Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> История, география и краеведение >> Путешествия и отдых >>

Исаакиевский собор


"Ленинград. Справочник туриста". Составитель С. М. Серпокрыл.
Изд-во "Лениздат", Л., 1969 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Исаакиевский собор - одно из крупнейших в мире купольных зданий. Его высота — 101,5 метра, что равняется высоте примерно тридцатиэтажного дома, длина — 111,2, ширина — 97,6 метра, а общий вес около 300 тысяч тонн. Внутренняя площадь составляет более 4000 квадратных метров. Он может вместить до 14 тысяч человек. Собор был заложен в 1819 году, а последние леса сняли с него только через 40 лет. Более 23 миллионов рублей золотом обошелся русской казне этот «святой дом».

История создания собора уходит к петровским временам. В 1710 году близ Адмиралтейства была построена небольшая деревянная церковь Исаакия Далматского. Это имя византийского монаха, согласно библейской легенде якобы защитившего христианство от иноверцев, было выбрано царем не случайно. День памяти Исаакия совпадал с днем рождения Петра I. Имя святого, увековеченное в церкви, должно было приносить царю силу и удачу.

Церковь простояла недолго. В 1717 году по проекту архитектора Г. Маттарнови началось строительство новой, теперь уже каменной церкви с высокой многоярусной колокольней. Но берег Невы тогда еще не был укреплен, и здание вскоре стало разрушаться. Архитектор С. И. Чевакинский разработал в 1762 году проект новой церкви, предложив поставить ее подальше от реки — в центре площади. Проект его не был использован; на указанном им месте в 1768 году начали возводить храм по проекту А. Ринальди. Строительство затянулось, архитектор уехал из России, так и не завершив его. Закончил работы архитектор В, Бренна. Собор открыли и освятили в 1802 году.

На площади уже стоял Медный всадник, начиналась реконструкция Адмиралтейства, когда в 1809 году по указанию Александра I был объявлен конкурс на перестройку собора. Ставилось одно непременное условие; поскольку собор уже освящен, его стены должны оставаться нетронутыми. Между тем все представленные проекты требовали старый собор снести и на его месте строить новый. Царь отклонил их.

Началась Отечественная война, и вопрос о соборе отошел на второй план. В 1814 году возвратившаяся из Парижа гвардия праздновала победу у стен старого собора. Лишь через два года Александр I поручил инженеру А. А. Бетанкуру заняться подготовкой проекта. И снова те же условия: стен не трогать.

Еще в то время, когда царь со своей армией находился в Париже, ему был передан альбом эскизов различных архитектурных проектов некоего Огюста Монферрана. Эскизы понравились царю. В 1816 году Монферран приехал в Петербург и представил царю второй альбом — с эскизами нового Исаакиевского собора. Монферран был назначен придворным архитектором и, несмотря на отсутствие у него какого бы то ни было строительного опыта, ему поручили составление проекта и сооружение собора. Так начались «беды Исаакия»...

Чтобы угодить своему покровителю — российскому монарху, Монферран согласился не ломать основные части ринальдиевского здания. Тяжелый купол собора архитектор решил возвести на четырех опорах; две из них он оставил старые, а две заложил новые. Это вызвало опасение, что купол рухнет, так как осадка старых и новых опор будет неодинаковой. Работы пришлось прекратить. Специально созданный комитет под председательством президента Академии художеств А. Н. Оленина в составе русских архитекторов и инженеров В. П. Стасова, А. А. Михайлова, А. И. Мельникова, К. И. Росси и других разработал новый, технически грамотный проект. Царь утвердил его, и строительство возобновилось.

Руководил им тот же Монферран, хотя авторитет его значительно понизился. В городе о нем отзывались весьма нелестно: «Монферран запрятал несколько миллионов в землю, и теперь не знают, с чего начать», — писал один из современников. Другой современник говорил, что после всех неудач Монферрана ему «оставалось только рисовать, да пока учиться строительной практике».

Но Монферран при помощи и под контролем авторитетного комитета продолжал работы. Под фундамент забили более 13 тысяч новых шестиметровых свай — к тем 11 тысячам, которые были под старым зданием. На сваи уложили гранитные, затем известковые плиты, залили их раствором — словом, сделали все, чтобы не допустить разницы в осадке старых и новых частей здания. Сначала устанавливались колонны боковых портиков. Семнадцатиметровые гранитные монолиты весом 114 тонн каждый благодаря совершенной технике, разработанной Бетанкуром, и смекалке русских мастеров ставились за 40—45 минут. «Нужен был в Бетанкуре гений механика, — писал тогда архитектор Вигель, — чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием». Установка всех 48 колонн длилась, однако, более двух лет.

Стены толщиной до пяти метров были выложены из кирпича и каменных плит. Все конструкции купола выполнены из металла, что позволило облегчить их вес и сделать более устойчивыми. Особые трудности встретились при установке 24 колонн вокруг барабана купола на высоте 43 метра, — ведь каждая из них имеет высоту 13 метров и весит 67 тонн!

Купол был покрыт медными, «в огне позолоченными листами», на что ушло более ста килограммов червонного золота. Позолота «в огне» вызвала немало жертв среди рабочих. Технология этого процесса в то время была примитивной: листы меди покрывались раствором золота в ртути, затем нагревались на жаровнях до тех пор, пока ртуть не испарялась, а золото ровным слоем не покрывало их поверхность. От ядовитых ртутных паров в страшных мучениях погибло шестьдесят рабочих.

Тяжелые условия труда были не только у позолотчиков. Немало жертв понесли и рабочие каменоломен, где добывался гранит для колонн. Чтобы не повредить монолитные глыбы, их отбивали от скалы вручную. Днем и ночью в карьерах раздавался неумолчный звон кувалд: один рабочий держал стальной лом, направленный в скалу, другой бил по нему тяжелым молотом. Сотрясение от этих ударов передавалось всему телу, отчего люди через три-четыре месяца заболевали параличом и выходили из строя. Работали по 15 часов в сутки, даже в праздничные и воскресные дни, потому что, как утверждал Николай I, «в настоящих обстоятельствах праздность рабочего народа обращается ему во вред, оставляя свободное время предаваться пьянству и разным непорядкам».

В 1848 году собор был закончен вчерне. Внешний его облик поражал своим величием. По 16 огромных монолитных колонн имели южный и северный портики, по 8 — восточный и западный. Четыре небольшие колокольни как бы подпирают золотой купол, завершающийся небольшим остроконечным фонариком. Собор украшен огромным количеством скульптурных произведений. На каждом из фронтонов портиков барельефы на темы из священного писания. На углах под карнизом здания и на самом здании фигуры ангелов. На портиках — по три скульптуры, изображающие апостолов и евангелистов.

Основную и лучшую часть скульптурного убранства выполнил талантливый русский ваятель И. П. Витали. Ему принадлежит свыше 300 рельефов и статуй. Несмотря на строгий контроль со стороны духовенства, требовавшего, чтобы лица святых были «воистину святыми», Витали часто пользовался услугами натурщиков. В ряде скульптур изображены современники. В барельефе западного портика, например, в одной из фигур угадываются портретные черты президента Академии художеств Оленина, в другой — князя Волконского, председателя комиссии по строительству собора.

Увековечен в скульптуре и Монферран, — он изображен здесь с моделью собора в руках. Витали принадлежит и оформление всех трех дверей собора, покрытых великолепными бронзовыми рельефами. (На первый взгляд, двери кажутся небольшими. Между тем площадь каждой из них более 40 квадратных метров, а вес одной створки 10 тонн.)

Внутреннее убранство Исаакиевского собора поражает своим величием. Оно подчинено основной цели: вселить в людей страх и веру во всемогущество небесного владыки, заставить их слепо повиноваться царю земному. Своды, стены и пилоны собора украшают более 150 картин, исполненных на библейские сюжеты. Выдающийся художник Карл Брюллов создал здесь грандиозную по своим размерам (800 квадратных метров) и великолепную по исполнению роспись плафона в главном куполе. Эта работа стоила жизни художнику. Он принялся за нее с большим воодушевлением. «Мне тесно! — восклицал он. — Я бы теперь расписал небо!» Работал самозабвенно, не замечая холодных сквозняков и сырости. Уже впоследствии он писал: «Работать в куполе, где свет получается сквозь леса снизу, было темно. Сквозной ветер был главною причиной расстройства моего при работе в куполе... Простуда, ревматизм, павший на сердце, произвели воспаление, и следствием этого была моя опасная болезнь, продолжительная и ужасная, уничтожившая мое здоровье».

Всего в оформлении собора принимали участие 22 художника. Кроме плафона К. П. Брюллова, здесь привлекают внимание большие картины, написанные известным мастером русской живописи Ф. А. Бруни вместе со своими учениками. Среди них — «Видение пророка Иезекииля», «Всемирный потоп», «Страшный суд» и другие. Многие картины на библейские и исторические сюжеты исполнены в мозаике. 62 мозаичные картины собора представляют собой уникальное собрание такого рода. Мастера этого сложного вида искусства применяли смальты — кусочки цветного стекла — 12 тысяч оттенков.

Основная идея собора была заложена в надписи над северным портиком: «Господи, силою твоею возвеселится царь». Собор торжественно открыли в 1858 году, и он стал главным храмам Петербурга, оплотом реакционного духовенства и самодержавия. Церковники мало заботились о сохранении здания как выдающегося памятника архитектуры и искусства. После Октябрьской революции они выступили против Советской власти, хранили в своих подвалах оружие, боеприпасы. В 1928 году правительство приняло решение — удовлетворить просьбу трудящихся Ленинграда о закрытии собора и превращении его в музей. Были проведены большие реставрационные работы на научной основе в связи с осадкой здания. Открытый в 1931 году музей знакомит посетителем с историей строительства собора, его архитектурой, живописью. Здесь демонстрируется опыт Фуко, наглядно подтверждающий вращение земли вокруг своей оси и вокруг солнца. Музей ежегодно посещает около миллиона человек.

Исаакиевский собор — не единственное сооружение на этой площади, созданное по проекту Монферрана. Им построен здесь в 1817—1620 годах дом Лобанова-Ростовского, Главный фасад дома обращен к Адмиралтейству. Восемь колонн центрального портика вынесены вперед и образуют парадный подъезд. У входа на гранитных постаментах установлены фигуры львов, воспетые А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». На одном из них спасался во время наводнения герой поэмы:

«Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений...»

Фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, почти в точности повторяет композицию главного фасада. Из зданий, выходящих на площадь, особый интерес вызывает на первый взгляд непритязательное трехэтажное здание (Исаакиевская пл., 9) — дом Мятлевых. Он был построен в 60-х годах XVIII века и по своей художественной значимости является выдающимся памятником архитектуры раннего русского классицизма. Владелец дома — поэт И. П. Мятлев — был другом А. С. Пушкина.

В 1839—1844 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер, перестроив дворец Чернышева, создал новое здание — Мариинский дворец. Оно замыкало площадь с южной стороны. В 1844—1853 годах по проекту архитектора И. Е. Ефимова были построены еще два дома — для министерства государственных имуществ, ныне занимаемые Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук имени Ленина. В начале XX века выросло здание гостиницы «Астория» и другие.

Так постепенно образовался архитектурный ансамбль Исаакиевской площади с конным памятником Николаю I в центре. Его установили в 1859 году по проекту Монферрана. Скульптор — П. К. Клодт. Сравнивая деятельность двух царей — Петра I и Николая I, А. С. Пушкин в свое время заметил о Николае: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Фигура императора на коне надменна, чопорна. Автор памятника, следуя «натуре», невольно создал образ царя-деспота, душителя свободы. Пьедестал памятника выполнен в старых классических формах с аллегорическими фигурами. Барельефы на постаменте призваны были прославлять деятельность царя. Памятник в целом, однако, по-своему интересен.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +