Другие дети повышенно эмоциональны и легко возбудимы. Их настроение очень неустойчиво. Иногда от очень незначительной причины они приходят в повышенно возбужденное состояние. Есть дети несколько вялые, пассивные. Если они чем-нибудь расстроены, то нелегко выходят из отрицательного эмоционального состояния, их трудно успокоить. Различны при этом подходы взрослых: в одном случае нужно игнорировать плач ребенка, и он скорее успокоится, в другом, наоборот, прекратить крик можно спокойным, но строгим тоном, третьего надо приласкать и успокоить и т. д.
Различны также признаки утомления. Одни дети, устав, становятся вялыми, у других утомление выражается в повышенном возбуждении — громком разговоре, резких движениях.
Некоторые дети обладают повышенной пищевой возбудимостью. Они не могут спокойно ждать при наступлении чувства голода, их нужно кормить первыми, неожи-дая отрицательной реакции и в то же время постепенно приучать сдерживать желание. Дети с повышенной тактильной чувствительностью резче реагируют на холод, изменение температуры воздуха. При проведении каких-либо медицинских манипуляций или водных процедур надо учитывать эти индивидуальные особенности и постепенно приучать детей быть более выносливыми. Итак, при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.