Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

Как воспитать здорового ребенка


Сборник статей "Мать и дитя"
Горьковское книжное издательство, 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Для воспитания здорового ребенка необходимо хорошо знать все особенности его организма.
В процессе жизни организм ребенка подвергается постоянным воздействиям окружающей его внешней среды. Взаимодействия организма ребенка с внешней средой осуществляются через нервную систему.
Подвергаясь воздействиям окружающей его обстановки, меняясь с возрастом, организм ребенка все время перестраивается и в каждый возрастной период имеет свои особенности.
По мере роста ребенка возрастает его взаимодействие с окружающим миром, а это дает толчок для усиленного развития центральной нервной системы и функции некоторых органов.
Для правильного развития дети раннего возраста особенно нуждаются в создании для них благоприятных условий, нуждаются в правильной системе воспитания.
Воспитание есть единая система мероприятий, обеспечивающих:
1) своевременное нормальное развитие организма,
2) укрепление здоровья,
3) предупреждение заболеваний.
Правильная система воспитания детей раннего возраста может быть осуществлена лишь на основании знания особенностей развития организма ребенка в этом возрасте и его высшей нервной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Ребенок называется новорожденным с момента рождения до того, как ему исполнится один месяц.
Условия, в которые он попадает после рождения, отличаются от тех, в которых он прежде находился. В организме матери его окружала температура 37—38°Ц, а теперь его окружает температура в 18—19°; прежде он получал питание и кислород через кровеносные сосуды матери, а теперь ему надо сосать грудь матери и самостоятельно дышать.
Новорожденному ребенку надо приспосабливаться к новым условиям существования. И он к ним приспосабливается. Надо только ему в этом помочь и окружить его заботливым уходом.
Внешний вид новорожденного ребенка имеет свои особенности.
Кожа его розовая, нежная. В течение первых 5—6 дней у ребенка не отпал еще остаток пуповины и имеется пупочная ранка. После отпадения остатка пуповины (обычно на 7—8-й день) ранка заживает.
Тело новорожденного ребенка имеет округлые формы, так как подкожная жировая клетчатка у него хорошо выражена.
Окружность его головы на 2 см больше окружности груди. Ножки у него короткие, он держит их прижатыми к животу, а ручки — согнутыми в локтевых суставах. Разгибать их не надо,— спустя некоторое время ребенок станет сам их расправлять. Череп новорожденного отличается следующими особенностями: он состоит из костей, отделенных друг от друга швами; в месте соединения нескольких костей имеются промежутки, совершенно лишенные кости — роднички. Большой родничок (между лобными и теменными костями) имеет размеры 2,5—3 см, он закрывается к 12—16 месяцам. Малый родничок лежит между затылочной и теменными костями — он закрывается к двум месяцам.
Весит доношенный новорожденный ребенок обычно от 3200 до 3500 г, рост его равен 48—52 см.
Недоношенные дети имеют вес и рост меньше, чем доношенные.
В первые дни после рождения новорожденный ребенок теряет в весе, в среднем, от 150 до 200 г. Эта потеря в весе зависит от того, что ребенок первое время получает недостаточное количество жидкости, между тем как при дыхании, мочеиспускании и через кишечник он теряет большое количество ее.
На 8—10-й день, а иногда позднее, ребенок, если его правильно вскармливают и правильно ухаживают за ним, не только восстанавливает свой вес, но и начинает быстро прибывать в весе.
Тело новорожденного ребенка имеет температуру от 36,6° до 37° Ц. Но температура тела может легко повыситься, если ребенка поместить в комнату, где очень высокая температура воздуха, или снизиться, если поместить его в холодное помещение. Это происходит потому, что организм новорожденного не умеет удерживать тепло и на первых порах не может приспособляться к переменам температуры окружающего воздуха. Вот почему так важно, чтобы температура того помещения, где находится новорожденный ребенок, была постоянной и равнялась 20—22° Ц.
Дышит новорожденный ребенок носом и дышит часто (до 40—50 раз в минуту), но не делает глубоких дыхательных движений. Нос ребенка имеет узкие носовые ходы. На деснах имеются складочки, которые охватывают сосок груди матери и помогают акту сосания. Через рот молоко попадает в пищевод, а затем в желудок и кишечник, где подвергается переработке.
Новорожденный ребенок слабо воспринимает внешние раздражения, поскольку раздражители чрезмерно утомляют его нервную систему и вызывают сон.
Новорожденный ребенок беспомощен, голову держать он не может, однако он хорошо сосет и глотает, много спит и мало бодрствует.
Сон у новорожденного ребенка занимает большую часть времени: он спит 20 часов в сутки, просыпаясь на время кормления. Он часто мочится: от 10 до 20 раз в сутки. Испражнения у новорожденного в первые один-два дня имеют черно-зеленый цвет и называются меконием. К концу первой недели они становятся светло-желтого цвета и напоминают собой растертую горчицу. Этот период в жизни маленького ребенка является очень ответственным, и каждая мать, будучи в родильном доме, должна обучиться уходу за новорожденным ребенком и вскармливанию его.

ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ГРУДН0Г0 В03РАСТА

Среди различных периодов детского возраста грудной возраст (от месяца до года) занимает особое место и характеризуется необычайной энергией роста и развития. Так, ребенок, родившийся с весом 3200—3500 граммов, к 5 1/2—6 месяцам удваивает свой вес, а к году весит в три раза больше.
Рост ребенка также увеличивается очень быстро: с 50—52 см при рождении до 72—75 см к году.
За первый год жизни ребенок научится сидеть, ползать, стоять, ходить.
Ребенка необходимо правильно завертывать, одевать, класть в постель, правильно носить на руках и, главное, предоставлять ему возможность самостоятельно двигаться. Только при этих условиях можно развить у ребенка движения, соответственно возрасту.
В грудном возрасте кости ребенка отличаются мягкостью, скелет почти целиком состоит из хрящевой, неокостеневшей массы. Мышцы у него, сравнительно с мышцами у детей более старшего возраста, развиты слабо. Поэтому нельзя заставлять ребенка делать то, что он по своему развитию делать еще не в состоянии (например, сидеть в возрасте 4—5 мес). Это может привести к стойким, иногда трудно исправимым изменениям в скелете.
В грудном возрасте у ребенка появляются зубы. Это происходит обычно в 6—7 месяцев. К концу года количество зубов достигает 8, по 4 вверху и внизу. Появление зубов не должно сопровождаться у ребенка болезненными явлениями. Об этом должна знать каждая мать: болезненное состояние, повышение температуры, поносы нельзя приписывать появлению зубов.
К 1 году — 1 году 4 месяцам закрывается у ребенка большой родничок. Более позднее закрытие родничка, так же, как и позднее появление зубов, бывает лишь у детей, больных рахитом.
Ребенок грудного возраста активен, к концу второго месяца ребенок улыбается, следит за яркими предметами, на третьем месяце у него развиваются произвольные движения рук и ног, к пятому месяцу ребенок хорошо берет предмет в руки, после 6 месяцев он проявляет интерес к окружающему, различает знакомые лица; к одному году начинает развиваться речь.
Потребность в сне у маленького ребенка большая.
В возрасте от 2 до 6 месяцев ребенок должен спать 16 часов, в возрасте от 6 до 9 месяцев — 15 часов, а в возрасте от 9 до 12 месяцев — 14 часов в сутки. Сон здорового ребенка глубокий и спокойный.
Одновременно с развитием движений у ребенка начинает постепенно развиваться речь: к концу года ребенок уже произносит несколько слов.
Здорового ребенка грудного возраста характеризуют: розовая окраска кожи, упругость тканей, правильное нарастание веса и роста, аппетит, бодрое настроение и соответствующие возрасту движения.

ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

В возрасте от одного года до четырех лет нарастание веса идет не так быстро, как на первом году жизни ребенка. Весовая прибавка составляет, в среднем, 2 кг в год. Что касается роста, то он увеличивается в год на 5—6 см.
В этом возрасте заканчивается прорезывание молочных зубов: к 13—16 месяцам прорезываются 4 малых коренных зуба, к 18—20 месяцам — 4 клыка, к концу второго или в начале третьего года — еще 4 малых коренных зуба. К концу второго года жизни ребенок должен иметь 20 зубов.
Ребенок к двум годам умеет делать сложные движения, запас слов его увеличивается, и он начинает связно говорить. В этом возрасте ребенок получает массу впечатлений от внешней среды. Речь ребенка постепенно усложняется, у него появляются свои суждения.
В этом периоде очень важно установить правильный режим дня, создать ребенку благоприятные условия.
Ребенок этого возраста любит находиться в обществе других детей. Он отличается хорошим, бодрым настроением, активностью. Спать он должен не менее 10—12 часов в сутки.
Все развитие ребенка этого возраста зависит от условий, в которых протекает его жизнь, т. е. от правильного вскармливания, ухода и воспитания.

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ РЕБЕНКОМ, ГРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ ОТ ГОДА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы уход за ним соответствовал потребностям растущего организма. Одним из условий правильного ухода является чистота. Все, что окружает ребенка, все, что приходит в непосредственное соприкосновение с ним, должно быть чистым.
Для ребенка раннего возраста должна быть выделена самая светлая комната или уголок в ней.
Комната должна иметь достаточную площадь и постоянную температуру воздуха от 18 до 20°. Воздух в комнате должен быть чистым, для этого комнату нужно несколько раз в день проветривать.
Летом форточка днем и ночью должна быть открыта. Зимой форточку можно затянуть марлей, сложенной в несколько раз, тогда холодный воздух не будет проникать в комнату резкой струей. Причем кроватка ребенка должна находиться в стороне от окна. С наступлением летних дней в окна нужно вставлять сетки.
Ежедневно пол, окна, двери и мебель должны протираться влажной тряпкой.
В комнате, где находится ребенок, нельзя курить; в ней не следует стирать и готовить.
В комнате или уголке для ребенка раннего возраста должна находиться кроватка, а также шкафчик для белья, одежды и предметов ухода. Лишних предметов надо избегать. На стене можно повесить красивые картинки или коврик, в верхней трети окна — легкую занавеску для защиты от солнечных лучей.
Все это создает уют и поддерживает хорошее настроение ребенка.
Грудной ребенок должен иметь отдельные предметы ухода. К ним относятся: гигроскопическая вата (в стакане или банке, прикрытых чистым блюдечком или стеклянной крышкой), термометр для измерения температуры тела, термометр для измерения температуры воды, мыльница с мылом, вазелин или прокипяченное подсолнечное масло, баллончик для клизмы, ножницы для стрижки ногтей, а также горшочек.
Все предметы ухода должны храниться в закрытом шкафчике.
Для ребенка в возрасте от года до трех лет необходимы, кроме того, кружка для полоскания рта и расческа.

Постель ребенка

Устройство постели и гигиеническое содержание ее имеют большое значение для правильного развития ребенка. Ребенку нужна отдельная кроватка. Лучшей считается железная кроватка, окрашенная светлой краской.
При отсутствии детской кроватки, первые 2—3 месяца можно держать ребенка в новой бельевой корзине, поставленной на два связанных табурета.
За чистотой кровати необходимо постоянно следить, ее нужно ежедневно обтирать и время от времени мыть горячей водой с мылом.
Стенки кровати должны быть такой высоты, чтобы годовалый ребенок не мог из нее выпасть, когда он встает и сам учится ходить. Для ребенка старше года кроватка должна быть такой длины, чтобы он мог на ней вытянуться.
В кроватку кладется матрац, набитый волосом или мочалом. Материал для набивки должен быть чистым. Мешок матраца необходимо систематически стирать. Матрац делается точно по размеру кроватки. Поверх матраца кладут небольшую клеенку. При помощи тесемок, пришитых по краям и завязываемых под матрацем, клеенку прикрепляют к матрацу. Это защитит матрац от промокания. Поверх клеенки кладут простынку и еще одну небольшую клеенку. Под голову ребенка кладут небольшую подушку. Перинка не нужна, так как она способствует перегреванию.
Для поддержания чистоты надо ежедневно вынимать матрац и подушку, вытряхивать и проветривать их. Клеенку нужно каждый день мыть горячей водой с мылом. Наволочку надо менять каждый день или через день.
К одеялу необходимо пристегивать на пуговицах пододеяльник, так как он предохраняет одеяло от загрязнения, его легче сменить и выстирать.

Одежда ребенка

Одежда ребенка должна удовлетворять ряду требований: хорошо сохранять тепло тела, но в то же время не перегревать ребенка, должна быть сшита просто, удобно, чтобы не стеснять движений, и из материи, которая легко стирается.
Одежда ребенка первых двух месяцев состоит из пеленок (холодных и теплых), распашонок и кофточек.
Обычно грудных детей пеленают так: расстилают большую пеленку, на нее кладут небольшую клеенку, сверху — легкую пеленку, поверх всего этого пеленку, сложенную на угол. Мать кладет ребенка на приготовленное белье, подворачивает ему рубашечку и кофточку и заворачивает ребенка. Завернутый ребенок кладется в чистую кровать.
Холодная распашонка надевается на ребенка разрезом назад, одна пола распашонки заходит за другую. Теплая распашонка надевается разрезом наперед, затем она застегивается или завязывается.
Пеленать ребенка нужно в одном определенном месте, лучше всего на отдельном столе. Если его нет, то можно пеленать ребенка на его же кроватке. Ручки ребенка нужно оставлять свободными, головку не покрывать, так как это вызывает потение.
Начиная с двухмесячного возраста, вместо пеленок на нижнюю часть туловища и ножки можно надевать комбинацию. Комбинация предохраняет ребенка от охлаждения и не стесняет его движений.
По мере того, как ребенок становится старше — после полугода — меняется его одежда: ему одевают лифчик со штанишками и чулочками.
Штанишки надо делать свободными, с широкими вырезами для ног. Вместо лифчика и штанишек можно одевать комбинацию. Летом достаточно одевать только комбинацию или трусики.
Примерно к двум годам девочек одевают в платьице, а мальчиков — в костюмчики. Когда ребенок ходит твердо, можно одевать ему кожаную обувь. Для защиты платья от загрязнения надо во время кормления одевать ребенку нагрудник, а во время игры — фартучек.
Нагрудник лучше всего делать из клеенки, фартучек — из хорошо стирающейся материи. Размеры одежды должны соответствовать росту ребенка, одежда должна быть просто скроена и аккуратно сшита.
В холодное время года ребенку 11 месяцев и старше одевают вязаный или фланелевый костюм, рейтузы и кофточку. Зимой поверх костюма одевают короткое теплое пальто, теплую шапочку, рукавички и валенки.
Грязное белье надо хранить в отдельном мешке, который не должен находиться в комнате ребенка.
Стирать белье ребенка следует ежедневно с мылом, в отдельном тазу или корыте, причем белье необходимо прокипятить, а после сушки прогладить горячим утюгом с обеих сторон.
Подсушивание пеленок недопустимо, так как это может вызвать заболевание кожи у ребенка.

Купание грудного ребенка

Первый раз грудного ребенка купают после заживления пупочной ранки. Ванна для ребенка может быть эмалированной или из оцинкованного железа. Можно купать и в оцинкованном корыте. Пользоваться деревянным корытом нельзя, потому что его трудно хорошо вымыть.
Во время купания на дно ванночки кладут пеленку.
Перед купанием необходимо вымыть ванну горячей водой с мылом, после купания ванну покрывают чистой простынкой. Вода для купания новорожденного должна быть кипяченой.
Мыть лицо ребенка водой из ванны нельзя. Купать ребенка в возрасте до 6 месяцев надо ежедневно, причем 2—3 раза в неделю следует купать с мылом; в возрасте от 6 месяцев купать следует через день, после одного года 1—2 раза в неделю.
Температура воды в ванне должна быть 36—37° Ц, определять температуру воды нужно с помощью термометра.
После ванны надо облить ребенка из кувшина водой на 1—2° ниже, а затем хорошо обсушить его кожу, прикладывая к ней простынку.

Умывание ребенка

Грудного ребенка надо ежедневно утром и вечером, а также по мере загрязнения умывать комнатной водой чисто вымытыми руками. Когда ребенку исполнится полтора-два года, можно разрешать ему умываться самому, а с 2 1/2 лет приучать и самому вытираться после умывания.
После года ванну можно заменить ежедневным душем. Душ не только помогает содержать кожу ребенка в чистоте, но укрепляет его нервную систему и закаляет организм.
Грудного ребенка нельзя оставлять в мокрых или грязных пеленках. Оставленный в мокром или грязном белье ребенок начинает ворочаться, плакать. Как только ребенок начинает беспокоиться, надо его осмотреть и переменить белье.
Чтобы предупредить опрелости, надо ежедневно при утреннем туалете смазывать тонким слоем растительного масла или рыбьего жира все кожные складки ребенка.

Уход за носом

Корки из носа ребенка надо удалять ватным фитильком, смоченным в подсолнечном масле. Это делать необходимо потому, что корки в носу мешают ребенку правильно дышать.
Ребенка после года надо приучать сморкаться, для этого к карману ребенка должен быть прикреплен носовой платок.

Уход за кожей головы

С головы грудного ребенка необходимо удалять корочки. Для этого надо смазывать их прокипяченным подсолнечным маслом, а затем снимать их с помощью ватки. Делать это надо перед купанием. Волосы у маленьких детей по мере отрастания надо подстригать, так как длинные волосы трудно содержать в чистоте.

Уход за ногтями

С первых дней жизни ребенка надо по мере отрастания стричь у него ногти на руках и на ногах. Грудной ребенок длинными ногтями может оцарапать себя.
Грязь под ногтями у ребенка более старшего возраста может содержать микробы, яйца глист и стать источником заболевания.

Уход за ртом

С двухлетнего возраста ребенка следует заставлять после обеда и на ночь полоскать рот теплой водой. В возрасте с трех лет ребенок может учиться самостоятельно чистить зубы щеткой. Зубная щеточка должна быть мягкой.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организм ребенка раннего возраста нуждается в создании для него гигиенической обстановки, устраняющей неблагоприятные влияния внешней среды и обеспечивающей ему правильное развитие. С этой же целью следует укреплять, закаливать организм ребенка.
Укрепление организма ребенка, его закаливание достигается путем создания гигиенического режима, правильного питания и правильного использования воды, воздуха и солнца.
Среди оздоровительных мероприятий, применяемых по отношению к детям раннего возраста, водные процедуры, в виде ванн, обтираний, обливаний занимают ведущее место. Применять их надо с учетом особенностей детского организма.
Обтирать детей можно с трех-четырехмесячного возраста. Техника обтираний такова: ребенка укладывают на кроватку, быстрыми движениями растирают все его тельце полотенцем, смоченным водой (температура воды 35—36° Ц). Вначале растирают грудь, затем спину, руки, живот, ноги. После этого также быстро тельце ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Температура воды может быть постепенно снижена до 26° Ц. После обтирания ребенка немедленно укрывают. Температура в комнате должна быть не менее 18—20° Ц.
Ребенку в возрасте 6 месяцев можно делать обливания. Температура воды для обливания должна быть такой же, как и для обтирания. Для обливания пользуются обыкновенным кувшином, пропуская воду через пальцы руки, поставленной под струю воды. После обливания растирают кожу ребенка до тех пор, пока она не покраснеет.
Детям в возрасте старше года можно делать душ. Летом душ можно проводить на воздухе. Зимой душ лучше всего делать утром, когда ребенок встанет после сна. Вода для душа берется теплая (+ 35° Ц), постепенно охлаждая воду, можно довести ее температуру до 32° Ц.
После душа необходимо вытереть ребенка насухо мохнатым полотенцем.
Ребенка в теплую погоду можно купать в реке. Сначала мать берет ребенка на руки и погружается вместе с ним в воду, а затем купает его, держа за руку. Купание укрепляет организм ребенка, кроме того, доставляет ему большое удовольствие. Купание в реке должно быть кратковременным.

Воздушная ванна

В холодное время года воздушную ванну детям начинают делать в хорошо проветренной комнате при температуре не ниже 19°Ц, постепенно температуру можно снизить до 15°Ц. Продолжительность ванны с 2—-3 минут доводят постепенно до 10—15 минут. Подобные воздушные ванны целесообразно начинать весной, чтобы затем переходить к воздушным и солнечным. Летом воздушную ванну можно делать ребенку в возрасте с 6 месяцев до 1 года при температуре воздуха не ниже 22° Ц в тени, а детям от 1 года до 3 лет — при температуре не ниже 20°Ц.
Ребенка кладут раздетым в постель, в тени под деревом, тентом или навесом. Продолжительность первой ванны 3—6 минут, ежедневно увеличивая время на 5 минут, можно довести продолжительность ее до 1 часа. Когда ребенок привыкнет к ваннам, их можно делать два раза в день. Во время воздушной ванны малыша надо поворачивать со спины на живот и на бок.
Воздушные ванны можно проводить не раньше, как через час после еды или после дневного сна.
После воздушной ванны хорошо ребенку сделать обливание или душ.
Для закаливания организма ребенка очень полезны воздушные ванны, так как под их влиянием организм его приучается к переменам температуры воздуха, менее подвержен простудным заболеваниям; ребенок становится спокойнее, лучше ест и спит.

Солнечная ванна

Детям до 1 года солнечные ванны делать не рекомендуется. Детям старше года ванны можно проводить только с разрешения врача и при точном соблюдении необходимых условий и не раньше, чем через полтора часа после еды. Лучшее время для солнечных ванн — между 9 и 11 часами утра.
Раздетого малыша укладывают на покрытую простынкой кроватку, одевают на голову панамку. Хорошо бы над головой ребенка укрепить зонт. Продолжительность ванны с 2—3 минут вначале, увеличивается постепенно до 15—20 минут. Во время солнечных ванн необходимо детей чаще поворачивать, во избежание ожогов. После солнечной ванны рекомендуется обливание водой, температура которой + 35° Ц.

Прогулка ребенка и сон на свежем воздухе

Свежий воздух для ребенка так же нужен, как и правильное питание. Систематическое пребывание ребенка на воздухе делает организм его более крепким: ребенок меньше болеет, аппетит, сон и самочувствие его заметно улучшаются. Пребывание на воздухе предохраняет ребенка от заболевания рахитом. Сон на свежем воздухе надо проводить во все сезоны года, но ребенок должен быть одет соответствующим образом. Удобнее завертывать ребенка зимой в специальный ватный мешок. Этот мешок одевается поверх пеленок и одеяла. Он предохраняет ребенка от охлаждения. В теплое время года ребенка укладывают спать на свежем воздухе уже с двух-трехнедельного возраста.
В холодное время года здорового ребенка надо приучать ко сну на свежем воздухе со 2-го месяца жизни, делают это постепенно. Сначала ребенка выносят на 20—30 минут. Увеличивая ежедневно продолжительность пребывания ребенка на свежем воздухе, можно довести ее до 1,5—2 часов.

Массаж и гимнастика

К оздоровительным мероприятиям, проводимым с целью укрепления организма ребенка, относятся массаж и гимнастика. Массаж нужно делать всем здоровым детям.
С лечебной целью массаж и гимнастику необходимо делать детям малокровным, страдающим рахитом (за исключением детей с тяжелой формой рахита), детям с расстройством питания. Делать массаж детям можно с 1—1,5 месяцев, гимнастику — с 4—5 месяцев. Особенно хорошие результаты достигаются в тех случаях, когда ребенок отстает в развитии движений.
Под влиянием массажа и гимнастики улучшается кровообращение, питание всех клеток и тканей, дыхание становится глубоким — все это приводит к лучшему росту и развитию ребенка. Занятия гимнастикой благотворно влияют на настроение ребенка, он становится бодрым и жизнерадостным. Гимнастика способствует развитию у ребенка внимания и сосредоточенности, в результате гимнастики ребенок становится ловким.
Прежде чем приступить к занятиям гимнастикой, мать должна побеседовать с врачом детской консультации.

НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ

Ребенок, родившийся до истечения срока беременности, называется недоношенным.
По внешнему виду он отличается от ребенка доношенного. Подкожножировой слой у него или отсутствует или слабо развит, кожа морщинистая, обильно покрыта пушком. Он находится в состоянии глубокого сна, плохо сосет, а иногда плохо глотает. Вес его от 1000 до 2500 г, рост меньше 45 см.
Важнейшей особенностью недоношенных детей является недостаточная способность поддерживать необходимую температуру тела. Это объясняется недоразвитием у них центральной нервной системы и недостаточным развитием подкожного жирового слоя. Недоношенные дети легко охлаждаются и перегреваются: и то и другое для них опасно.
Недоношенный ребенок нуждается в создании для него особых условий и требует умелого обращения с ним.
В комнате, где находится недоношенный ребенок, должна быть температура 24°Ц. В течение первых 3—4 недель ребенка нужно согревать грелками.
В грелки наливается горячая вода (50—60° Ц). Перед употреблением следует проверить, не вытекает ли из грелки вода. Грелки кладутся под одеяло, которым накрывают ребенка.
Согревая недоношенного ребенка, надо следить за температурой его тела и помнить о возможности перегревания. Для проверки температуры под одеяло, в которое завернут ребенок, помещают термометр. Температура под одеялом должна быть равна 32°Ц. Менять грелки надо поочередно через каждые 2 часа. Вместо резиновых грелок можно пользоваться бутылкой из толстого стекла с хорошо пригнанной пробкой.
В кроватке ребенок должен лежать с приподнятым изголовьем, для чего ему под голову надо положить две подушечки. Такое положение облегчает ребенку дыхание.
В течение первого месяца жизни недоношенный ребенок должен быть одет во фланелевую кофточку с капюшоном и зашитыми рукавами, завернут в две мягкие теплые пеленки, байковое одеяло и покрыт сверху легким одеялом или положен в «конверт». В дальнейшем одежда недоношенного ребенка не должна отличаться от одежды доношенного ребенка раннего возраста.
Купание является очень важным для недоношенного ребенка, так как способствует правильному его развитию. Купать ребенка следует после того, как у него отпадет пуповинный остаток и заживет пупочная ранка.
Ванну нужно делать ежедневно, температура воды должна быть 38—39°Ц. Все необходимое для купания следует приготовить заранее, белье и пеленки должны быть согреты грелкой или утюгом.

Пользование свежим воздухом

Для правильного развития недоношенные дети нуждаются в постоянном пользовании свежим воздухом. Это так же необходимо ребенку, как питание. Недостаточное пользование солнцем и воздухом способствует возникновению рахита и малокровия. Не надо бояться выносить детей на воздух, особенно зимой и осенью.
Начало прогулок недоношенных детей на открытом воздухе, их продолжительность определяются в зависимости от времени года и погоды.
В теплое время года недоношенного ребенка надо выносить на свежий воздух с трехнедельного возраста. Летом надо оберегать ребенка от перегревания, для этого достаточно на него одеть кофточку и завернуть в тканьевое одеяло, причем во время прогулки малыша поят кипяченой водой.
В холодное время года недоношенного ребенка можно выносить на воздух с конца первого месяца жизни, при условии, что температура воздуха не ниже — 10°Ц. Во время прогулки ребенок должен быть завернут поверх одежды в ватное одеяло, на голову ему одевают чепчик или шапочку из шерсти, в ноги кладут грелку.
Обычно ребенок на свежем воздухе спит крепко, но если ребенок плачет, его надо унести домой.
Время пребывания на свежем воздухе следует постепенно увеличивать: начав с 10 минут, довести его до 1 — 1 1/2 часов (2—3 раза в день).

Вскармливание

Вскармливание недоношенных детей представляет в первое время известную трудность вследствие того, что дети сосут слабо и притом быстро утомляются.
До тех пор пока у ребенка нет сосательных движений, его следует кормить сцеженным грудным молоком с ложечки. При появлении сосательных движений можно приложить ребенка к груди. Мать вначале может кормить через накладку, сцеживая в нее молоко.
После 2—3 минут сосания ребенка приходится докармливать с ложечки сцеженным грудным молоком, так как он не может высосать необходимое ему количество молока.
Даже тогда, когда ребенок хорошо сосет, мать должна помогать ребенку и сцеживать молоко ему в рот. А после десятиминутного сосания его нужно докармливать сцеженным грудным молоком.
Время от времени надо проверять, сколько молока высасывает ребенок из груди матери. Это необходимо делать во время посещения консультации. Без такого контроля трудно судить, достаточно ли молока получает ребенок.
Если грудного молока у матери мало (в чем следует прежде убедиться), надо через консультацию доставать донорское молоко, но ни в коем случае нельзя давать коровье молоко.
Недоношенного ребенка необходимо кормить через каждые 3 часа, но не чаще, делая шестичасовой ночной перерыв, так как частые кормления нарушают необходимый недоношенному ребенку покой и утомляют его.
Кроме грудного молока, каждая мать должна давать ребенку жидкость в виде чая или кипяченой воды в количестве 60—80 г в день.
Недоношенные дети нуждаются не только в грудном молоке, но и в витаминах. Для этого питание кормящей матери должно быть полноценным и содержать не только белки, жиры, углеводы, но и овощи, фрукты и ягоды, богатые витаминами.
С конца первого месяца недоношенные дети должны получать фруктовые, ягодные или овощные соки. Вначале их надо давать по 1/2 чайной ложки в день, затем, прибавляя каждые 2—3 дня по одной чайной ложке, следует довести количество сока до 10 чайных ложек в день. Сок дается ребенку примерно за час до кормления и тотчас же после приготовления.
При приготовлении соков необходимо хорошо вымыть кипяченой водой руки, посуду, а также ягоды, фрукты или овощи.
В том случае, если нельзя приготовить сок, врач назначает ребенку витамин С (аскорбиновую кислоту).
Кроме витамина С, для предупреждения возникновения рахита недоношенным детям назначают витамин Д. Его дают в грудном молоке в течение 2—3 недель: начиная с 1—2 капель 2 раза в день на прием и, постепенно увеличивая, доводят до 5 капель на прием. С 3 месяцев недоношенного ребенка нужно кормить через каждые 3 1/2 часа, с 6 месяцев — через каждые 4 часа. С 4 месяцев недоношенному ребенку можно дать жидкую 5-процентную манную кашу, сначала по нескольку (3—5) чайных ложечек, докармливая его грудным молоком. С 5 месяцев, кроме каши, можно давать клюквенный или яблочный кисель. С 6 месяцев — овощное пюре на мясном бульоне, полжелтка, а затем и целый желток. С 7 месяцев — мясной фарш. В возрасте одного года недоношенного ребенка можно отнять от груди.
Каждое новое блюдо имеет очень большое значение для развития ребенка и поэтому должно проводиться по совету врача детской консультации. Врач, постоянно наблюдающий за развитием ребенка, может верно определить, пора ли ему давать новый прикорм и какой именно.

Физическое воспитание

Для того чтобы недоношенный ребенок развивался правильно и не отставал в движении от доношенных детей, надо дать ему возможность двигаться. Боязнь родителей «простудить» недоношенного ребенка приводит к тому, что его долгое время держат завернутым с ручками в одеяло. С месячного возраста, когда ребенок не спит, ручки его должны находиться сверх одеяла.
Начиная с 1 1/2 месяцев, необходимо перед кормлением 3—4 раза в день класть малыша на животик и оставлять его в таком положении 1—2 минуты.
При условии правильного ухода и вскармливания недоношенные дети быстро догоняют в своем развитии доношенных детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +