Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >>

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ВЫРАСТИ УМНЫМ


На протяжении всего раннего детства решающая роль в умственном развитии ребенка принадлежит близким ему взрослым. Они открывают малышу многообразие окружающего мира, учат рассматривать предметы, прислушиваться к звукам, понимать простейшие связи между причиной и следствием, производить элементарные обобщения, различать и сравнивать предметы по их свойствам, говорить и сосредоточенно заниматься.
Первым помощником взрослого в умственном развитии малыша служат игрушки. Взрослые показывают детям, как и что можно сделать с каждой из них, и ребенок запоминает способы действий, воспроизводя их самостоятельно или с помощью старших. В процессе таких действий развивается восприятие, мышление, память, внимание. Ребенок запоминает названия действий и предметов, что способствует развитию речи.
В первые месяцы главная забота — научить детей воспринимать предметы. Уже в первые недели жизни младенец замечает предмет, перемещающийся в поле его зрения. Но он еще не способен воспринимать его, выделить из окружающего. Этому он постепенно учится.
С конца первого, начала второго месяца у него развивают слежение за перемещающимся предметом: медленно передвигая игрушку в горизонтальном направлении, стараются «поймать» его взор и «ведут» за предметом. Сначала слежение носит скачкообразный характер, и предмет быстро ускользает. Вскоре оно становится плавным. Научившись следить за движущимся предметом, ребенок начинает задерживать взор и на неподвижном. Он подолгу всматривается в лицо склонившегося над ним взрослого и прислушивается к его голосу (с большой пользой для развития слухового и зрительного восприятия!). Малыш внимательно смотрит на яркую погремушку, которую показывает ему взрослый, прислушивается к ее звучанию и следит, как она, гремя, перемещается.
Как ни полезны ребенку такие занятия, постоянное присутствие возле него взрослого совсем не обязательно. Более того, теперь, когда он научился сосредоточенно смотреть на игрушку, полезно, чтобы он привыкал часть бодрствования проводить самостоятельно.
Если над кроваткой малыша (примерно с 1,5 месяца) подвесить на высоте 70—80 см над грудью яркий шарик или крупную погремушку, время от времени приводя ее в движение, он будет рассматривать игрушку и следить за перемещением. Так с пользой для развития зрительного восприятия проведет он часть бодрствования.
Однако еще и теперь, когда ребенок так подолгу может смотреть на игрушку, восприятие его не приобрело, как говорят, предметность, он еще нечетко выделяет предмет из общего фона. Для развития этого качества восприятия важно, чтобы он научился брать предмет руками. Содружество глаза и руки необходимо для формирования зрительного восприятия предметов. С 2,5—3 месяцев, когда снижается гипертония мышц конечностей, ребенок производит много хаотических движений руками и ногами. К этому времени игрушки надо повесить так низко, чтобы малыш наталкивался на них руками. Это поможет ему впоследствии научиться брать игрушку. К 4 месяцам ребенок уже может потянуться к висящей над ним игрушке и, если у нее есть кольцо или ручка, ухватиться и раскачивать ее, прислушиваясь к звучанию и подолгу развлекая себя таким образом. Теперь игрушка должна висеть на высоте вытянутых рук ребенка, т. е. несколько выше, чем раньше. Это побуждает его потянуться к ней.
В этом возрасте ребенка надо учить поворачивать голову в сторону звучащего предмета, отыскивая и находя его взором. Полезна такая игра: взрослый, находясь то по одну, то по другую сторону кроватки, зовет малыша по имени или гремит погремушкой, ожидая, пока он на звук повернет голову. К 4—5 месяцам восприятие ребенка настолько совершенствуется, что он узнает мать, радуясь ее появлению, а незнакомых людей встречает настороженно. Небезразлична ему и интонация, с которой к нему обращаются: ласковая речь вызывает улыбку, на строгую, сердитую отвечает плачем.
Очень рано дети различают цвет и форму предметов. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы игрушки, предлагаемые ребенку, имели разную окраску и форму. Так как с 4—5 месяцев он способен замечать новые игрушки, их надо периодически заменять: игрушку, которая уже не привлекает его внимание, заменить другой, а потом снова дать ее.
В этом же возрасте взрослые помогают ребенку научиться брать игрушку из своих рук: сначала побуждают брать ее, держа у него над грудью, а затем и сбоку. Вскоре, к 6 месяцам, он научится брать игрушку, лежащую рядом с ним. В этот период нужны игрушки, не только различающиеся формой и окраской, но и выполненные из разного материала: резины, пластмассы, дерева. Манипулируя ими, ребенок знакомится с их свойствами: одни мягкие, при нажатии «пищат», другие твердые, третьи гладкие и т. п.
В 6 — 7 месяцев он перекладывает погремушку из ручки в ручку, постукивает, «пробует на вкус» и иногда забавляется тем, что бросает ее на пол, а получая ее обратно, повторяет это снова и снова, порой к неудовольствию взрослых. Не надо раздражаться. Таков его путь познания мира!
С 6 — 7 месяцев ребенка учат понимать несколько слов: находить взором называемый взрослым предмет, выполнять по предложению взрослого некоторые действия: «помаши ручкой», «сделай ладушки» и др.
С 8—9 месяцев действия ребенка с предметами становятся более сложными и разнообразными. Подражая взрослому, он катает мяч, складывает шарики в ведерко, позднее прикладывает крышку к коробочке, пытается надеть шляпку на ножку деревянного грибка, сложить половинки матрешки, надеть колечко на палочку. В процессе таких действий более точным и полным становится восприятие предметов. Ребенок начинает замечать их свойства и действовать в зависимости от того, каковы они. У него формируется способность сосредоточенно заниматься с игрушками, достигать результата: надеть колечко или положить кубик на кубик, да так, чтобы он не свалился! Развивается сообразительность: например, для того чтобы сложить половинки матрешки, надо определенным образом повернуть их, или, другими словами, соотнести по положению в пространстве. Пробуя и ошибаясь, прикладывая половинки и так и эдак, поглядывая, как это делает взрослый, малыш к большому своему удовольствию добивается нужного результата. Иногда достаточно показать ему, как это делается, вызвать у него подражание, в других случаях можно и помочь (но не спешить с этим!), проделывая нужные действия его рукой.
К концу первого года ребенок проявляет еще большую сообразительность. Например, действия, которые он научился проделывать с одними предметами, переносит на другие. Для этого взрослые должны подобрать соответствующие игрушки. Скажем, малыш научился открывать и закрывать матрешку, теперь ему можно предложить двустворчатое деревянное яичко или матрешку другого размера; если он умеет катать мяч, дать ему шарик.
В процессе такого переноса усвоенного способа действия у ребенка формируется способность к элементарному обобщению. Она развивается и благодаря речи. Одним и тем же словом ребенок называет разные предметы, имеющие сходные свойства. Так, словом ляля он называет разных кукол. Поручение принеси выполняет правильно, когда его просят принести любой предмет, название которого ему уже известно.
С развитием речи изменяется психическая деятельность ребенка. Благодаря слову более полным и осмысленным становится восприятие. Называние предмета помогает малышу узнать его, вспомнить о тех действиях, которые можно с ним выполнить. Например, взрослый показывает матрешку и называет ее ляля. Малыш, который раньше не отождествлял ее с куклами, теперь может завернуть ее в лоскуток или уложить в кроватку, как он делает это с другими куклами.
Меняется память. Ребенок запоминает не только образ предмета, но и название. Взрослые используют речь, чтобы направить его восприятие, помочь осмыслить происходящее. Малыш с интересом следит, как лакает молоко кошка. «Киса кушает», - говорит взрослый, и малышу понятнее поведение кошки. «Вот у кисы уши, а это хвостик, лапы». Так ребенок учится наблюдать. Постепенно наблюдение его становится более продолжительным. На втором году он может сам выдвигать задачу: «Посмотрим, как птички клюют».
Роль действий с предметами не умаляется с развитием речи. На протяжении всего раннего детства мышление ребенка имеет наглядно-действенный характер. Обобщать, сравнивать, делать простейший анализ ребенок может, только непосредственно действуя с предметами или видя их. Чтобы определить, какое из колечек больше, он накладывает одно на другое или кладет их рядом. Выполнить это «в уме»; «по памяти», в отсутствие колечек для ребенка раннего возраста — недоступная задача.
На втором году жизни дети могут производить действия с игрушками, требующие большей умственной работы: в 1,5 года — нанизывать 7—8 колец одного размера на стержень, собирать пирамидку из 2—3 контрастных по размеру колец, а после 1,5 лет правильно собирать и разбирать пирамидку из 5 менее контрастных по величине колец. Занимаясь этим интересным для него делом, ребенок овладевает понятиями «большой» и «маленький». Закрепляя знания, взрослый использует и другие игрушки, а также ближайшее окружение: «Пробежала большая собачка, а вот идет маленькая». «Коля уже большой вырос, а Саша еще маленький» и т. п.
Для того чтобы ребенок учился различать цвет, полезны игры, в которых он должен подобрать предмет, соответствующий цвету образца. Взрослый показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди аналогичных предметов, имеющих разную окраску. Игра может заключаться и в том, что ребенок должен разложить предметы по цвету. Например, красные деревянные шарики положить в красную коробочку, а синие — в синюю и т. п. При этом взрослый называет цвета. Постепенно малыш запоминает названия некоторых из них. Но главная задача — в том, чтобы ребенок учился различать цвета и подбирать предметы по этому признаку.
Развитию смекалки способствуют действия с так называемыми «игрушками-орудиями»: лопаткой, молоточком, совком и т. п. Можно предложить малышу забить молоточком колышки в сырой песок, пододвинуть палочкой колечки, которые не достать рукой, или выловить черпачком шарик из банки с водой. В таких играх ребенок осмысливает связи между явлениями: ударишь молоточком — колышек войдет в песок, потянешь за веревочку — колокольчик зазвенит и т. п.
Понимание причинно-следственных связей надо воспитывать и вне игры: обратить внимание малыша, что от ветра деревья качаются, цветок завял оттого, что его не поливали, на солнышке тепло, снимешь варежки — руки замерзнут.
Большую пользу для умственного развития ребенка приносят строительные игры. Дети учатся различать и узнавать 3 — 4 вида деталей строительного набора: кирпичик, кубик, пластину, трехгранную призму. Сначала малышу доступны совсем простые постройки: башня из 3—4 кубиков, дорожка. На протяжении года постройки усложняются: он строит дом, машину, стол, стул, диван, кровать, ворота. Интерес к этим играм особенно возрастает, если постройки обыгрываются. На стул можно посадить куклу, через ворота прокатить машину. Все это взрослый может подсказать ребенку. На третьем году жизни деятельность ребенка становится более разнообразной: усложняются действия с предметами, игрушками, появляется сюжетная игра, а в конце года — ролевая; ребенок учится лепить, рисовать, значительных успехов достигает в конструктивной деятельности.
В процессе разнообразной деятельности развивается наглядно-действенное мышление, более сосредоточенным и устойчивым становится внимание. Благодаря интенсивному развитию речи ребенок способен, к простым суждениям и умозаключениям, он учится сравнивать предметы и явления, устанавливать связи между ними, обобщать. Дети этого возраста задают много вопросов: почему? где? зачем? Речь начинает регулировать их поведение, они усваивают некоторые правила и руководствуются ими в своих поступках. «Цветы рвать нельзя», — говорит малыш, любуясь алыми маками на клумбе.
Дети третьего года жизни могут проявить большую самостоятельность в играх и занятиях, в их выборе, чем двухлетки. Однако, для того чтобы они приносили наибольшую пользу умственному развитию ребенка, необходимо, чтобы взрослые направляли деятельность малыша, создавали условия для содержательных занятий, не подавляя при этом его инициативы, удовлетворяли детскую любознательность.
Взрослый учит ребенка действиям с дидактическими игрушками, будит его мысль, предлагая сравнить предметы но размеру, назвать, какого они цвета, вспомнить о том, что произошло накануне, рассказать о виденном.
Дети этого возраста могут правильно собрать по размеру пирамидку уже из 7—8 колец, различают 6—7 цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, фиолетовый — и называют не менее 4. В строительных играх ребенок проявляет больше самостоятельности. Он может построить дом, забор, поезд по готовому образцу, который ему предлагает взрослый, или на основе речевой инструкции, а также по собственному замыслу.
Все чаще дети используют постройки для сюжетных игр: строят дом для куклы, гараж для маленьких машин и т. п. Подолгу и с интересом они занимаются с разборными игрушками, разрезными и парными картинками. Разрезные картинки предлагаются из двух частей, а если это окажется легким, — из большего числа. Более простой вариант игры состоит в том, что ребенок, имея образец — изображение целого предмета, отбирает среди других те картинки, которые необходимы, чтобы составить целое изображение. Для усложнения можно предложить образец. Ребенок должен сам догадаться, часть какого предмета изображена на картинке, и правильно приложить недостающую часть. Развитию внимания способствует игра «Посмотри и скажи, чего не хватает». На столе лежат 2—3 игрушки. Ребенку предлагают посмотреть и назвать каждую, а затем закрывают их материей или листом бумаги и незаметно для ребенка убирают одну игрушку. Затем спрашивают, чего не хватает. Используемые в таких играх предметы можно менять и количество их постепенно увеличивать.
Для развития восприятия, наблюдательности, расширения ориентировки в окружающем, обогащения детей разнообразными впечатлениями полезны дальние прогулки в лес, к реке, посещение ботанического сада, зоопарка. Все это побуждает ребенка обращаться к взрослому, задавать вопросы, делиться радостью, восхищаться, будит любознательность. Взрослый в доступных для ребенка выражениях устанавливает связь воспринимаемого с тем, что уже известно ребенку, поясняет причинные зависимости между явлениями.


"Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, под ред. Л.Ф.Островской, М., 1979 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +