Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> История, география и краеведение >> Путешествия и отдых >>

Город Пушкин


"Ленинград. Справочник туриста". Составитель С. М. Серпокрыл.
Изд-во "Лениздат", Л., 1969 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Здесь многое напоминает о великом поэте: и скромное здание Лицея, и памятники, и прекрасные парки... Город Пушкин влечет к себе бесконечные потоки людей. Сюда приезжают не только ленинградцы, здесь бывают туристы со всех концов страны и из многих зарубежных стран.

...Поезд отправляется с Витебского вокзала. Через двадцать минут он уже на станции Детское Село — за станцией сохранилось название, которое носил город Пушкин в 1918—1937 годах. Перед вокзалом — большая площадь. Современные здания полукругом схватывают ее. Новые дома, новые магазины, новые улицы и, кажется, новый город. Пожалуй, это так...

Город, насчитывавший более двух веков своего существования, бывшая летняя резиденция императоров России с ее всемирно известным дворцово-парковым ансамблем, город, особенно дорогой нам своей связью с именем Пушкина, был варварски разрушен гитлеровскими захватчиками. Когда 24 января 1944 года оккупантов изгнали из Пушкина, в нем не было ни одного дома, пригодного для жилья. Екатерининский дворец — богатейшее и блестящее творение, созданное трудом и талантом русских мастеров и зодчих, — был разграблен и разрушен. Пострадали Александровский дворец, парки и многие парковые павильоны и сооружения. Трудно было поверить тогда в возможность возрождения всех этих исторических и художественных ценностей.

Но уже в мае 1944 года на фасаде Лицея появилось первое полностью остекленное окно — окно комнаты Пушкина. Начал возрождаться город великого русского поэта, где многое неразрывно слито с его юностью, с его поэзией. В Лицейском садике занял свое обычное место бронзовый Пушкин, сидящий в задумчивости на парковой скамье. Был реставрирован памятник поэту у Египетских ворот — заделано более ста пробоин.

Вскоре после окончания войны открылся Екатерининский, а несколько позже и Александровский парки. К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина в здании Лицея был создан мемориальный музей. 9 июня 1949 года состоялось его торжественное открытие. На стене восстановленного Актового зала укреплена памятная мраморная доска: «В этом зале 8 (20) января 1815 года на экзамене в присутствии Г. Р. Державина А. С. Пушкин читал „Воспоминания в Царском Селе"».

В 1958 году был открыт мемориальный музей в доме Китаевой (Пушкинская улица, 2). Пушкин с женой жил здесь летом и осенью 1831 года. Сюда в мезонин, где помещался кабинет поэта, часто приходили к нему Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский. Здесь Пушкиным написаны «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Письмо Татьяны к Онегину», стихотворение, посвященное двадцатилетию Лицея, и другие произведения. В 1959 году первые восстановленные залы Екатерининского дворца приняли экскурсантов.

Идут годы, поднимаются из руин памятники истории и архитектуры, растет новый, молодой, весь в зелени город... История города Пушкина восходит к первым годам XVIII века. Тогда на месте Большого (Екатерининского) дворца находилась Саарская мыза. В 1708 году она была подарена Петром жене Екатерине Алексеевне.

Саарская мыза в 1710-х годах была обычной русской усадьбой и не могла соперничать ни с летними резиденциями Петра I в Петергофе и Стрельне, ни с усадьбой Меншикова в Ораниенбауме.

В 1717—1723 годах на мызе под наблюдением архитекторов И. Браунштекна и И. Ферстера выстроили двухэтажные каменные палаты. Фундаменты и стены их позже стали основой центральной части Большого дворца. И за дворцом сохранилось название Екатерининского. В те же годы к юго-востоку от палат разбили регулярный сад, распланированный террасами. В 1719 и 1722 годах на нижней террасе вырыли два пруда. В 1723 году на острове Большого пруда возвели первый и единственный тогда увеселительный павильон — деревянный люстгауз.

К северо-западу от дворца находился «Зверинец» — огороженный участок леса, в котором содержались звери для царской охоты. Ныне это территория живописного Александровского парка. Недалеко от каменных палат возникла слобода дворцовых служителей, появилась первая улица — «линия» — будущая Садовая набережная (теперь Комсомольская улица). Дома крестьян, переведенных Екатериной из Суздальского уезда «на вечное житье в Сарское село», образовали слободу Кузьминскую.

После смерти Екатерины I Царское Село — так стали называть его уже с 1716 года — принадлежало дочери Петра I Елизавете. До 40-х годов сколько-нибудь значительных строительных работ здесь не велось. Только в 1734 году по проекту М. Г. Земцова и И. Бланка началось строительство каменной Знаменской церкви. Сейчас это старейшее здание города Пушкина.

В 40—50-е годы скромный дворец Екатерины I перестраивается в роскошную летнюю резиденцию императрицы Елизаветы Петровны. Участие в создании этого грандиозного дворцового ансамбля лучших мастеров России превратило его в выдающийся памятник русского искусства XVIII века. На первом этапе строительством дворца занимались М. Г. Земцов и А. В. Квасов. Позже руководство работами перешло к С. И. Чевакинскому. В 1751 году Чевакинский закончил отделку дворца. Но тут же началась его новая реконструкция, порученная В. В. Растрелли. Она продолжалась еще пять лет.

В основных чертах дворец и сейчас имеет тот облик, который был придан ему крупнейшим мастером русского барокко Растрелли. Екатерининский дворец поражает прежде всего своими размерами (фасад его около 300 метров) и богатейшим скульптурным убранством. Только приглядевшись ко всем этим картушам на фронтонах и над окнами, к разнообразным обрамлениям оконных наличников, к львиным и женским маскам, маскаронам и атлантам, начинаешь различать архитектурные формы здания — центральный корпус и флигеля, слегка приподнятые и главенствующие в ансамбле, и особенно богато декорированные галереи. В середине XVIII века скульптурные украшения дворца, капители колонн и пилястров и венчающие кровлю статуи и вазы были позолочены.

Дворец поражал сказочным богатством как внешней, так и внутренней отделки. До 1941 года сохранялись многие растреллиевские интерьеры. Над галереей, идущей к южному флигелю, им был надстроен большой зал, называемый Тронным, или Большой галереей. Этот зал площадью более 800 квадратных метров, залитый с двух сторон потоками света, сверкал позолотой резьбы, почти сплошь покрывавшей стены. В многочисленных зеркалах отражались его богатейшее убранство и роспись огромного плафона.

Оформляя дворцовые помещения, архитектор чаще всего применял роспись и резьбу, но некоторые комнаты отличались особой ценностью отделки. Так, в 1755 году из третьего Зимнего дворца перенесли сюда Янтарный кабинет. Знаток камня А. Е. Ферсман называл его «одним из чудес мира». Янтарный кабинет был похищен фашистами, и до сих пор его не удалось разыскать.

Одновременно с реконструкцией дворца была расширена территория Старого сада, южной границей его стали Нижние пруды. Сад был богато украшен скульптурой. Но в ансамбле его доминировали роскошные парковые павильоны. Они не закрывались деревьями и были видны все одновременно. Центральную аллею замыкал «Эрмитаж». На берегу Большого пруда — павильон «Грот». Северо-западную границу парка украшало также барочное здание — Катальная гора (на этом месте сейчас Гранитная терраса). На острове Большого пруда старый люстгауз заменили эффектным каменным павильоном.

Между дворцом и «Зверинцем» разбили Новый, или Верхний, сад. Его оградили Крестовым каналом. «Зверинец» обнесли каменной стеной с бастионами на углах. В центре его высился павильон «Монбижу», позже перестроенный в «Арсенал». Для водоснабжения парковых водоемов прорыли от Виттоловских ключей (в шести километрах от Царского Села) канал. В этот период сложился облик улицы, идущей вдоль Старого сада. В верхней части ее появились построенные по проектам Чевекинского несколько однотипных «кавалерских» домов, а ниже — большая каменная оранжерея.

Следующий этап формирования царскосельского дворцово-паркового ансамбля связан с периодом утверждения классического стиля в русской архитектуре. В 1770-х годах к западу от Большого дворца создается пейзажный парк. Работами в этот период руководил В. И. Неелов. Над протоком, соединяющим Большой пруд с другими прудами, он перекинул мраморный Палладиев мост. С него открывается изумительный вид. На берегу Большого пруда между Старым садом и пейзажным парком Неелов возвел три красных кирпичных здания — так называемое «Адмиралтейство», увенчанное готическими ступенчатыми башнями и шлицами.

Несколько парковых сооружений были посвящены военным победам России. Башня-руина (по проекту Ю. М. Фельтена) задумана как памятник русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Колонна на Большом пруду (по проекту Ринальди) воздвигнута в честь блестящей победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году. Кагульский обелиск прославлял российское воинство, выигравшее сражение с турками при реке Кагуяе в июле 1770 года. А Морейской колонной отмечена победа на полуострове Морее. Проекты обелиска, Гатчинских, или Орловских, ворот и, видимо, Морейской колонны принадлежали Ринальди.

В Екатерининском парке и в Новом саду появился комплекс сооружений, отразивших увлечение искусством Китая. Это — «Большой каприз», Скрипучая беседка, Китайский театр, Крестовый и ряд китайских моего» и расположенная между Екатерининским парком и Новым садом Китайская деревня.

Глухую каменную ограду Старого сада, созданную по рисункам Растрелли, заменили в этот период каналом, а набережную украсили легкой решеткой. Вместо ворот В. И. Неелов построил здание Эрмитажной кухни. По проекту И. В. Неелова-сына на территории Старого сада создаются «Нижняя ванна» и один из лучших образцов раннего классицизма — «Верхняя ванна».

В 80—90-е годы XVIII века глубокий след своего таланта оставили в царскосельском ансамбле мастера классицизма — И. В. Неелов, Д. Кваренги, Ч. Камерон. С большим тактом достраивали они сооружения, начатые их предшественниками, и переделывали созданное до них. В эти годы у дворцовой церкви и у бывшего Оранжерейного зала были выстроены два трехэтажных флигеля.

Проект флигеля у церкви принадлежит И. В. Неелову, а флигеля у оранжереи (позже он назывался Зубовским) — Ю. М. Фельтену. Камерон создал в Царском Селе комплекс сооружение «Холодную баню» с Агатовым павильоном, открытую галерею, пандус и висячий садик, который соединил их с Зубовским корпусом. Он же отделал личные комнаты Екатерины II, комнаты Павла и его жены в Большом дворце.

Камерон не был ограничен в материалах и имел возможность применять мрамор, стекло, фаянс, цветную фольгу, бронзу и даже русские самоцветы. Так, часть стен Лионской гостиной была облицована лазуритом. Паркет этой комнаты, набранный из двенадцати ценных пород дерева, инкрустирован перламутром. Однако и не применяя дорогих материалов, Камерон создавал изысканно изящные интерьеры. Такова, например, ныне восстановленная Зеленая столовая.

В эти же годы против дворцовой церкви был построен по проекту И. В. Неелова четырехэтажный флигель. Архитектор решил фасады здания в строгих классических формах, мастерски вписав его в дворцовый ансамбль. Новая со скругленными углами постройка была соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три красиво прорезанные арки. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца.

В 1792 году на северо-восточной границе Нового сада по проекту Кваренги началось строительство Александровского дворца. Это двухэтажное здание с парадными комнатами в первом этаже удивительно гармонично, пропорции его безупречны. Особенно хороша колоннада главного фасада: В 1838 году перед ней были установлены две статуи, отлитые из чугуна по моделям Н. С. Пименова и А. В. Логановского. А. С. Пушкин, видевший эти работы воспитанников Академии художеств на выставке в 1836 году, посвятил статуям два четверостишия. Они начертаны на постаментах.

Фасад дворца, обращенный к парку, украшен полуротондой, перекрытой куполом. К концу XVIII века окончательно сложился ансамбль Екатерининского парка. Старый сад, деревья которого теперь не подстригали, и пейзажный парк, от Большого пруда до «Большого каприза», слились в единый зеленый массив. В 1810—1820-х годах в пейзажный парк превращается и территория бывшего «Зверинца». Вместе с Новым садом он образует Александровский парк.

Два зодчих в основном работали в этот период в Царском Селе — В. П. Стасов и А. Менелас. Стасов воздвигает в Екатерининском парке ворота «Любезным моим сослуживцам» — памятник Отечественной войны 1812 года, и ворота у «Холодной бани». Менелас планирует несколько построек Александровского парка, имевших вполне утилитарное назначение: царскую ферму, павильон для лам и павильон для слонов, подаренных Александру I бухарским эмиром.

Определяющее значение в ансамбле Александровского парка имели три павильона: «Арсенал», искусственная руина замка Шапель и в юго-западном бастионе «Зверинца» Белая башня. Из ворот, созданных Менеласом, наиболее интересны Египетские.

В Екатерининском парке в начале XIX века Л. Руска создал Гранитную террасу и достроил павильон «Вечерний зал». В 1816 году недалеко от террасы был сооружен фонтан — грациозная фигура сидящей над разбитым кувшином девушки. Работа скульптора П. П. Соколова стала особенно известной благодаря стихам Пушкина:
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит».

Последним павильоном в Екатерининском парке была «Турецкая баня», сооруженная архитектором И. А. Монигетти в 1850—1852 годах. После пожара 1820 года работы в Большом дворце вел В. П. Стасов. Пострадавшие интерьеры он частью восстановил по старым рисункам, а некоторые отделал заново. Он же приспосабливал флигель, стоящий против дворцовой церкви, под вновь открываемое учебное заведение. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Царскосельский лицей.

В этом здании с 1811 по 1817 год жил и учился Александр Сергеевич Пушкин. Здесь, в Царском Селе, «во мгле дубравных сводов, близ вод, текущих в тишине» он впервые почувствовал себя поэтом. Здесь начало его дружбы с А. А. Дельвигом и будущими активными участниками восстания 14 декабря 1825 года И. И. Пущиным и В. К. Кюхельбекером — то «святое братство», которому поэт оставался верен всю жизнь.

Среди воспитателей первого выпуска лицеистов были просвещенные и прогрессивно настроенные люди — директора Лицея В. Ф. Малиновский и Е. А. Энгельгардт, профессора А. П. Куницын, Д. И. де Будри — младший брат Марата и другие. И в привилегированном учебном заведении укоренился дух свободолюбия, за который Лицей назвали «лицейской республикой». Этот «лицейский дух» доставил много неприятностей и Александру I, заставив его в 1822 году передать Лицей в военное ведомство, и Николаю I. «Возмутительные стихи» Пушкина очень беспокоили венценосцев. На формирование политических взглядов лицеистов оказали влияние и некоторые офицеры гвардейского гусарского полка, расквартированного на окраине Царосого Села — в Софии. Среди них были участники войны 1812 года и будущие декабристы. Особым уважением Пушкина пользовался П. Я. Чаадаев.

Вблизи Лицея сохранилось несколько построек, также дорогих нам своей связью с именем поэта. На Лицейском переулке расположен дом, в который еще ребенком бегал Пушкин, — дом директора Лицея В. Ф. Малиновского. Здесь бывал Пушкин и позже, когда директором стал Е. А. Энгельгардт. Здесь устраивались литературные и музыкальные вечера, на них приглашались лицеисты. Частыми гостями были лицеисты и в доме учителя пения Теплера де Фергюсона (ныне улица Коммунаров, 6). В Царском Селе познакомился Пушкин с семьей Карамзиных. Сохранился «кавалерский» домик (Комсомольская улица, 9), в котором в мае 1816 года останавливался автор «Истории государства Российского».

В июне 1967 года в бывшем церковном флигеле Екатерининского дворца открылась основная постоянная экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В 27 залах на трех верхних этажах флигеля разместились подлинные материалы пушкинской эпохи. В атмосферу жизни русского общества первой половины ХIХ века, в мир поэта и его творчество вводят нас портреты, рисунки, гравюры, подлинные бытовые вещи, книги, рукописи. По своим обширным, уникальным коллекциям Всесоюзный музей А. С. Пушкина является одним из крупнейших монографических музеев мира.

С городом Пушкином связаны судьбы многих русских поэтов и прозаиков, творческие биографии многих зодчих, скульпторов, живописцев. Поэтому памятник А. С. Пушкину, установленный в 1900 году в Лицейском садике (скульптор Р. Р. Бах), стал своеобразным символом «города муз», города, художественные и исторические ценности которого заботливо возрождаются советским народом.

В Пушкин можно проехать на электропоезде от Витебского вокзала.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +